Авторы: Бреккиева Елена Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классаов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2031
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное
Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором
средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации
недостатков в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ.
Здоровый образ жизни: роскошь или
необходимость?
Современная
жизнь
сопровождается
серьезными
изменениями
в
социальной
сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а
также
спортивные
достижения
людей
-
основные
показатели
уровня
ж и з н е с п о с о б н о с т и
и
ц и в и л и з о в а н н о с т и
с т р а н ы .
Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%),
наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1)
и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы
здоровьесбережения
и
здоровьесозидания
в
современном
обществе
ведущая
роль
отводится
системе
образования,
ориентированной
на
формирование
здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый
о б р а з
ж и з н и
я вл я етс я
п е д а го г и ч ес к и
за в и с и м ы м
ф а к т о р о м.
В
структуре
здорового
образа
жизни
центральное
место
занимает
физическая
культура,
диктующая
необходимость
совершенствования
физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных
разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической культуры.
Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической
готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования,
хотя
именно
телесно-двигательные
качества
человека
являются
предметом
интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая - это прежде
всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без
сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая
подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование,
спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть
нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение
словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре
и
спорту
следует
помнить
о
реализации
принципа
природосообразности,
обоснованного
Я.А.Каменским
в
его
«Великой
дидактике»,
суть
которого
заключается
в
наиболее
полном
развитии
природных
задатков
человека
при
с о б л ю д е н и и
з а к о н о в
п р и р о д ы
и
п е д а г о г и к и .
Сегодня лишь на 10 - 12% удовлетворяется заложенная природой потребность
людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных
причин
снижения
резервов
здоровья
и
социальной
дееспособности
граждан
нашего общества.
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ
(ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической
направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-
компенсаторная
сторона,
в
том
числе
и
процесса
физического
воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются
в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического
развития,
моторики
и
расширение
двигательных
возможностей
таких
детей
я в л я ю т с я
г л а в н ы м
у с л о в и е м
п о д г о т о в к и
е г о
к
ж и з н и .
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и
недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П.
Павлов,
П.Ф.
Лесгафт,
В.В.
Ториневский,
Л.В.
Запорожец
и
д р . ) .
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и,
представляющая
собой
систему
различных
мероприятий,
направленных
на
исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной
реабилитации
и
поэтому
между
понятиями
физической
и
социальной
реабилитации
существует
диалектическая
взаимосвязь.
Здесь
опорными
становятся
принципы,
разработанные
Л.С.Выгодским
(опора
на
сохраненные
возможности,
зоны
ближайшего
развития),
а
также
методы
деятельностного
подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном
развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц,
одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.
Методические рекомендации по преподаванию
физкультуры
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера
двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы
обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной
педагогики.
Актуальность
этого
положения
обусловлена
важной
ролью
двигательного
анализатора
в
развитии
высшей
нервной
деятельности
и
психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике
(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног
при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что
и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности
коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая
патология
корковых
зон
двигательно-кинестетического
анализатора.
Этим
обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного
умственного
развития
человека.
Устранение
двигательных
нарушений
или
их
совершенствование
способствует
развитию
аналитико-синтетической
функции
к о р ы
г о л о в н о г о
м о з г а ,
и н т е л л е к т а
ч е л о в е к а .
Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на
состояние
вегетативных
функций.
Учитывая
эту
закономерность
с
помощью
изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного
аппарата,
можно
направленно
влиять
на
деятельность
различных
систем
организма,
высшие
психические
функции,
на
функции
анализаторов.
В
свою
очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы
ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать,
проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений
и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и
самоконтроля
за
движениями,
использовать
мотивационные
факторы
в
достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать
сущность
и
необходимость
занятий
физической
культурой,
формировать
п о л о ж и т е л ь н о е
о т н о ш е н и е
к
н и м .
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического
воспитания
должны
быть
направлены,
прежде
всего
на
развитие
и
активизацию
познавательной
здоровьесберегающей
деятельности
учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом
образе жизни.
Особенности преподавания физкультуры
детям с ОВЗ
Учащиеся
с
отклонениями
в
состоянии
здоровья
отличаются
от
здоровых
школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних
органов
и
самочувствия
качественно
меняется
психическое
состояние.
Одним
из
средств,
улучшающих
психическое
и
физическое
состояние
детей,
является адаптивная
физическая
культура.
Целью
адаптивной
физической
культуры
является:
формирование
потребностей
занятий
физическими
упражнениями,
укрепление
здоровья,
повышение
трудоспособности,
и н т е л л е к т у а л ь н о е ,
п с и х и ч е с к о е
р а з в и т и е .
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.
В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется
своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития,
профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм
поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой
группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим
и
психическим
возможностям
и
участие
в
специальных
соревнованиях
и
П а р а о л и м п и й с к о м
д в и ж е н и и .
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно
в а ж н о е
з н а ч е н и е .
На
сегодняшний
день
все
существующие
формы
физического
воспитания,
предназначенные
для
лиц
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
для
инвалидов
всех
возрастов
и
нозологических
групп,
а
именно
-
занятия
по
физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое -
сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и
называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по
а д а п т и в н о й
ф и з и ч ес ко й
к ул ьт ур е.
( С . П .
Е в с е е в ,
2 0 0 5 ) .
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно
улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в
состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим
упражнениям
и
умению
управлять
своим
психофизиологическим
состоянием.
С п и с о к
и с п о л ь з о в а н н о й
л и т е р а т у р ы
1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс;
2 0 0 - 2 4 8
с .
2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании
М . ;
А к а д е м и я ;
2 0 0 2 . - 1 7 6
3.Евсеев
С.П.
Теория
и
организация
адаптивной
физической
культуры
/
Под
редакцией
С.
П.
Евсеева. -
М.
:
Советский
спорт. -Том
1;
2 0 0 5 .
4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.
Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.