Напоминание

"Историко – бытовой танец. Вальс"


Автор: Солонеко Оксана Евгеньевна
Должность: преподаватель отделения хореографического искусства
Учебное заведение: МБУДО "Жирятинская детская школа искусств"
Населённый пункт: с. Жирятино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Историко – бытовой танец. Вальс"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Жирятинская детская школа искусств»

Одобрено педагогическим советом Утверждаю

Протокол № 6 Директор школы искусств

от 10 апреля 2015 года ______________ Л.Е.Филиппова

Методическая разработка

Тема:

«Историко – бытовой танец. Вальс»

Составитель: преподаватель отделения

хореографического искусства Солоненко О.Е.

с. Жирятино 2015 год

Содержание

1.

Введение - 1-2

2.

История вальса – 2-4

3.

Элементы танца – 4-12

4.

Заключение - 13

5.

Используемая методическая литература - 13

ВВЕДЕНИЕ

Бытовая хореография каждой эпохи имеет свои особенности. Девятнадцатый век – век

массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Ведущее место принадлежит

вальсу. Девятнадцатый век – эпоха вальса. Именно в это время начинается его

совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев,

непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному

ритму.

Отсутствие сложных фигур, которые необходимо исполнять в строгой последовательности,

простота движений и поз, пленительность мелодий делают вальс любимым танцем.

Распространение и популярность получает не только вальс в своей основной форме, но также

его многочисленные варианты и комбинации.

Во многих странах исполняют вальс в два па; в Германии предпочитают танцевать его особый

вид, получивший название «гопсер вальса». Популярности вальса способствует музыка. Ее пишут

композиторы различных стран, создавая подлинные шедевры танцевальной музыки.

Все больше и больше начинают входить в жизнь общественные балы. Балы и маскарады

устраивались в парках и скверах, но чаще всего в театрах и публичных залах и больше походили на

народные гулянья с веселыми аттракционами, играми, шуточными свадьбами, забавами.

Женщины являлись на балы-маскарады в причудливых костюмах, не считаясь с модой и мнением

света, но обязательно под маской. Мужчины в вечерних костюмах (фрак, цилиндр, трость).

Основным танцем бала был вальс. Посетители общественных балов хотели первыми слышать

мелодию нового вальса и первыми приветствовать композитора и его оркестр. Название и

продолжительность каждого вальса устанавливались заранее.

Вена – родина вальса, отсюда этот танец победоносно прошествовал по всем странам. В

России танец находит благодатную почву для развития. Русские – природные танцоры, как

итальянцы – природные певцы, говорила великая балерина Анна Павлова.

В девятнадцатом веке Россия становится одним из самых крупных хореографических центров

Европы. Две огромные балетные труппы, ежегодно пополняемые высококвалифицированными

молодыми артистами, выпускниками балетных школ, реалистические традиции национального

искусства, огромный интерес русской публики к балету способствует тому, что самые знаменитые

артисты и балетмейстеры стремятся работать в России. Высокий уровень развития балетного

театра влияет на стиль бальной хореографии. Артисты балета преподают танец в различных

учебных заведениях, частных домах, открывают собственные классы. Они не только правильно

учат исполнять танцы, но и развивают в свих учениках тонкость вкуса, изящество, грациозность.

Вот почему многие бальные танцы, созданные за рубежом, обрели в России вторую родину.

1

Значительные изменения происходят в технике бальных танцев. Движения рук становятся

разнообразнее, они приобретают плавность, мягкость. Упрощаются поклоны. Они становятся

более естественными.

Как и в прошлые века, бытовой танец связан со сценической хореографией. Он обогащает ее

новыми па, ритмами, темпами. Среди бытовых танцев, оказавших влияние на классический балет,

первым следует назвать вальс. Он немало способствовал обогащению классической лексики, и

доходчивости пластических композиций. Ритмически живая и гибкая фактура вальсовой музыки,

ее эмоциональность помогли создать танцевальные произведения, где язык балетной классики

представлен во всей своей полноте и многогранности.

ИСТОРИЯ ВАЛЬСА

Глава о вальсе – одна из самых замечательных и важных страниц в истории танцевального

искусства. Появление вальса заставило отказаться от многих приемов и правил, порожденных

французской бытовой хореографией. Он отвечал новым нормам общественной жизни и был тем

танцем, который восприняли широкие круги городского населения, а не только изысканное

придворное общество.

Между крупными танцмейстерами и теоретиками танца не раз возникали споры о

происхождении вальса и танцевальных формах, давших толчок к его развитию. Фриц Клингенбек

в книге «Бессмертный вальс» называет вальс «истинно немецким» танцем и считает его родиной

Вену. Ф.Клингенбек говорит о том, что ритмы вальса встречались в древних народных песенках.

Куплеты отличались живым ритмом, непринужденностью и впоследствии определили

характерные особенности венского вальса.

Если народное происхождение вальса не вызывает сомнений, то установление его связи с

непосредственными предшественниками – дело довольно трудное. Тут одни называют вольту,

другие – аллеманду, третьи – лендер.

Сторонники происхождения вальса от вольты ссылаются на то, что вольта была первым

закрытым танцем, в котором утвердились движения, напоминающие вальсообразные

скольжения.

Заманчиво предшественником вальса считать аллеманду, тем более что немецкое

происхождение последней не оспаривается никем. В легких покачиваниях корпуса и плавных

скольжениях аллеманды видели сходство с современным вальсом.

Непосредственный предшественник вальса – лендлер, крестьянский танец, возникший в

альпийских областях Австрии. Для лендлера типичны скользящий шаг и повороты в среднем

темпе. В нем, как и в аллеманде, существенное значение имеет закрытое положение рук.

Движения танца широкие, свободные, исполнители могли быть повернуты спиной друг к другу.

Ряд исследователей считает предшественником вальса чешский народный танец «Соседка».

Кроме того, многие авторы называют непосредственными предшественниками вальса такие

2

парные вращательные танцы, как дреер, шляпфер, лангаус.

Слово «вальс» вошло в употребление с середины восемнадцатого века, что означает –

кружиться, скользить.

Проникновение вальса в бальные залы происходило постепенно. Долгое время не только сам

вальс, но и простейшие деревенские вращательные танцы подвергались гонению со стороны

церкви и представителей власти. В близости танцующих, в соединении рук видели

безнравственность. В ряде мест на введение вращательных движений на мужчину налагался

денежный штраф. Но, несмотря ни на какие строгости, народ упорно продолжал исполнять эти

танцы.

Широкой популярности вальса способствовала музыка. Мелодии как бы канонизировали

движения и ритмы вальса. Однако первоначальные вращательные танцы существовали задолго

до того, как появилась специальная вальсовая музыка.

Утвердившись первоначально в деревнях, вальс стал все чаще исполняться на городских

танцевальных вечерах и балах и наконец занял самое видное и почетное место. Но в городе его

танцевали более сдержанно и мягко.

Некоторые учителя танцев и устроители балов приучали к вальсу постепенно. Они вводили па

вальса в другие танцы или сочиняли массовые танцы, основу которых составляли вращательные

движения. В дальнейшем эта форма все больше и больше уступала место парному вальсу. Пары

кружились по танцевальному залу, составляя общий круг, что в известной мере напоминает

незатейливый хоровод из пар – первоначальный каркас всех народных танцев. Вальс не требовал

какой-либо очередности и регламентации. Каждый мог танцевать свободно, всецело отдаваясь

стихии ритма и мелодии.

Немецкие учителя танцев долго бойкотировали вальс, но вынуждены были сдаться: уж очень

популярен и любим стал этот танец. За пределами Германии вальс получил признание также без

протекции дворов и танцмейстеров. Во Франции против вальса выпускали даже специальные

листовки, где называли этот танец безнравственным. Простой народ Англии принял вальс

восторженно, хотя и позднее других стран. Королевские дворы очень неохотно разрешали его.

Екатерина Вторая тоже была против вальса, и лишь после ее смерти он был введен при русском

дворе.

История вальса, его эволюция похожи на историю многих танцев, возникших в народе. В

становлении и развитии вальса огромную роль сыграли новые общественные порядки и нормы

поведения, утвержденные французской буржуазной революцией. Но ничто так не

совершенствовало и не пропагандировало вальс, как музыка. Десятки знаменитых композиторов

разных стран увлеклись вальсом, вводя эту форму в свои сочинения.

Всемирно известны вальсовые мелодии Моцарта, Вебера, задушевные вальсы Шуберта,

изящные, грациозные вальсы Шопена, широкие по своему симфоническому развитию вальсы

Глинки, Чайковского, Глазунова.

Судьба бального вальса связана с именами Ланнера и Штрауса. Последний обессмертил вальс,

3

сделав его королем танцев, и сам стал королем вальсов. К его венскому оркестру были в свое

время прикованы взоры музыкантов, артистов, поэтов, художников, писателей всего мира.

Благодаря Штраусу Вена вошла в историю как город, где расцветал вальс, как город, где Иоганн

Штраус создал свои бессмертные творения.

Музыка Штрауса облагораживала и совершенствовала хореографию вальса. Она

способствовала тому, что танец этот стал исполняться более грациозно, более красиво и трепетно.

В ряде стран появились разновидности вальса, ему придавали национальные черты: так

родился английский, венгерский вальсы, вальс-мазурка и многие другие.

Велико значение вальса как сценической танцевальной формы, которая была восприняты

оперой, балетом, опереттой.

Сближение вальса с театром немало способствовало развитию классической хореографии.

Впервые на сцене балетного театра вальс появился в балете «Дансомания», поставленном на

сцене Парижской Большой оперы в 1800 году.

Особенно велико значение вальса в романтических балетах Адана, Делиба, Чайковского,

Глазунова. Ставшие классическими, композиции Льва Иванова в «Лебедином озере», Коралли и

Перро в «Жизели» построены на вальсообразной форме. Вальсовая форма во многом

способствовала популяризации классического балета.

ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦА

Изучение историко-бытового танца начинается с элементов самых простейших танцевальных

форм. В отличии от классического и характерного танца учащимся не приходиться осваивать

технически сложные движения и комбинации. Но изучение, казалось бы, простейших поз, шагов,

поклонов и положений корпуса представляет известные трудности. Помимо осмысленного

запоминания шагов и поклонов дети должны научиться музыкально и пластично двигаться, слитно

воспроизводить танцевальные движения, привыкать к танцу в паре и общению с партнером.

На первом этапе занятий выявляют степень музыкальности учащихся и знакомят их с

особенностями данного предмета.

Музыкальный размер ¾.

Положение корпуса и рук

Корпус прямо, спина не должна горбиться, плечи ровные. Руки учениц держат платье, слегка

выдвинуты вперед. Живот втянут. Руки учеников не должны прикасаться к бедрам, кисти рук

слегка отведены. Иногда ученику не удается держать хорошо корпус, поэтому в начале обучения

4

можно рекомендовать мальчикам держать руки на талии сзади. Левая рука ладонью кверху,

правая рука кладется на левую ладонь ладонью кверху. Это делается для того, чтобы первое время

придать корпусу и рукам мальчиков спокойное положение.

Позиции рук

Первая позиция: руки округлены и вытянуты вперед, локти ниже плеча, кисти рук ниже локтей.

Вторая позиция: руки отведены в стороны, локти не должны провисать.

Третья позиция: руки округлены и подняты над головой, но так, чтобы ладони были повернуты к

лицу, и, когда вы поднимете глаза, ладони должны быть видны.

Позиции ног

Позиции те же, что и в классическом танце, но менее выворотные. Чаще применяется третья

позиция. Вторая и четвертая в большинстве применяются как проходящие позиции. В реверансах

четвертая позиция сохраняется точно.

Легкий шаг

Нога ставится с носка на каблук.

Приседание (деми-плие)

Полуприседание способствует выработке мягкости, грации и плавности.

Батман тандю

Отведение натянутой ноги в сторону, вперед, назад.

Батман тандю в сторону и полуприседание

Исходное положение: ноги в 3 позиции, правая впереди. Движение рассчитано на шестнадцать

тактов.

1-й такт. Левая нога вытягивается в сторону.

5

2-й такт. Ставится впереди правой.

3-й такт, Полуприседание на обе ноги, колени выворотные. Пятки с пола не снимаются. Спина

держится прямо.

4-й такт. Выпрямление колен.

Движение повторяется правой ногой.

Батман тандю и подъем на полупальцы

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди.

1-й такт. Левая нога вытягивается в сторону.

2-й такт. Ставится впереди правой в 3 позиции.

3-й такт. Поднимание на полупальцы, колени вытянуты.

4-й такт. Плавное опускание на пятки.

То же движение повторить с правой ноги. Упражнение рассчитано на шестнадцать тактов.

Реверанс

Движение рассчитано на четыре такта.

Ноги в 3 позиции, правая нога впереди. Руки держат платье. Затакт – плие.

1-й такт. Шаг правой ногой во 2 позицию.

2-й такт. Левая нога скользяще подтягивается к щиколотке правой ноги, скользит назад в 4

позицию, тяжесть корпуса переносится с правой ноги на левую, голова наклоняется вперед.

3-1 такт. Ноги выпрямляются, правая вытянута вперед в 4 позицию, голова поднимается.

4-1 такт. Правая нога скользяще подтягивается к левой в 3 позицию.

Поклон учеников

Движение занимает четыре такта.

Исходное положение: ноги в 1 позиции, корпус подтянут.

6

1-й такт. Шаг правой ногой во 2 позицию.

2-й такт. Левая нога скользяще подтягивается к правой в 1 позицию.

3-й такт. Голова спокойно наклоняется, плечи спокойны.

4-й такт. Выпрямление головы.

Балансе

Исходное положение: ноги в 3 позиции, правая впереди.

Затакт – правая с вытянутым подъемом идет в сторону во 2 позицию.

На «раз» правая нога опускается на пол на плие. Одновременно левая подтягивается к щиколотке

правой ноги в 3 позицию сзади, колено постепенно сгибается (движение несколько растянутое).

На «два» левая нога встает на низкие полупальцы, правая нога отделяется от пола. Тяжесть

корпуса переносится на левую ногу.

На «три» правая нога, слегка сгибаясь, опускается на пол, принимая на себя тяжесть корпуса.

Левая нога отделяется от пола, чтобы начать движение влево.

Балансе исполняется плавно. Вначале движение разучивается в линиях на месте. Голова на «раз»

плавно поворачивается в сторону шагающей ноги. Необходимо следить за тем, чтобы учащиеся

голову не закидывали назад.

Когда движение будет выучено на линиях на месте, следует его делать с продвижением вперед и

назад.

Пример: восемь балансе вперед, восемь назад.

Движение назад начинает та нога, которая остается сзади. Руки в учебном положении.

Комбинированное движение из балансе и реверенса (для учениц)

Движение занимает восемь тактов.

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди.

1-й такт. Балансе вправо.

2–й такт. Балансе влево.

3-й такт. Шаг правой ногой во 2 позицию. Левая отведена в сторону, подъем вытянут.

4-й такт. Левая нога подтягивается к щиколотке правой ноги в 3 позицию сзади, одновременно

голова наклоняется вперед. Тяжесть корпуса приходится на правую ногу, на плие левая нога легко

7

прикасается полупальцами к полу.

Примечание. В этом движении реверанс на третьей и четвертый такты делается без передачи

корпуса с ноги на ногу.

То же движение, начиная с левой ноги. Руки учениц держат платье.

Комбинированное движение из балансе и поклона (для учеников)

1-й такт. Балансе вправо.

2-й такт. Балансе влево.

3-й такт. Шаг правой ногой во 2 позицию. Левая отведена в сторону, подъем вытянут. Руки

опускаются вниз. Левая нога скользяще подтягивается к правой в 1 позицию.

4-й такт. Голова наклоняется вперед. Выпрямление головы. Движение начинается с левой ноги.

Первый пример: данная комбинация повторяется четыре раза с продвижением вперед,

занимает шестнадцать тактов.

Это же движение делать в течение шестнадцати тактов с продвижением назад.

Второй пример: 1-2 такты. Балансе вправо, влево.

3-4 такты. Шаг вправо и реверенс.

5-8 такты. То же движение, начиная влево.

9-12 такты. Четыре балансе, начиная вправо, влево.

13-14 такты. Шаг вправо и реверанс.

15-16 такты. Шаг влево и реверанс.

Третий пример: повторить двенадцать тактов второго примера.

13-14 такты. Легкие шаги вперед, начиная с правой ноги на каждую четверть.

15-й такт. Шаг правой ногой во 2 позицию, подъем левой ноги вытянут.

16-й такт. Реверанс.

Примечание. Комбинированные движения, включая балансе, реверансы и поклоны, должны

исполняться танцевально, сохраняя смысловой характер поклона.

Вальс в три па (общие правила)

Вальс построен на скользящих движениях, при которых носки не снимаются с пола. Па вальса

исполняются плавно, без резких толчков. Внимание преподавателя должно быть обращено также

8

на опорную ногу.

Опорной ногой называется та нога, на которую переносится тяжесть корпуса. Например,

исполнитель сделал первый скользящий шаг и , поставил ступню на пол, должен перенести

тяжесть корпуса на эту опорную ногу, колено которой вытянуто. Нередко приходится наблюдать,

что на первую четверть колено опорной ноги бывает согнуто. В начале па вальса в правую и левую

сторону ученики и ученицы осваивают отдельно. Только когда движение хорошо воспринято,

учеников можно поставить в пары для исполнения вальса в точном и медленном ритме. К

чередованию поворотов также можно переходить только тогда, когда ученики твердо знают

поворот вправо и влево.

Вальс в три па по кругу в правую сторону (для учениц)

Все ученицы стоят лицом к центру круга.

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди.

Первая половина вальса

Затакт – плие.

1-й такт. На «раз» скользящий шаг правой ногой по диагонали в круг, тяжесть корпуса переносится

на правую ногу.

На «два», поворачиваясь вправо спиной к центру круга и поднимаясь на низкие полупальцы,

скользящий шаг левой ногой в 4 позицию.

На «три» подтянуть правую ногу к левой назад в 3 позицию и опустить обе ступни на пол.

Маленькое плие. После окончания первой половины вальса все ученицы стоят спиной к центру

круга.

Вторая половина вальса

2-й такт. На «раз» скользящий шаг левой ногой по диагонали от центра круга. Тяжесть корпуса

переносится на левую ногу.

На «два», поворачиваясь вправо на низких полупальцах, подтянуть правую ногу в 3 позицию

назад.

На «три» обе ступни опускаются на пол. Правая нога впереди. Маленькое плие. Все ученицы стоят

лицом к центру круга.

Вальс в три па в правую сторону (для учеников)

Все ученики стоят спиной к центру круга.

Исходное положение: 3 позиция, левая нога впереди. Движения те же, что и для учениц. Ученики

9

начинают вальс со второй половины.

Полный тур вальса состоит, таким образом, из первой и второй половины вальса или из двух

полутуров и занимает два такта музыкального сопровождения.

Вальс по кругу в левую сторону (для учениц)

Исходное положение: то же, что и для вальса в правую сторону.

Первая половина вальса

1-й такт. На «раз» скользящий шаг правой ногой вправо (по диагонали в круг). Тяжесть корпуса

передается на правую ногу.

На «два» поворот влево (спиной в круг). Подъем на полупальцы, скользящий шаг левой ногой в 4

позицию.

На «три» правая нога подтягивается к левой в 3 позицию назад. Обе ступни опускаются на пол.

Маленькое плие.

Вторая половина вальса

2-й такт. На «раз» скользящий шаг левой ногой из круга. Тяжесть корпуса передается на левую

ногу.

На «два» поворот влево. Подъем на полупальцы. Скользящий шаг правой ногой в 4 позицию.

На «три» левая нога подтягивается к правой в 3 позицию назад, обе ступни опускаются на пол.

Маленькое плие.

Вальс по кругу в левую сторону (для учеников)

Исходное положение: 3 позиция, левая нога впереди. Ученики стоят спиной к центру круга.

Движения те же, что и для учениц, но со второй половины вальса.

Вальс по кругу парами

Танцующие стоят лицом друг к другу. Правая рука ученика лежит на талии ученицы. Левая рука

держит правую руку ученицы. Руки округлены, локти не должны провисать. Ученик легко держит

руку ученицы за пальцы. Недопустимо держать руки ладонь в ладонь. Ученица кладет кисть левой

руки на правое плечо ученика. Локоть опущен. Ноги в 3 позиции. У ученика впереди левая нога, а

ученицы – правая.

Ученица начинает с первой половины вальса, ученик – со второй половины. На первую четверть

ноги скрещены.

10

Па шассе

Шассе – это два глиссирующих шага с одной ноги. Важно научить исполнителя умению плавно

переносить тяжесть корпуса. Корпус передается на ту ногу, которая делает скользящее движение,

вперед или назад, другая нога остается в 4 позиции.

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди.

Затакт – подняться на полупальцы.

На «раз» скользяще выдвинуть правую ногу, не отрывая носка от пола, вперед в 4 позицию,

перенести на нее тяжесть корпуса; стопа опускается на пол, колено слегка согнуто ( при передаче

корпуса не допускать толчка коленом).

Левая нога остается вытянутой на носке сзади в 4 позиции. Пятка повернута к полу.

На «и» левая нога подтягивается к правой в 3 позицию назад. Ноги встают на полупальцы. На

«два» правая нога делает второе движение глиссе.

На «и» левая нога делает скользящее движение через 1 позицию. Ноги встают на полупальцы и

продолжают повторять движение, описанное выше, с правой ноги. По тем же правилам делается

шассе назад.

Пример: два па шассе вперед с правой и левой ноги. Два па шассе назад с правой и левой ноги.

Движение занимает четыре такта.

Вальс в два па

Вальс построен на движениях шассе. Полный тур вальса состоит из двух шассе, вот почему он и

получил название «вальс в два па». Вошел в моду в начале 19 века. В Париже на балах исполнялся

под названием «Русский вальс», иногда его называли «Венским вальсом». Манера его исполнения

требует большой легкости и грации. Движения должны быть глиссирующими с неглубоким

акцентом на первую четверть. Корпус хорошо держать в спине. Плечи должны быть опущены и

спокойны. Голова должна красиво наклоняться через плечо, в сторону начинающей ноги, легко и

быстро поворачиваясь вместе с корпусом, который слегка наклонен. Танцуя этот вальс, надо как

бы лететь, легко касаясь ногами пола. Приемы разучивания те же, что и вальса в три па.

Вальс в два па (для учениц)

Исходное положение то же, что и в вальсе в три па.

Затакт – подъем на полупальцы.

1-й такт. Шассе с правой ноги с акцентом на первую четверть. Полуповорот. Левая нога на

полупальцах переносится вперед в 3 позицию. Голова повернута к левому плечу (третья четверть).

2-й такт. Шассе с левой ноги. Полуповорот. Правая нога переносится вперед в 3 позицию, голова

11

повернута к правому плечу. Руки в учебном положении.

Вальс в два па (для учеников)

Ученики делают те же движения, начиная шассе с левой ноги. Положение рук учебное.

Примечание. Шассе, следующие за полуповоротами, начинают с 3 позиции.

Вальс в два па в парах по кругу

Исходное положение: то же, что и в вальсе в три па.

Вальс-миньон (для учениц)

По кругу в правую сторону.

Ученицы стоят лицом к центру круга.

Исходное положение: 3 позиция, правая нога впереди.

Затакт – легкое плие.

1 – й такт. На «раз» скользящий шаг правой ногой во 2 позицию (первая четверть).

На «два» и «три» левая нога скользяще постепенно подтягивается к правой назад в 3 позицию.

Легкое плие на обе ноги (вторая, третья четверти)

2-й такт. Первая половина вальса вправо

3-й такт. Повторение первого такта, но начинает движение левая нога.

4-й такт. Вторая половина вальса вправо.

Вальс-миньон (для учеников)

Ученики стоят спиной к середине круга.

Исходное положение: 3 позиция, левая нога впереди. Рисунок движения тот же, что и для учениц,

но начинают они его с третьего такта левой ногой и после четвертого такта исполняют движения

первого и второго тактов.

12

Заключение

Историко-бытовой танец занял значительное место в практике музыкального театра, стал

обязательной дисциплиной в системе высшего и среднего хореографического образования.

Обширный оперно-балетный репертуар требует от хореографов точного знания бытовых танцев

различных эпох, умения передавать их живые черты, стилевые приметы.

Необходимость в трудах по историко-бытовому танцу определяется не только нуждами

музыкального театра. Режиссерам драмы, кино, руководителям самодеятельных коллективов

нередко приходится воссоздавать на сцене картины прошлого, по ходу действия водить старинные

танцы, поклоны, приветствия.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может

ограничиваться только танцами прошлых веков. Но нельзя создавать новые танцы, не

познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.

Используемая методическая литература

Ивановский Н.П. Бальный танец 16-19 веков. М.-Л., «Искусство», 1948 г.

Уральская В.И. Некоторые вопросы теории и практики бальной хореографии. Труды НИИ культуры.

М., 1979.

Шульгина А.Н. Методика преподавания историко-бытового танца. М., ГИТИС, 1981.

Шульгина А.Н. Композиция и методика преподавания историко-бытового танца. М., ГИТИС, 1984.

М.Васильева-Рождественская Историко-бытовой танец. М., «Искусство» , 1987.

13



В раздел образования