Автор: Аристова Елена Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г. Кольчугино, Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровая программа спортивного праздника "На старт! Внимание! Марш!"
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
КОЛЬЧУГИНСКОГО РАЙОНА
ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Игровая программа
спортивного праздника
«На старт! Внимание!
Марш!»
Автор:
Аристова Елена Алексеевна, педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Кольчугино, 2017 г
Пояснительная записка
Вся жизнь ребенка наполнена игрой.
Игра, являясь ведущим видом деятельности детей, занимает важное
место в их жизни. Это связано с тем, что игра оказывает многогранное
влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми
знаниями, умениями и навыками, совершенствуют свою речь. Только в игре
осваиваются
правила
человеческого
общения,
укрепляется
здоровье,
развиваются
координационные
способности
и
двигательные
навыки.
Во
многом
благодаря
игре
у
детей
формируется
рефлексия-способность
осознавать
свои
особенности,
осмысливать,
как
эти
особенности
воспринимаются
окружающими,
и
строить
свое
поведение
с
учетом
их
возможных
реакций.
Согласно
Р.Е.Мотылянской,
чем
шире
диапазон
используемых
средств
и
игровых
упражнений,
тем
ярче
проявляется
их
стимулирующие влияние на физическое развитие детей.
Но совершенно по-иному выглядит процесс развития игры у детей с
ограниченными возможностями здоровья. Уже в раннем детстве у таких
детей проявляется низкий уровень познавательной активности, запаздывание
в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями,
речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми. И
несмотря на это, развитие детей с ОВЗ проходит те же стадии, что и развитие
нормально развивающегося ребенка, т. е. происходит последовательная смена
ведущего
вида
деятельности,
определяющей
переход
от
одной
стадии
к
другой.
Так при умелом и систематическом использовании игра положительно
может воздействовать не только на способность управлять движениями, но и
на
всю
психомоторную
сферу
ребенка:
умение
быстро
реагировать,
предвидеть, быстро находить, принимать и осуществлять решения.
Процесс обучения игре детей с проблемами здоровья строится с учетом
закономерностей ее развития у нормально развивающихся детей. Процесс
обучения имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный
подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний
и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка
в процессе обучения. Все это нужно учитывать в процессе обучения детей с
ОВЗ.
Следовательно,
в
подходах
к
процессу
обучения
игре
нормально
развивающихся
детей
и
детей
с
ОВЗ,
а
также
в
решении
конкретных
методических вопросов можно найти много общих черт. К ним относятся:
Построение процесса обучения игре на основе дидактических принципов.
Важнейшие из них:
1.Принцип активности и сознательности ребенка в процессе обучения;
2.Принцип систематичности и последовательности в процессе формирования
знаний, умений и навыков у детей;
3.Принцип наглядности, учитывающий наглядно-действенный и наглядно-
образный характер мышления дошкольников;
4.Принцип
доступности,
предусматривающий
соответствие
формируемых
представлений, знаний, умений и навыков возрастным и индивидуальным
возможностям детей;
5.Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков;
6.Принцип связи содержания обучения с жизнью и опытом детей;
7.Принцип
воспитывающей
и
развивающей
направленности
процесса
обучения;
8.Принцип руководящей роли педагога в процессе обучения.
В игровой программе использованы следующие методы:
1.метод обучения движения
2.метод
воспитания
физических
качеств
и
совершенствования
двигательных навыков
3.методы словесного воздействия
4.методы наглядного воздействия
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Актуальностью
данной
программы
является
пропаганда
здорового
образа
жизни,
привлечение
к
регулярным
занятиям
спортом
и
играм
здоровых детей и детей с ограниченными возможностями.
Новизна данной программы заключается в цели, поставленной данной
программой,
а
именно
совместная организация активного отдыха детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей
без
ограничения,
приобщение их к здоровому образу жизни, обогащение их жизненного опыта
яркими впечатлениями, предоставление им возможности выразить себя в
различных видах спортивной деятельности.
Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое
занятие каждого.
Сухомлинский В. А.
Время проведения: 20.12. 17
Место проведения: Спортивный зал МБУДО ЦВР
Оборудование: Хоккейные клюшки(2шт), мячи(2шт), сноуборд(2шт),
коврики(8шт),надувные шары, гимнастические палки, нетрадиционное
оборудование и тд.
Участники: Команды: «Преодоление» и «Крепыш»( дети с ограниченными
возможностями здоровья , и дети без отклонений в состоянии здоровья
посещающие детское объединения «Красота и грация»)
Цель: Организация активного отдыха детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей без отклонения, приобщение их к
здоровому образу жизни и формированию положительного отношения к
проведению зимних Олимпийских игр в Сочи, обогащение их жизненного
опыта яркими впечатлениями, предоставление им возможности выразить
себя в различных видах спортивной деятельности.
Задачи:
1.Закрепить интерес детей к игровой деятельности и к систематическим
занятиям физкультурой и спортом.
2.Воспитать в детях с ограниченными возможностями здоровья чувства
внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего
тела.
3.Развить у ребят быстроту, ловкость, внимание, фантазию
доброжелательность, творчество, самостоятельность, инициативу в
спортивных состязаниях , посвященных Олимпийским играм.
4.Реализовать у детей с ограниченными возможностями здоровья,
находящихся в тяжелой жизненной ситуации, скрытые и индивидуальные
способности
Зал празднично украшен: Флагами: Россия, Олимпийский, Паралимпийский
Семейными плакатами с девизами:” Олимпиада 2014”,”Россия
вперед!”,”Мы за здоровый образ жизни”,”Олимпийцы вперед”,воздушными
шарами и т.д.
Ход праздника
Вед: Добрый день, дорогие друзья, любители спорта, красоты и здоровья.
Позвольте открыть наш спортивный праздник, посвященный Олимпийским
играм в Сочи “К Олимпийским высотам!”
Идет перед нами спортивная смена,
И все они в будущем - спортсмены
И пусть подрастут, и в дороге пробьются
И вскоре побед, они точно добьются.
Под спортивный марш композитора И.Дунаевского, дети заходят в зал,
выстраиваются в одну шеренгу.
Вед: Перед нами юные спортсмены.7 февраля 2014 года состоялось открытие
22 Олимпийских игр в Сочи. Спортсмены из 80 стран приехали на
спортивные соревнования. Талисманами были Белый медведь, Леопард,
Зайка.
А 7 марта того же года, были открыты Паралимпийские игры, талисманами
которых являлись Лучик и Снежинка.
Что такое Олимпиада?
Это честный спортивный бой
В ней участвовать - это награда
Победить же может любой
Вед : Я от души поздравляю всех, кто сегодня вышел на старт. Звучит
Спортивная честь (Марш физкультурников)
"Выше знамя советского спорта! Шире шаг от рекорда к рекорду!"
Музыка: М. Блантер Слова: М. Вольпин
В зал заходят Олимпийские талисманы: Зайчик, Медведь, Леопард.
Приветствуют детей. Начинается праздник с веселой зарядки.
Звучит песня «Зарядка ». Все ребята, гости, вместе с талисманами
выполняют общеразвивающие упражнения.
Упражнение 1. И.п. Ноги слегка расставлены, ступни параллельно, руки
внизу. 1 – поднять руки в стороны. 2- поднять руки вверх над головой,
подняться на носки, смотреть на руки - вдох. 3- опуститься на всю ступню,
руки в стороны.4- руки вниз - выдох.(6-8 раз)
Упражнение 2 . И.п. Ноги слегка расставлены, руки за голову. 1- поворот
туловища вправо, руки в стороны.2- поворот прямо , руки за голову. Тоже в
левую сторону. При поворотах ноги от пола не отрывать (4-6 раз)
Упражнение 3. И.п. Стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью. 1- рывки
руками вправо.2- И.п. 3- рывки руками влево.4-И.п.
Упражнение 4 .И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклон
вперед не сгибая ног. 2- выпрямиться, руки поднять вверх.3-наклон вперед.4-
выпрямиться.
Упражнение 5 .И.п. Сесть, ноги вместе, руки в стороны.1-поднять правую
прямую ногу, хлопок руками под ногой - выдох.2-опустить ногу, руки в
стороны, хорошо прогнуться -выдох. Тоже, только хлопок под левой ногой ( 8
раз).
Упражнение 6 .Прыжки по залу на обеих ногах, руки на поясе.
Дыхательное упражнение.
Вед: И так, мы размялись. Ребята! Вы самые смелые, ловкие, умелые. Вы
самые дружные. Девиз нашего праздника: Спорт, здоровье и игра - наши
лучшие друзья! (ребята повторяют хором) Команды: «Преодоление » и
«Крепыш» выходят на старт.
Всем желаю поспешить и, конечно, победить!
Талисманы:
Зрителям в зале мы пожелаем,
Чтоб не сидели в креслах, скучая
Так что не будь ты зевакой и соней,
И не жалей для хлопков ты ладоней!
Вед:
Физкультурой заниматься
Начинаем мы как раз.
Бегать, прыгать, кувыркаться
Будем весело сейчас.
Спортивные конкурсы:
1.Шайбу!, Мимо !,Бей!- значит там игра – хоккей.
Команды катят мяч хоккейной клюшкой до флажка. Обводят мяч и
возвращаются таким же способом. Побеждает та команда, которая
быстрее пересечет финишную черту.
2.Спорт на свете есть такой
Популярен он зимой
На полозьях ты бежишь
За соперником спешишь (лыжные гонки)
Участники на одной лыже (клеёнке) отталкиваясь ногой ,должны пройти
до флажка и обратно. Побеждает участник ,пришедший к финишу первым.
3.Он на вид - одна доска
Но зато названьем горд
Он зовется - сноуборд
Ребенок садится на сноуборд. Родитель катит ребенка до флажка.
Объезжает его и обратно к финишу.
4.Конкурс “Спортивный кроссворд”
Каждой команде необходимо разгадать кроссворд с рисунками разных
видов спорта .Ключевое слово: Здоровье
З
Д
О
Р
О
В
Ь
Е
Задание: Впишите виды спорта ( ответы: Дзюдо , гандбол, бокс, акробатика,
хоккей, волейбол, бильярд, велоспорт)
5.Игра для зрителей: Замри
Одного ребенка или взрослого выбирают снежинкой, а остальные
разбегаются в разных направлениях. Снежинка считает до 5,а затем
догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается снежинка, они
замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их ,другие дети
должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3
раза по 1-2 мин. Каждый раз выбирается новая снежинка.
6. «Составь слово»
Задание: Обе команды составляют слово «Олимпиада»
7. Игра «феерверк
Задание: Ребятам необходимо надуть надувной шарик. Затем по команде
отпустить шарик вверх.
Вед: А сейчас ребята покажут вам спортивно - танцевальную композицию
«О спорт, ты мир!». (Участвуют дети с ОВЗ и дети без отклонений в
состоянии здоровья)
Вед: Эстафета, эстафета!
Пронесемся, как ракета
Есть в ней правило одно-
Один за всех и все за одного!
8.Игра: дружба.
Под спокойную музыку дети медленно бегают врассыпную или выполняют
различные танцевальные упражнения. Музыка обрывается - играющие
должны поприветствовать друг друга в парах необычным способом.
Например ,прижаться щека к щеке, рука к руке и т.д. Снова звучит
музыка, дети танцуют, музыка обрывается ; каждый ребенок выбирает
себе пару, чтобы поздороваться . Игра проводится 2-3 мин.
9.Здесь отлеты боевые
Это снайперы лихие
Кто в мишень точнее бьет,
Тот к победе путь найдет (Биатлон)
Взять в правую руку вату, левая рука за спиной, смять вату , затем
метнуть в мишень. Выигрывает та команда, которая быстрее закончит
метание+ попадание в центр мишени.
10.Блиц - турнир” Знатоки спорта”
Задаются вопросы всем участникам и гостям.
1.какие зимние виды спорта вы знаете? (биатлон, хоккей .бобслей ,коньки,
фигурное катание и т.д. )
2.что защищает вратарь? (ворота)
3.главный человек на спортивной площадке? (судья)
4.как называют спортсмена награжденного золотой медалью? (чемпион)
5.как называют игры для людей с ограниченными возможностями?
(паралимпиада)
6.назовите талисманы паралимпийских игр в Сочи (лучик и снежинка)
Вед: Молодцы! Вы правильно ответили на сложные вопросы. Наш
спортивный праздник, посвященный Олимпиаде в Сочи завершается.
Талисманы Олимпийских игр произносят слова:
Зайка: Праздник нам кончать пора - крикнем празднику ура!
Медведь:
Всем спасибо за внимание,
За задор и громкий смех,
За огонь соревнования
Обеспечивший успех!
Леопард:
Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь
Говорим всем: до свиданья,
До счастливых новых встреч.
Звучит песня “Герои спорта”А. Пахмутовой.
Вед: До новых встреч друзья! Желаем нашим Олимпийцам и
Параолимпийцам побед! И у нас с вами маленькая победа. Мы воспитали в
себе чувства внутренней свободы, уверенности в себе и своих силах. Развили
ловкость ,внимание, фантазию. Давайте вместе громко еще раз скажем наш
девиз: Спорт, здоровье, игра- наши лучшие друзья!( Все ребята получают
сладкие подарки ,победила дружба.)