Напоминание

"Особенности преподавания физики в гуманитарной гимназии"


Автор: Степанова Татьяна Владимировна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: ГБОУ лицей № 344
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности преподавания физики в гуманитарной гимназии"
Раздел: полное образование





Назад




Особенности преподавания физики

в гуманитарной гимназии

«Пусть никто, пока он молод,

не откладывает занятий философией»

Эпикур

Я работаю учителем физики в гимназии. Первоначально у нас было два основных

направления

образовательных

маршрутов

учащихся:

гуманитарное

и

физико-

математическое

направление.

Но

некоторое

время

назад

какие-то

«умники»

от

образования решили, что гимназия – это учреждение гуманитарного профиля, поэтому

здесь вполне достаточно одного – двух часов физики в неделю. А между тем, ещё Исидор

Айзек

Раби,

лауреат

Нобелевской

премии

по

физике

в

1944

году,

возглавлявший

физический институт в Колумбии, когда в нем работали два Нобелевских лауреата (Раби и

Энрико

Ферми)

и

одиннадцать

будущих

лауреатов,

сказал: «Физика

является

сердцевиной

гуманитарного

образования

нашего

времени».

Ведь

вершиной

гуманитарных знаний является философия, а физика является основой философии.

Правда, эти идеи не прописаны в «Стандартах обучения». На философствования

строгие «Стандарты» времени нам не дают. Не потому ли детям так трудна бывает

физика? Они всем своим тонким нутром чувствуют, что мир шире, величественнее,

прекраснее и интереснее, чем мир, раскрываемый на уроках естественных наук.

Конечно, учительская доля такова: школьный учитель, на первый взгляд, своё не

создает, он знакомит учащихся с тем лучшим, что уже найдено и создано человечеством.

Это

обязывает

учителя

быть

надежным

проводником

и

новейших

идей,

и

вечной

мудрости. Но для меня совершенно неинтересны уроки, на которых царят только факты,

формулы

и

решения

задач.

Я

считаю

совершенно

недопустимым,

когда

на

уроках

естествознания нет места для философских рассуждений, нет места «главному естеству »

- человеку.

Есть неизбежное - требования стандартов, но есть наинужнейшее - культура и

целостное мировоззрение человека, но ещё более важное – формирование синтетического

мировоззрения.

Именно

поэтому

в

свой

курс

физики

я

включаю

уроки,

специально

посвященные этой задаче. К таким урокам относится урок в 11 классе под названием

«Принцип симметрии». Он является обобщением всех тех частных случаев, на которые мы

обращаем

внимание

при

изучении

каждой

темы

на

уроках

физики,

например,

при

изучении кристаллической решетки твердых тел, при изучении спиральной структуры

ДНК на уроках биологии, при изучении полимеров и изомеров на уроках химии и при

изучении других форм простейшей геометрической симметрии. Этот урок в 11 – м классе

я

даю

после

изучения

темы

«Колебания»,

в

рамках

которой,

сравнивая

уравнения

механических

и

электромагнитных

колебаний,

особенно

наглядно

мы

наблюдаем

проявления более глубокой формы симметрии - симметрии законов природы, которую мы

также обнаруживаем при изучении законов Кулона, всемирного тяготения, а также в

законах сохранения.

На этом уроке мы не только прослеживаем различные виды симметрии, привлекая

все знания учащихся по различным предметам, но и делаем вывод о том, что осознание

принципа симметрии является одним из методов познания природы, например,

при

изучении электромагнитных явлений: если электрический ток порождает магнитное поле,

то и магнитное поле должно порождать электрический ток; при изучении квантовой

физики: если электромагнитные волны ведут себя как поток частиц, то и поток частиц

должен

иметь

свойства

волны;

а

уж

о

физике

элементарных

частиц,

где

принцип

симметрии является одним из главных методов изучения, и говорить нечего.

На

этом

уроке

мы

рассматриваем

симметрию

в

человеческом

творчестве:

архитектуре, музыке, поэзии, живописи. О своей любимой «Мадонне Литта » гениального

Леонардо да Винчи я могу рассказывать бесконечно, но на этом уроке мы обсуждаем

принцип симметрии, который лежит в основе композиции произведения. Эта же картина

позволяет вспомнить и поговорить о таких противоположных вещах, как симметрия и

асимметрия,

т.е.

привести

ещё

один

пример

основного

закона

философии

закона

единства и борьбы противоположностей. И когда в заключение урока приходим к мысли о

том , что симметрия присуща любым сотворенным человеком объектам, вдруг кто – то из

учащихся спрашивает : «А если мир, в котором мы живем, так симметричен, может быть,

и он сотворен?». Вы думаете, я в панике от таких вопросов? Я счастлива.

Конечно

же,

вы

скажите,

что

на

одном

уроке

невозможно

показать

ту

исключительно важную роль, которую играет принцип симметрии в научном познании

мира и в человеческом творчестве, но ещё раз повторюсь, что анализ принципа симметрии

методически пронизывает все темы курса физики, который я преподаю.

Я

глубоко

убеждена,

что

основу

культуры

человека

составляет

синтез

науки,

искусства и религии. Именно поэтому любой урок, на котором дети познают мир, должен

иметь все три составляющие: быть наукой, искусством и философией одновременно.

Только такое триединство способно постепенно расширять и укреплять Культуру наших

детей. Следовательно, даже физику мало только умом понять, её следует и прочувствовать,

и философски осмыслить. Не случайно, как будто для нас А. Эйнштейн писал: «Где только

возможно,

изучение

должно

стать

переживанием».

А

какой истинно

образованный

человек будет оспаривать слова А. Герцена: «Философия без естествознания невозможна,

как естествознание без философии».

Таким образом, аргумент, который объясняет причину сокращения часов физики в

гимназиях гуманитарной направленностью учебного заведения, не выдерживает никакой

критики. Тогда в чём же истинная причина этого? А может просто настало время изменить

содержание Стандартов?

Учитель физики

Степанова Татьяна Владимировна.



В раздел образования