Напоминание

"Конспект ННОД по развитию речи "Сравнительное описание лисы и зайца"


Автор: Ляхова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солныщко"
Населённый пункт: п Мордово,Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект ННОД по развитию речи "Сравнительное описание лисы и зайца"
Дата публикации: 15.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект ННОД

в старшей группе

по развитию речи

Тема: «Сравнительное описание лисы и зайца».

Автор: Ляхова Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад

«Солнышко», рп Мордово, Тамбовской области

Программное содержание:

Обучающие задачи:

• Продолжать учить составлять сравнительные описательные рассказы.

• Закрепить умение выделять отличительные и схожие признаки животных и

на их основе сравнивать внешность, повадки.

• Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, образовании

сравнительной степени прилагательных.

• Расширить словарный запас детей: изящное, плутовка, заяц-беляк, косой,

хищник, травоядное животное.

Закрепить знания о том, в каких произведениях встречаются заяц и лиса.

Закрепить умение отгадывать загадки.

Развивающие задачи:

• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,

внимания.

• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,

умению сравнивать, анализировать и аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и

выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к жизни диких животных.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок о животных,

наблюдение за следами на снегу во время прогулки, индивидуальные занятия

по составлению описательных рассказов о диких животных, чтение сказок.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов).

• Наглядный (использование иллюстрации).

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы

детей).

• Поощрение, анализ занятия.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие .

Оборудование: игрушки зайца и лисы, «дорожки» со следами зайца и лисы,

фонограммы для показа движений зайца и лисы.

Демонстрационный материал: картины с изображением зайца-беляка,

лисы; схема для составления описательных рассказов о животных, книги со

сказками о животных.

Ход ННОД:

Организационный момент: звучит фонограмма вьюги. Воспитатель задает

детям вопрос: «Какой звук вы слышите?» (Ветра, вьюги, метели).

Предлагает посмотреть в окно. «Что вы видите на земле, деревьях, крыше?»

(снег)

В это время на полу появляются «дорожки» следов (длинные полосы белой

бумаги с нарисованными следами зайца и лисы)

- Правильно, снег. Очень часто зимой бывает снегопад и ветер – это метель,

вьюга. После снегопада на свежем снегу остаются следы. Вспомните, какие

следы мы видели на прогулке? (следы обуви взрослых и детей, следы птиц,

кошки, собаки и др.)

Посмотрите, какие следы можно увидеть на свежем снегу в лесу. (Обратить

внимание детей на «дорожки» со следами)

- Как вы думаете какие животные могли оставить эти следы? (выслушать

предположения детей)

- Я тоже не могу точно сказать. Давайте поищем подсказки. (на «дорожках»

прикреплены снежинки с подсказками)

-На этих снежинках подсказка о том, чем питаются эти животные (картинки

на снежинках с обратной стороны: 1-с травой, 2- с зайцем, мышью, курицей).

-А здесь можно увидеть клочки шерсти (3- с белой шерстью, 4- с рыжей),

оставленной незнакомцами.

-Итак, кто питается травой, зимой «носит» белую шубу? Правильно, заяц.

-А кто любит ловить мышей, зайцев, красть в деревне кур? Конечно, это лиса.

Посмотрите в конце каждой дорожки следов в снегу спрятался их хозяин.

Здесь - заяц (достать из-под белой ткани игрушку зайца), а здесь – лиса

(достать игрушку лису).

- Сегодня мы не просто будем рассказывать об этих животных, мы будем их

сравнивать. Сначала я предлагаю вам составить рассказ о каждом из них,

вспомнить, что мы знаем о зайце и лисе. А каждый желающий ребенок

составит сравнительное описание зайца и лисы. Для составления рассказа

можно пользоваться схемой (взрослое животное – описание внешности,

особенности этого животного; детеныши – название, когда и сколько

рождается; место обитания; чем питается; какое место занимает в жизни

человека, в каких сказках встречается)

Рассказ о лисе (предлагается детям рассказать самостоятельно)

Внешне

лисица

представляет

собой

зверя

среднего

размера

с

изящным

туловищем

на

невысоких,

тонких

ногах,

с

вытянутой

мордой,

острыми

ушами и длинным пушистым хвостом. Пушистый хвост лисицы помогает ей

во время бега, а в зимние холода защищает ее от морозов. У лисы лучше

развит слух и нюх, чем зрение. Уши у них довольно крупные, треугольные,

чуть вытянутой формы, с острой вершинкой. В зимнее время

мех лисы

становится

густым

и

пышным,

летом

пышность

и

длина

шерсти

уменьшается. Цвет лисы может быть, рыжим, желтоватым.

Весной у лисицы появляются детеныши: 4, 5 или 6 лисят. Когда наступает

лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить,

что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце

лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.

Обитает лиса повсеместно: в лесу, в степи. Живет она и в нашей местности.

Лисий дом называется нора. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев

или в расщелинах скал.

Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов,

мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по

На берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают

лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник

и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.

Лиса встречается в сказках: «Колобок», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса»,

«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»,

«Лиса и лапоть», «Снегурушка и лиса», «Кот и лиса», «Теремок» и др.

Рассказ о зайце (предлагается детям рассказать самостоятельно)

Тело зайца стройное, немного сжатое с боков. Отличительной чертой зайца

являются длинные уши. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше,

чем нюх и зрение. Задние ноги у этих животных имеют длинные ступни и

развиты сильнее передних. А способность внезапно изменять направление

бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от

преследования врагов: волка, лисицы, совы и т.д. Зайцы хорошо бегают вверх

по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. Цвет зайца зависит от

времени года. Летом шерсть животного имеет рыжевато-серый, оттенок, с

«пестринами». Мех на животе белого цвета. Зайцы меняют окраску зимой,

полностью белоснежным становится заяц-беляк.

Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что

родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему

этих зайчат зовут настовиками? (Ответы детей).

А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей).

В е с н о й ,

к о г д а

з а з е л е н е е т

т р а в а .

В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда

х л е б а

к о л о с я т с я .

Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во

время листопада.

Зайчата рождаются сразу зрячими и покрытые мехом, они уже через час

могут самостоятельно передвигаться и принимать пищу. Зайчиха раз в день

приходит

к

ним

покормить

молоком,

а

через

две

недели

зачата

уже

становятся самостоятельными и начинают свою жизнь.

Зайцы

обитают

во

многих

местах,

там

где

есть

трава

и

место,

чтобы

спрятаться. Дома себе зайцы не строят, а прячутся в кустах, оврагах.

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы

питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой

молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство

– кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром

дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста.

А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в

лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может

поранить своего врага. И косым его называют не от того, что у зайца косят

глаза. Вовсе нет, с глазами у него всё в порядке. Дело в том, что охотники

давным-давно заметили, что заяц прыгает не по прямой линии, а скачками: то

вправо, то влево. Потому и назвали зайца косым.

Заяц встречается в сказках: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста»,

«Еж и заяц» Л. Толстой, «Заяц, косач, медведь и весна» В. Бианки, «Заяц»

Бурятская сказка, «Заяц и медведица» албанская сказка.

Физкультминутка

У зверей четыре лапы. Поднимают и опускают по 4 пальца на руках

Когти могут поцарапать. Пальцы двигаются как коготки.

Не лицо у них, а морда. Соединяют ладони пальцами.

Хвост, усы и носик мокрый. Рисуют усы, гладят нос.

И, конечно, ушки, Показывают уши на макушке.

Только на макушке.

- Теперь попробуйте двигаться как лиса и заяц под музыку.

Под музыку дети идут как лиса, прыгают как зайцы.

Дети садятся на стульчики.

Сравнительное

описание

лисы

и

зайца (образец

рассказа

предлагает

воспитатель)

1.

Лиса крупнее зайца. Тело этих животных покрыто шерстью.

Заяц меняет цвет шерсти зимой и летом. Лиса меняет «шубу» летнюю на

зимнюю, но цвет остается прежним.

Мордочка лисы вытянутая, острая. У зайца мордочка овальная.

И заяц, и лиса хорошо слышат. Уши зайца длиннее, чем у лисы – они спасают

его от опасности. Уши лисы треугольной формы, острые, но не маленькие.

Тело обоих животных стройное. У лисы ноги тонкие невысокие, обычно

черного цвета. Бегает хищница очень быстро. У зайца передние лапы короче

задних,

из-за

того,

что

заяц

передвигается

прыжками.

Прыгая

в

разные

стороны заяц запутывает следы.

Хвост зайца короткий, покрыт шерстью. Лисий хвост длинный, пушистый

помогает лисе при беге, укрывает ее в сильный мороз.

2.

У лисы детеныши появляются только весной, а у зайчихи 3-4 раза в год.

3.

Заяц и лиса обитают в нашей местности, в лесу.

Лиса роет нору, заяц прячется в кустах.

4.Заяц

травоядное

животное,

а

лиса

хищное.

Зайцы

питаются

только

растительной

пищей:

листьями,

стеблями,

корнями,

корой

молоденьких

деревьев, плодами.

Лисы едят: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов. На берегу моря,

подбирают

выброшенную

волной

рыбу,

переворачивают

лапами

камни

и

добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще

всего удается лисе пообедать мышкой.

5 Заяц и лиса очень часто встречаются в сказках. Давайте поиграем в игру

«Вспомни сказку». Вот этого зайца (лису) будем передавать тому, кто назовет

сказку с участием зайца (лисы). (Проводится игра).

Заяц:

«Колобок»,

«Заюшкина

избушка»,

«Заяц-хваста»,

«Еж

и

заяц»

Л.

Толстой, «Заяц, косач, медведь и весна» В. Бианки, «Заяц» Бурятская сказка,

«Заяц и медведица» албанская сказка.

Лиса: «Колобок», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и

серый

волк»,

«Лиса

и

журавль»,

«Лиса

и

кувшин»,

«Лиса

и

лапоть»,

«Снегурушка и лиса», «Кот и лиса», «Теремок»

В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка,

лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.

Героиня

многих

русских

сказок

получила

отчество

от

имени

Патрикей,

имеющего

античные

корни:

по-гречески

patricos

«отчий»,

по

латыни

patricius

«благородный».

Так

что

давалось

оно

людям

знатного

происхождения.

- А теперь попробуйте вы составить сравнительный рассказ о лисе и зайце.

Дети рассказывают.

- Молодцы! Вы справились с заданием!

- Скажите, о ком мы сегодня говорили?

- Чем они отличаются?

- Чем похожи?

-Что нового вы узнали об этих животных?

Используемая литература:

-

1. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Основная

общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения

до школы» - М.: Мозаика – Синтез,2010.

2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: старшая группа»

М.: Мозаика-Синтез, 2016

3. Травина И.В. «Животные России. Самая первая энциклопедия»

М.: Росмэн , 2015

4Составитель В.П. Аникин «Русские народные сказки»

М.: Детская литература, 1975

5. «Азбука живой природы. Растения и животные леса»

Тула: Астрель Родничок, 1999



В раздел образования