Напоминание

Мастерская "Царевна лягушка"


Автор: Ушакова Надежда Андреевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ СОШ д. Аксакшур
Населённый пункт: Удмуртская Республика, Малопургинский район, д. Аксакшур
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастерская "Царевна лягушка"
Раздел: полное образование





Назад




Мастерская “Царевна – лягушка”

Предлагаемая мастерская проводится на уроках биологии, в 7 классе, в начале

изучения темы “Земноводные”. Задача этой мастерской – опираясь на свои

личные наблюдения и бытовые знания, полнее понять биологию лягушки, её

неразрывную связь со своим местообитанием. В роли ведущего выступает

учитель (мастер).

Цели урока:

Образовательные:

-обеспечить усвоение знаний об особенностях внешнего строения и

жизнедеятельности класса земноводных в связи с образом жизни;

- сформировать представление о многообразии и систематике земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость

их охраны;

Развивающие:

- развивать умения сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-

следственные связи.

Воспитательные:

-воспитывать умения работать в группах;

-воспитывать гуманное отношение к животным;

- формирование экологической культуры

Метапредметные: ставить цели, задачи, осуществлять самоконтроль, работать с

текстом, иллюстрациями.

Задачи урока:

на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших

из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп

животных;

показать приспособительные особенности земноводных к водному и наземному

образу жизни;

выяснить значение амфибий как лабораторных животных и как важное звено в

цепях питания;

I.Организационный момент

Приветствие: «Здравствуйте, ребята!».Присаживайтесь.

Рефлексия эмоционального состояния

Сегодня у нас не совсем обычный урок. На уроке присутствуют гости.

Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок с хорошим настроением.

Откройте тетради и запишите число.

Цель: снять психологическое напряжение, создать благоприятную

психологическую атмосферу, настроить на работу.

Привлечение внимания учащихся

II.Индуктор

1. Участники мастерской делятся на три группы. Способ разделения основанный

на разнообразии окраски лягушки- зелёной, бурой, пятнистой.

2. Послушайте дети загадку:

Выпуча глаза сидит,

Непонятно говорит,

родилась в воде,

а живет на земле.

3.Группам предлагается задание: подумайте , дети, с какими проблемами

встретилась лягушка для нормального существования на суше, запишите на

листочках по две проблемы. После чего учитель на доске создаёт полный

перечень этих проблем, а члены группы объясняют, почему они считают их

наиболее существенными для жизни лягушки:

-проблема высыхания;

-изменение характера передвижения;

- восприятие окружающей среды;

- питание;

- дыхание кислородом воздуха

Социоконструкция Затем каждая группа получает задание сделать рисунок

лягушки на большом листе бумаги. Изображая лягушку, ребята обычно

испытывают ряд затруднений /не знают, как нарисовать конечности, голову глаза,

ноздри, сколько пальцев на ногах и т. д. Все возникающие в ходе работы вопросы

предлагается записывать на отдельных листах. Позже они подлежат детальному

обсуждению для более точного выяснения особенностей строения этого

земноводного.

Афиширование.. Производится афиширование групповых рисунков с их

защитой, то есть группе нужно показать, что она изобразила и почему именно

так. Задача других участников мастерской задавать вопросы по рисункам. Здесь

то и выясняется несовершенство собственных знаний каждого о земноводных.

Мастер дает время, чтобы ознакомиться с текстом учебника, чтобы сделать

вывод.

формируются выводы:

-земноводные научились дышать воздухом атмосферы с помощью ноздрей, в

процессе дыхания у земноводных участвует и влажная кожа;

- тонкая влажная кожа нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут

в сырых местах;

-Чтобы слышать в воздушной среде у земноводных появился новый орган-

среднее ухо;

- свободные конечности для передвижения, наличие плавательных перепонок

между пальцами к передвижению в воде.

По ходу обсуждения учитель задаёт ребятам вопрос: “Какое происхождение

имеет слово “лягушка”? Обычно дети дают толковый, аргументированный ответ

о существовании в русском языке глагола “лягать”, то есть сильно толкать,

пинать. Это как раз и связанно со способом передвижения этого животного, как

на земле, так и в воде.

Заслушиваются мнения всех групп. Например, участники вспоминают такие

особенности лягушек как: возможность раздуваться при кваканьи, наличие

крупных, навыкате глаз, привязанность к размножению только в определённых

водоёмах, передвижение большими прыжками, относительно небольшие

размеры, обитание в двух средах: на земле и в воде. В результате этой работы

каждое из предложенных высказываний получает различное толкование.

Физминутка

На болоте три подружки-

Три зеленые лягушки.

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Лапками топали, лапками хлопали,

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Вам, друзья:» Физкультпривет!»

Ведущий напоминает ребятам, что не только в пословицах, но и в сказках тоже

встречались лягушки, проводится конкурс: какая группа вспомнит больше сказок

с лягушкой – сказочным персонажем? Время для раздумий – одна минута.

Обычно группы вспоминают по 6-8 сказок. Вслух названия этих сказок пока не

произносятся, учитель только узнаёт их количество.

Мастер предлагает каждой группе пластически изобразить один эпизод из

любой сказки по выбору. (социоконструкция) Задача других групп узнать, какая

сказка изображается, и сделать вывод о морали этой сказки, а также объяснить,

как эта мораль может быть связанна с биологическими особенностями лягушки.

Участники мастерской обычно подходят творчески к выполнению этого задания,

используя дополнительный реквизит /из подсобных средств/, детали одежды для

большей наглядности. Чаще всего школьники показывают отрывки из “Царевны-

лягушки”, “Лягушки-путешественницы” В.Гаршина, “Двух лягушек” Л.Толстого.

Всегда интересно и оригинально дети связывают общечеловеческую мораль

сказки с биологическими особенностями лягушки. Так в сказке “Две лягушки”

ребята выделили такую мысль: “В любой ситуации борьба предпочтительнее

смирения”, а биологический смысл увидели в следующем: “При тренировке

мышцы укрепляются, и это даёт жизненные силы необходимые для выживания

особи и вида”.

Учитель задаёт вопрос: “У каждого из нас есть родственники, а каковы

ближайшие родственники лягушки”? Ребята почти мгновенно отвечают, что это

жабы. Группам предлагается раздаточный материал для сравнения – фотографии

и рисунки лягушек и жаб для выявления отличительных черт. Результаты

сравнения обсуждаются вслух и записываются в рабочие тетради.

Ведущий обращает внимание детей на вопросы, записанные при выполнении

рисунка лягушки: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется

групповое обсуждение, некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть

оставлены для домашнего решения. Например: мастер не торопится ответить на

вопрос: “Пьют ли лягушки воду”? Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На

следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.

Звучит пластинка с записью голосов лягушек. “А для чего лягушки квакают”?-

предлагается очередной вопрос, группы должны отыскать как можно больше

вариантов ответа на него. Школьники выделяют до 10 значений кваканья, такие

как: привлечение особей противоположного пола, звуки еды, предупреждение об

опасности и т. д. Все варианты, имеющие разный биологический смысл

необходимо записать в тетрадь.

Мастерская окончена, но не кончается процесс поиска. “Я ищу, значит, я

обучаюсь, я ищу, значит, я обучаю”! – девиз всех, для кого работа на уроках

превратилась в процесс каждодневного поиска на мастерских.

Домашнее задание творческого характера: написание стихов, сказок, басен,

создание живописных работ.

Список литературы

1. Белова Н.И. “Я знание построю в мастерской”. – Санкт- Петербург, 1994.

2. Окунев А.А. “Как учить не уча”. – Санкт- Петербург, “Питер”, 1996.

3. Педагогические мастерские. Интеграция отечественного и зарубежного опыта. Санкт – Петербург,

1995.

4. Педагогические мастерские. Франция – Россия, Москва, 1997.

5. Педагогические мастерские. Теория и практика. Санкт – Петербург, 1998.



В раздел образования