Напоминание

Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ


Авторы: Бреккиева Елена Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: учитель начальных классаов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №2031
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Целенаправленные и дозированные физические упражнения, с четким подбором

средств и методов являются мощным фактором коррекции и компенсации

недостатков в физическом и психическим развитием детей с ОВЗ.

Здоровый образ жизни: роскошь или

необходимость?

Современная

жизнь

сопровождается

серьезными

изменениями

в

социальной

сфере. Одним из главных ее ориентиров является состояние здоровья человека, а

также

спортивные

достижения

людей

-

основные

показатели

уровня

ж и з н е с п о с о б н о с т и

и

ц и в и л и з о в а н н о с т и

с т р а н ы .

Известно, что состояние здоровья людей зависит от образа жизни (до 50%),

наследственности (15-20%), окружающей среды (15-20%), медицины (15-20%) (1)

и определяет спортивные достижения. В связи с этим в решении проблемы

здоровьесбережения

и

здоровьесозидания

в

современном

обществе

ведущая

роль

отводится

системе

образования,

ориентированной

на

формирование

здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый

о б р а з

ж и з н и

я вл я етс я

п е д а го г и ч ес к и

за в и с и м ы м

ф а к т о р о м.

В

структуре

здорового

образа

жизни

центральное

место

занимает

физическая

культура,

диктующая

необходимость

совершенствования

физического воспитания и обучения учащихся на основе современных научных

разработок в области педагогики, психологии, физиологии и физической культуры.

Физическая культура это не только область работы с телом, создания физической

готовности людей к жизни, средство и способ физического совершенствования,

хотя

именно

телесно-двигательные

качества

человека

являются

предметом

интереса в этой области. Как и всякая культура, культура физическая - это прежде

всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Без

сформированного истинно ценностного отношения к телу невозможна никакая

подлинно культурная деятельность, практика, направленная на тело, образование,

спорт. Как уникальный предмет учебного плана физическая культура должна быть

нацелена в том числе и на развитие умственных способностей, расширение

словарного запаса учащихся. При этом в процессе обучения физической культуре

и

спорту

следует

помнить

о

реализации

принципа

природосообразности,

обоснованного

Я.А.Каменским

в

его

«Великой

дидактике»,

суть

которого

заключается

в

наиболее

полном

развитии

природных

задатков

человека

при

с о б л ю д е н и и

з а к о н о в

п р и р о д ы

и

п е д а г о г и к и .

Сегодня лишь на 10 - 12% удовлетворяется заложенная природой потребность

людей в движении. Возникает «моторный голод», что является одной из важных

причин

снижения

резервов

здоровья

и

социальной

дееспособности

граждан

нашего общества.

Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются дети с ОВЗ

(ограниченными возможностями здоровья), надо отметить, что специфической

направленностью в работе с этой категорией детей является ее коррекционно-

компенсаторная

сторона,

в

том

числе

и

процесса

физического

воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются

в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического

развития,

моторики

и

расширение

двигательных

возможностей

таких

детей

я в л я ю т с я

г л а в н ы м

у с л о в и е м

п о д г о т о в к и

е г о

к

ж и з н и .

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений моторики и

недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых (П.П.

Павлов,

П.Ф.

Лесгафт,

В.В.

Ториневский,

Л.В.

Запорожец

и

д р . ) .

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической культурой, и,

представляющая

собой

систему

различных

мероприятий,

направленных

на

исправление недостатков в развитии человека, является основой социальной

реабилитации

и

поэтому

между

понятиями

физической

и

социальной

реабилитации

существует

диалектическая

взаимосвязь.

Здесь

опорными

становятся

принципы,

разработанные

Л.С.Выгодским

(опора

на

сохраненные

возможности,

зоны

ближайшего

развития),

а

также

методы

деятельностного

подхода, деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном

развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических единиц,

одновременном развитии всех учащихся, личностно развивающем образовании.

Методические рекомендации по преподаванию

физкультуры

Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека, характера

двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-методические основы

обучения физической культуре и спорту, физического воспитания, коррекционной

педагогики.

Актуальность

этого

положения

обусловлена

важной

ролью

двигательного

анализатора

в

развитии

высшей

нервной

деятельности

и

психических функций человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике

(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений рук и ног

при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми же механизмами, что

и интеллектуальный дефект - нарушением аналитико-синтетической деятельности

коры больших полушарий головного мозга, в основе которого лежит органическая

патология

корковых

зон

двигательно-кинестетического

анализатора.

Этим

обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре заторможенного

умственного

развития

человека.

Устранение

двигательных

нарушений

или

их

совершенствование

способствует

развитию

аналитико-синтетической

функции

к о р ы

г о л о в н о г о

м о з г а ,

и н т е л л е к т а

ч е л о в е к а .

Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики, так и на

состояние

вегетативных

функций.

Учитывая

эту

закономерность

с

помощью

изменения физического состояния моторного анализатора и его локомоторного

аппарата,

можно

направленно

влиять

на

деятельность

различных

систем

организма,

высшие

психические

функции,

на

функции

анализаторов.

В

свою

очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить так, чтобы

ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их словесно опосредовать,

проанализировать, осуществлять регуляцию темпа, ритма, координации движений

и других характеристик. Необходимо формировать у них способы контроля и

самоконтроля

за

движениями,

использовать

мотивационные

факторы

в

достижении цели и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать

сущность

и

необходимость

занятий

физической

культурой,

формировать

п о л о ж и т е л ь н о е

о т н о ш е н и е

к

н и м .

Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии физического

воспитания

должны

быть

направлены,

прежде

всего

на

развитие

и

активизацию

познавательной

здоровьесберегающей

деятельности

учащихся, расширение их кругозора, воспитание потребности в здоровом

образе жизни.

Особенности преподавания физкультуры

детям с ОВЗ

Учащиеся

с

отклонениями

в

состоянии

здоровья

отличаются

от

здоровых

школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних

органов

и

самочувствия

качественно

меняется

психическое

состояние.

Одним

из

средств,

улучшающих

психическое

и

физическое

состояние

детей,

является адаптивная

физическая

культура.

Целью

адаптивной

физической

культуры

является:

формирование

потребностей

занятий

физическими

упражнениями,

укрепление

здоровья,

повышение

трудоспособности,

и н т е л л е к т у а л ь н о е ,

п с и х и ч е с к о е

р а з в и т и е .

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми.

В сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья имеется

своя особая направленность: обеспечение духовного и физического развития,

профессионально-прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм

поведения в различных условиях, а для более физически развитых детей из этой

группы, занятия определенными видами спорта, соответствующих их физическим

и

психическим

возможностям

и

участие

в

специальных

соревнованиях

и

П а р а о л и м п и й с к о м

д в и ж е н и и .

Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют исключительно

в а ж н о е

з н а ч е н и е .

На

сегодняшний

день

все

существующие

формы

физического

воспитания,

предназначенные

для

лиц

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

для

инвалидов

всех

возрастов

и

нозологических

групп,

а

именно

-

занятия

по

физическому воспитанию, ритмике, уроки по физической культуре и другое -

сегодня правильнее относить к формам адаптивного физического воспитания и

называть занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по

а д а п т и в н о й

ф и з и ч ес ко й

к ул ьт ур е.

( С . П .

Е в с е е в ,

2 0 0 5 ) .

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно

улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в

состоянии здоровья, и главное, приобщить их к посильным для себя физическим

упражнениям

и

умению

управлять

своим

психофизиологическим

состоянием.

С п и с о к

и с п о л ь з о в а н н о й

л и т е р а т у р ы

1.Апанасенко Г. Л.; Попова Л. А.; Медицинская валеология Ростов н/ Д.: Феникс;

2 0 0 - 2 4 8

с .

2.Дмитриев А. А. Адаптивная физическая культура в специальном образовании

М . ;

А к а д е м и я ;

2 0 0 2 . - 1 7 6

3.Евсеев

С.П.

Теория

и

организация

адаптивной

физической

культуры

/

Под

редакцией

С.

П.

Евсеева. -

М.

:

Советский

спорт. -Том

1;

2 0 0 5 .

4. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е.

Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004.



В раздел образования