Напоминание

"Организация внеаудиторной работы по иностранному языку"


Автор: Банарь Галина Алексеевна
Должность: преподаватель немецкого языка
Учебное заведение: ГБ ПОУ РО "Волгодонской медицинский колледж"
Населённый пункт: город Волгодонск, Ростовская область
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Организация внеаудиторной работы по иностранному языку"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ВОЛГОДОНСКОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическое пособие

Организация внеаудиторной работы по иностранному языку

Составлено преподавателями:

по немецкому языку

Г.А. Банарь,

по английскому языку

Н.Л. Латыпова.

1

Содержание

Стр.

Введение

5

Глава

1.

Примерное

положение

об

организации

внеаудиторной

деятельности по иностранному языку

6

1.1 Цель и психолого-педагогические аспекты внеаудиторной работы

6

1.2 Принципы организации внеаудиторной работы

7

1.3 Формы внеаудиторной воспитательной работы

8

Глава

2.

Викторина

как

универсальная

форма

внеаудиторной

деятельности

11

2.1 Викторина- эффективная форма обучения и развития личности

11

2.2 Методическое обеспечение проведения викторины

11

2.3

Методические

рекомендации

к

внеаудиторной

самостоятельной

работе студентов для подготовки к викторине по страноведению

13

Глава 3. Методические разработки внеаудиторного мероприятия

14

Заключение

23

Приложения

24

Список литературы

37

2

Аннотация

Методическое

пособие

представляет

собой

рекомендации

по

оказанию

информационно-методической

помощи

преподавателям

и

студентам

среднего

профессионального

образования

в

организации

внеаудиторной

работы

по

иностранному языку.

В пособии представлены практические советы по организации внеаудиторных

занятий, даны методические указания для выполнения данной работы.

Авторы пособия раскрывают роль внеаудиторной работы по иностранному

языку,

представляют

актуальность

и

теоретическую

значимость

разработанного

пособия.

3

Пояснительная записка

Внеаудиторная

работа

определенный

вид

учебной

деятельности,

способствующей развитию организованности, ответственности, творческого подхода

к решению учебных проблем. Она

выполняется студентами под руководством

преподавателя и направлена на расширение и углубление знаний обучающихся по

иностранному языку.

Данное

методическое

пособие

состоит

из

введения,

3

глав,

заключения,

приложения и списка литературы.

В методическом пособии представлено примерное положение об организации

внеаудиторной

деятельности,

приведены

психолого-педагогические

аспекты,

принципы

организации

работы,

формы

внеаудиторной

деятельности,

а

также

включены авторские методические разработки внеаудиторного мероприятия.

4

Введение

Актуальность

данного

методического

пособия

заключается

в

том,

что

внеаудиторная работа по иностранному языку имеет огромное воспитательное и

развивающее

значение.

Эта

деятельность

способствует

углублению

знаний

при

изучении

иностранного

языка,

расширении

культурологического

кругозора

обучающихся, развитии их творческой мотивации к изучению иностранного языка и

культур других стран. При организации и проведении внеаудиторных мероприятий

преподаватель

должен

учитывать

интересы

обучающихся,

их

возрастные

и

психологические особенности.

Выбор

тематики

или

проблематики

мероприятия

зависит

от

уровня

подготовки обучающихся и определяется объемом изученного языкового материала,

возможностью реализации междисциплинарных связей.

Разработанное

методическое

пособие

позволяет

систематизировать

теоретический и практический опыт внеаудиторной работы по иностранному языку

и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной

области.

В

пособии

приведены

характеристики

различных

форм

внеаудиторной

деятельности.

Теоретическая значимость методического пособия состоит в том, что в нем

представлен анализ внеаудиторной работы по иностранному языку как целостной

педагогической системы (принципы организации, цели и задачи, содержание, формы

внеаудиторной работы, методы обучения).

5

Глава 1. Примерное положение об организации внеаудиторной работы по

иностранному языку

1.1 Цель и психолого-педагогические аспекты внеаудиторной работы по

иностранному языку

Современная

система

среднего

профессионального

образования

накопила

огромный опыт проведения внеаудиторной работы по иностранному языку, которая

неразрывно связана с учебно-воспитательным процессом.

Внеаудиторная работа по иностранному языку подчинена следующим целям:

усовершенствование знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях

по иностранному языку;

расширение кругозора и мировоззрения;

развитие

творческих

способностей,

самостоятельности,

мышления,

культуры;

воспитание любви, уважения к людям, родному краю и стране изучаемого

языка;

Внеаудиторная работа решает следующие задачи:

закрепление и расширение ранее полученных знаний, умений, навыков по

иностранному языку;

помощь студентам в дальнейшем формировании их мировоззрения;

развитие

самостоятельности,

организованности,

воспитание

чувства

коллективизма и ответственности, развитие творческих способностей, креативных

качеств, логического мышления, эстетичных и культурных вкусов;

воспитание уважительного отношения к окружающим, к профессии, родной

стране и стране изучаемого языка;

овладение опытом организаторской работы.

Воспитательная

направленность

внеаудиторной

работы

по

иностранному

языку

предполагает

учет

психолого-педагогических

особенностей

обучения

иностранному

языку.

Знание

свойств

личности

и

особенностей

возраста

дает

возможность

правильно

определить

содержание

и

форму

внеаудиторной

деятельности.

Принимая участие во внеаудиторной деятельности, обучающиеся стремятся к

всестороннему

развитию

своей

личности,

углубленному

усвоению

знаний.

Происходит

дальнейшее

развитие

их

научного

мировоззрения,

возрастает

социальная активность, повышается самооценка собственных способностей.

Следует

знать,

что

в

процессе

организации

внеаудиторной

работы

по

иностранному языку необходимо учитывать психологические особенности развития

коллектива:

уровень

развития

коллектива,

степень

его

организационного,

психологического,

интеллектуального,

эмоционального

единства,

а

также

взаимоотношения внутри коллектива и между отдельными его представителями.

Следует помнить, что знание психологических особенностей обучающихся

является ключевым моментом в выборе форм внеаудиторной работы, наполнения их

6

конкретным

содержанием,

определения

методик

проведения

внеаудиторных

мероприятий.

Отличительные черты учебной и внеаудиторной деятельности

Учебная

и

внеаудиторная

работы

имеют

схожие

задачи

и

цели,

но

в

содержании, организации и формах проведения последней имеются определенные

различия:

1. Участие

обучающихся

во

внеаудиторной

работе

носит

исключительно

добровольный

характер.

Студенты

решают

вопрос

об

участии

в

различных

мероприятиях исходя из собственных взглядов, интересов и желаний, что может

согласовываться с их конкретными целями и задачами (например: дополнительное

изучение иностранного языка). Главная задача педагога – заинтересовать и помочь,

что способствует развитию интереса к изучению иностранного языка.

2. Внеаудиторный

характер

занятий

выражается

в

отсутствии

временного

ограничения, в выборе места и формы их проведения. Отсутствует строгий учет

знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Контроль результатов внеаудиторной

работы осуществляется в форме тематических вечеров, концертов, литературных

гостиных,

выпусков

стенгазет

на

иностранном

языке,

викторин,

конкурсов,

проектов, олимпиад, конференций и т.п.

3. Самостоятельность, творчество, инициативность обучающихся проявляется в

процессе подготовки и проведении подобных мероприятий. В отличие от учебной

работы,

где

помощь

преподавателя

приоритетна,

во

внеаудиторной

работе

обучающиеся

проявляют

большую

изобретательность,

творчество,

смекалку,

ответственность

за

порученную

работу,

они

главные

герои

и

участники

мероприятий.

1.2 Принципы организации внеаудиторной работы по иностранному языку

Основными

принципами

внеаудиторной

работы

по

иностранному

языку

являются

положения,

определяющие

требования

к

ее

содержанию,

методам

и

организационным

формам.

Положения

отвечают

целям

и

задачам

всей

внеаудиторной работы по иностранному языку.

Основные

организационные

принципы

внеаудиторной

работы

по

иностранному языку:

Принцип добровольности заключается в том, что обучающийся принимает

участие во внеаудиторной работе по собственному желанию. Этот принцип означает,

что обучающийся самостоятельно определяет свое участие в том или ином виде

деятельности, он берет на себя обязательство продолжать изучение иностранного

языка, что потребует от него дополнительных усилий [3].

Принцип

массовости

предполагает

активное

участие

во

внеаудиторных

мероприятиях большего количества обучающихся с различным уровнем владения

иностранным языком.

7

Принцип

учета

индивидуальных

особенностей,

качеств

и

интересов

обучающихся

предусматривает

необходимость

использования

их

собственного

опыта, личностного статуса и положения в студенческом коллективе.

Принцип

тесной

взаимосвязи

внеаудиторной

деятельности

с

занятиями

состоит в том, чтобы сохранить единство учебно-практических, воспитательных,

развивающих

целей

внеаудиторных

мероприятий

и

занятий.

Данный

принцип

предусматривает неразрывную связь учебных материалов во внеаудиторной работе с

материалом, заложенным в рабочих программах по дисциплине.

Внеаудиторная

работа

основывается

на

овладении

знаниями,

умениями,

навыками по иностранному языку, приобретенными на обычных занятиях, поэтому

важно, чтобы обучающиеся использовали ранее полученные знания и умения и во

время

проведения

внеаудиторных

мероприятий.

Положительным

является

и

тот

факт,

что

внеаудиторная

деятельность

закрепляет

и

стимулирует

учебную

деятельность обучающихся по иностранному языку.

Принцип комплексности помогает обеспечивать единство интеллектуального и

духовно-нравственного развития. Этот принцип, используемый во внеаудиторной

работе по иностранному языку, способствует воспитанию гражданина, патриота

своей страны, который уважительно относится как к своей Родине, так и к стране

изучаемого языка.

Принцип

творчества

связан

с

выбором

конкретных

путей

решения

поставленных задач, а также с содержанием страноведческого материала, который

может быть не только новым по восприятию, но и необычным по содержанию.

Принцип

развития

инициативы

предполагает

с т и м ул и р о ва н и е

самостоятельности обучающихся, их творчества в работе. Преподаватель позволяет

обучающимся

самостоятельно

использовать

свои

умения

и

навыки,

разрешает

делать все, что относится к подготовке и проведению внеаудиторного мероприятия,

умело

руководя

и

выстраивая

весь

творческий

процесс.

Самостоятельность

обучающихся

выступает

как

основа

сотворчества,

от

которого

все

участники

получают моральное удовлетворение.

Главная

цель

преподавателя

во

внеаудиторной

деятельности

побуждать

обучающихся

к

действию,

практике

и

совершенствованию

процесса

получения

знаний, умений, давая возможность им самим выбирать темы, формы и способы

осуществления деятельности.

1.3 Формы внеаудиторной воспитательной работы по иностранному языку

В практике внеаудиторной деятельности так же, как и в практике преподавания

иностранного

языка,

различают

3

основные

формы

работы:

индивидуальную,

групповую, коллективную:

Индивидуальная

форма

внеаудиторной

работы

проводится

с

отдельными

обучающимися,

которые

готовят

сообщения,

доклады,

рефераты,

проекты

на

8

иностранном

языке

о

знаменательных

событиях,

выдающихся

людях

и

их

открытиях, о традициях и обычаях стран изучаемого языка, учат стихи, песни,

отрывки

из

литературных

произведений,

изготавливают

памятки,

брошюры,

наглядные пособия, оформляют стенды. Индивидуальная работа осуществляется

периодически или постоянно.

Групповая форма работы имеет определенную организационную структуру,

постоянный состав участников, которые подчинены конкретным целям и задачам и

имеют общие интересы. Ярким примером групповой формы работы собучающимися

являются

кружки

иностранного

языка.

Для

кружков

характерен

план

работы

с

указанием тематики мероприятий и датами их проведения. Студенты, посещающие

кружки, могут заниматься литературно-переводческой, страноведческой, поисково-

исследовательской, организационно-творческой работой. Они проводят подготовку

инсценировок,

просматривают

фильмы

с

обсуждением

увиденного,

принимают

участие

в

неделях

иностранного

языка

и

т.п.

Кружковая

работа

проводится

регулярно.

Коллективная форма работы не имеет четкой организационной структуры. К

ней

относятся

общеучебные

мероприятия

такие,

как:

тематические

вечера,

конкурсы,

викторины,

КВН,

олимпиады.

Коллективные

мероприятия

по

иностранному языку проводятся согласно графику работы цикловой методической

комиссии.

Кроме того, внеаудиторная работа по иностранному языку по содержанию

делится на следующие формы:

соревновательные;

средства массовой информации;

культурно-просветительные или культурно-массовые;

общественно-политические.

Каждая

из

указанных

форм

представлена

конкретными

мероприятиями.

Например, к имеющим соревновательный характер, относятся конкурсы, викторины,

олимпиады, КВН и т.д.; к средствам массовой информации на иностранном языке

устные журналы, стенгазеты, выставки творческих работ. Мероприятия

культурно-просветительные

или

массовые

охватывают

разнообразную

тематику:

история,

искусство,

литература,

традиции,

культура

стран

изучаемого

языка.

К

общественно-политическим мероприятиям на иностранном языке следует отнести

проведение форумов, фестивалей, конференций, телемостов и т.п.

Разнообразные по структуре и содержанию формы внеаудиторной работы по

иностранному

языку

позволяют

объединить

обучающихся

и

создать

единое

пространство для общения и дальнейшего познания иноязычной культуры.

Огромная роль во внеаудиторной деятельности отводится неделе иностранного

языка.

К

проведению

данной

формы

работы

обучающиеся

и

преподаватели

готовятся заранее. Составляется график и перечень мероприятий, продумывается

план, состав его участников, членов жюри, критерии оценки каждого конкурса.

Создаются декорации, костюмы, оформляются презентации, раздаточный материал.

Этапы подготовительной работы осуществляются по инициативе участников и под

9

непосредственным руководством преподавателя, который является и консультантом,

и

художественным

руководителем,

и

модератором

творческих

идей.

Указанные

формы

внеаудиторной

деятельности,

обеспечивающие

оптимальные

результаты,

должны содержать следующие характеристики:

содержательность (способствует реализации практических и образовательных

целей внеаудиторной работы);

коммуникативную

направленность

(язык

выступает

как

средство

передачи

информации в ситуациях общения);

ситуативность (ситуация стимулирует языковые действия);

учебно-познавательную

направленность,

информативность

(подбор

и

использование

учебного

материала

из

различных

источников

для

расширения

кругозора обучающихся);

активизацию

деятельности

обучающихся

(создание

условий

для

эмоциональной атмосферы общения, ситуации взаимопомощи и поддержки).

Наряду с формами внеаудиторной работы большое значение имеют методы

обучения иностранному языку:

личностно-ориентированный метод;

метод проектов;

коммуникативный метод (обучение через общение);

интерактивный метод;

метод с использованием игровых технологий.

Указанные

методы

способствуют

формированию

следующих

общих

компетенций:

ОК.4 Поиск и использование информации для профессиональных задач и

личностного развития.

ОК.5 Использование информационно-компьютерных технологий.

ОК.6 Умение работать в коллективе, команде.

ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат

задания.

ОК.10

Бережно

относится

к

историческому

наследию

и

культурным

традициям.

ОК.11

Брать

на

себя

нравственные

обязательства

к

природе,

обществу,

человеку.

Перечисленные формы и методы работы позволяют создать благоприятные

условия для стимулирования интереса к изучению иноязычной культуры.

Глава 2. Викторина как универсальная форма внеаудиторной деятельности

10

2.1 Викторина - эффективная форма обучения и развития личности.

Внеаудиторная работа – неотъемлемая часть учебного процесса. Одной из

форм такой работы является тематическая викторина.

Викторина является одной из любимых форм игровой учебной деятельности

студентов. Получив, благодаря телевидению, миллионы поклонников, она прочно

вошла в практическую работу преподавателей.

Викторина обладает большими возможностями по созданию благоприятных

условий для раскрытия личностного потенциала студентов, повышению учебной

мотивации

и

положительного

отношения

к

дисциплине,

развитию

умений

сотрудничать, проявлению смекалки, эрудиции.

«Материал учебных дисциплин может быть легче усвоен, когда изучение

(закрепление) происходит при оживленном участии обучающихся. Именно при этих

условиях

мы

воспитываем

инициативных,

умелых

и

энергичных

людей»

(Н.А.Лысенкова).

Разнообразные по содержанию и форме викторины открывают простор для

творчества

как

обучающихся

так,

и

самого

преподавателя.

Педагоги

стремятся

активизировать мыслительную и творческую деятельность студентов, способствуя

воспитанию общей и речевой культуры, эстетического и художественного вкуса

студентов.

Таким

образом,

внеаудиторная

и

учебная

работа

представляют

одно

неразрывное целое: «Научить быть, научить знать, научить думать, научить жить

вместе» (из доклада Международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI

века).

Воспитательная

и

образовательная

ценность

викторины

в

том,

что

она

развивает находчивость и активность, расширяет кругозор, содействует развитию

познавательного интереса и создает для каждого обучающегося ситуацию успеха.

Викторина

приближается

к

одной

из

главных

целей

образования

формирование познавательных способностей обучающихся.

2.2 Методическое обеспечение проведения викторины

«Пока человек играет – он развивается»

(Китайская философия)

Ведущую роль в подготовке викторины играют интерактивные педагогических

технологии.

Интерактивная

технология

это

такая

организация

внеаудиторной

деятельности,

в

которой

невозможно

неучастие

обучающихся

в

коллективном

взаимодополняющем,

основанном

на

взаимодействии

всех

участников

процесса

познания.

Дидактическая

игра

в

форме

викторины

является

одним

из

методов

интерактивной

педагогической

технологии,

с

помощью

которого

можно

решить

11

многие

задачи

современного

образовательного

процесса,

воспитание

развитых

личностей,

умеющих

работать

в

команде,

общаться

с

людьми

и

способных

творчески моделировать свою будущую карьеру.

Реализация личностно-ориентированной технологии обучения является одной

из

основных

задач

современного

образования.

Педагогический

процесс

при

личностно-ориентированном подходе направлен на развитие уникальной целостной

личности, развитие ее задатков и творческого потенциала. При этом необходимо

учитывать возможности и способности каждого студента.

Каждый

студент

находит

дело

по

душе:

участие

в

оформлении

или

организации

команды,

подготовка

материала

к

викторине

или

участие

в

выступлении.

Викторина – познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов. Интерес

обучающихся к викторине зависит от удачно составленных вопросов. Необходима

точная и ясная формулировка вопросных заданий. Вопросы должны быть построены

в основном на программном материале. Однако они должны быть составлены так,

чтобы знакомый материал предстал с новой стороны.

Вопросы

викторины

призваны

как

обобщить

уже

имеющиеся

знания

студентов, так и расширить их кругозор. Степень сложности вопросов зависит от

уровня подготовки студентов. Для успешного проведения викторины необходимо

определение ее целей.

Цели проведения викторины могут быть следующими:

систематизация знаний;

обеспечение

развития

информационной

и

коммуникативной

культуры

студентов;

формирование умений задавать вопросы;

формирование

умений

отвечать

на

вопросы

в

эмоционально-напряженной

обстановке;

обучение уважительному отношению к оппонентам при различных точках

зрения;

воспитание

ответственности

и

наблюдательности,

внимания

и

памяти,

расширения кругозора.

В результате проведения викторины реализуются следующие функции:

игротерапевтическая (преодоление различных трудностей);

развлекательная (воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативная (умение общаться);

самореализация (проявление индивидуальных качеств);

диагностическая (выявляются пробелы знаний);

социализация (включение в систему общественных отношений).

Главным

принципом

проведения

викторины

является

вовлечение

всех

обучающихся,

независимо

от

уровня

их

знаний

по

дисциплине,

предлагая

им

задания посильного уровня.

12

При

проведении

викторины

используется

также

метод

проектов,

иллюстративный, исследовательский и репродуктивный методы.

Многие современные исследователи считают викторину одним из условий

реализации системно-деятельного подхода в обучении.

Бесспорным достоинством викторины является развитие коммуникативной и

творческой активности, умение результативно мыслить и работать с информацией

грамотно и точно высказывать свои мысли, возможность быть толерантным.

Повышается эрудиция как игроков, так и зрителей.

Все

эти

умения

и

вышеуказанные

качества

являются

неотъемлемыми

показателями компетенции выпускника образовательного учреждения.

В заключение следует отметить, что после проведения викторины повышается

успеваемость

и

интерес

по

дисциплине,

ответы

становятся

более

глубокими,

возникает взаимопонимание между преподавателем и обучающимися.

На наш взгляд девиз каждого преподавателя сегодня- это слова Эмиля Золя:

«Единственное счастье в жизни – это постоянное стремление вперед».

2.3 Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе

студентов для подготовки к викторине по страноведению

Объем внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине

«Иностранный язык» составляет:

по разделу №10 «Страноведение», тема №17 «Англоговорящие страны» - 6

часов.

План самостоятельной работы студентов

п/

п

Методические рекомендации

Кол-во

часов

1

Опережающие задания студентам:

- читать тексты страноведческого характера;

-составить планы к текстам и тезисы ответов;

-подготовить сообщение об известных людях и странах изучаемого

языка

-обобщить изученную информацию;

2

2

-систематизировать страноведческую информацию;

-использовать информацию интернет-ресурсов;

-подготовить творческие проекты по темам;

2

3

-подготовить презентации о великих людях, о праздниках , о нравах и

обычаях стран изучаемого языка;

-составить кроссворды, ребусы по страноведческой тематике;

-составить тесты по страноведению;

2

Министерство здравоохранения Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

13

«Волгодонской медицинский колледж»

Викторина

Путешествие по странам изучаемого языка

(англоязычные и немецкоязычные страны)

Разработали преподаватели:

немецкого языка Банарь Галина Алексеевна

английского языка Латыпова Наталья Николаевна

Пояснительная записка

14

Обилие научной информации на иностранном языке ставит общество перед

необходимостью владеть более чем одним иностранным языком.

Именно поэтому среди студентов наблюдается стремление самостоятельно

изучать второй иностранный язык, чтобы переводить и понимать литературу о

будущей профессии. Наше обобщающее занятие – «Викторина - путешествие для

изучающих

английский

и

немецкий

языки»

позволяет

увидеть

возможность

изучения двух иностранных языков одновременно.

Известно,

что

эффективность

овладения

иностранным

языком

зависит

от

наличия у студентов интереса и мотива к его изучению.

Огромные

резервы

кроются

в

естественном

любопытстве

обучающихся

к

жизни в зарубежных странах, особенно в стране изучаемого языка.

Поэтому

в

нашей

викторине

собран

лингвострановедческий

материал,

который поможет студентам больше узнать об истории страны изучаемого языка, ее

обычаях, нравах, традициях, культуре.

Основная задача преподавателя иностранного языка в медицинском колледже

заключается в том, что изучаемый материал может быть использован как на занятии,

так и при проведении внеаудиторных мероприятий.

Данная викторина предназначена для внеаудиторной работы со студентами, но

может быть использована для обобщения знаний на занятиях по страноведению в

качестве

промежуточной

аттестации,

а

также

для

самопроверки

знаний

обучающихся.

Разработка внеаудиторного мероприятия

15

Путешествие по странам изучаемого языка

(англоязычные и немецкоязычные страны)

занятие в форме викторины для изучающих английский и немецкий языки.

Цели занятия:

Познавательный

аспект:

знакомство

с

особенностями

культуры

стран

изучаемого языка, расширение кругозора обучающихся.

Развивающий аспект: развитие памяти, внимания, логического мышления,

интеллекта, способности к сравнению и сопоставлению.

Воспитательный аспект: формирование толерантного отношения к другим

народам и культурам, развитие навыков коллективной работы.

Учебный аспект: совершенствование речевых навыков, развитие языковой

догадки.

Задача

занятия:

Ознакомление

обучающихся

с

географиче ским

расположением, историей, традициями, обычаями и культурой стран изучаемого

языка.

Тип занятия: обобщающее.

Форма занятия: викторина.

Ход мероприятия:

16

1. Организационный момент. Вступительное слово преподавателей о целях и

задачах занятия (Приложение 1).

2. Представление

участников

команд,

ведущих

мероприятия,

гостей

и

членов

жюри.

Члены

жюри

рассказывают

о

критериях

оценивания

ответов

обучающихся.

3. Представление названия, эмблемы каждой из 6-ти команд (3 команды по 6

человек,

изучающих

английский

язык

и

3

команды

по

6

человек,

изучающих

немецкий язык) (Приложение 2).

4. Ведущие

мероприятия

раздают

карточки-сорбонки. Сравнительный

анализ

фонетики

и

написания

английских

и

немецких

слов.

Повторение

изученного лексического материала (Приложение 3).

5. Демонстрация

подготовленных

презентаций

о

странах

изучаемого

языка. Участники команд рассказывают об истории, традициях и культуре этих

стран, отвечают на вопросы (Приложение 5).

6. Проведение основных этапов викторины.

Правила проведения викторины:

1)

В викторине принимают участие 3 команды по 6 человек с каждой стороны.

Команды

могут

состоять

из

обучающихся

разных

возрастных

групп.

Зрители

активно

участвуют

в

викторине,

их

помощь

позволит

набрать

дополнительные

баллы для каждой из команд.

2)

Викторина проходит в 3 тура. Перед первым и вторым турами существуют

отборочные туры, которые дают возможность командам заработать подсказки для

основных туров. В первом и втором туре участники выбирают правильный ответ из

предложенных вариантов. За каждый верный ответ дается определенное количество

баллов.

Количество

баллов

за

ответы

на

русском

языке

уменьшается

на

«4».

Дополнительная информация к основному ответу увеличивает баллы на «4». В

третьем

туре

подсказок

нет.

Две

команды,

набравшие

наибольшее

количество

баллов, выходят в третий тур. Из них и выбирают победителей в викторине. В конце

викторины – подведение ее итогов и награждение победителей.

7. Музыкальная пауза. После каждого тура участники прослушивают песни

на немецком и английском языках (Приложение 4).

8. Поэтическая пауза. Стихи на немецком и английском языках (Приложение

4). Жюри подсчитывает и оглашает количество баллов, набранных каждой их команд

за три этапа викторины (Таблица 1).

9. Конкурс болельщиков «Знаете ли Вы английские/немецкие пословицы?

(Таблица 2), (Приложение 6).

10. Подведение итогов викторины и конкурса болельщиков. Награждение

победителей.

Проведение

викторины.

Вопросы

задают

ведущие

(один

в о п р о с

н а

17

английском языке, второй – на немецком языке). Отборочные туры сочетаются с

основными турами. Жюри оценивает ответы участников.

Первый отборочный тур.

Команды-участницы зарабатывают подсказки для дальнейших туров.

подсказка 50/50

1. Name the countries for which London is the capital.

a) England

b) The United Kingdom of Great Britain

c) Great Britain

d) The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland

2.помощь зала. Немецкий язык.

Die Staatsfarben der BRD sind …

a) weiβ – blay – rot

b) rot – schwarz – grün

c) schwarz – gelb – blau

d) schwarz – rot - gelb

Первый тур.

1. (10 баллов) What is the symbol of Scotland?

a) the red rose

b) the thistle

c)the daffodil

d) the shamrock

Wie heißt die Haupstadt Deutschlands?

a) Leipzig

b) Bonn

c) Berlin

d) Hamburg

2. (20 баллов) What is there in the center of Trafalgar Square?

a) the monument to Queen

b) the monument to the Prime Minister

c) Nelson`s Column

d) the theatre

Das beliebste Familienfest in Deutschland ist …

a)Oktoberfest

b)Karneval

c) Weihnachten

d)Ostern

3. (30 баллов) Where does the Lord Chancellor sit during the Assembly of the

Parliament?

a) on the chair

b) on the throne

c) on the bench

d)on the woolsack

Wo kann man 11 historische Brunnensehen?

a) Bern

b)Wien

c)Köln

d)München

4. (40 баллов) The flag at the Buckingham Palace means …

a) Queen is at home

b) there are many guests in the palace

c) Queen celebrates her birthday

d) baby was born

An welcher Fluss liegt die Stadt Wien?

a) Donau

b)Spree

c)]Rhein

d)Oder

5.(50 баллов) Place it in a chronological order (a, b, d, c)

a) Romans

b) Anglo-Saxons

c) Normans

d) Vikings

Eine der bekanntesten deutschen Schauspielerin hießt…

a)Heidi Klum

b) Merlin Dietrich

c)Brigitte Bardot

6. (60 баллов) «The Union Jack» is an informal name of …

a) the laws of the British Commonwealth

b) the Communist Party

c) the flag of Great Britain

d) the English military air forces

Eine zauberhafte schöne Frau, die den Fischern Unglückbringt, hießt?

a) Lorelei

b)Mercedes

c)Angela

d)Monika

7. (70 баллов) Where is it possible to see a lot of sheep and not many people?

a) in Wales

b) in Scotland

c) in Great Britain

d) in Ireland

18

Welches Frankfurt existiert nicht?

a)Frankfurt am Main

b)Frankfurt an der Oder

c) Frankfurt an der Elbe

8.(80 баллов) «Fruit machine is …»

a) an automatic machine for sale of fruit

b) a slot machine in a casino

c)an automatic machine for sale of sparkling water

d) a mechanism for gathering of

fruit

Wer liegt den deutschen Kindern Sußigkeiten in den Stiefel und wann?

a) der Hase zu Ostern

b) der Fuchs zu Fasching c) Weihnachtsmann zur Weihnachten

Музыкальная

пауза.

Песня

на

немецком

языке.(“Marmor,

Stein

und

Eisenbricht”- Мрамор,

камень и железо разбиваются, Melodie-Chistian Bruhn, Text-

Gunter Loose).

Второй отборочный тур.

Команды-участницы зарабатывают подсказки для дальнейших туров.

подсказка 50/50

1. According to the traditions the British people give to tea.

a) pancakes with caviar

b) a sandwich with cucumbers

c) pizza

d) chicken legs

2.помощь зала. Немецкий язык.

Welche Stadtnennt man «Elbflorenz»?

a) Berlin

b) Dresden

c) Potsdam

d) Bremen

Второй тур.

1.(10 баллов) Your American friend says to you, “Let’s see a ball game”. What does

he mean?

a) volleyball

b) soccer

c) basketball

d) baseball

Wann wurde Dresdener Gämäldegalerie gegründet?

a)1660

b) 1560

c)1860

d)1760

2.(20 баллов) In what musical collective was Freddie Mercury?

a) “Beatles” b) “London Symphony Orchestra”

c) “Queen” d) “Red Roses”

Wie viele Bundesländer hat Deutschland?

a)6

b)24

c)16

d)12

3.(30 баллов) Settlers arrived in America by the ship which was called …

a) “May flower” b) “Victory”

c) “Queen ”

d) “ Rose”

An wie viel Ländern grenzt Deutschland?

a)6

b)8

c) 9

d)11

4.(40 баллов) What is the family name of the present royal family?

a) Tudor

b) Smith

c) Stuart

d) Windsor

In welcher Stadt befindet sich Einstein-Museum?

a) Bern

b)Bonn

c)Köln

d)Bremen

5.(50 баллов) All American Presidents …

a) lived in the White House

b) wore shoes of 43 size

c) wore glasses

d) liked to eat fried eggs with bacon

Was ist das Symbol von Ostern?

19

a)ein Osterhase

b)eine Tanne

c)ein Osterei

d) ein Bär

6. (60 баллов) What are these: The Guardian, The Independent?

a)TV programs

b)towns

c)newspapers

d)radios

Der Narrenkarnevalbeginnt am 11.November?

a)um 11.11

b)um 13.13

c)um 10.10

d)um 9.00

7. (70 баллов) Choose the right answer. The more you have it, the less you see it.

a)honor

b)mirror

c) darkness

d)time

Welches Bundesland wird auch «Deutschlands grünes Herz» genannt?

a) Bayern

b) Thüringen

c) Sachsen

d)Baden

8.(80 баллов) When drivers come off a ferry in Great Britain, they usually see a sign

in 3 languages warning them to drive ...

a) carefully

b) using round

c) on the left

d) royally

Wer wählt den deutschen Bundeskanzler?

a) der Bundestag b) das Parlament

c)der Präsident

d) der Bundesrat

Музыкальная

пауза.

Песня

на

английском

языке.

(группа

«Битлз»,

“Yesterday”- Вчера, music – J.Lennon, text – P.McCartney).

Третий тур.

В третий тур выходят команды-победители первого и второго туров.

Вопросы даны без подсказок. Будьте внимательны! Желаем удачи!

1.(10 баллов) What is there on the car of the newlywed? (empty cans)

Von welcher Stadtsagte J.W. von Goethe: «Es ist ein klein Paris und bildet seine

Leute»? (Leipzig)

2.(20 баллов) What are Florida’s nickname? (the land of flowers, the “Alligator

State”, the “Orange State”, the State of Birds”)

Deutsche Städtesind…

L ö N K

D E N D R E S

P I Z E G L I

R E L B I N

(Köln)

(Dresden)

(Leipzig)

(Berlin)

3.(30 баллов) Which place in Canada is called “the honeymoon capital of the

world”? (Niagara Falls)

Wie heißt bekannteste und schöne Straße in Berlin? (Unter den Linden)

4.(40 баллов) The Statue of Liberty was designed by Frederic Bartholdi and was

given to the US by France. Who was the model for the statue? (Bartholdi’s mother)

Wer hat die deutsche Nationalhymne komponiert? (F.J. Haydn)

5.(50 баллов) Explain the idiom.

To be in red (to have spent more money than you had)

Wie nennt man Frankfurt am Main anders. (Deutsche Chikago)

6. (60 баллов) In what language does the English version of the coat of arms of the

UK have an inscription? (in French)

Am3. Oktober feiern die Deutschen _____________. (den Tag der Deutschen

Einheit)

20

9.Поэтическая пауза.

Стихи на английском и немецком языках (английские

стихи – Emily Dickenson «Flowers», немецкие стихи – Ernst Ginsberg «Jch liebe dich»,

J.W. Goethe «Ein Brief»).

10. Жюри подсчитывает и сообщает результаты основного этапа викторины.

Таблица 1. Итоги основного этапа викторины

Этапы занятия

Виды деятельности

Оценки,

баллы

1.Организационный

момент.

Представление участников

и жюри.

Ознакомление с целями, задачами

занятия.

--

2.Представление названий

и эмблем команд.

Выступление капитанов команд,

использование элемента ролевой

игры.

от 2 до 5

3.Сравнительный анализ

английских и немецких

слов. Повторение

изученной лексики.

Работа в малых и больших группах,

использование технологии

сотрудничества.

от 2 до 5

4.Представление

презентаций о странах

изучаемого языка.

Совершенствование речевых навыков,

использование проектной

деятельности.

от 2 до 5

5.Проведение викторины.

Совершенствование навыков

говорения, развитие языковой

догадки, использование технологии

коммуникативного обучения.

Минимальное

– 750 баллов

Максимальное

– 1050 баллов

Итого:

1065макс.

количество

баллов

Количество баллов, полученные участниками викторины:

1 команда – 750 баллов – минимальное количество баллов

2 команда - 800 баллов – среднее количество баллов

3

команда

950

баллов

максимальное

количество

баллов

среди

команд

участников

21

11.Конкурс

болельщиков:

«Знаете

ли

Вы

английские

/немецкие

пословицы?

Презентации

к

конкурсу

болельщиков

содержит

пословицы

о

путешествиях,

традициях, обычаях стран изучаемого языка (Приложение 6).

Оценки жюри:

Дословный перевод пословицы -1 балл.

Дословный перевод пословицы и русский эквивалент пословицы – 2балла.

Максимальное количество баллов за конкурс – 18 баллов.

Табл. 2 Результаты конкурса болельщиков

на знание пословиц стран изучаемого языка

Номер

пословицы

Ф.О. участников

Количество баллов

1.

Иванов Сергей

2

2.

Попова Света

1

3.

Визер Александр

2

Итоги:

1.Визер Александр

2.Попова Света

3.Иванов Сергей

7 б – 1место

6 б - 2место

5 б – 3 место

12. Подведение итогов мероприятия. Рефлексия. Спасибо всем за активное

участие в викторине и конкурсе болельщиков. Что нового вы узнали на занятии?

Что вас удивило и заинтересовало? Какие задания понравились больше всего?

Итоги викторины

После

проведения

всех

этапов

викторины

и

конкурса

болельщиков

жюри

подсчитывает

общее

количество

баллов

участников,

определяет

команду-

победителя, а также самых активных участников и лучших среди знатоков пословиц

(таблица

2)

по

английскому

и

немецкому

языкам.

Победителям

и

участникам

вручают дипломы и благодарственные письма.

22

Примечания:

1.Выделенные варианты в заданиях викторины по страноведению являются

ключами ответов.

2.Активные участники викторины, знатоки пословиц, получившие наибольшее

количество баллов, поощряются дополнительными оценками, которые учитываются

при проведении дифференцированного зачета по иностранному языку.

Оснащение мероприятия:

1. Мультимедиа система.

2. Презентации о странах изучаемого языка.

3. Раздаточный материал.

4. Музыкальные диски.

Заключение

Проведение викторин является одной из самых интересных и продуктивных

форм внеаудиторной работы по иностранному языку, которая позволяет не только

значительно расширить кругозор обучающихся, но и систематизировать изученный

материал, дополнить его новыми языковыми явлениями. Поиск информации, работа

с

интернет-ресурсами

стимулирует

изучение

иностранного

языка,

развивает

творческий потенциал обучающихся.

Приложение 1.

23

Организационный момент. Вступительное слово преподавателей о целях и

задачах занятия.

Ведущий с английским языком:

Dear friends!

We are very glad to see you

today! We are going to visit English and German -speaking countries. You’ll know many

interesting facts about history, traditions and culture these countries. You’ll take part in

competition. Be active. Good luck!

Ведущий с немецким языком: Guten Tag liebe Gäste, liebe Studenten und

Lehrer! Das Thema unserer Maßnahmen läutet so: „Reisenach Deutschland und England“.

Gute Reise!

Надеемся, что во время нашей викторины вы проявите языковую смекалку,

догадку и лишь иногда будете использовать электронный переводчик, проявите свою

эрудицию, умение логически мыслить. Мы подготовили викторину о Германии и

Англии. Они удивительны и уникальны. Страны богаты поэтами, композиторами.

Каждая

имеет

свою

историю

и

славится

чем-то

необычным.

Наша

викторина

поможет Вам узнать немного больше о Германии и Англии.

Приложение 2.

Представлены эмблемы команд

с английским языком:

1.Странник –Stranger

2. Поиск- Search

3. Искатель приключений -Adventurer

с немецким языком:

1.Вояж - Voyage

2. Счастливчик- Glückspilz

3. Перелетная птица – Wandervögel

24

Варианты эмблем команд-участников викторины

25

Приложение 3.

1.Много схожего имеется в немецком и английском языках

аналоги по звучанию слов

to begin – beginnen

to sleep – schlafen

to help – helfen

to learn – lernen

to have – haben

to swim - schwimmen

сходные по звучанию и написанию существительные

way – Weg

house - Haus

verb – Verb

bread - Brot

street–Straβe

paper – Papier

имеются похожие по звучанию прилагательные

green – grün

grey – grau

old - alt

good – gut

red – rot

young – jung…

2.Repeat the words about travelling:

-to travel

-sights

-capital

-to spend vacation

-attractive tourist places

-landscapes

-mountain ranges

-population

-kind-hearted people

26

3.Answer the questions:

1.Why do people spend time and money on travelling and sightseeing?

What are the reasons for it?

2.What countries do they prefer to visit? Why?

Words for help:

to have rest, to learn a lot of interesting things, to see different ways of life, to

practice language, to try food, to meet people and to make friends.

Приложение № 4

Песни и стихи на английском и немецком языках

Песня “Yesterday”-Вчера, music – J.Lennon, text – P.McCartney.

Песня

“Marmor,

Stein

und

Eisenbricht”- Мрамор,

камень и

железо разбиваются,

Melodie-Chistian Bruhn, Text-Gunter Loose.

Cтихи на немецком языке:

Heinrich Heine «Der Brief»

Der Brief, den du geschrieben,

Er macht mich gar nicht bang;

Du willst mich nicht mehr lieben,

Aber dein Brief ist lang.

Zwölf Seiten, eng und zierlich!

Ein kleines Manuskript!

Man schreibt nicht so ausführlich,

Wenn man den Abschied gibt.

А.Блок «Письмо»

Своим письмом напрасно,

Ты хочешь напугать;

Ты пишешь длинно ужасно,

Что нам пора порвать.

Страниц двенадцать, странно!

И почерк так красив!

Не пишут так пространно,

Отставку дать решив.

Ernst Ginsberg «Ich liebe dich»

Ich liebe dich

Du liebst mich nicht

Ich bin die Nacht

Du bist das Licht

Ich bin der Schmerz

Du bist das Glück

Drum schaue nie

Zumir zurück.

Ich weiβ und fühl’es.

Bitterlich!

Du liebst mich nicht.

Ich liebe dich.

Андрей Куликов «Я люблю тебя»

Я люблю тебя

Ты не любишь меня

Я – ночь, я- мрак,

А ты сияние дня.

Я – боль, страданье

Ты – счастье, веселье.

И взгляд не подаришь мне теперь

Уж без сомненья

И знаю, чувствую – напрасно я

молю.

Не любишь ты меня,

Но я тебя люблю.

27

Cтихи на английском языке:

«Flowers» Emily Dickinson

The Daisy follows soft the sun –

And when his golden walk is done –

Sits shyly at his feet –

He waking finds hear it –

Where fore – Marauder – art is here?

Because’ Sir, love is sweet!

We are the Flower –Thou the sun?

Forgive us, if as days decline,

We nearer sted to Tree!

Enamored of the parting West –

The peace – the flight – the Amethyst –

Night’s possibility!

Леонид Ситник «Цветы»

Цветок следит за солнцем взглядом,

И к вечерку, заметив рядом

С собой глаза цветка,

Оно ворчит; склонившись низко:

«Зачем ко мне садишься близко?»

«Затем, что жизнь сладка!»

Мы все – цветы, а ты- светило!

Прости нас, если не хватило

Нам дня тебя любить, -

Мы влюблены в твои закаты,

В полеты и агаты,

И в полночь впереди!

Приложение № 5

Презентации к викторине о странах изучаемого языка

Приложение №6

Презентации

к

конкурсу

болельщиков:

«Знаете

ли

Вы

английские/немецкие

пословицы?

28

Список литературы

Английский язык:

Основная литература:

1.Л.Г.Козырева,

Т.В.

Шадская.

Английский

язык

для

медицинских

колледжей

и

училищ: Учебное пособие. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2015.-315с.

Дополнительная литература:

2.И.С.Богацкий,

Н.М.

Дюканова.

Бизнес-курс

английского

языка:

Словарь-

справочник. Киев: Изд-во «Логос», 2009.-352с.

3.Ю.И.Верховая.

Организация

внеклассной

работы

по

иностранному

языку.

Методическое пособие. ГБОУ СПО «Валуйский колледж». 2013.- 46с.

4.Л.Н.Колодяжная. Познакомьтесь: Великобритания. Пособие. М.: Изд-во «Рольф»,

2010. -160с.

5.С.А.Шевелева. Английский для гуманитариев: Учебное пособие для вузов. М.:

Изд-во «ЮНИТИ», 2009.-397с.

Немецкий язык:

Основная литература:

1.Н.В. Басова, Т.Г. Коноплева. Немецкий язык для колледжей: Учебное пособие.

Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2011.-414с.

Дополнительная литература:

2.М.В.

Вербицкая,

С.И.

Горбачевская,

Т.Ю.

Загрязкина,

И.А.

Муратова,

Е.Н.Соловова. Олимпиада «Полиглот» по иностранным языкам. М.: Просвещение,

2012. – 208с.

3.Е.В.

Нарустранг.

Проверь

себя!:

Тесты,

тексты

и

контрольные

работы

по

немецкому языку: Учебное пособие. – СПб.: Антология, 2011. – 128 с.

4.Н.А. Санцевич, Л.Кунч. Практический самоучитель разговорного немецкого языка.

М.: Астрель, 2012. – 251 с.

29



В раздел образования