Автор: Энгель Видана Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Крымск Краснодарского края
Наименование материала: Методические рекомендации к учебному пособию
Тема: Лэпбук по автоматизации звука Ж "Женя и Жанна в жаркой Африке"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ГОРОДА КРЫМСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН
Лэпбук по автоматизации звука [Ж]
«Женя и Жанна в жаркой Африке»
Методические рекомендации
к учебно-дидактическому пособию
Выполнила:
Энгель Видана Валентиновна
учитель - логопед
Крымск
2018
Содержание
Аннотация ………………………………………………………….…………… 3
Актуальность……………………………………………………….…………… 4
Методические
рекомендации
для
педагогов
при
работе
с лэпбуком
по
автоматизации звука [Ж] «Женя и Жанна в жаркой Африке» .……………
6
Структура пособия……………………………………………….……………
8
Заключение………………………………………………………………………
12
Литература………………………………………………………….…………… 13
Приложение……………………………………………………………………… 14
2
Аннотация
Звуковой
лэпбук
«Женя
и
Жанна
в
жаркой
Африке»
-
это
учебно-
дидактическое
пособие,
которое
является
интересным
материалом
для
автоматизации звука [Ж] у детей старшего дошкольного возраста в условиях
дошкольного образовательного учреждения и дома.
Лэпбук содержит игры и упражнения по введению звука [Ж] в слоги,
слова
и
предложения.
Материал
можно
использовать
как
во
время
индивидуальной работы с детьми, так и на подгрупповых занятиях.
Пособие
предназначено
для
учителей
-
логопедов,
воспитателей
дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.
Компактность,
простота
и
мобильность
использования
лэпбука
позволяет
играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
3
Актуальность
Игра
-
один
из
важнейших
видов
деятельности
ребенка,
его
самовыражения, способ его совершенствования.
Игра
является
основным
видом
активности
дошкольника,
в
процессе
которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный
опыт,
закрепляются
знания
детей.
Поэтому
важнейшей
задачей
является
создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических
игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное
значение
для
формирования
полноценной
личности
ребенка,
успешного
обучения
его
в
школе
и
дальнейшей
полноценной
жизни.
Логопедическая
коррекционная
работа
в
детском
саду
направлена
на
исправление
речевых
недостатков,
которые
препятствуют
успешному
освоению
программного
материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой
стороны речи.
Современные
педагоги
в
связи
с
внедрением
ФГОС
дошкольного
образования
ищут
новые
подходы,
идеи,
технологии
для
того,
чтобы
соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию
дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это
книжка
-
раскладушка
или
самодельная
бумажная
папка
с
множеством
разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-
гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать,
складывать
по
своему
желанию
и
за
один
прием
просмотреть
всё
её
содержимое.
Но
несмотря
на
кажущуюся
простоту,
в
ней
содержатся
все
необходимые материалы, которые объединены одной темой.
Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее
взаимодействию всех участников образовательного процесса.
4
Лэпбук
отвечает
требованиям
ФГОС
дошкольного
образования
к
развивающей предметно- пространственной среде:
информативен
(в
одной
папке
можно
разместить
достаточно
много
информации
по
определенной
теме,
а
не
подбирать
различный
дидактический материал);
полифункционален:
способствует
развитию
творчества,
воображения
(есть
возможность
использовать
его
как
с
подгруппой
детей,
так
и
индивидуально);
обладает
дидактическими
свойствами,
является
средством
художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру
искусства;
вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его
части);
его
структура
и
содержание
доступны
детям
дошкольного
возраста,
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников.
Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу
несколько задач:
пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе
исправления звукопроизношения;
повысить познавательную активность и работоспособность детей;
активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая
их подчиняться правилам игры;
увеличить объем коррекционного воздействия.
Работа
с
лэпбуком
отвечает
основным
направлениям
партнерской
деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми,
добровольное присоединение детей к деятельности.
5
Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком
по автоматизации звука [Ж]
«Женя и Жанна в жаркой Африке»
В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития
и
образования
детей.
Если
обратится
к
адаптированной
образовательной
программе
МБДОУ
детский
сад
№
4,
то
при
реализации
образовательной
области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых
нарушений дошкольников.
Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был
разработан звуковой лэпбук.
Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть
использовано в разных вариантах:
- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в
процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;
-
в
ходе
индивидуальной
работы
воспитателя
с
детьми
по
закреплению
изучаемого звука (по заданию логопеда).
Цель:
в
игровой
форме
автоматизировать
звук
[Ж]
изолированно,
в
прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках,
стихах, предложениях, связной речи.
Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического
пособия «Лэпбук «Женя и Жанна в жаркой Африке»:
способствовать
речевому
развитию
детей:
закрепить
правильное
произношение звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, связной речи;
расширить, обогатить и активизировать словарь детей;
развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух,
навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;
развивать
сотрудничество
между
детьми,
учителем-логопедом
и
воспитателями детского сада.
6
В лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука
[Ж].
Этап
автоматизации
звуков обозначен
в
методике
логопедического
воздействия
по
исправлению
звукопроизношения
как
этап
формирования
первичных
произносительных
умений
и
навыков
(по
Л.
С.
Волковой).
Произношение
звука
сначала
закрепляется
изолированно,
затем
в
слогах,
словах, фразах.
Лэпбук
-
это
не
только
интересное
и
полезное,
но
и
универсальное
пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на
автоматизацию звука [Ж], но и задания для развития фонематического слуха,
звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматического
строя речи. Работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса,
развитию
мышления,
зрительного
восприятия,
памяти,
внимания,
мелкой
моторики.
При
тяжелых
речевых
нарушениях
этап
автоматизации
затягивается,
ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и
словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же
речевого
материала
утомляет
ребенка.
Логопедические
занятия
по
автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у
детей с нарушениями речи неустойчиво внимание. Возникает необходимость
разнообразить приёмы своей работы и удерживать интерес детей в процессе
занятия.
Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие
позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к
процессу автоматизации поставленного звука.
7
Структура пособия
Дидактическое пособие включает задания на автоматизацию звука «Ж».
При оформлении лэпбука был использована программа для создания пособий и
иллюстраций к презентациям «Конструктор картинок - 2» (ООО «Мерсибо»).
Приведённые ниже стихи – авторские (по мотивам произведения «Бармалей»
Чуковского К. И.).
Предисловие
Женечка и Жанночка уснули вечерком.
И в эту ночь приснился им один волшебный сон...
В комнате всё зажужжало, задрожали зеркала...
И в окошко залетела к ним огромная пчела!
«Дети, здравствуйте, я – Жужа, я кружу как самолёт.
В Африку летим скорее! Покажу, кто там живёт!»
1. «Пожужжи с пчелой Жужей».
Цель: автоматизировать изолированный звук [Ж].
(Пчела Жужа)
Только чтобы взлетела,
Дружно нужно пожужжать.
Не простое это дело –
Жукам и пчёлам подражать.
***
Крылышки мои устали.
Надо, дети, пожужжать.
Ведь жужжалку – батарейку
Надо мне подзаряжать.
2. Упражнение «Путешествие ветерка» (см. Приложение).
Цель: закрепить артикуляцию звука [Ж] с опорой на зрительный анализатор и
кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.
8
3. Упражнение «Жужжалочки» (см. Приложение).
Цель: автоматизировать звук [ж] в слогах, словах.
Кто нас первыми встречают?
Попугаи Жак и Жан.
Все их в джунглях уважают.
Позовём их «Ж-ж-жак» и «Ж-ж-жан».
Нам они дают заданье –
Слова и слоги повторять.
Если справимся, то сможем...
Про жизнь животных всё узнать!
Вслед за взрослым ребёнок повторяет слоги и слова.
4. «Лабиринты» (см. Приложение).
Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах и словосочетаниях, учить
ориентироваться
на
листе
бумаги,
употреблять
слова
с
пространственным
значением (направо, налево, вверх).
Жирафик Жора тут живёт,
Листочки с дерева жуёт.
5. Дидактическая игра «Я вижу...».
Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах – названиях картинок; учить
детей
правильно
употреблять
форму
родительного
падежа
имён
существительных.
Картинки: пижама, медвежонок, жираф, кинжал, мороженое, пружина, лужа,
дирижёр, жук.
6. Дидактическая игра «Один - много».
Цель игры: закрепить произношение звука [Ж] в словах – названиях картинок;
учить детей правильно образовывать формы существительных единственного и
множественного числа.
9
Картинки: жаба – жабы, жёлудь – жёлуди, жук – жуки, жираф – жирафы,
медвежонок – медвежата, пиджак – пиджаки, жемчужина – жемчужины.
7. Дидактическая игра «Живое - неживое».
Цель:
закрепить
произношение
звука
[Ж]
в
словах
–
названиях
картинок;
упражнять детей в определении живых и неживых предметов.
Картинки: жираф, жёлудь, пижама, ежи, пожарный, лыжи, баклажан, жонглёр,
жаворонок, ужи, ножи, журнал, ежевика.
8. «Споём вместе со львёнком и черепахой» (см. Приложение).
Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах, развивать чувство ритма.
Под фонограмму Г. Гладкова «Я на солнышке лежу...» взрослый исполняет
детскую песенку, а ребёнок, помогая педагогу, пропевает последний слог «жу»
в каждой строке песни.
Я на солнышке си...жу,
Я на солнышко гля...жу…
Все си...жу и си...жу,
И на солнышко гля...жу.
Носорог, рог, рог идет,
Крокодил, дил, дил плывет.
Только я все си...жу (ле...жу)
И на солнышко гля...жу.
Рядом львеночек лежит
И ушами шевелит,
Только я все ле...жу
И на львенка не гля...жу.
9. Упражнение «Мы - поэты».
Цель: автоматизировать звук [Ж] в предложениях.
Ребёнок повторяет за взрослым чистоговорки и стихи, чётко выделяя звук [Ж].
10
10. Дидактическая игра «Бабочка».
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова,
выделяя звук [Ж]. Затем определяет позицию звука в слове, передвигая бабочку
на ромашки (две ромашки определяют позицию звука в слове – начало и
середину, в конце слова звук [Ж] оглушается).
Вот бабочка Жасмин летает,
Нектар в цветочках обожает.
Послесловие
Мы по Африке гуляли.
И жужжали, и визжали.
Но пора домой вернуться...
И, конечно же, проснуться!
Замечательный был сон.
Научил жужжать нас он!
11
Заключение
Результатом
использования
учебно-дидактического
пособия
является
осмысление ребенком необходимости правильного произношения звука [Ж] в
речи.
Критерии оценки успешной автоматизации звука [Ж]:
-
самостоятельность
повторения
(с
помощью
взрослого,
с
незначительной
помощью, без помощи взрослого);
- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с
запинками или без);
- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ж»).
При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность
произнесения ребенком звука «Ж» в самостоятельной речи.
Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является
прекрасным способом подачи имеющейся информации в компактной форме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с лэпбуком
оказывает
положительное
воздействие
на
речевое
развитие
детей.
Такая
интерактивная папка позволяет:
пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений
слов;
ускорить
и
сделать
более
привлекательным
процесс
автоматизации
и
дифференциации звуков;
формировать грамматические категории;
развивать связную речь;
формировать психологическую базу речи;
совершенствовать мелкую моторику.
12
Литература:
1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом
дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.
2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. – Ярославль, 2007
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей.
– М., 2006.
4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для
автоматизации звуков «Ш», «Ж», Санкт-Петербург. 2008
5. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.
13