Напоминание

"Моя педагогическая философия"


Автор: Жагинова Надежда Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Ики–Бухусовская средняя общеобразовательная школа имени П.М.Эрдниева"
Населённый пункт: п.Ики–Бухус,Республика Калмыкия
Наименование материала: эссе
Тема: "Моя педагогическая философия"
Раздел: начальное образование





Назад




Точка, точка, запятая -

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик –

Получился человечек.

Что увидят эти точки,

Далеко ли эти ножки

Уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе,

Мы его нарисовали –

Только и всего…

( Из детской песенки)

Только

и

всего?

Если

бы

всё

было

так

просто!

Но

настоящему

художнику не может быть безразлично дальнейшая судьба его творения. А

ведь

педагог

тот

же

художник.

Только

в

отличие

от

художника,

из

отдельных

мазков

которого

складываются

на

века

застывшие

картины,

каждый

штрих

педагога

ложится

не

на

мёртвое

полотно,

а

на

живую,

трепетную душу, а его творение – сама история. Ведь все без исключения

люди участвуют в созидании истории, а через руки педагога проходят тысячи

судеб. Поистине можно сказать, что судьбами и творениями своих учеников

учитель соприкасается с вечностью.

Наступивший XXI век представляет для нас новый исторический рубеж.

Но сегодня мы не можем не задумываться о том, какими будут выпускники

школ XXI века. Меня это касается непосредственно, ведь я преподаю в

начальных

классах,

и,

таким

образом,

мои

сегодняшние

ученики

будут

выпускниками школ этого нового столетия. Но, конечно же, мы вкладываем в

это понятие нечто большее, чем просто временные рамки, конечно же, мы

многого ждём от них, может большего, чем ждали от нас наши учителя.

Какими же мы хотим их видеть, наших учеников? Я не случайно выбрала

эпиграфом своим размышлениям эту смешную, наивную детскую песенку.

Хотя, если вдуматься, не столь уж она и наивна. Ведь дальше в ней, на мой

взгляд, даётся прекрасный ответ на вопрос: просто надо быть правдивым,

справедливым, умным, честным, добрым, … Только и всего.

Но

ведь

недостаточно

просто

перечислить

эти

прекрасные

качества.

Гораздо труднее ответить на вопрос: как воспитать эти качества в наших

детях,

как

в

наше

прагматичное

время

сохранить

в

ребёнке

чистоту

восприятия

мира,

посеять

семена

добра

и

сострадания.

Первоклассники

приходят ко мне похожими на этого человечка из песенки. Они ещё очень

наивны

и

неопытны,

но

они

готовы,

как

губка,

впитывать

всё

новое.

Психологи отмечают уникальность возраста: именно в это время у детей

активно формируется важнейшие высшие психические функции, такие как

память, внимание, мышление. Крайне важно не упустить это благодатное

время, суметь пробудить в детях те задатки, те « спящие почки», которые

заложены в них самой природой.

И то, что мы сумеем сейчас заложить в ребёнке, останется с ним на всю

жизнь, поможет ему достойно жить в X XI веке. Прекрасно об этом сказал В.

Гюго: « Начала, заложенные в детстве человека, походят на вырезанные на

коре молодого дерева буквы, растущие, развёртывающиеся вместе с ним,

составляющие неотъемлемую часть его».

Попытаюсь, на примере нашего смешного человечка, показать к чему мы

стремимся,

чего

хотим

достичь.

Это

и

можно

будет

считать

моей

педагогической философией.

Давайте теперь представим себе человечка в виде импровизированного

кроссворда и попытаемся заполнить его буквами, о которых так образно

говорил В.Гюго. И так, первое, что нам необходимо – научить его мыслить.

Вот и запишем в первую строку слово мышление. Говоря о мышлении, мы,

конечно,

имеем

ввиду

и

развитие

способностей

мыслить

нестандартно,

решать нетрадиционные

задачи. ( Например, имеющие несколько ответов

или же не имеющие одного конкретного решения.) Мы должны научить детей

обосновывать свои выводы, заложить начало абстрактного мышления. Вот и

запишем следующую строку – логика.

А в следующую строку надо записать слово чувство. Это и чувство

уверенности в своих силах, и чувства прекрасного, это ещё и сочувствие.

Конечно же, в начальной школе мы должны сформировать у детей и

определённые навыки.

Это

и

навыки

чисто

учебной

деятельности,

и

специфически

психологические

навыки

внимания,

памяти,

личностного

общения. То есть, говоря в самом широком смысле, мы должны научить

детей учиться.

Здесь

перечислены

не

все

необходимые

качества.

Но

даже

остановившись на этом, вы можете догадаться, к какому результату должен

привести

наш

кроссворд,

что

мы

хотим

прежде

всего

видеть

в

нашем

выпускнике.

Следующую часть кроссворда оставим для средней школы. Она добавит

ребятам опыта, самостоятельности творчества и трудолюбия. Но за всем

этим важно не растерять

доброты, душевной мягкости. Вот и впишем

последней буквой нашего кроссворда «ь».

И

вот

он

предстаёт

перед

нами,

выпускник XXI

века.

Мы

его

нарисовали.

Мы

стоим

перед

своим

творением

и,

подобно

художнику,

оцениваем

его.

Но

если

художник

видит

перед

собой

окончательный

результат

своей

работы

и,

неудовлетворённый

им,

может

выбросить

неудавшийся

эскиз,

то

педагог

такой

возможности

лишён.

Его

творение

уходит от него и живёт своей независимой жизнью. Не только удачи педагога,

но и его ошибки остаются жить в вечности.

Меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но

неизменно

остаётся

роль

учителя,

не

только

как

человека,

передающего

знания, но и как наставника, помогающего ответить на вопросы: Как жить?

Зачем жить?

Учитель должен быть примером во всём. Ребёнок – главная ценность

общества. Независимо от пола, внешности, ума, характера, способностей, он,

как сказано в Библии, « запретный сад, заключённый колодезь, запечатанный

источник». В каждом ребёнке скрыт неизвестный нам потенциал, который

должен обязательно реализоваться. Мы должны осторожно и бережно помочь

ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою

значимость независимо от конкретных успехов в учебной деятельности.

Самая

главная

задача

учителя

создать

условия

для

раскрытия

индивидуальности каждого ученика, помочь ему в общении . Решить эту

задачу можно, насыщая жизнь учащихся интересными , творческими делами.

Нельзя не согласиться с Ю.Рюриковым, который писал, что « Воспитание

детей – рекордно сложное занятие. Это творение живых характеров, а для

такого

творчества

нужна

и

глубокая

интуиция,

и

глубокие

знания.

К

воспитанию детей стоит относиться как к самой важной из всех земных

профессий». Нам доверено ни много, ни мало – будущее нашей России.

Важно не упустить в воспитании детей стремление делать добрые дела

бескорыстно, не за вознаграждение, а лишь за самоудовольствие от того,

что твой труд принес пользу твоей школе, твоему селу, твоей Республике.

Я считаю, что без высоких идеалов станешь лишь потребителем. Чтобы

стать

личностью,

надо

помнить

о

народных

традициях,

обычаях,

сложившихся издревле. Не зря гласит народная мудрость «Не хлебом единым

жив

человек».

Отыскивая

золотые

крупинки

во

всем

историческом

пространстве

жизни

и

в

современности,

надо

помочь

каждому

ребенку

обрести не только веру, но и уверенность в себе.

Моя

позиция

по

отношению

к

ребенку

такова:

Он

мой

союзник,

принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение.

Еще К.Д.Ущинский говорил о важности органичной связи педагогики и

психологии.

Считаю

одна

из

важнейших

задач

-

изучение

ребенка,

его

интересов. Чтобы воспитать человека во всех его отношениях, необходимо и

его узнать во всех отношениях. В этом мне оказывают

помощь родители

учащихся. Как бы не менялась наша жизнь, школа обязана оставаться тем

домом, где ребенок главная ценность, будущее всех нас.

Планов

на

будущее

у

меня

много.

Учиться

всю

жизнь,

не

останавливаться

на

достигнутом,

сомневаться,

искать

новые

ответы

на

вопросы: «Какая я? Достойна ли я? Достаточно ли моих знаний, чтобы смело

вести

диалог

со

своими

учениками?»

Эти

вопросы

тревожат

меня

и

заставляют трудиться над собой.

Мне очень нравятся строки Федора Тютчева: «Нам не дано предугадать,

как слово наше отзовется…»

И в заключение я хочу прочесть эти стихи.

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся…

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз даётся.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

И мы обязаны творить,

Презрев все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться…

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

Ф.Тютчев



В раздел образования