Напоминание

"Как сохранить интерес к занятиям музыкой"


Авторы: Парфенова Марина Петровна, Кочкина Елена Владимировна
Должность: преподаватель и концертмейстер, преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО детская школа искусств имени Г.И Бабко
Населённый пункт: города Кирово-Чепецка Кировской области
Наименование материала: родительское собрание
Тема: "Как сохранить интерес к занятиям музыкой"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Родительское собрание

«Как сохранить интерес к занятиям музыкой».

Авторы: Парфенова Марина Петровна, преподаватель высшей

категории по классу фортепиано и концертмейстер МБУ ДО

ДШИ города Кирово-Чепецка Кировской области,

Кочкина Елена Владимировна, преподаватель высшей категории

по классу фортепиано МБУ ДО ДШИ города Кирово-Чепецка

Кировской области.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время

и пришли сегодня к нам в школу. Для создания позитивного настроения, мы

хотим начать нашу встречу с прекрасной музыки в исполнении камерного

оркестра

«Виртуозы

Москвы»

под

управлением

Владимира

Спивакова.

Запись была сделана с юбилейного концерта коллектива в честь его 25-летия.

видеоролик Л. Андерсон «Фиддл-Фаддл» («Пустячок»)

Вы обратили внимание, с какой увлеченностью играют музыканты.

Сегодня мы хотим поговорить с вами об интересе детей к обучению музыке.

О том,

как он возникает, куда исчезает и какими средствами его можно

поддерживать

и

сохранять.

Наверняка

кто-то

из

вас

уже

столкнулся

с

проблемой угасания интереса к занятиям, ну а кому-то встреча с ней ещё

предстоит.

Поступление

в

школу

искусств

большое

событие

для

ребёнка

и

родителей. Надо сказать, что ни художественные школы, ни спортивные

секции,

ни

какие-нибудь

кружки

по

интересам

не

вызывают

такого

ожесточенного

противостояния

«отцов»

и

«детей»,

как

обучение

в

музыкальной школе или школе искусств. О бесценной пользе музыкального

образования мы сегодня говорить не будем. Наша задача заключается в том,

чтобы

ответить

на

вопрос:

как

сделать

так,

чтобы

ребёнок

занимался

музыкой с увлечением.

Нередко

у

детей,

поступивших

в

музыкальную

школу,

возникает

иллюзия насчет обучения. Ребята воспринимают это как игру и считают, что

через пару недель они заиграют на инструменте. А ведь это длительная и

трудоёмкая работа, которая требует от детей усидчивости и терпения. Причем

весь труд учащихся в музыкальной школе проходит проверку на качество в

виде оценок, постоянных экзаменов и зачетов.

Родителям, чьи дети обучаются в музыкальной школе, тоже придется

набраться терпения и учиться вместе со своими детьми, чтобы, в случае

необходимости, своевременно оказать им помощь.

1

Для

начала,

очень

важно

позаботиться

о

создании домашней

музыкальной среды. Хорошо, если музыка будет звучать в вашем доме.

Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит

от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного

уровня.

Но

воспитывать

вкус

маленьких

слушателей

можно

лишь

на

шедеврах

исполнительного

искусства.

Пусть

это

будет

народная,

классическая, а также современная детская музыка.

Те родители, что имеют возможность музицировать со своим ребёнком,

оказывают

неоценимую

помощь

педагогам.

Но

главным

образом,

они

укрепляют

связь

между

собой

и

ребёнком

посредством

совместного

эмоционального потрясения, коим является исполнение музыки.

Остальной,

большей части родителей, которая не знакома с нотной

грамотой

и не владеет игрой на каком-либо инструменте, нужно просто

проявлять

искренний

интерес

и

внимание

ко

всему,

что

происходит

с

любимым «чадом» вне дома.

Вы можете организовывать домашние сольные концерты перед сдачей

очередного экзамена или петь на семейных праздниках под аккомпанемент

ребёнка, или просто попросить его подобрать любимую вашу мелодию.

Не плохо, если вы будете всей семьей ходить на концерты. Одно дело

— музыка, звучащая по радио, в записи или даже по телевизору, и совсем

другое — атмосфера исполнения в концертном зале. Когда музыка рождается,

что называется, в эту минуту, когда её внимательно слушают много людей,

создаётся особое яркое биополе музыкального единения.

Как показывает практика, в 1-2 классе дети ходят в музыкальную школу

с удовольствием. Основная проблема этого периода – расписание.

Помощь родителей в первый год обучения просто необходима. Нужно

выучить

с

детьми

расписание,

вовремя

отправить

на

занятие,

проконтролировать, всё ли необходимое к уроку взял ваш ребёнок, проверить

дневник.

Пожалуй, самое сложное при обучении в музыкальной школе – это

организация самоподготовки. Дети учатся в двух школах, да еще, чаще

всего, являются активистами прочих общественных мероприятий. Поэтому

очень важно так составить режим дня, чтобы ребёнок мог и отдохнуть, и

найти время для музыкальной подготовки. Пусть это будут хотя бы полчаса –

час, но это время будет регулярным и ежедневным. И самое главное – оно

должно быть результативным. Оградите своего ребенка на это время от всего,

что может его отвлечь (телевизор, компьютер, посторонний шум, младшие

братья или сестры и т.д.).

Психологи утверждают, что любое, даже самое интересное занятие

рано

или

поздно

надоедает

ребёнку.

В

такой

момент

перед

родителями

возникает трудная задача. Надо определить, носит ли пресыщение временный

2

характер и нужно настаивать на продолжении занятий, или лучше прекратить

их. Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять причину угасания

интереса.

Практика

показывает,

что

у

всех

детей

бывает

такой

переходный

момент, когда они не хотят ходить в музыкальную школу. Чаще всего это

происходит

в

3-4

классах.

К

этому

моменту

в

программе

появляются

произведения,

которые

легко

разобрать,

но

трудно

сыграть.

Занятий

с

педагогом

уже

не

достаточно

нужно

усердно

упражняться

и

дома.

Повзрослевшие школьники, сознавая, что музыка не будет их профессией, а

труда нужно вкладывать много, начинают «бастовать».

В

силу

своего

небольшого

жизненного

опыта,

психологических

и

возрастных

особенностей,

неокрепшей

нервной

системы,

или,

в

конце

концов, погрешностей в воспитании, ребёнок пытается освободиться от того,

что над ним довлеет. В ход идут и слёзы, и манипуляции различного толка, и

обман. Интересно, что при этом внятных

объяснений, по какой причине

ребёнок

хочет

бросить

музыкальную

школу,

преподаватели

не

слышат.

Частым ответом служит «не знаю». Дети, будучи изрядными хитрецами,

могут говорить всё, что понравится их родителям и учителям.

Давайте

попытаемся

найти

способы,

которые

помогут

нам

убедить

ребёнка в продолжение музыкального обучения.

Особое внимание обращаем на то, что речь пойдет не о насилии и не о

вреде здоровью! Каждая семья в зависимости от образа жизни, принципов

воспитания, выбирает свой путь в решении данной проблемы. И уж конечно,

точного ответа на этот вопрос просто не существует.

Чтобы вызвать новую волну интереса к занятиям, можно поставить

перед ребёнком новую цель. Такой целью, например, может стать участие в

конкурсе или выступление на концерте. Этот способ уберег от «хандры»

многих наших детей.

Но

встречается

и

обратная

ситуация

-

переутомление

от

частых

выступлений,

требующих

огромных

физических,

умственных

и

эмоциональных затрат.

В таких случаях самым простым и «естественным»

способом «реанимировать» интерес к занятиям на фортепиано являются игра

в

ансамбле,

групповые

занятия,

музицирование,

творческие

задания

для

души.

В рамках творческого объединения «Юный пианист» мы проводим для

детей различные беседы, устраиваем праздники, тематические вечера, просто

чаепития. У нас в школе существует «Детская филармония», которая ходит с

концертами

в

детские

сады

и

школы

города.

Некоторые

ребята

с

удовольствием принимают участие в работе ученического школьного актива.

Если ребенок проучился в школе 3-4 года, то бросать занятия, наверное,

не совсем разумно. Такой аргумент как «ты должен заниматься, потому что я

3

заплатила за несколько месяцев», вряд ли найдет отклик в душе ребенка

(хотя в некоторых случаях это может сработать). Можно постараться

убедить его в необходимости доводить дело до конца. Порой, достаточным

доводом

оказывается

то

обстоятельство,

что

осталось

учиться

почти

половину - что ж, мол, зря все эти годы «мучился»?

Можно попытаться заключить с ребенком соглашение. К примеру, одна

мама сказала сыну, что после окончания школы никогда не попросит его

подойти

к

инструменту

но

диплом

он

должен

ей

принести!

Мальчик

доучился

и,

будучи

уже

взрослым,

иногда

играет

на

фортепиано

по

собственной

инициативе

(такие

случаи

в

практике

встречаются

очень

часто).

Еще один вариант – сменить инструмент или перевести ребенка на

другую, более лёгкую программу. Так и «мучения» удастся сократить и

документ можно получить.

Фигурист Евгений Плющенко признаётся, что обязан заслугами своей

маме. «Мама увидела во мне спортсмена благодаря ранним успехам и стала

заставлять заниматься, пахать. Я падал, вставал, но выучивал. Никто, тем

более ребёнок, не хочет трудиться. Я очень благодарен маме за то, что она

заставляла меня. Когда что – то не получалось (от усталости или бзик какой –

то в голове), меня никто не уговаривал, мне просто говорилось, что нельзя

уйти с тренировки, не сделав элемент. Слово «нет» не принималось. Если бы

сейчас я мог выбирать, я сделал бы то же самое».

Нежелание

детей

продолжать

занятия

может

быть

вызвано

обыкновенной усталостью

из-за

чрезмерной

нагрузки.

Современные

родители считают правильным загружать своих детей, не беря во внимание

их возраст, умственные, физические, психологические возможности и такое

элементарное

понятие,

как

время.

Стремясь

отвоевать

несколько

часов

свободы,

дети

могут

прогуливать

занятия,

грубить

преподавателям

и

родителям. Постарайтесь помочь ребёнку организовать время так, чтобы у

него обязательно ежедневно было хотя бы немного свободного времени, в

течение которого он мог заниматься тем, чем хочет. Детям, как и взрослым,

бывает необходимо побыть в одиночестве, наедине со своими мыслями и

мечтами.

Не стоит забывать и о том, что игра для детей до 10-12 лет –

важный компонент полноценного психического развития. Валяясь на ковре в

окружении

любимых

солдатиков,

ребёнок

не

просто

бездельничает,

а

набирается сил для дальнейшей работы.

И еще. Чтобы не вызвать у ребенка отвращения, не требуйте от него

безукоризненного выполнения заданий.

Причиной отсутствия интереса к занятиям могут стать проблемы со

здоровьем. Порой детям физически тяжело играть на каком-то определенном

инструменте. Занятия музыкой – те же тренировки, где на первое место

4

выходит постоянное преодоление себя, целеустремлённость, дополнительная

трата

времени

и

сил,

ущемление

себя

в

каких

то

интересах.

И

даже

отсутствие боли здесь весьма условно – стоит лишь упомянуть нагрузку на

позвоночник, на зрение. Учащающиеся случаи заболеваний – это серьёзный

сигнал того, что нужно пересматривать приоритеты.

Музыкальный критик Елена Черемных указывает на такую ошибку

родителей

как шантаж музыкой, когда домашнее задание превращается в

условие: «Не позанимаешься – не пущу гулять». Она предлагает делать то же

самое, только наоборот.

«Давай погуляй часок, а потом столько же

- за

инструментом».

Система

пряника,

считает

она,

гораздо

результативнее

системы кнута (но очень важно при этом соблюсти договор до конца).

Иногда хорошим стимулом для занятий на музыкальном инструменте

может стать материальный стимул. Не только какая-то вещь (новые краски,

велосипед, кроссовки или что-то ещё), но и просто деньги. В советские

времена педагогика (в том числе и музыкальная), воспитывая мифического,

идеального человека будущего, для которого деньги имеют несущественное

значение,

в

категоричной

форме

отвергала

такие

стимулы.

Сегодняшняя

жизнь показала, что иногда они работают.

Некоторые

родители

рассказывали,

что

добиваются

успеха

самым

нехитрым образом. «За каждые десять минут домашних занятий получаешь

столько-то рублей». Другой способ материального поощрения -

денежное

вознаграждение за «5» на зачете или экзамене. Детский психолог Анатолий

Зак

так

объясняет

возможность

применения

таких

«непедагогических»

приёмов.

Педагог, играя перед учениками, условно указывает для них цель, к

которой

надо

стремиться.

Но

дети

не

любят

долго

ждать.

Им

трудно

объяснить, что, для того, чтобы добиться красивого звучания и техничного

исполнения, надо много играть однообразные и скучные упражнения. Это

противоречит эмоциональной

природе малыша, стремящейся к быстрому

результату. Вот тут на помощь и приходит материальный стимул.

Для успокоения родителей психологи утверждают, что этот период

длится, сравнительно недолго, и что суммы материального стимулирования

вполне могут быть символичными.

На

наш

взгляд,

большую

пользу

материальное

поощрение

может

принести в решении проблем с детьми переходного возраста.

Хочется немного познакомить вас с книгой Эми Чуа «Боевой гимн

матери – тигрицы».

49-летняя

мать

двоих

детей

и

профессор

права

Иельского

университета

рассказывает

что

такое

педагогика

по

китайски.

Её

драконовские

методы

воспитания

вызвали

такой

переполох,

что

в

адрес

китайской мамы посыпались угрозы физической расправы. Эми зациклена на

5

музыке

для

неё

это

идеальное

средство,

одновременно

прививающее

ребёнку

дисциплину

и

интеллектуальные

ценности.

Целые

главы

автор

посвящает музыкальной дрессировке дочерей с криками, истериками и даже

лёгким рукоприкладством. Эми намеренно сталкивает восточную и западную

систему

ценностей.

«Европейское

воспитание,

которое

строится

на

безграничной любви, потакании капризам и поощрениям превращает детей в

тупой и безынициативный планктон». В китайской системе воспитания нет

понятия

«счастье». Детство по-китайски

это

время

инвестиций

в

будущее.

Свои мысли по поводу книги, написанной китаянкой, выразила Ирина

Мацуева,

преподаватель

музыки,

мама

пианиста

Дениса

Мацуева.

«

У

китайцев совсем другой менталитет, они фанатики и трудоголики. Русские

преподаватели, уехавшие преподавать в Китай, рассказывают, что ученики

высасывают из них все соки – настолько одержимо они занимаются. Но не

нужно забывать, что это совсем другой мир, совершенно не похожий на наш»,

-

говорит

она.

«В

нашей

же

семье

всё

строилось

на

юморе,

а

не

на

авторитарности. Я даже не могу сказать, кто из нас кого больше воспитывает.

В музыке нельзя действовать по шаблону».

Конечно же, результат обучения музыке напрямую зависит от личности

педагога. Очень важно, чтобы ученик уважал своего учителя. Совсем не

обязательно заставлять ребёнка терпеть нелюбимого преподавателя в школе

искусств. Бывает, что отношения педагога и ученика не налаживаются просто

потому, что они люди разного склада. Тогда родители вправе попросить

поменять учителя. Но особо хочется отметить то обстоятельство, что, по

нашим

многолетним

наблюдениям,

мамы

часто

списывают

на

психологическую несовместимость с учителем обыкновенную лень ребёнка.

Постоянный

и

близкий

контакт

между

родителями

и

учителем

совершенно

необходим.

Обучение

игре

на

инструменте

дело

сугубо

индивидуальное, исключающее стандарты, общие правила. Преподаватель,

чтобы

выстроить

правильную

линию

поведения,

должен

знать

индивидуальные особенности ученика: характер, темперамент, склонности,

обстановку в семье. Эти особенности никто не знает лучше родителей. Ваше

участие в процессе обучения - одна из главных составляющих успеха детей.

С

другой

стороны,

преподаватель,

имеющий

не

только

профессионально-педагогическую

подготовку,

но

и

опыт

общения

со

многими детьми, может подсказать родителям, как именно они могут помочь

в занятиях музыкой их сыну или дочке.

Видный

русский

пианист

и

педагог

Генрих

Густавович

Нейгауз

говорил: «Хорошие родители важнее хороших педагогов». Тем самым он

имел в виду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители

равнодушны к музыке и музыкальному воспитанию своих детей.

6

Имя Нейгауза, возможно, знакомо не многим из присутствующих. А

вот о Василии Александровиче Сухомлинском наверняка слышали все. Это

выдающийся

педагог,

автор

36

книг

и

более

500

статей,

посвященных

воспитанию

и

обучению

молодёжи.

Он

солидарен

с

Нейгаузом,

говоря:

«Мать, помни: ты – главный воспитатель, главный педагог».

Всем известна также пословица: «Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,

пока слушается».

Мы очень надеемся, что наши с вами усилия помогут вашим детям и

нашим ученикам учиться музыке с интересом и увлечением.

Использованная литература:

1.

Баулина М. «Увлечение и наказание» (журнал «Здоровье школьника»).

2.

Трубилина М. «За фортепиано – я и моя мама» (журнал «Школьный мир.

Дополнительное образование»).

3.

Эми Чуа «Боевой гимн матери – тигрицы».

4.

Журнал «Marie claire», 2013 г.

5.

Интернет – ресурсы:

Елькина Т. «О роли родителей в музыкальном воспитании детей».

Черемных Е. «Музыкальная школа: 4 ошибки родителей. Если ребенок

сказал «не хочу».

Мадорский Л. (преподаватель муз. школы), Зак А. (детский психолог)

«Как стимулировать музыкальные занятия ребенка?»

7



В раздел образования