Напоминание

"Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО"


Автор: Бондарева Ольга Сергеевна
Должность: магистрант факультета педагогики и психологии
Учебное заведение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Индивидуализация

образовательного

процесса

в

рамках

внедрения

федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного

образования»

О д н и м

и з

д о с т о и н с т в Федерального

го сударственного

образовательного стандарта дошкольного образования является обращение к

личности

ребёнка.

Сквозной

нитью

в

стандарте

реализуется

принцип

индивидуализации:

-п.

1.4 Основные

принципы

дошкольного

образования –

построение

образовательной

деятельности

на

основе

индивидуальных

особенностей

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе

содержания

своего

образования,

становится

субъектом

образования

(т.

е.

индивидуализация дошкольного образования);

1.6 Задачи

стандарта

– создание

благоприятных

условий

развития

детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и

склонностями

развития

способностей

и

творческого

потенциала

каждого

ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми

и

миром;

формирование

социокультурной

среды,

соответствующей

возрастным,

индивидуальным,

психологическим

и

физиологическим

особенностям детей;

3.2 Требования

к

психолого-педагогическим

условиям

реализации

основной образовательной программы дошкольного образования.

-п.

3.2.1 –

использование

в

образовательной

деятельности

форм

и

методов

работы

с

детьми,

соответствующих

их

возрастным

и

индивидуальным особенностям;

п.

3.2.3 –

При

реализации

Программы

может

проводиться

оценка

индивидуального развития детей. Результаты педагогической диагностики

(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих

образовательных

задач:

индивидуализация

образования

том

числе

поддержка

ребёнка,

построение

его

образовательной

траектории

или

профессиональная коррекция особенностей развития);

п. 3.2.5 – Условия, необходимые для создания социальной ситуации

развития

детей,

соответствующей

специфике

дошкольного

возраста,

предполагают:

поддержку

индивидуальности

и

инициативы

детей

через

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников

совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений,

выражения

своих

чувств

и

мыслей;

поддержку

детской

инициативы

и

самостоятельности в разных видах деятельности.

Таким

образом,

главным

принципом

современных

преобразований

является ориентация на индивидуализацию обучения.

Стандарт ориентирует работников

дошкольного

образования

на

поддержку

индивидуальности

и

инициативы

детей,

по строение

образовательного

процесса

с

учётом

индивидуальных

особенностей,

способностей и возможностей каждого ребенка.

Под

индивидуализацией

понимает ся

проце сс

р а с к р ы т и я

индивидуальности ребенка в специально организованной образовательной

среде. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому

необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также

ка жд ому

д о ш кол ь н и ку

п р ед о с т а в и т ь

во зможн о с т ь

п р о я в и т ь

индивидуальность и творчество.

Только

так

возможно

воспитание

самостоятельной,

инициативной,

творческой личности ребёнка.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается

вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается

на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются

совершенно

одинаково

каждый

ребенок

приобретает

и

проявляет

собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.

Индивидуализация

образования основана

на

поддержке

детей

в

развитии

их

потенциальных

возможностей,

стимулировании

стремления

детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в

учебном процессе.

Индивидуализация

достигается

за

счет учета

наличного

уровня

развития

каждого

ребенка и

планирования

соответствующих

видов

деятельности,

которые

гарантировали

бы

каждому

ребенку

возможность

добиться успеха.

Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, его

индивидуальных особенностях:

- возраст,

состояние здоровье,

уровень развития (физического,

эмоционального, когнитивного)

- семейная культурная среда

- способности (потребности/сильные стороны), интересы

- характер и темперамент.

Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные

стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями,

которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

Возникает

проблема

реализации

индивидуализации

в

массовом

образовательном учреждении: как достичь поставленных перед педагогами

благородных целей, одновременно обучая всех по-разному.

Первое

условие

индивидуализации

образовательной

деятельности

с

детьми -

создание развивающей среды, которая бы стимулировала активность

детей.

Группа

детей

представляет

собой

уникальное

микросообщество

с

собственной

неповторимой

субкультурой

(любимые

занятия

и

игры,

принятые

в

группе

правила,

интересы

детей

и

увлечения

взрослых,

особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой

индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.

Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов,

места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению

или

по

согласованию

с

другими

членами

микрогруппы,

в

своем

темпе,

получая свои результаты, в том числе приобретая новые знания, умения.

Дети

сами

осуществляют

индивидуализацию,

когда

они

выбирают

определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется

сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и

есть индивидуализация, возникающая естественным образом.

Центры

активности

дают

возможность

индивидуализировать

образовательный

процесс,

исходя

из

собственных

навыков

и

интересов.

Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой

вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку.

В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных

кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков.

То

есть

в

групповой

комнате

все

материалы

и

оборудование,

ее

интерьер

должны

способствовать

развитию

каждого

из

детей,

и

предлагаемые

виды

деятельности

учитывают

разброс

уровней

развития

разных детей.

Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи,

касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более

сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется,

окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе

ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Распорядок

дня

должен

включать

различные

виды

занятий

:

совместные

в

малых

группах

и

индивидуальные,

под

руководством

воспитателя или самостоятельно.

Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся

сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.

Ум е н и е

д е т е й

о су щ е с т вл я т ь

в ы б о р ,

р е ш ат ь

п р о б л е м ы ,

взаимодействовать с окружающими сверстниками и взрослыми, ставить и

достигать индивидуальные цели - вот что является наиболее важным для

освоения образовательной программы в дошкольном учреждении.

Итак,

для

того,

чтобы

естественная

индивидуализация

могла

состояться, от взрослых требуется умение:

- создавать развивающую среду, учитывающую интересы и уровень

развития разных детей

- выделять в режиме время для игр и самостоятельных занятий,

-

готовность

оказать

помощь

и

поддержку

в

ситуациях,

когда

они

нужны.

В целях индивидуализации предметно-пространственной развивающей

среды можно использовать оформление различных стендов, уголков:

"Здравствуйте, я пришел"

-

Размещая утром свою фотографию, ребенок

начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

Ребенок – личность, член коллектива.

"Уголок именинника"

- постоянное

функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением

дня

их

рождения,

дополненный

гороскопом,

названием

сезонов,

месяца,

числа (с целью познавательного развития).

"Мое настроение" - воспитатель,

родители

могут

отследить

эмоциональное

состояние

каждого

ребенка

в

течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок

и воспитатель – аналитики;

Рубрика "Я умею, я люблю, хочу научиться" -

заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.

"Книга рекордов" - учшие спортивные достижения детей (самый высокий

прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся

в "Книгу рекордов"

Неотъемлемой частью индивидуализированного обучения и воспитания

выступает проектная деятельность.

Проектная

деятельность

позволяет

воспитывать

самостоятельную

и

ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность,

настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках

личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы

усвоения материала, интересы дошкольников.

Наряду с общей темой проекта, для каждой подгруппы детей ставятся

конкретные задачи в соответствии с их индивидуальными особенностями и

возможностями. Каждый проект обеспечивает индивидуальную траекторию

развития

дошкольника.

В

ходе

разработки

проектов

педагоги

должны

ориентироваться на зону актуального и ближайшего развития воспитанников.

Технология проектирования позволяет в достаточной мере реализовать

принцип

индивидуализации

образовательного

процесса,

обеспечивая

каждому

ребенку

признание

собственной

важности

и

необходимости

в

коллективе. Каждый видит результаты своих усилий, свой вклад в работу

сначала группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что и другие

участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не

отстать от других.

В

результате

проектной

деятельности

дошкольник

приобретает

способность самостоятельно выдвигать темы проектов, у него развивается

логика,

способность

определять

свою

позицию,

понимание

того,

что

на

сложный вопрос нет простых ответов, что явление необходимо исследовать с

разных сторон. Ребенок начинает осознавать значение совместных усилий

при работе в творческой группе; понимать свои возможности и значение; у

него

развивается

подлинная

активность

и

самостоятельность.

Активное

применение

проектной

деятельности

дает

возможность

дошкольнику

осваивать

новые

способы

человеческой

деятельности

в

социокультурной

среде, развивать его компетентность.



В раздел образования