Автор: Васенина Татьяна Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №63
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Мастер–класс по русскому языку
Тема: Мнемотехника как средство формирования орфографической грамотности учащихся
Раздел: полное образование
Мастер-класс учителя русского языка и литературы МАОУСОШ 63 Васениной Татьяны Викторовны.
(Звучит песня «Учат в школе» В класс входят ученики)
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего урока -«Мнемотехника как один из способов
формирования орфографической зоркости»
Мы с ребятами попробуем продемонстрировать некоторые приемы, которые применяем на
уроках русского языка. Ребята, занимайте места.
Уроки как люди
И похожи, и разные
Если к ним приглядеться с разных сторон
Одни уроки как светлый и радостный праздник
Другие как страшный мучительный сон.
Так когда же урок становится светлым и радостным? Когда ученику на нем интересно, когда он
находится в «ситуации успеха», когда у него есть мотивация . Всему этому помогает
мнемотехника. Что же это такое?
Мнемотехника-совокупность приемов и способов , облегчающих запоминание и
увеличивающих объем памяти путем создания образных ассоциаций.(слайд)
Ув .коллеги, я сейчас буду называть слова ,а вы постарайтесь их запомнить в определенном
порядке.
(Апельсин , лампочка, кресло ,снег ,пух ,тополь ,корабль, песок ,водоросли, ковер).Запишите их.
Спасибо. У кого-то получилось , у кого- то нет .К словам мы вернемся чуть позже ,а сейчас
обратимся непосредственно к предмету нашего урока .И начнем мы с проверки домашнего
.задания. Есть такой интересный прием как сказки-ассоциации. Ребята получали задание
придумать такие сказки, которые помогают запомнить правописание слова или правило . Давайте
их послушаем.
(Ребята рассказывают свои сказки ). Спасибо! Как мы видим , сказочные истории ,сюжет которых
вызывает у школьников определенные ассоциации ,помогают запомнить орфограмму или
грамм .правило.
Следующий способ , который очень нравится детям, графический или прием зрительных
ассоциаций.(Его продемонстрирует 1-я группа ребят).
Для того чтобы букву запомнить , надо ее «оживить»,создать ее образ в слове,
т.е. установить образную связь между буквой и образом.
2)Прием звуковых ассоциаций (С ним поработает 2-я группа ребят)
Суть состоит в следующем : нужно к запоминаемому слову подобрать ключевое слово , чтобы оно
содержало некоторую часть запоминаемого слова и проблемная буква слышалась отчетливо.
.Далее из ключевого и запоминаемого слов составить сюжет ,установив ассоциативную связь. Чем
связь между словами смешней, нелепей , абсурдней ,тем выше эффект запоминания.
(показываю это па примере слова ПАЛИСАДНИК) У нас получается такое мнемопредложение
уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК.
Или возьмем трудное слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни , как говорила героиня старого телефильма
,проверяют его словом телега ,другие словом интеллект .,то и другое плохо .А мы запомним его с
помощью данного приема. ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент? Эффект поразительный.
Обратите внимание , что совпадающие части в словах нужно выделять цветом ,курсивом ,
размером ,чтобы зрительная память тоже принимала участие в работе над словом.
А сейчас посмотрим, как ребятам удалось «оживить» букву.(ученики показывают свои работы)
Уместно вспомнить слова К.Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь непонятным пяти словам ,и
он будет долго и напрасно мучиться ,но свяжите двадцать слов с картинками ,и он запомнит их
налету»
Следующий прием-метод списка. Прием хорошо работает при запоминании удвоенных
согласных в словах. (Будет работать 2-я группа ребят)
Предположим, мы сомневаемся в правописании слова СТЕЛЛАЖ . Открываем словарь,
убеждаемся в правописании двух Л.Вспоминаем слово с двумя Л, в правописании которого мы
уверены, например, ХОЛЛ. Строим между словами ассоциативные связи . Добавляем из словаря
еще слова с двумя Л и продолжаем сюжет. (В хоЛЛе на стеЛЛажах мы видим миЛЛионы и миЛ
Лиарды доЛЛаров, но ,увы, это - гаЛЛюцинации.)
Предоставим слово ребятам. Напоминаю ,у них прием звуковых ассоциаций.(слушаем учеников)
Далее слушаем ребят, работающих с методом списка. Спасибо.
Прием ,о котором пойдет речь, называется цепной.
И вот сейчас-то мы и вернемся к словам, которые прозвучали в начале нашей встречи. Как же,
применяя данный прием, запомнить слова в определенной последовательности? Пожалуйста,
представьте образно картину, о которой пойдет речь.
Ученица рассказывает текст .(Представим ,что в руках у нас яркий апельсин. Мы начинаем его
чистить и видим, что внутри него лампочка, а в ней вместо нити накаливания стоит кресло. Мы
присаживаемся на него, и вдруг на нас падает снег , похожий на пух. Подняв голову, видим
тополь , ветви которого напоминают корабль. Он плывет по волнам , упирается носом в
песок ,а там водоросли ,образующие красивый ковер.)
А сейчас запишите слова , которые были включены в текст.(учителя говорят) Замечательно.
Спасибо. А кто-нибудь повторит текст? (учителя говорят). Спасибо. Вы не только повторили
слова ,но и запомнили текст. А помогла мнемотехника!
Закончить нашу встречу мне бы хотелось такими словами:
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - прошептала Мечта.
Спасибо за внимание!
Приложение.
1)сказки –ассоциации.
Топор.
Жил-был в лесу Топор. Как только он шел куда-то, вокруг становилось тихо –тихо. А по всему лесу
раздавалось: «ТОП-ТОП- ТОП» И все жители лесного царства знали: «Это тОпает Топор!»
ЗаЯц.
В некотором царстве , в лесном государстве жил ЗаЯц. Он был хвастливый и часто говорил: «Я! Я!
Я!» Но как только раздавался малейший шум, Заяц прятался под куст и шептал: «Я..Я..Я». Зайца
не видно, только Я от него и осталось.
ОблАко.
Заплакало облако и стало жаловаться: «Ну почему ребята часто делают во мне ошибки? От слез я
стало уже как ВЛАГА» ОбЛАко – это вЛАга, которая поднимается с земли !»
Грамматическая сказка «Сила любви»(помогает запомнить правило о правописании НЕ с
глаголами)
2)