Напоминание

"Художественная литература в жизни ребенка старшего дошкольного возраста"


Автор: Самойлова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №42"
Населённый пункт: г. Балахна
Наименование материала: статья
Тема: "Художественная литература в жизни ребенка старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Художественная литература в жизни ребенка старшего

дошкольного возраста

»

Самойлова О.В., воспитатель

МБДОУ «Детский сад №42, г. Балахна

Старший

дошкольный

возраст-качественно

новый

этап

в

литературном

развитии детей. Ребенок уже способен не только слушать чтение взрослого в

течение 30-40 минут, но надолго оставаться наедине с книгой, рассматривая

её, делая попытки самостоятельно читать. В жанровом отношении литература

для

детей

пяти-шести

лет

в

силу

своего

разнообразия

способна

удовлетворить любой вкус: она вбирает в себя и традиционные фольклорные

жанры,

как

«малые»

(загадки,

считалки,

заклички,

небывальщины

и

подобное), так и крупные (былины, сказки), и традиционные литературные

произведения (рассказы, сказки, басни), и, кроме того, новоизобретенные

жанры

(вредные,

или

мнимые,

советы

Г.Б.Остера,

стихотворные

шутки

О.Е.Григорьева, В.А. Левина) и многое-многое другое.

Дети в этом возрасте хорошо понимают юмор, любят посмеяться, пошутить,

поиграть,

поэтому

так

много

предлагается

веселых

и

озорных

стихов

и

рассказов, а также произведений, построенных на игре в слова и со словами.

Старшие дошкольники эмоционально отзывчивы на поэтическое искусство,

они

ищут

в

стихах

занимательность,

эмоциональные

переживания,

«непонятность» поэтического образа, они выбирают прежде всего такую

поэзию, которая ставит перед собой цель удивить, поразить, пробудить у

ребенка нестандартный взгляд на мир, постигая его посредством фантазии,

воображения.

Меняется

отношение

ребенка

к

лирическим

стихотворениям,

которые

привлекают его теперь не только своей певучестью и гармонией звуков, а тем,

что в них выражены мысли, чувства и переживания, внутренний мир другого

человека- поэта или лирического героя.

На

данном

этапе

дошкольникам

оказываются

доступны

и

интересны

«толстые» книжки, так называемое «чтение с продолжением». Психологи

(Н.Короткова) в этом случае советуют выбирать занимательные, динамичные,

остросюжетные

художественные

тексты,

которые

моделируют

действительность разными способами: через реалистическое пространство и

время(«здесь

и

теперь»),

в

котором

живет

персонаж-ребенок

(например,

Денис Кораблев в рассказах В.Ю. Драгунского), или через вымышленное

пространство («там и тогда»- давным-давно в тридевятом царстве), в котором

действуют

сказочные

персонажи

(Буратино

А.Н.Толстого,

Незнайка

Н.Н.Носова),

или

через

комбинированное

пространство,

где

персонажи

бывают

как

реалистические(Малыш),

так

и

фантастические,

наделенные

волшебными способностями(Карлсон А.Линдгрен, Питер Пэн Дж. Барри).

Чтобы ребенок ждал продолжения, можно использовать прием, известный со

времен Шахерезады: прерывать чтение на самом интересном месте. Перед

тем как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребенком вспомнить

содержание

предыдущей.

Можно,

прервав

чтение,

предложить

ребенку

самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с

героями), а потом проверить правильность своих предположений.

Литература

для

детей

пяти-шести

лет

отличается

тематической

многоплановостью.

Помимо

традиционных

тем

(времена

года,

явления

природы, животный мир и других), ребенку предлагаются художественные

произведения,

способствующие

его

патриотическому,

трудовому,

нравственному воспитанию.

В центре его внимания оказываются такие нравственные понятия, как добро

и зло, правда и ложь, щедрость и жадность, проблемы взаимоотношений со

сверстниками и взрослыми, ответственности за свои поступки. Чтобы эти

понятия не остались для ребенка отвлеченными, он нуждается в умелом

руководстве со стороны взрослого.

Старший

дошкольный

возраст

характеризуется

не

только

литературными

потребностями ребенка, но и особенностями его восприятия художественных

произведений.

В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было

еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети

пяти-шести

лет

переходят

к

стадии

собственного

художественного

отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в их

пристальном внимании к содержанию произведений, способности, и желании

постигнуть внутренний мир персонажей.

Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка,

как активность, яркие сопереживания героям произведений (А.М.Бородич,

Л.Я.Панкратова, А.Е.Шибицкая, О.М.Дьяченко, Л.М.Гурович, З.Н.гриценко и

др.).

У

старших

дошкольников

совершенствуется

способность

мысленно

действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место

героя. Например, вместе с героями сказок дети испытывают чувство страха в

напряженные, драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения

при торжестве справедливости. Именно волшебная сказка становится у детей

самым любимым жанром благодаря ее чудесному вымыслу, фантастичности,

развитому

сюжетному

действию,

полному

конфликтов,

ярким

сильным

характерам героев.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается как некоторый

жизненный, так и литературный опыт, что помогает ему осмысливать такие

события,

с

которыми

он

не

встречался

в

реальной

жизни.

У

ребенка

формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве

содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к

авторскому приему.

В

литературном

произведении

старшего

дошкольника

в

первую

очередь

интересует образ главного героя, но внимание теперь сосредоточено не на

действиях и поступках, а на внутренних переживаниях, чувствах, мыслях

персонажа,

которые

способен

осознать

ребенок.

Причем

отношение

к

персонажу теперь зависит не от отдельного, даже самого яркого поступка, а

обосновывается с учетом всего содержания произведения (В.И. Логинова,

Л.М. Гурович).

Можно отметить еще одну характерную для данного возраста особенность-

высокий уровень развития воссоздающего воображения, что проявляется в

способности воспринимать текст без помощи иллюстрации, которая теперь

играет вспомогательную роль. Развитие детского воображения уже таково,

что ребенок может воссоздать по описанию невиданный ранее предмет, но

только

при

условии,

чтобы

предмет

был

изображен

освоенными

им

словесными средствами.

В старшем дошкольном возрасте дети способны осознанно относиться к

авторскому

слову,

понимать

и

воспроизводить

образную

речь.

Развитие

наглядно-образного мышления приводит и к тому,

что у них появляется

возможность

понимать

переносные

значения

слов,

скрытые

сравнения-

метафоры,

когда

на

прямое

значение

накладывается

добавочный

смысл,

который

становится

основным,

а

также

разновидность

метафор-

олицетворения, то есть перенесение свойств и способностей человека на

неживые предметы, на зверей, на отвлеченные понятия, которые наделяются

способностью

разговаривать,

мыслить,

чувствовать,

передвигаться

в

пространстве.

По мнению Л.Ю. Гурович, возросшие возможности пяти-, шестилетних

детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию

эстетического

восприятия

и

понимания

произведений

художественной

литературы:

Закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать

любовь к художественному слову;

Расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их

литературный

опыт:

знакомить

с

жанровыми

особенностями

некоторых

видов

литературных

произведений

(рассказ,

сказка,

басня, загадка, пословица, потешка и др.)4

Формировать воссоздающее воображение;

Формировать

умение

видеть

изобразительно-выразительные

средства языка (эпитеты, метафоры, олицетворения);

Учить

устанавливать

многообразные

связи

в

произведении,

проникать в авторский замысел;

Помогать

ребенку

осознавать

его

собственное

эмоциональное

отношение к героям произведений;

Обращать

внимание

детей

на

язык

литературного

произведения,

авторские приемы изображения.

Для

решения

этих

задач

и

с

целью

формирования

умений

по

художественному

восприятию

и

пониманию

произведений

методисты

предлагают использовать следующие варианты вопросов, задаваемых детям

после чтения.

1.Вопросы, позволяющие узнать, каково эмоциональное отношение детей к

событиям

и

героям,

изображенным

в

произведении.

(Что

больше

всего

понравилось в произведении? Кто понравился больше всех и почему?) Эти

вопросы задают в начале беседы, они помогают выявить первые общие

впечатления детей, возникшие у них в процессе слушания произведения.

2.Вопросы,

направленные

на

то,

чтобы

выявить

основной

замысел

произведения. Рекомендуется предлагать детям проблемные вопросы, при

ответе на которые у них могут возникнуть различные мнения. Во время

беседы целесообразно зачитывать отдельные фрагменты произведения, чтобы

дать возможность детям понять то, что могло быть упущено при первичном

восприятии текста.

3.Вопросы, помогающие детям определить мотивы поступков персонажей.

4.Вопросы,

обращающие

внимание

детей

на

языковые

средства

выразительности.

Такие

вопросы

привлекают

внимание

детей

к

языку

произведения, помогают понять неслучайность использования тех или иных

слов, их эмоциональную окраску.

5.Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Дети старшего

возраста уже способны самостоятельно устанавливать основные связи между

событиями, и подобные вопросы нужны в большей мере для того, чтобы

помочь

им

обратить

внимание

на

эпизоды,

детали,

на

первый

взгляд

неглавные, но на самом деле очень существенные для осознания смысла

произведения.

6.Вопросы,

побуждающие

детей

к

элементарным

обобщениям,

выводам.

(Зачем писатель рассказал нам эту историю? Почему писатель так назвал

свой рассказ? Как вы назвали бы этот рассказ?) Назначение этих вопросов-

вызвать у ребенка потребность еще раз вспомнить и осмыслить произведение

в целом, выделить в нем наиболее важные, существенные моменты (В.И.

Логинова, Л.М.Гурович).

Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы,

побуждают

их

не

только

вспомнить

содержание

произведения,

но

и

осмыслить

его,

выразить

словом

возникшие

при

слушании

мысли

и

переживания.

Выбирая произведение для ознакомления с ним ребенка, не нужно забывать:

детским

чтением

нужно

руководить.

Для

того

чтобы

чтение

принесло

ребенку

пользу,

необязательно

читать

много

произведений,

главное-

осознавать, с какой целью вы это делаете. Бессистемное чтение способно,

скорее, перегрузить память ребенка множеством сюжетов и литературных

героев,

чем

воспитать

любовь

к

книге.

Взрослому

следует

и

самому

проявлять интерес к прочитанному, чтобы понять, какие проблемы волнуют

ребенка,

а

какие

оставляют

равнодушным,

и

не

упустить

возможность

корректирования воспитательного процесса. Совместное чтение с ребенком

должно приносить удовольствие, и тогда книга будет выполнять свое главное

предназначение-учить делать добро, всматриваться в мир и восхищаться им.



В раздел образования