Автор: Сорокина Олеся Сергеевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1
Населённый пункт: город Ленинск-Кузнецкий, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Стратегии выполнения заданий по аудированию при подготовке к ЕГЭ."
Раздел: полное образование
Стратегии выполнения заданий по аудированию при подготовке к ЕГЭ.
Умения
в
аудировании
с
различными
целями
(для
понимания
основной
информации,
для
извлечения
специфической
информации,
для
полного
детального понимания) являются комплексными специфическими умениями.
Среди них:
умение догадаться о значении незнакомого слова по контексту или по
аналогии с родным языком;
умение
понимать
информацию
в
перефразированном
виде
(при
использовании синонимов, антонимов и т.д.);
умение
обойтись
без
понимания
значения
незнакомого
слова
без
ущерба для понимания текста в целом;
умение прогнозировать развитие высказывания;
умение понимать и использовать невербальные способы представления
информации в звучащем тексте (интонацию, логическое ударение);
умение делать выводы из услышанного;
умение отделять главную информацию от второстепенной (особенно
при аудировании с целью основного понимания).
И именно на развитие данных умений следует обращать особое внимание
при работе с детьми, готовящимися к сдаче ЕГЭ по иностранному языку.
При подготовке к выполнению задания базового уровня на понимание
основного содержания прослушанного текста В1 (задание на установление
соответствия),
учителю
необходимо
обращать
внимание
учащихся
на
следующий моменты:
Прежде
чем
приступить
к
прослушиванию,
надо
внимательно
прочитать инструкцию и разобраться, что требуется сделать в задании.
Далее надо прочитать формулировку задания, т.е. утверждение А – G и
подчеркнуть в них ключевые слова.
В данном задании не требуется полного понимания текста, поэтому
следует вырабатывать у учащихся умение понимать основное содержание
по ключевым словам и не обращать внимания на слова, от которых не
зависит это общее понимание текста
После первого прослушивания надо постараться отметить наиболее
вероятные ответы, выделяя в звучащем тексте ключевые слова.
Во
время
второго
прослушивания
рекомендуется
сконцентрировать
внимание на той информации, которая была пропущена в первый раз или
в правильности которое есть сомнения..
В качестве тренировочного упражнения можно предложить следующее: дать
учащимся
прослушать
аудиозапись,
не
показывая
списка
утверждений
и
попросить
после
прослушивания
каждой
части
кратко
сформулировать
основное
содержание
прослушанного.
Затем
можно
предложить
второе
прослушивание, после которого предъявить учащимся список утверждений.
При
выполнении
задания
повышенного
уровня
на
понимание
в
прослушанном
тексте
запрашиваемой
информации
А1-А7 следует
учитывать следующее:
Перед тем, как прослушать запись, надо внимательно прочитать текст
инструкции и сами утверждения.
В этом задании не надо пытаться определить правильный ответ до
прослушивания
текста,
потому
что
ответ
зависит
исключительно
от
содержания текста. Общие знания или догадка в данном случае могут
подвести. Но, прочитав задания, можно попытаться представить, о чем
будет говориться в записи.
Следует
также
продумать,
какого
рода
информация
потребуется
(например, цифры, время, имена собственные, какие-то детали), чтобы
определить данное утверждение как верное, неверное или вообще в тексте
не затронутое.
В
заданиях
такого
типа
порядок
приведенных
утверждений,
как
правило,
соответствует
тому
порядку,
в
какой
информации
дается
в
аудиозаписи.
Поэтому
утверждения
можно
читать
и
во
время
прослушивания записи.
В конце задания могут быть вопросы более общего содержания. При
ответе на них необходимо подумать о тексте всей записи целиком.
Во время второго прослушивания надо проверить свои ответы и не
оставлять вопросы без ответов.
При выполнении задания высокого уровня на полное понимание текста
А8-А14 (задание на множественный выбор) следует учитывать следующие
рекомендации:
Перед тем как прослушать запись, надо сначала прочитать только вопросы в
задании, без предложенных вариантов ответа. В этом случае рекомендуется
прочитать вопросы вместе с предложенными вариантами ответов.
Рекомендуется
найти
в
вопросах
ключевые
слова
и
подобрать
к
ним
синонимы.
Во всех заданиях на множественный выбор порядок вопросов соответствует
т о м у
п о р я д к у,
в
к а ко м
и н ф о р м а ц и я
п о я в л я е т с я
в
т е к с т е .
При
выборе
ответа
следует
руководствоваться
исключительно
той
информацией, которая дается в тесте, а не тем, что вы сами знаете или
думаете по данному вопросу.
И правильные, и неправильные варианты могут включать слова и выражения
из текста аудиозаписи, надо обращать внимание не столько на слова, сколько
на контекст.
Во
время
второго
прослушивания
надо
проверить
выбранные
ответы
и
обратить внимание на ту информацию, которая была пропущена во время
п е р в о г о
п р о с л у ш и в а н и я .
Не следует оставлять ни один вопрос без ответа, даже если после второго
прослушивания есть сомнения в правильности выбора.