Напоминание

"Развитие двигательных качеств учащихся"


Автор: Ильясов Рафаэль Шарипович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Ципьинская СОШ"
Населённый пункт: РТ Балтасинский район с.Ципья
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие двигательных качеств учащихся"
Раздел: полное образование





Назад




Развитие двигательных качеств учащихся

В последнее время ведется много разговоров о состоянии здоровья

детского населения нашей страны, о необходимости улучшения физического

воспитания

школьников,

о

важности

для

них

систематических

занятий

физической культурой и спортом.

Решение

поставленной

задачи

возможно

только

при

активной

деятельности

самого

ребенка,

так

как

заставить

работать

на

себя

свои

собственные резервы человек может только с участием своей воли и разума.

Поэтому

главным

компонентом

выработки

потребности

в

регулярных

занятиях спортом является мотивация.

Это заставило меня глубже задуматься над результатом своей работы,

подумать

о

принципиальных

подходах

к

урокам

физической

культуры

и

внеурочной работе.

Серьезная проблема физического воспитания в школе заключается в

том, что детям понятнее, интереснее состязания и спортивные игры, где

царит

азарт,

эмоциональный

накал,

виден

результат

своего

труда,

чем

многократное повторение одних и тех же упражнений ради не очень по-

нятного

детям

гармоничного

развития.

Несколько

уроков

в

неделю

явно

недостаточно для того, чтобы обрести или хотя бы сохранить здоровье. Реше-

нием

поставленной

задачи,

на

мой

взгляд,

является

организация

кружка

физической подготовки и периодическое проведение ярких, захватывающих

внеурочных мероприятий.

При правильной постановке физического воспитания можно добиться

значительного укрепления здоровья детей. Учитывая отрицательное влияние

климатических

условий,

в

школе

мы

ведем

планомерную

работу

по

привлечению

учащихся,

имеющих

отклонения

в

состоянии

здоровья,

к

систематическим занятиям физической культурой.

Наиболее эффективной формой обучения школьников 8-9 классов спор-

тивным играм и упражнениям являются организованные занятия.

Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде

всего,

на

укрепление

здоровья,

улучшение

обшей

физической

под-

готовленности

детей,

удовлетворение

их

биологической

потребности

в

движениях.

Основной

целью

занятий

спортивными

играми

и

упражнениями

является

ознакомление

детей

со

спортивными

играми

и

упражнениями,

закладывание азов правильной техники. Но это ни в коем случае не должно

стать

узкоспециализированными

тренировками,

подготовкой

к

участию

в

соревнованиях.

Настоящие

соревнования,

где

борьба

ведется

за

очки,

за

места, являются непосильной психологической нагрузкой для ребенка.

Отличительная черта занятий спортивными играми и упражнениями —

их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной

предпосылкой

здоровья,

предупреждает

различные

заболевания,

поддерживает интерес к физическим упражнениям. Радостное настроение

продолжает владеть ребенком и после занятия. Детям интересно на занятии,

когда они заняты, когда время отдыха не превышает времени работы. Скука

приходит

тогда,

когда

ребята

остаются

без

дела,

когда

их

заставляют

выполнять однообразные, монотонные движения. Разнообразие упражнений

и игр увлекает детей: они порой «забывают» о времени. Познав радость и

удовольствие от предложенной им деятельности, они уходят с занятия с

желанием продолжить его.

Игровая

форма

проведения

занятия

является

основой

методики

обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как

занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения

и игры должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому важно, чтобы

занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые

образы, неожиданные моменты.

Обучение спортивным играм и упражнениям протекает более успешно

при

реализации

всех

общедидактических

принципов.

При

подборе

физических

упражнений

необходимо

учесть

возрастные

особенности,

возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания.

Целесообразно

использовать

подводящие

упражнения,

которые

помогут

быстрее научить детей избранному двигательному действию.

Чтобы

добиться

массового

охвата

учащихся

внеклассной

работой,

используются самые различные формы организации и проведения занятий с

детьми

с

учетом

их

возраста,

состояния

здоровья

и

физической

подготовленности.

Основные

формы

«часы

игр»,

пешие

и

лыжные

прогулки, походы, катание на санках, занятия в группах общей физической

подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в

спортивных секциях.

Небольшие прогулки и экскурсии (при минимальном расстоянии) могут

проводиться

в

любой

учебный

день;

прогулки

и

экскурсии

на

большое

расстояние, а также походы — только в выходные или каникулярные дни.

Каждое

из

этих

мероприятий

тщательно

готовится,

план

проведения

подробно разрабатывается. В плане предусматриваются задачи мероприятия,

маршрут, места непродолжительного и длительного отдыха, занятия и игры в

пути и на большом привале, инвентарь, личное и коллективное снаряжение

участников.

Чаще

всего

прогулками,

экскурсиями

и

походами

руководят

учителя. К участию в походах следует привлекать медицинский персонал и

родителей.

Самыми

простыми

и

массовыми

формами

внеклассной

работы

с

учащимися являются игры и развлечения.

Игры организуются как с небольшой группой учеников одного класса,

так и с большими группами учащихся двух-трех классов. Игры следует

проводить в виде «часа игр», общее руководство которыми осуществляется

учителями. Практическую работу по подготовке и проведению игр ведут

сами учащиеся, выполняя замысел и план учителя.

«Часы игр» (летом, осенью и зимой) проводятся на открытом воздухе и

лишь в ненастную, ветреную и холодную погоду в закрытом помещении.

Температурные условия для игр на воздухе те же, что для занятий другими

упражнениями.

Игры

должны

быть

простыми

по

содержанию,

легко

объяснимыми, интересными, увлекательными и соответствовать возрасту и

подготовленности детей. Комплекс игр составляется так, чтобы в нем были

игры

с

различным

содержанием

и

нагрузкой

и

чтобы

они

правильно

чередовались. В каждое занятие вводятся игры относительно спокойные, с

большой

подвижностью,

а

также

игры

с

пением

и

плясками.

При

этом

наиболее подвижные игры проводятся в середине занятия, а игры с пением —

в конце.

Спортивные

соревнования являются одной из самых интересных и

увлекательных

форм

внеклассной

работы

по

физическому

воспитанию

в

начальной школе. Они содействуют систематическим занятиям физическими

упражнениями

дома

и

в

кружке

физкультуры,

повышают

физическую

подготовленность учеников, сплачивают детский коллектив.

Соревнования, как и другие виды внеклассной работы, включаются в

общий

годовой

план

работы

школы.

В

начале

учебного

года

точно

определяются

сроки

проведения,

положение

и

программа

каждых

соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка

к

ним.

Спортивные

соревнования

организуются

и

проводят ся

непосредственно

учителями

под

общим

руководством

директора

школы.

Лучшие

спортсмены

старших

классов

оказывают

помощь

в

подготовке

учащихся начальных классов к соревнованиям.

Каждое

соревнование

проводится

в

соответствии

с

положением,

в

котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и

место

проведения,

участники,

программа,

условия

проведения

и

зачет,

порядок награждения лучших участников и команд, форма заявки и сроки ее

представления.

Мероприятия «Мама, папа, я - спортивная и туристская семья» и другие

«Веселые

старты»,

в

которых

принимают

участие

дети

и

родители,

осуществляются при поддержке администрации школы.

Только здоровый человек по-настоящему счастлив и работоспособен,

здоровье надо беречь и укреплять с детства. Эти заповеди они усвоили под

руководством педагогов и родителей.

В конце хотелось бы отметить, что школьный возраст должен быть не

только временем биологического и интеллектуального развития, но и

периодом активного физического воспитания, укрепления здоровья детей.

Следовательно, школа по праву может быть названа институтом здоровья.

Школа - это место, где ребенок проводит большую часть времени,

значит, мы педагоги больше их видим и знаем о них подчас больше, чем их

родители, и на нас лежит большая государственная ответственность за их

жизнь и здоровье, за формирование здорового образа их жизни.

Результаты проводимой работы, анализ и наблюдения позволяют сде-

лать вывод о том, что улучшение состояния здоровья ребенка зависит от

повышения уровня физического развития, а на его повышение в свою очередь

положительно влияет рост уровня физической подготовленности и наоборот,

то есть между ними существует тесная взаимозависимость.



В раздел образования