Автор: Ляхова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солныщко"
Населённый пункт: п Мордово,Тамбовская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Конспект ННОД по развитию речи "Сравнительное описание лисы и зайца"
Раздел: дошкольное образование
Конспект ННОД
в старшей группе
по развитию речи
Тема: «Сравнительное описание лисы и зайца».
Автор: Ляхова Елена Ивановна, воспитатель МБДОУ «Детский сад
«Солнышко», рп Мордово, Тамбовской области
Программное содержание:
Обучающие задачи:
• Продолжать учить составлять сравнительные описательные рассказы.
• Закрепить умение выделять отличительные и схожие признаки животных и
на их основе сравнивать внешность, повадки.
• Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, образовании
сравнительной степени прилагательных.
• Расширить словарный запас детей: изящное, плутовка, заяц-беляк, косой,
хищник, травоядное животное.
•
Закрепить знания о том, в каких произведениях встречаются заяц и лиса.
• Закрепить умение отгадывать загадки.
Развивающие задачи:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности,
внимания.
• Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи,
умению сравнивать, анализировать и аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и
выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок о животных,
наблюдение за следами на снегу во время прогулки, индивидуальные занятия
по составлению описательных рассказов о диких животных, чтение сказок.
Методические приёмы:
• Игровой (использование сюрпризных моментов).
• Наглядный (использование иллюстрации).
• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы
детей).
• Поощрение, анализ занятия.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное
развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие .
Оборудование: игрушки зайца и лисы, «дорожки» со следами зайца и лисы,
фонограммы для показа движений зайца и лисы.
Демонстрационный материал: картины с изображением зайца-беляка,
лисы; схема для составления описательных рассказов о животных, книги со
сказками о животных.
Ход ННОД:
Организационный момент: звучит фонограмма вьюги. Воспитатель задает
детям вопрос: «Какой звук вы слышите?» (Ветра, вьюги, метели).
Предлагает посмотреть в окно. «Что вы видите на земле, деревьях, крыше?»
(снег)
В это время на полу появляются «дорожки» следов (длинные полосы белой
бумаги с нарисованными следами зайца и лисы)
- Правильно, снег. Очень часто зимой бывает снегопад и ветер – это метель,
вьюга. После снегопада на свежем снегу остаются следы. Вспомните, какие
следы мы видели на прогулке? (следы обуви взрослых и детей, следы птиц,
кошки, собаки и др.)
Посмотрите, какие следы можно увидеть на свежем снегу в лесу. (Обратить
внимание детей на «дорожки» со следами)
- Как вы думаете какие животные могли оставить эти следы? (выслушать
предположения детей)
- Я тоже не могу точно сказать. Давайте поищем подсказки. (на «дорожках»
прикреплены снежинки с подсказками)
-На этих снежинках подсказка о том, чем питаются эти животные (картинки
на снежинках с обратной стороны: 1-с травой, 2- с зайцем, мышью, курицей).
-А здесь можно увидеть клочки шерсти (3- с белой шерстью, 4- с рыжей),
оставленной незнакомцами.
-Итак, кто питается травой, зимой «носит» белую шубу? Правильно, заяц.
-А кто любит ловить мышей, зайцев, красть в деревне кур? Конечно, это лиса.
Посмотрите в конце каждой дорожки следов в снегу спрятался их хозяин.
Здесь - заяц (достать из-под белой ткани игрушку зайца), а здесь – лиса
(достать игрушку лису).
- Сегодня мы не просто будем рассказывать об этих животных, мы будем их
сравнивать. Сначала я предлагаю вам составить рассказ о каждом из них,
вспомнить, что мы знаем о зайце и лисе. А каждый желающий ребенок
составит сравнительное описание зайца и лисы. Для составления рассказа
можно пользоваться схемой (взрослое животное – описание внешности,
особенности этого животного; детеныши – название, когда и сколько
рождается; место обитания; чем питается; какое место занимает в жизни
человека, в каких сказках встречается)
Рассказ о лисе (предлагается детям рассказать самостоятельно)
Внешне
лисица
представляет
собой
зверя
среднего
размера
с
изящным
туловищем
на
невысоких,
тонких
ногах,
с
вытянутой
мордой,
острыми
ушами и длинным пушистым хвостом. Пушистый хвост лисицы помогает ей
во время бега, а в зимние холода защищает ее от морозов. У лисы лучше
развит слух и нюх, чем зрение. Уши у них довольно крупные, треугольные,
чуть вытянутой формы, с острой вершинкой. В зимнее время
мех лисы
становится
густым
и
пышным,
летом
пышность
и
длина
шерсти
уменьшается. Цвет лисы может быть, рыжим, желтоватым.
Весной у лисицы появляются детеныши: 4, 5 или 6 лисят. Когда наступает
лето, мама-лиса берет лисят на охоту и показывает, когда, как и кого ловить,
что съедобно, что нет и как убегать или затаиваться при опасности. В конце
лета лисята оставляют родителей и начинают самостоятельную жизнь.
Обитает лиса повсеместно: в лесу, в степи. Живет она и в нашей местности.
Лисий дом называется нора. Нору лиса роет среди камней, корней деревьев
или в расщелинах скал.
Чего только не едят лисы: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов,
мышей, ящериц, змей, лягушек, насекомых. Часто лисы по ночам бродят по
На берегу моря, подбирают выброшенную волной рыбу, переворачивают
лапами камни и добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник
и мед. Но чаще всего удается лисе пообедать мышкой.
Лиса встречается в сказках: «Колобок», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин»,
«Лиса и лапоть», «Снегурушка и лиса», «Кот и лиса», «Теремок» и др.
Рассказ о зайце (предлагается детям рассказать самостоятельно)
Тело зайца стройное, немного сжатое с боков. Отличительной чертой зайца
являются длинные уши. Благодаря ушам слух зайца развит намного лучше,
чем нюх и зрение. Задние ноги у этих животных имеют длинные ступни и
развиты сильнее передних. А способность внезапно изменять направление
бега и резко прыгать в сторону позволяет этим животным избавиться от
преследования врагов: волка, лисицы, совы и т.д. Зайцы хорошо бегают вверх
по склонам, но вниз приходится спускаться кубарем. Цвет зайца зависит от
времени года. Летом шерсть животного имеет рыжевато-серый, оттенок, с
«пестринами». Мех на животе белого цвета. Зайцы меняют окраску зимой,
полностью белоснежным становится заяц-беляк.
Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что
родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему
этих зайчат зовут настовиками? (Ответы детей).
А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей).
В е с н о й ,
к о г д а
з а з е л е н е е т
т р а в а .
В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда
х л е б а
к о л о с я т с я .
Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во
время листопада.
Зайчата рождаются сразу зрячими и покрытые мехом, они уже через час
могут самостоятельно передвигаться и принимать пищу. Зайчиха раз в день
приходит
к
ним
покормить
молоком,
а
через
две
недели
зачата
уже
становятся самостоятельными и начинают свою жизнь.
Зайцы
обитают
во
многих
местах,
там
где
есть
трава
и
место,
чтобы
спрятаться. Дома себе зайцы не строят, а прячутся в кустах, оврагах.
Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы
питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой
молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство
– кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром
дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста.
А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в
лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может
поранить своего врага. И косым его называют не от того, что у зайца косят
глаза. Вовсе нет, с глазами у него всё в порядке. Дело в том, что охотники
давным-давно заметили, что заяц прыгает не по прямой линии, а скачками: то
вправо, то влево. Потому и назвали зайца косым.
Заяц встречается в сказках: «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста»,
«Еж и заяц» Л. Толстой, «Заяц, косач, медведь и весна» В. Бианки, «Заяц»
Бурятская сказка, «Заяц и медведица» албанская сказка.
Физкультминутка
У зверей четыре лапы. Поднимают и опускают по 4 пальца на руках
Когти могут поцарапать. Пальцы двигаются как коготки.
Не лицо у них, а морда. Соединяют ладони пальцами.
Хвост, усы и носик мокрый. Рисуют усы, гладят нос.
И, конечно, ушки, Показывают уши на макушке.
Только на макушке.
- Теперь попробуйте двигаться как лиса и заяц под музыку.
Под музыку дети идут как лиса, прыгают как зайцы.
Дети садятся на стульчики.
Сравнительное
описание
лисы
и
зайца (образец
рассказа
предлагает
воспитатель)
1.
Лиса крупнее зайца. Тело этих животных покрыто шерстью.
Заяц меняет цвет шерсти зимой и летом. Лиса меняет «шубу» летнюю на
зимнюю, но цвет остается прежним.
Мордочка лисы вытянутая, острая. У зайца мордочка овальная.
И заяц, и лиса хорошо слышат. Уши зайца длиннее, чем у лисы – они спасают
его от опасности. Уши лисы треугольной формы, острые, но не маленькие.
Тело обоих животных стройное. У лисы ноги тонкие невысокие, обычно
черного цвета. Бегает хищница очень быстро. У зайца передние лапы короче
задних,
из-за
того,
что
заяц
передвигается
прыжками.
Прыгая
в
разные
стороны заяц запутывает следы.
Хвост зайца короткий, покрыт шерстью. Лисий хвост длинный, пушистый
помогает лисе при беге, укрывает ее в сильный мороз.
2.
У лисы детеныши появляются только весной, а у зайчихи 3-4 раза в год.
3.
Заяц и лиса обитают в нашей местности, в лесу.
Лиса роет нору, заяц прячется в кустах.
4.Заяц
травоядное
животное,
а
лиса
–
хищное.
Зайцы
питаются
только
растительной
пищей:
листьями,
стеблями,
корнями,
корой
молоденьких
деревьев, плодами.
Лисы едят: белок, зайцев, оленят, птиц и их яйца, птенцов. На берегу моря,
подбирают
выброшенную
волной
рыбу,
переворачивают
лапами
камни
и
добывают крабов. Еще любят лисы фрукты, ягоды, шиповник и мед. Но чаще
всего удается лисе пообедать мышкой.
5 Заяц и лиса очень часто встречаются в сказках. Давайте поиграем в игру
«Вспомни сказку». Вот этого зайца (лису) будем передавать тому, кто назовет
сказку с участием зайца (лисы). (Проводится игра).
Заяц:
«Колобок»,
«Заюшкина
избушка»,
«Заяц-хваста»,
«Еж
и
заяц»
Л.
Толстой, «Заяц, косач, медведь и весна» В. Бианки, «Заяц» Бурятская сказка,
«Заяц и медведица» албанская сказка.
Лиса: «Колобок», «Лиса и козел», «Кот, петух и лиса», «Лисичка-сестричка и
серый
волк»,
«Лиса
и
журавль»,
«Лиса
и
кувшин»,
«Лиса
и
лапоть»,
«Снегурушка и лиса», «Кот и лиса», «Теремок»
В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка,
лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.
Героиня
многих
русских
сказок
получила
отчество
от
имени
Патрикей,
имеющего
античные
корни:
по-гречески
patricos
—
«отчий»,
по
латыни
patricius
—
«благородный».
Так
что
давалось
оно
людям
знатного
происхождения.
- А теперь попробуйте вы составить сравнительный рассказ о лисе и зайце.
Дети рассказывают.
- Молодцы! Вы справились с заданием!
- Скажите, о ком мы сегодня говорили?
- Чем они отличаются?
- Чем похожи?
-Что нового вы узнали об этих животных?
Используемая литература:
-
1. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Основная
общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения
до школы» - М.: Мозаика – Синтез,2010.
2. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду: старшая группа»
М.: Мозаика-Синтез, 2016
3. Травина И.В. «Животные России. Самая первая энциклопедия»
М.: Росмэн , 2015
4Составитель В.П. Аникин «Русские народные сказки»
М.: Детская литература, 1975
5. «Азбука живой природы. Растения и животные леса»
Тула: Астрель Родничок, 1999