Автор: Жучкова Людмила Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д⁄С №25 "Семицветик"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Венгерская народная сказка Два жадных медвежонка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №25 «Семицветик»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области
«Чтение художественной литературе»
в группе общеразвивающей направленности
для детей 6 - го года жизни
Тема: «Венгерская народная сказка
«Два жадных медвежонка».
Подготовил:
Жучкова Людмила Афанасьевна
воспитатель
Цель: Познакомить детей с особенностями народной сказки о животных с
помощью простейшего анализа сказки.
Задачи:
1.
Продолжать
учить
детей
понимать
содержание
и
идею
сказки,
передавать
структуру
сказки
с
помощью
м оделирования
(мнемодорожка);
2.
продолжать
учить
детей
заменять
ключевые
слова
в
предложениях
значками-символами, соотносить знаковые символы с образами;
3.
Упражнять в умении рассказывать содержание венгерской сказки «Два
жадных
медвежонка»
с
использованием
«мнемодорожки».
Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание
сказки), используя выразительные средства.
4.
Развивать память, внимание, речь, наглядно-образное мышление.
5.
Воспитывать
эмоциональную
отзывчивость,
приучать
детей
к
выполнению элементарных правил культуры поведения.
Оборудование: Мультимедийная презентация, книги сказок, фломастеры и
полоски бумаги для детей, лист белой бумаги и маркер яркого цвета для
воспитателя, шапочки медвежат и лисы.
Активизация
словаря: медведица, понурые, припасы, проголодались,
мнемодорожка.
Методические приемы:
1.Игровой момент «Видео-письмо»
2.Чтение загадки.
3.Беседа о сказках.
4.Чтение
венгерской
народной
сказки
«Два
жадных
медвежонка»
с
показом мультимедийной презентации.
5. Беседа по содержанию сказки.
6.Физминутка «Медвежата».
7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
8.
Инсценировка
отрывка
сказки
«Медвежата
нашли
головку
сыра………..».
9. Подведение итога занятия
Ход непосредственной образовательной деятельности
1.Игровой момент
- Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Это видео – письмо.
А о ком говорится в этом письме догадайтесь, отгадав загадку.
2. Чтение загадки:
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовет?
(Медведь)
- Да, в нашем видео письме сказка о медведях.
3. Беседа о сказках:
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь?
Назовите их пожалуйста. (Три медведя, Маша и медведь, Мужик и
медведь, Теремок) (педагог выставляет на выставку книги - сказки)
- Я познакомлю вас сегодня с новой сказкой , называется она «Два
жадных медвежонка». Вы внимательно слушайте сказку. А потом
ответите мне на вопрос – какие медвежата в этой сказке?
4.Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»
с показом мультимедийной презентации
5.Беседа по содержанию сказки.
- Понравилось вам сказка?
- Кто главные герои сказки? (медвежата)
-Какие медвежата? Как их описывают в сказке?
(Маленькие,
лохматые,
пушистые,
коричневые,
веселые,
смешные,
косолапые)
-Кто еще есть в сказке?
(лиса).
- Какая лиса в сказке? Почему она взялась помогать братьям?
(Плутовка, рыжая, обманщица).
- Почему вы решили что лиса в сказке хитрая, обманщица?
- Помогла ли лиса медвежатам поделить сыр поровну?
-Почему лиса сумела обмануть медвежат?
(Они были жадными, жадничали. Жадность одолела медвежат: каждый
боялся, что другому достанется больше)
-Что же случилось с медвежатами из –за их жадности? Как они были
наказаны?
(Остались голодными).
- Хорошо ли быть жадным?
- А у нас в группе таких ребят нет. Мы все дружные.
Маленькие медвежата любят играть.
Они приглашают нас с ними
поиграть.
6.ФИЗМИНУТКА: «Медвежата»
Медвежата в чаще жили,
В лес ходить они любили,
Вот так, вот так,
В лес ходить они любили./Дети показывают движение, имитируя
медвежат ходьбу медвежат/
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали,
Вот так, вот так,
Дружно дерево качали. /Дети показывают движение - качание руками в
стороны/.
Быстро с дерева слезали
Носы от пчел защищали,
Вот так, вот так.
Носы от пчел защищали. /Дети показывают движение - отмахиваются
ладошками у своего лица/.
7. Составление «мнемодорожки» совместно с детьми.
- Вам понравилась сказка, с которой мы сегодня с вами познакомились?.
- Я предлагаю вам рассказать эту сказку своим родителям. А чтобы вы ее
запомнили давайте мы ее нарисуем.
Воспитатель: Как начинается сказка? По ту сторону гор, стоял
нехоженый густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в
самой его чаще, жила старая медведица. Где жила медведица?
Ребята, что мы нарисуем в первом квадратике?
Воспитатель: У медведицы было два сына, они решили, что пойдут по
свету искать счастья.
Ребята, что мы нарисуем во втором квадратике?
Воспитатель: Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все
припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они
рядышком. Как показать, что медвежата проголодались?
Ребята, что мы нарисуем в третьем квадратике?
Воспитатель: Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую
головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность
одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.
Ребята , что мы нарисуем в четвёртом квадратике?
Воспитатель: Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись подошла
к ним лиса. Что предложила лиса медвежатам? (помочь медвежатам
поделить сыр)
Ребята, что нарисуем в пятом квадратике?
Воспитатель: Поровну ли лиса разделила сыр для медвежат? (нет, один
кусочек был больше, другой меньше)
Ребята, что мы нарисуем в следующем квадратике?
- Понравилось ли медвежатам, как лиса разделила сыр? (нет.Они кричали
- неровно)
- Что сделала лиса, чтобы кусочки сыра стали одинаковыми? (стала кусать
то одну, то другую половинку)
- Какие же кусочки сыра достались медвежатам? (два крохотных кусочка)
Ребята, что нарисуем в последнем квадратике?
- Почему медвежатам достались такие крохотные кусочки сыра? (потому
что они жадничали, каждый боялся, что другому достанется больший
кусок.)
- Кто же из них наелся: медвежата или лиса? (лиса)
- Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось.
Воспитатель: вот и закончилась сказка.
8. Инсценировка отрывка сказки «Медвежата нашли головку
сыра…..»
- Она закончилась печально. Медвежата остались голодными. Вам их
жалко?
- А давайте мы с вами придумаем другую концовку сказки, чтобы она
закончилась хорошо. (предлагает детям пройти на ковер).
- Я предлагаю Вам превратиться в медвежат и лису и подумать, чтобы
вы сделали если бы нашли головку сыра?
Возможные варианты концовки сказки:
-Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр и она поделила сыр
на всех поровну.
-Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова:
-Медвежата разделили сыр и по считалке достался кусочек по больше:
-Братья позвали лесных друзей и всем достался сыр поровну.
9. Итог:
Воспитатель:
- Какая концовка сказкивам понравилась больше всего?Хорошо ли быть
жадным?
Вечером, когда придут ваши родители, обязательно расскажите им,
какую сказку вы сегодня слушали.