Напоминание

Коррекция агрессивности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности


Автор: Акишева Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с компенсирующего вида №1 "Теремок"
Населённый пункт: г.Олекминск Республика Саха Якутия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Коррекция агрессивности старших дошкольников средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА

(ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯКУТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. С. Ф ГОГОЛЕВА»

Олекминск 2018г.

Методич

еские

рекомендаци

и по

коррекции

агрессивност

и старших

дошкольник

ов

средствами

изобразител

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………..

1.

Диагностический материал……………………………………

2.

Перспективный

план

работы

по

коррекции

агрессии

у

детей

средствами изобразительной деятельности…………………….

3.

Технологические карты занятий……………………………………

4.

Методические рекомендации для педагогов……………………….

5.

Список литературы…………………………………………………..

Методическое

пособие

составлено

для

воспитателей,

психологов,

студентов

педагогического

колледжа.

Пособие

содержит:

методические

рекомендации

для

педагогов,

перспективный

план

работы

с

детьми,

технологические карты занятий диагностический материал.

Пояснительная записка

«Промедление может обернуться чем угодно,

ибо время приносит с собой, как зло, так и добро».

Никколо Макиавелли

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности

в

общении

с

ним

родителей

и

сверстников.

В

Олекминском

районе

Р е с п у б л и к и

С а х а

Я к у т и я

в ы с о к и й

у р о в е н ь

п р е с т у п н о с т и

несовершеннолетними

детьми.

Корректировать

агрессивность

можно

и

нужно — это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные

сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения,

не

укоренилась

в

характере.

В

связи

с

этим

проблема

агрессивности

в

дошкольном возрасте в XXI веке, актуальна.

В «Конвенции о правах ребёнка» ст. 23 дети, имеющие особенности в

развитии имеют право на достойную и полноценную жизнь в условиях,

которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе

и облегчают его активное участие в жизни общества. В ст. 27 говорится, что

дети

имеют

право

на

уровень

жизни,

необходимый

для

физического,

умственного, духовного, нравственного и социального развития, ст. 29 п. 1

образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов и

умственных и физических способностей детей в их самом полном объеме, в

ст.

31

дети

имеют

право

на

участие

в

культурной

жизни

и

занятии

искусством.

Таким

образом,

данная

работа

реализует

государственные

гарантии и соблюдение прав ребёнка в области обучения[1].

Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде

всего следует выяснить ее причины. В каждом отдельном случае они могут

быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся,

действия воспитателей должны быть направлены на их устранение, на то,

чтобы смягчить негативные последствия агрессивного поведения ребенка и

показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

Существует достаточное количество коррекционных средств, одним из

интересных

средств

является

арт-терапия.

Арт-терапия

это

специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую

очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-

терапии

состоит

в

гармонизации

развития

личности

через

развитие

способности

самовыражения

и

самопознания

в

процессе

восприятия

и

создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Исследования,

проведенные

под

руководством

Л.Д.

Лебедевой,

показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста

позволяют открыть множество скрытых возможностей. Термин «арт-терапия»

ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с

туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось

по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в

больницах

и

центрах

психического

здоровья.

В

нашей

стране

метод

использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется

рисующей

психотерапией

(А.И.

Захаров,

1982)

или

изо

-

терапией

(Р.Б.

Хайкин, 1988 )[6].

Основная

цель

арт-терапии

состоит

в

гармонизации

развития

личности через развитие способности самовыражения и самоуважения.

1.

Диагностический материал

Для выявления уровня агрессивности у дошкольников, мы предлагаем

Вам использовать следующие методики:

1) Анкета по диагностическим критериям агрессивности у ребенка

Ответьте на вопросы Да/Нет

1.Временами кажется, что в него (нее) вселился злой дух_____________

2. Он (она) не может промолчать, когда чем-то недоволен.____________

3. Когда кто-то причиняет ему (ей) зло, он обязательно старается отплатить

тем же__________

4. Иногда ему (ей) без всякой причины хочется выругаться___________

5. Бывает, что он (она) с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает,

потрошит_____________

6. Иногда он (она) так настаивает на чем-то, что окружающие теряют

терпение________

7. Он (она) не прочь подразнить животных__________

8. Переспорить его (ее) трудно__________

9. Очень сердится, когда ему (ей) кажется, что кто-то над ним

подшучивает_________

10. Иногда у него (нее) вспыхивает желание сделать что-то плохое,

шокирующее окружающих__________

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все

наоборот________

12. Часто не по возрасту ворчлив (а)__________

13. Воспринимает себя как самостоятельного (ую) и решительного

(ую)_______

14. Любит быть первым (ой), командовать, подчинять себе других________

15. Неудачи вызывают у него (нее) сильное раздражение, желание найти

виноватых_________

16. Легко ссорится, вступает в драку________

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми________

18. У него (нее) нередки приступы мрачной раздражительности___________

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится_________

20. Уверен (на), что любое задание выполнит лучше всех___________

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение

оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность – 15 - 20 баллов.

Средняя агрессивность –7 - 14 баллов.

Низкая агрессивность –1 - 6 баллов.

2) Методика «Рисунок несуществующего животного»

Тест

«Несуществующее

животное»

относится

к

проективным

методикам, он может предлагаться детям с пятилетнего возраста. Ряд ученых

(К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и др.) считают, что рисунок животного (а

также человека, дома, дерева) – это своеобразный автопортрет рисующего,

так как в своем рисунке ребенок представляет те черты, которые в той или

иной мере значимы для него.

Стремление

рисовать

присуще

детям

старшего

дошкольного

и

младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного

мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков помогает лучше

понять

интересы,

увлечения

детей,

особенности

их

темперамента,

переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и

доминирование

черного

цвета

в

рисунках

подчеркивает

отсутствие

жизнерадостности,

пониженный

тон

настроения,

большое

количество

страхов, с которыми не может справиться ребенок.

Серые

и

коричневые

тона

часто

употребляются

напряженными,

конфликтными,

расторможенными

детьми.

Повышенная

возбудимость

и

гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его

смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.

Дети

с

истерическими

чертами

характера

вне

зависимости

от

своего

реального положения рисуют себя в центре группы.

О наличии агрессивных тенденций в поведении можно судить по

следующим деталям в рисунке:

- глаза, пустые глазницы;

- оскал, видны зубы;

- агрессивная позиция животного;

- зачеркнутая фигура или деформированная;

- клыки, рога, шипы.

Процедура проведения: ребенку предлагается лист бумаги, ластик,

цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш.

Инструкция: «Нарисуй такое животное, какого нет, и не было на белом

свете, собственное, только свое».

3) Графическая методика «Кактус» М.А.Панфиловой.

Данная методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет и

используется для исследования эмоционально-личностной сферы ребенка,

для

определения

состояния

эмоциональной

сферы

дошкольника,

наличие

агрессивности: ее направленность и интенсивность.

Методика проведения.

При

проведении

диагностики

испытуемому

выдается

лист

бумаги

форматом А4 и простой карандаш. Психолог поясняет ребенку: «На листе

бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы

и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При

обработке

результатов

принимаются

во

внимание

данные,

соответствующие всем графическим методам: пространство, расположение,

размер рисунка, характеристика линий, нажим. Кроме того, учитываются

специфические показатели, характерные именно для данной методики:

- характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный,

детально прорисованный),

- характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный),

- характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунках может проявиться следующие качества испытуемых:

-

агрессия

-

наличие

иголок.

Сильно

торчащие,

длинные,

близко

расположенные друг от друга;

- импульсивность - отрывистость линий, сильный нажим;

- эгоцентризм - крупный рисунок, центр листа;

- зависимость - маленький рисунок, низ листа;

- демонстративность, открытость - выступающие отростки в кактусе,

вычурность форм;

- скрытность, осторожность - зигзаги по контуру или внутри кактуса;

- оптимизм – «радостные кактусы»;

- тревога - темные цвета, внутренняя штриховка;

- женственность - украшение, цветы, мягкие линии и формы;

- экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или

цветов;

- интровертированность - на рисунке изображен один кактус;

-

стремление

к

домашней

защите,

наличие

чувства

семейной

общности - наличие цветочного горшка, изображение комнатного растения;

- наличие чувства одиночества - дикорастущие, «пустынные» кактусы.

При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается

изобразительный

опыт

«художника».

После

завершения

работы

ребенку

предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию

рисунков:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если

растет с соседом, то, какое это растение?

5.

Когда

кактус

подрастет,

то,

как

он

изменится

(иголки,

объем,

отростки)?

2.

Перспективный план работы по коррекции агрессии у детей средствами

изобразительной деятельности

При

коррекции

агрессивного

поведения

дошкольников

средствами

художественного

искусства

можно

использовать

самые

разнообразные

материалы,

приемы

и

техники,

предложенные

М.В.

Киселевой,

А.И.

Копытиным, О.А. Карабановой и др[2].

В перспективном плане разработаны упражнения с использованием

изобразительной деятельности специально подобраны для детей, у которых

высокий и средний уровень агрессивности. Данные упражнения выступают

основным

методом

работы,

так

как

их

можно

использовать

в

работе

с

группами, чье поведение трудно контролировать, так как здесь происходит

непосредственный контакт с материалом, что способствует более сильному

выражению своих эмоций, чувств и настроения. Это позволяет им перетекать

через руки прямо в материал и отображаться в нем с минимальным участием

контроля и критики со стороны взрослого. Это дает возможность ребенку

выразить себя в цвете и форме, а также показать непредсказуемую сторону

бессознательного. Также имеются упражнения на снижение эмоционального

напряжения,

релаксацию,

коррекцию

неадекватных

моделей

поведения,

разрешение внутренних конфликтов и т.д.

Направленность упражнений: коррекционная.

Цель коррекционной работы: создание условий для снижения уровня

агрессивности детей с помощью изобразительной деятельности.

Задачи коррекционной работы:

1. Способствовать снижению агрессивности в старшем дошкольном

возрасте с помощью рисования.

2.

Развивать

навыки

освобождения

от

негативных

переживаний

с

помощью изобразительной деятельности.

3. Способствовать преодолению эмоционального напряжения среди

детей.

Продолжительность

коррекционной

работы:

12

з а н я т и й ,

продолжительность одного занятия – 25 минут.

тема

Цели

Содержание занятия

Занятие 1

Знакомство

Упражнение 1. «Визитка».

Упражнение 2. «Представь себя».

Упражнение 3. «Уходи злость».

Занятие 2

Создание

условий

д л я

развития навыков освобождения от

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Молекулы»

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 3

Создание

условий

д л я

развития навыков освобождения от

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1.«Приветствие».

Упражнение 2. «Связующая нить».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 4

Создание

условий

для

развития

н а в ы к о в

о с в о б о ж д е н и я

о т

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1.«Приветствие».

Упражнение 2. «Воздушный шар».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 5

Создание

условий

д л я

развития навыков освобождения от

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение2.«Нет, да».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 6

Создание

условий

д л я

развития навыков освобождения от

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Жужа».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 7

Создание

условий

д л я

развития навыков освобождения от

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Бумажные мячи».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 8

Создание

условий

для

развития

н а в ы к о в

о с в о б о ж д е н и я

о т

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2. «Еж».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 9

Создание

условий

для

развития

н а в ы к о в

о с в о б о ж д е н и я

о т

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение2.«Сороконожка».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 10

Создание

условий

для

развития

н а в ы к о в

о с в о б о ж д е н и я

о т

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение1.«Приветствие».

Упражнение 2. «Злые, добрые кошки».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 11

Создание

условий

для

развития

н а в ы к о в

о с в о б о ж д е н и я

о т

н е г ат и в н ы х

п е р е ж и в а н и й

и

агрессии с помощью рисования

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение2.«Цветик-семицветик».

Упражнение3.«Предметно-

тематическое рисование».

Занятие 12

Подведение итогов

Упражнение 1.«Приветствие».

Упражнение 2. «Котел».

Упражнение 3. «Свободное рисование».

3.

Технологические карты занятий

4.

Методические рекомендации для педагогов

Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых

проблем

в детском

коллективе.

Она

волнует

не

только

педагогов,

но

и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства

дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр.

Однако

у определённой

категории

детей

агрессия

как

устойчивая

форма

поведения

не

только

сохраняется,

но

и развивается,

трансформируясь

в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал

ребёнка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его

личностное развитие [5].

Так как в дошкольном возрасте основной вид деятельности – это игра,

поэтому

при

работе

с

агрессивными

дошкольниками

большое

распространение для решения поставленных задач является совмещение игр

на снятие агрессии и рисования. Наш план работы разработан именно в этом

направлении.

Цель: помочь ребенку преодолеть трудности общения, связанные с

такой чертой его личности, как агрессивность.

Задачи:

создать

условия

для

свободного

экспериментирования

с

художе ственными

материалами

и

инст румент ами,

о б о г а щ ат ь

индивидуального

художественно-эстетического

опыта,

стимулировать

активность,

самостоятельность,

инициативу

детей

в

придумывании

содержания и способов изображения, поддерживать стремление детей видеть

в

окружающем

мире

красивые

предметы

и

явления,

формировать

собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим, воспитание

гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.

Цикл занятий рассчитан на три месяца. Занятия могут проходить как в

индивидуальной, так и в групповой форме, длительностью в 25 минут (в

соответствии с требованиями ФГОС для старшего дошкольного возраста).

Рекомендации

для

организации

занятий

по

коррекции

агрессии

у

старших дошкольников.

Для проведения коррекционной работы мы рекомендуем упражнения,

направленные на снятие мышечного напряжения. Игры, направленные на

снятие

агрессивности

между

сверстниками

путем

вербального

и

невербального

общения.

Советуем

проводить

игры

после

умственной

нагрузки в первой половине дня. Так как эти игры позволят снять напряжение

и переключиться с одного вида деятельности на другой.

Игра не должна

быть детям в тягость, они не должны воспринимать ее как принуждение или

обязанность,

поскольку

она

творческий

процесс

самопознания

и

обретения

возможностей

справляться

с

возникающими

в

настоящем,

прошлом и будущем трудностями.

1.

Упражнения

на

общую

активизацию

и

развитие

сенсомоторной

сферы в процессе работы с разными изобразительными материалами. Для

развития

тактильного

восприятия

можно

использовать

в

коррекционной

работе лепку, пальчиковое рисование, рисование на песке и игру с водой. Так,

например,

при

разминании

кусков

глины,

можно

предложить

детям

сосредоточить

свое

внимание

на

ощущениях,

затем

совместно

с

дошкольником

обсудить

каковы

его

ощущения

во

время

работы

с

материалом.

Один

и

тот

же

материал

у

разных

детей

вызывает

разные

ощущения. После обсуждения детям предлагается перенести свои чувства и

эмоции на лист бумаги в виде какого-либо изображения. Это способствует

еще

большему

закреплению

и

запечатлению

внутренних

ощущений.

Это

упражнение можно делать как с открытыми глазами, так и закрывая их.

Таким образом, ребенок учится прислушиваться к себе, что закладывает

основы самопонимания.

2. Предметно-тематические изображения. При использовании данной

техники работы дошкольникам предлагается порисовать на свободные или же

на заданные темы, в основе которых является человек, его взаимодействие с

окружающим миром и людьми. С помощью такому рисования ребенок может

смоделировать действительность, формируя отношение к себе, к своей семье,

и к группе. Он легче может воспринимать болезненные для себя образы и

события прошлого и настоящего. В работе с детьми можно использовать

темы, связанные с самовосприятием, а именно: «Мой герб», «Автопортрет в

технике коллажа», «Моё любимое занятие», «Кем я стану», «Мой обычный

день», «Я в саду/Я дома» и др. Работы на перечисленную тематику отражают

свойства

личности

характерные

ребенку,

выполняющему

это

задание.

С

помощью

выполненной

дошкольником

работы

можно

изучить

системы

отношений

ребенка

и

влияние

на

ее

изменения.

Рисунки

на

тему

«Моя

семья»,

«Я

дома»

могут

использоваться

психологом

для

изучения

внутрисемейных

отношений,

а

также

для

выявления

причин

нарушений

поведения и осуществления их последующей коррекции.

3.

Темы

и

упражнения

образно-символического

типа.

Эта

группа

упражнений связана с нравственно-психологическим анализом абстрактных

понятий

и

с

выражением

самых

разнообразных

переживаний,

эмоциональных

состояний

и

чувств:

«Одиночество»,

«Три

желания»,

«Остров

счастья»,

«Добро»,

«Зло»,

«Удивление»,

«Надежда»,

«Самое

весёлое» и др. Рисунки выполняются как абстрактными цветными картинами,

так и беспорядочным распределением на листе бумаги геометрических фигур

и линий – это все символизирует чувства ребенка, которые он пытается

выразить и отобразить на бумаге. Использование таких заданий в работе с

дошкольниками

позволяют

им

глубже

осознать

свои

переживания

и

поделиться ими, а также создают условия для формирования позитивного

отношения к себе и окружающим.

4.

Совместное

групповое

рисование,

работа

в

парах.

Социальные

навыки

детей

и

их

коммуникативные

возможности

развивает

эта

форма

работы

с

художественно-изобразительной

деятельностью.

Им

предлагают

всем вместе нарисовать один большой рисунок на большом листе бумаги, на

доске или асфальте. Тематика рисования может быть различна, например,

«Жизнь в саду», «Поход», «День рождения», «Мир вокруг нас» и т.п. К

данной группе методов также относится работа по созданию масок и грима.

Например, маски из папье-маше, рисование масок, «маска страха», работа с

готовыми масками, индивидуальное и парное гримирование, «фантазийный

грим», ресурсное гримирование и др. В процессе создания маски происходит

«вживание» ребенка в образ персонажа, изображенного на его маске, после

чего происходит проигрывание моментов, вызывающих агрессию у ребенка.

Это способствует созданию доверительных отношений между участниками

тренинговой группы, которое усиливает терапевтический эффект.

5. Рисование на основе направленной визуализации. Для развития

визуализации в дошкольном возрасте в работе можно использовать такие

игры как «Море волнуется раз», «Живые скульптуры». С помощью арт-

терапии дошкольники могут создать перцептивный (чувственный) образ на

любую тематику. После чего самые яркие впечатления детям предлагается

перенести на лист бумаги в виде рисунка, аппликации и т.п.

6. Упражнения на освоение разнообразных способов преобразования

материала

и

формирование

позитивного

отношения

к

художественным

формам познания. В данной группе методов встречаются такие упражнения,

как

рисование

пальчиками,

экспериментирование

с

цветом,

пластилином,

тестом,

создание

простейших

форм

и

их

уничтожение

по

типу

игр

«разрушение – строительство», диалог на бумаге с помощью линий и цветов

и т. п. Данные упражнения могут использоваться как в групповых занятиях,

так и в индивидуальных. Они создают условия для изучения физических

свойств

материалов,

а

также

способствуют

воспроизведению

целостного

объекта

и

осмысления,

происходит

развитие

образного

мышления,

воображения,

а

также

формируется

интерес

к

художественным

формам

познания.

7.

Комбинированные

техники,

сочетающие

изобразительную

деятельность

с

другими

формами

художественного

творчества

и

самовыражения. В эту группу входят упражнения с использованием других

методов

коррекции

таких,

как

музыкотерапия,

танцевальная

терапия

и

другие. Так сюда относится создание рисунков от прослушивания музыки,

прослушивания

музыкальных

композиций,

поэтических

произведений,

прослушивания звучания своего имени, танцевальной импровизации и т.д.

Число

методов,

облегчающих

детям

выражение

их

чувств

социально

приемлемым

способом

при

помощи

изотерапии,

бесконечно.

Работа

с

ребенком — это процесс, требующий осторожности и деликатности, процесс,

при котором происходящее в душе педагога взаимодействует с происходящим

в душе ребенка

Для достижения поставленных цели и задач необходимы следующие

условия подбора техник и приемов создания изображений:

Условие

1.

Техники

и

приемы

должны

подбираться

по

принципу

простоты и эффектности.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс

создания изображения, и результат.

Условие

3.

Изобразительные

техники

и

способы

должны

быть

нетрадиционными.

Приемы работы

Живопись

пальцами;

рисование

окрашенной

нитью;

рисование

мыльными

пузырями;

рисование

трафаретом

с

помощью

поролона;

рисование набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники

нетрадиционного рисования.

Виды изотерапевтической активности.

1)

Наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью

2)

Совместная исследовательская игра с материалами и инструментами

для изобразительной деятельности

3)

Совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений

4)

Совместная изобразительная игровая деятельность, сопровождаемая

общением.

Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не разрушать, как

себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного погружения в

процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в нашем

суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим

переживаниям,

проблемам

и

трудностям,

обеспечивает

активное

взаимодействие с любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и

форме для самого человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с

миром своих фантазий и аллюзий, дает возможность определить внутреннюю

реальность.

Рисунок - это универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные

силы

и

возможности

приходят

в

процессе

творческой

деятельности

и

обеспечивают

достаточной

активностью

для

изменения

реальности.

Рисование прекрасная форма дарования себя миру, обеспечивает потребность

человека делиться, отдавать, помогать, вдохновлять. Через творчество легче

реализовать стремления к гармоничному единству: любви к себе, к людям,

любви к миру. Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия,

что

всегда

считалось

главной

характеристикой

гармонии.

Если

говорить

обобщенно, то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой

деятельности

дает

возможность

гармонизировать

как

внутренний,

так

и

внешний мир. Рисунок – это цвет и форма, а разнообразие дает ощущение

радости,

ну

и

создания

нового

тоже

очень

значимо

для

позитивного

состояния человека.

Заповедь изотерапии.

Навсегда забыть стеснительность, выражаемую словами типа: «Я не

художник». Задача «нарисовать красиво» вообще не ставится. Здесь стоит

совсем иная задача: выплеснуть, вырисовать весь накопленный стресс, чтобы

улучшить состояние своего здоровья.

Правила изотерапии.

ПРАВИЛА ИЗОТЕРАПИИ

-

Ч Т О Б Ы

Н Е

ПРОИСХОДИЛО

В

ТВОЕЙ

ЖИЗНИ

ПРОСТО РИСУЙ:

-

МЕЧТАЕШЬ

ИЛИ

СОМНЕВАЕШЬСЯ

РИСУЙ;

- РАССЛАБЛЕННЫЙ

ИЛИ

НАПРЯЖЕННЫЙ

РИСУЙ;

-

С К У Ч Н О

И Л И

ЗАНЯТ – РИСУЙ;

-

В Е С Е Л О

И Л И

ГРУСТНО – РИСУЙ;

- С Т РА Ш Н О

И Л И

СМЕЛО – РИСУЙ;

-

РАДОСТНО

ИЛИ

П Е Ч А Л Ь Н О

РИСУЙ;

-

Т Я Ж Е Л О

И Л И

СЛИШКОМ ЛЕГКО –

РИСУЙ;

-

У С Т А Л

И Л И

О Т Д Ы Х А Е Ш Ь

РИСУЙ;

- ОДИНОКО ИЛИ СО

В С Е М

М И Р О М

СРАЗУ – РИСУЙ.

Список литературы

1.

Конвенция ООН «О правах ребенка» от 20 ноября 1989 года.

2.

Зеленкова

И.

В.

Изотерапия

в

работе

с

девиантными

подростками

[Текст] / И. В. Зеленкова // Социосфера. – 2014. - № 2. – С. 108-111.

3.

Комиссарова

А.

О.

Опыт

использования

рисуночной

терапии

для

социализации подростков с агрессивным поведением [Текст] / А. О.

Комиссарова // Вестник ТОГИРРО. – 2015. - № 1 (31). – С. 421-422.

4.

Копытин

А.

И.

Арт-терапия

новые

горизонты:

учебное

пособие

[Текст] / Под ред. А. И. Копытина. – Москва: Когито - Центр, 2006. –

336 с.

5.

Назарова З. Я. Изотерапия в коррекционной работе [Текст] / З. Я.

Назарова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы

развития

сборник

научных

трудов

по

материалам

Международной

научно - практической конференции. – 2013. - № 2. – С. 104 - 106.

6.

Михайлина М.Ю. Профилактика детской агрессивности: теоретические

основы, диагностические методы, коррекционная работа [Текст] / М.Ю

Михайлина. - Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

7.

Урунтаева

Г.

А.

Практикум

по

дошкольной

психологии

[Текст]:

Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева,

Ю.А. Афонькина — М.: Академия, 1998. - 293 с.



В раздел образования