Автор: Бондарева Ольга Сергеевна
Должность: магистрант факультета педагогики и психологии
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование
«Индивидуализация
образовательного
процесса
в
рамках
внедрения
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
О д н и м
и з
д о с т о и н с т в Федерального
го сударственного
образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к
личности
ребёнка.
Сквозной
нитью
в
стандарте
реализуется
принцип
индивидуализации:
-п.
1.4 Основные
принципы
дошкольного
образования –
построение
образовательной
деятельности
на
основе
индивидуальных
особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания
своего
образования,
становится
субъектом
образования
(т.
е.
индивидуализация дошкольного образования);
1.6 Задачи
стандарта
– создание
благоприятных
условий
развития
детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями
развития
способностей
и
творческого
потенциала
каждого
ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми
и
миром;
формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим
и
физиологическим
особенностям детей;
3.2 Требования
к
психолого-педагогическим
условиям
реализации
основной образовательной программы дошкольного образования.
-п.
3.2.1 –
использование
в
образовательной
деятельности
форм
и
методов
работы
с
детьми,
соответствующих
их
возрастным
и
индивидуальным особенностям;
п.
3.2.3 –
При
реализации
Программы
может
проводиться
оценка
индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики
(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных
задач:
индивидуализация
образования
(в
том
числе
поддержка
ребёнка,
построение
его
образовательной
траектории
или
профессиональная коррекция особенностей развития);
п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации
развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагают:
поддержку
индивидуальности
и
инициативы
детей
через
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников
совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений,
выражения
своих
чувств
и
мыслей;
поддержку
детской
инициативы
и
самостоятельности в разных видах деятельности.
Таким
образом,
главным
принципом
современных
преобразований
является ориентация на индивидуализацию обучения.
Стандарт ориентирует работников
дошкольного
образования
на
поддержку
индивидуальности
и
инициативы
детей,
по строение
образовательного
процесса
с
учётом
индивидуальных
особенностей,
способностей и возможностей каждого ребенка.
Под
индивидуализацией
понимает ся
проце сс
р а с к р ы т и я
индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной
среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому
необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также
ка жд ому
д о ш кол ь н и ку
п р ед о с т а в и т ь
во зможн о с т ь
п р о я в и т ь
индивидуальность и творчество.
Только
так
возможно
воспитание
самостоятельной,
инициативной,
творческой личности ребёнка.
Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается
вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается
на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются
совершенно
одинаково
–
каждый
ребенок
приобретает
и
проявляет
собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация
образования основана
на
поддержке
детей
в
развитии
их
потенциальных
возможностей,
стимулировании
стремления
детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.
Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в
учебном процессе.
Индивидуализация
достигается
за
счет учета
наличного
уровня
развития
каждого
ребенка и
планирования
соответствующих
видов
деятельности,
которые
гарантировали
бы
каждому
ребенку
возможность
добиться успеха.
Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его
индивидуальных особенностях:
- возраст,
состояние здоровье,
уровень развития (физического,
эмоционального, когнитивного)
- семейная культурная среда
- способности (потребности/сильные стороны), интересы
- характер и темперамент.
Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные
стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями,
которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.
Возникает
проблема
реализации
индивидуализации
в
массовом
образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами
благородных целей, одновременно обучая всех по-разному.
Первое
условие
индивидуализации
образовательной
деятельности
с
детьми -
создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность
детей.
Группа
детей
представляет
собой
уникальное
микросообщество
с
собственной
неповторимой
субкультурой
(любимые
занятия
и
игры,
принятые
в
группе
правила,
интересы
детей
и
увлечения
взрослых,
особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой
индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.
Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов,
места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению
или
по
согласованию
с
другими
членами
микрогруппы,
в
своем
темпе,
получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения.
Дети
сами
осуществляют
индивидуализацию,
когда
они
выбирают
определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется
сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.
Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и
есть индивидуализация, возникающая естественным образом.
Центры
активности
дают
возможность
индивидуализировать
образовательный
процесс,
исходя
из
собственных
навыков
и
интересов.
Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой
вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.
В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных
кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков.
То
есть
в
групповой
комнате
все
материалы
и
оборудование,
ее
интерьер
должны
способствовать
развитию
каждого
из
детей,
и
предлагаемые
виды
деятельности
учитывают
разброс
уровней
развития
разных детей.
Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи,
касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более
сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется,
окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе
ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Распорядок
дня
должен
включать
различные
виды
занятий
:
совместные
в
малых
группах
и
индивидуальные,
под
руководством
воспитателя или самостоятельно.
Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся
сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Ум е н и е
д е т е й
о су щ е с т вл я т ь
в ы б о р ,
р е ш ат ь
п р о б л е м ы ,
взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, ставить и
достигать индивидуальные цели - вот что является наиболее важным для
освоения образовательной программы в дошкольном учреждении.
Итак,
для
того,
чтобы
естественная
индивидуализация
могла
состояться, от взрослых требуется умение:
- создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень
развития разных детей
- выделять в режиме время для игр и самостоятельных занятий,
-
готовность
оказать
помощь
и
поддержку
в
ситуациях,
когда
они
нужны.
В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей
среды можно использовать оформление различных стендов, уголков:
"Здравствуйте, я пришел"
-
Размещая утром свою фотографию, ребенок
начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
Ребенок – личность, член коллектива.
"Уголок именинника"
- постоянное
функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением
дня
их
рождения,
дополненный
гороскопом,
названием
сезонов,
месяца,
числа (с целью познавательного развития).
"Мое настроение" - воспитатель,
родители
могут
отследить
эмоциональное
состояние
каждого
ребенка
в
течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок
и воспитатель – аналитики;
Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" -
заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.
"Книга рекордов" - учшие спортивные достижения детей (самый высокий
прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся
в "Книгу рекордов"
Неотъемлемой частью индивидуализированного обучения и воспитания
выступает проектная деятельность.
Проектная
деятельность
позволяет
воспитывать
самостоятельную
и
ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность,
настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках
личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы
усвоения материала, интересы дошкольников.
Наряду с общей темой проекта, для каждой подгруппы детей ставятся
конкретные задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и
возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию
развития
дошкольника.
В
ходе
разработки
проектов
педагоги
должны
ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников.
Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать
принцип
индивидуализации
образовательного
процесса,
обеспечивая
каждому
ребенку
признание
собственной
важности
и
необходимости
в
коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу
сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие
участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не
отстать от других.
В
результате
проектной
деятельности
дошкольник
приобретает
способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается
логика,
способность
определять
свою
позицию,
понимание
того,
что
на
сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с
разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий
при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у
него
развивается
подлинная
активность
и
самостоятельность.
Активное
применение
проектной
деятельности
дает
возможность
дошкольнику
осваивать
новые
способы
человеческой
деятельности
в
социокультурной
среде, развивать его компетентность.