Напоминание

Лэпбук по автоматизации звука Ж "Женя и Жанна в жаркой Африке"


Автор: Энгель Видана Валентиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 4
Населённый пункт: г. Крымск Краснодарского края
Наименование материала: Методические рекомендации к учебному пособию
Тема: Лэпбук по автоматизации звука Ж "Женя и Жанна в жаркой Африке"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ГОРОДА КРЫМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОН

Лэпбук по автоматизации звука [Ж]

«Женя и Жанна в жаркой Африке»

Методические рекомендации

к учебно-дидактическому пособию

Выполнила:

Энгель Видана Валентиновна

учитель - логопед

Крымск

2018

Содержание

Аннотация ………………………………………………………….…………… 3

Актуальность……………………………………………………….…………… 4

Методические

рекомендации

для

педагогов

при

работе

с лэпбуком

по

автоматизации звука [Ж] «Женя и Жанна в жаркой Африке» .……………

6

Структура пособия……………………………………………….……………

8

Заключение………………………………………………………………………

12

Литература………………………………………………………….…………… 13

Приложение……………………………………………………………………… 14

2

Аннотация

Звуковой

лэпбук

«Женя

и

Жанна

в

жаркой

Африке»

-

это

учебно-

дидактическое

пособие,

которое

является

интересным

материалом

для

автоматизации звука [Ж] у детей старшего дошкольного возраста в условиях

дошкольного образовательного учреждения и дома.

Лэпбук содержит игры и упражнения по введению звука [Ж] в слоги,

слова

и

предложения.

Материал

можно

использовать

как

во

время

индивидуальной работы с детьми, так и на подгрупповых занятиях.

Пособие

предназначено

для

учителей

-

логопедов,

воспитателей

дошкольных образовательных учреждений, а также родителей воспитанников.

Компактность,

простота

и

мобильность

использования

лэпбука

позволяет

играть с ребенком за столом, в дороге, в домашних условиях.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

3

Актуальность

Игра

-

один

из

важнейших

видов

деятельности

ребенка,

его

самовыражения, способ его совершенствования.

Игра

является

основным

видом

активности

дошкольника,

в

процессе

которой развиваются внимание, память, воображение, усваивается социальный

опыт,

закрепляются

знания

детей.

Поэтому

важнейшей

задачей

является

создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических

игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.

Известно, что своевременное овладение правильной речью имеет важное

значение

для

формирования

полноценной

личности

ребенка,

успешного

обучения

его

в

школе

и

дальнейшей

полноценной

жизни.

Логопедическая

коррекционная

работа

в

детском

саду

направлена

на

исправление

речевых

недостатков,

которые

препятствуют

успешному

освоению

программного

материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой

стороны речи.

Современные

педагоги

в

связи

с

внедрением

ФГОС

дошкольного

образования

ищут

новые

подходы,

идеи,

технологии

для

того,

чтобы

соответствовать требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию

дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это

книжка

-

раскладушка

или

самодельная

бумажная

папка

с

множеством

разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-

гармошками, конвертами, которые ребенок может доставать, перекладывать,

складывать

по

своему

желанию

и

за

один

прием

просмотреть

всё

её

содержимое.

Но

несмотря

на

кажущуюся

простоту,

в

ней

содержатся

все

необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Лэпбук - это современное доступное средство обучения, способствующее

взаимодействию всех участников образовательного процесса.

4

Лэпбук

отвечает

требованиям

ФГОС

дошкольного

образования

к

развивающей предметно- пространственной среде:

информативен

одной

папке

можно

разместить

достаточно

много

информации

по

определенной

теме,

а

не

подбирать

различный

дидактический материал);

полифункционален:

способствует

развитию

творчества,

воображения

(есть

возможность

использовать

его

как

с

подгруппой

детей,

так

и

индивидуально);

обладает

дидактическими

свойствами,

является

средством

художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру

искусства;

вариативен (существует несколько вариантов использования каждой его

части);

его

структура

и

содержание

доступны

детям

дошкольного

возраста,

обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

активность всех воспитанников.

Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу

несколько задач:

пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе

исправления звукопроизношения;

повысить познавательную активность и работоспособность детей;

активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;

плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая

их подчиняться правилам игры;

увеличить объем коррекционного воздействия.

Работа

с

лэпбуком

отвечает

основным

направлениям

партнерской

деятельности взрослого с детьми: включенность педагога наравне с детьми,

добровольное присоединение детей к деятельности.

5

Методические рекомендации для педагогов при работе с лэпбуком

по автоматизации звука [Ж]

«Женя и Жанна в жаркой Африке»

В соответствии с ФГОС ДО выделяются несколько направлений развития

и

образования

детей.

Если

обратится

к

адаптированной

образовательной

программе

МБДОУ

детский

сад

4,

то

при

реализации

образовательной

области «Речевое развитие» основной задачей становится коррекция речевых

нарушений дошкольников.

Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям мною был

разработан звуковой лэпбук.

Данное пособие предназначено для работы с детьми 5-7 лет и может быть

использовано в разных вариантах:

- как наглядный материал для коррекционной работы учителя – логопеда в

процессе подгрупповой и индивидуальной коррекционной ООД;

-

в

ходе

индивидуальной

работы

воспитателя

с

детьми

по

закреплению

изучаемого звука (по заданию логопеда).

Цель:

в

игровой

форме

автоматизировать

звук

[Ж]

изолированно,

в

прямых и обратных слогах, начале, середине и конце слов, чистоговорках,

стихах, предложениях, связной речи.

Задачи, реализуемые в процессе использования учебно - дидактического

пособия «Лэпбук «Женя и Жанна в жаркой Африке»:

способствовать

речевому

развитию

детей:

закрепить

правильное

произношение звука [Ж] в слогах, словах, предложениях, связной речи;

расширить, обогатить и активизировать словарь детей;

развивать навыки грамматически правильной речи, фонематический слух,

навыки звукового анализа, творческие способности дошкольников;

развивать

сотрудничество

между

детьми,

учителем-логопедом

и

воспитателями детского сада.

6

В лэпбуке представлены игры и речевой материал по автоматизации звука

[Ж].

Этап

автоматизации

звуков обозначен

в

методике

логопедического

воздействия

по

исправлению

звукопроизношения

как

этап

формирования

первичных

произносительных

умений

и

навыков

(по

Л.

С.

Волковой).

Произношение

звука

сначала

закрепляется

изолированно,

затем

в

слогах,

словах, фразах.

Лэпбук

-

это

не

только

интересное

и

полезное,

но

и

универсальное

пособие. В нем представлены игры и упражнения, нацеленные не только на

автоматизацию звука [Ж], но и задания для развития фонематического слуха,

звукового анализа и синтеза, просодической стороны речи, грамматического

строя речи. Работа с лэпбуком способствует обогащению словарного запаса,

развитию

мышления,

зрительного

восприятия,

памяти,

внимания,

мелкой

моторики.

При

тяжелых

речевых

нарушениях

этап

автоматизации

затягивается,

ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и

словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же

речевого

материала

утомляет

ребенка.

Логопедические

занятия

по

автоматизации звуков бывают зачастую трудны, однообразны, а к тому же у

детей с нарушениями речи неустойчиво внимание. Возникает необходимость

разнообразить приёмы своей работы и удерживать интерес детей в процессе

занятия.

Исходя из вышеизложенного, данное учебно – дидактическое пособие

позволяет логопеду совместно с воспитателями и детьми творчески подойти к

процессу автоматизации поставленного звука.

7

Структура пособия

Дидактическое пособие включает задания на автоматизацию звука «Ж».

При оформлении лэпбука был использована программа для создания пособий и

иллюстраций к презентациям «Конструктор картинок - 2» (ООО «Мерсибо»).

Приведённые ниже стихи – авторские (по мотивам произведения «Бармалей»

Чуковского К. И.).

Предисловие

Женечка и Жанночка уснули вечерком.

И в эту ночь приснился им один волшебный сон...

В комнате всё зажужжало, задрожали зеркала...

И в окошко залетела к ним огромная пчела!

«Дети, здравствуйте, я – Жужа, я кружу как самолёт.

В Африку летим скорее! Покажу, кто там живёт!»

1. «Пожужжи с пчелой Жужей».

Цель: автоматизировать изолированный звук [Ж].

(Пчела Жужа)

Только чтобы взлетела,

Дружно нужно пожужжать.

Не простое это дело –

Жукам и пчёлам подражать.

***

Крылышки мои устали.

Надо, дети, пожужжать.

Ведь жужжалку – батарейку

Надо мне подзаряжать.

2. Упражнение «Путешествие ветерка» (см. Приложение).

Цель: закрепить артикуляцию звука [Ж] с опорой на зрительный анализатор и

кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.

8

3. Упражнение «Жужжалочки» (см. Приложение).

Цель: автоматизировать звук [ж] в слогах, словах.

Кто нас первыми встречают?

Попугаи Жак и Жан.

Все их в джунглях уважают.

Позовём их «Ж-ж-жак» и «Ж-ж-жан».

Нам они дают заданье –

Слова и слоги повторять.

Если справимся, то сможем...

Про жизнь животных всё узнать!

Вслед за взрослым ребёнок повторяет слоги и слова.

4. «Лабиринты» (см. Приложение).

Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах и словосочетаниях, учить

ориентироваться

на

листе

бумаги,

употреблять

слова

с

пространственным

значением (направо, налево, вверх).

Жирафик Жора тут живёт,

Листочки с дерева жуёт.

5. Дидактическая игра «Я вижу...».

Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах – названиях картинок; учить

детей

правильно

употреблять

форму

родительного

падежа

имён

существительных.

Картинки: пижама, медвежонок, жираф, кинжал, мороженое, пружина, лужа,

дирижёр, жук.

6. Дидактическая игра «Один - много».

Цель игры: закрепить произношение звука [Ж] в словах – названиях картинок;

учить детей правильно образовывать формы существительных единственного и

множественного числа.

9

Картинки: жаба – жабы, жёлудь – жёлуди, жук – жуки, жираф – жирафы,

медвежонок – медвежата, пиджак – пиджаки, жемчужина – жемчужины.

7. Дидактическая игра «Живое - неживое».

Цель:

закрепить

произношение

звука

[Ж]

в

словах

названиях

картинок;

упражнять детей в определении живых и неживых предметов.

Картинки: жираф, жёлудь, пижама, ежи, пожарный, лыжи, баклажан, жонглёр,

жаворонок, ужи, ножи, журнал, ежевика.

8. «Споём вместе со львёнком и черепахой» (см. Приложение).

Цель: закрепить произношение звука [Ж] в словах, развивать чувство ритма.

Под фонограмму Г. Гладкова «Я на солнышке лежу...» взрослый исполняет

детскую песенку, а ребёнок, помогая педагогу, пропевает последний слог «жу»

в каждой строке песни.

Я на солнышке си...жу,

Я на солнышко гля...жу

Все си...жу и си...жу,

И на солнышко гля...жу.

Носорог, рог, рог идет,

Крокодил, дил, дил плывет.

Только я все си...жу (ле...жу)

И на солнышко гля...жу.

Рядом львеночек лежит

И ушами шевелит,

Только я все ле...жу

И на львенка не гля...жу.

9. Упражнение «Мы - поэты».

Цель: автоматизировать звук [Ж] в предложениях.

Ребёнок повторяет за взрослым чистоговорки и стихи, чётко выделяя звук [Ж].

10

10. Дидактическая игра «Бабочка».

Цель: формировать навыки звукового анализа.

Ребёнок достаёт картинки из кармашка «Игры со словами», называет слова,

выделяя звук [Ж]. Затем определяет позицию звука в слове, передвигая бабочку

на ромашки (две ромашки определяют позицию звука в слове – начало и

середину, в конце слова звук [Ж] оглушается).

Вот бабочка Жасмин летает,

Нектар в цветочках обожает.

Послесловие

Мы по Африке гуляли.

И жужжали, и визжали.

Но пора домой вернуться...

И, конечно же, проснуться!

Замечательный был сон.

Научил жужжать нас он!

11

Заключение

Результатом

использования

учебно-дидактического

пособия

является

осмысление ребенком необходимости правильного произношения звука [Ж] в

речи.

Критерии оценки успешной автоматизации звука [Ж]:

-

самостоятельность

повторения

помощью

взрослого,

с

незначительной

помощью, без помощи взрослого);

- скорость произнесения чистоговорок (произносит медленно или быстро, с

запинками или без);

- чистота произнесения (во всех ли словах правильно произносится звук «Ж»).

При этом педагогам и родителям важно контролировать правильность

произнесения ребенком звука «Ж» в самостоятельной речи.

Лэпбук привлекает интерес детей своим ярким внешним видом и является

прекрасным способом подачи имеющейся информации в компактной форме.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что работа с лэпбуком

оказывает

положительное

воздействие

на

речевое

развитие

детей.

Такая

интерактивная папка позволяет:

пополнять словарь детей и расширять «семантические поля» значений

слов;

ускорить

и

сделать

более

привлекательным

процесс

автоматизации

и

дифференциации звуков;

формировать грамматические категории;

развивать связную речь;

формировать психологическую базу речи;

совершенствовать мелкую моторику.

12

Литература:

1. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом

дошкольника. М.: Издательство «Гном и Д». 2009.

2. Козырева Л.М. Автоматизация трудных звуков. – Ярославль, 2007

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей.

– М., 2006.

4. Перегудова Т.С. Османова Т.А. «Вводим звуки в речь. Картотека задания для

автоматизации звуков «Ш», «Ж», Санкт-Петербург. 2008

5. Спивак Е.Н. Звуки Ш, Ж, Ч, Щ. – М., 2007.

13



В раздел образования