Напоминание

Мнемотехника как средство формирования орфографической грамотности учащихся


Автор: Васенина Татьяна Викторовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №63
Населённый пункт: Тюмень, Тюменская область
Наименование материала: Мастер–класс по русскому языку
Тема: Мнемотехника как средство формирования орфографической грамотности учащихся
Раздел: полное образование





Назад




Мастер-класс учителя русского языка и литературы МАОУСОШ 63 Васениной Татьяны Викторовны.

(Звучит песня «Учат в школе» В класс входят ученики)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего урока -«Мнемотехника как один из способов

формирования орфографической зоркости»

Мы с ребятами попробуем продемонстрировать некоторые приемы, которые применяем на

уроках русского языка. Ребята, занимайте места.

Уроки как люди

И похожи, и разные

Если к ним приглядеться с разных сторон

Одни уроки как светлый и радостный праздник

Другие как страшный мучительный сон.

Так когда же урок становится светлым и радостным? Когда ученику на нем интересно, когда он

находится в «ситуации успеха», когда у него есть мотивация . Всему этому помогает

мнемотехника. Что же это такое?

Мнемотехника-совокупность приемов и способов , облегчающих запоминание и

увеличивающих объем памяти путем создания образных ассоциаций.(слайд)

Ув .коллеги, я сейчас буду называть слова ,а вы постарайтесь их запомнить в определенном

порядке.

(Апельсин , лампочка, кресло ,снег ,пух ,тополь ,корабль, песок ,водоросли, ковер).Запишите их.

Спасибо. У кого-то получилось , у кого- то нет .К словам мы вернемся чуть позже ,а сейчас

обратимся непосредственно к предмету нашего урока .И начнем мы с проверки домашнего

.задания. Есть такой интересный прием как сказки-ассоциации. Ребята получали задание

придумать такие сказки, которые помогают запомнить правописание слова или правило . Давайте

их послушаем.

(Ребята рассказывают свои сказки ). Спасибо! Как мы видим , сказочные истории ,сюжет которых

вызывает у школьников определенные ассоциации ,помогают запомнить орфограмму или

грамм .правило.

Следующий способ , который очень нравится детям, графический или прием зрительных

ассоциаций.(Его продемонстрирует 1-я группа ребят).

Для того чтобы букву запомнить , надо ее «оживить»,создать ее образ в слове,

т.е. установить образную связь между буквой и образом.

2)Прием звуковых ассоциаций (С ним поработает 2-я группа ребят)

Суть состоит в следующем : нужно к запоминаемому слову подобрать ключевое слово , чтобы оно

содержало некоторую часть запоминаемого слова и проблемная буква слышалась отчетливо.

.Далее из ключевого и запоминаемого слов составить сюжет ,установив ассоциативную связь. Чем

связь между словами смешней, нелепей , абсурдней ,тем выше эффект запоминания.

(показываю это па примере слова ПАЛИСАДНИК) У нас получается такое мнемопредложение

уПАЛИ вСАДНИКи в ПАЛИСАДНИК.

Или возьмем трудное слово ИНТЕЛЛИГЕНТ. Одни , как говорила героиня старого телефильма

,проверяют его словом телега ,другие словом интеллект .,то и другое плохо .А мы запомним его с

помощью данного приема. ЕЛ ЛИ интЕЛЛИгент? Эффект поразительный.

Обратите внимание , что совпадающие части в словах нужно выделять цветом ,курсивом ,

размером ,чтобы зрительная память тоже принимала участие в работе над словом.

А сейчас посмотрим, как ребятам удалось «оживить» букву.(ученики показывают свои работы)

Уместно вспомнить слова К.Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь непонятным пяти словам ,и

он будет долго и напрасно мучиться ,но свяжите двадцать слов с картинками ,и он запомнит их

налету»

Следующий прием-метод списка. Прием хорошо работает при запоминании удвоенных

согласных в словах. (Будет работать 2-я группа ребят)

Предположим, мы сомневаемся в правописании слова СТЕЛЛАЖ . Открываем словарь,

убеждаемся в правописании двух Л.Вспоминаем слово с двумя Л, в правописании которого мы

уверены, например, ХОЛЛ. Строим между словами ассоциативные связи . Добавляем из словаря

еще слова с двумя Л и продолжаем сюжет. (В хоЛЛе на стеЛЛажах мы видим миЛЛионы и миЛ

Лиарды доЛЛаров, но ,увы, это - гаЛЛюцинации.)

Предоставим слово ребятам. Напоминаю ,у них прием звуковых ассоциаций.(слушаем учеников)

Далее слушаем ребят, работающих с методом списка. Спасибо.

Прием ,о котором пойдет речь, называется цепной.

И вот сейчас-то мы и вернемся к словам, которые прозвучали в начале нашей встречи. Как же,

применяя данный прием, запомнить слова в определенной последовательности? Пожалуйста,

представьте образно картину, о которой пойдет речь.

Ученица рассказывает текст .(Представим ,что в руках у нас яркий апельсин. Мы начинаем его

чистить и видим, что внутри него лампочка, а в ней вместо нити накаливания стоит кресло. Мы

присаживаемся на него, и вдруг на нас падает снег , похожий на пух. Подняв голову, видим

тополь , ветви которого напоминают корабль. Он плывет по волнам , упирается носом в

песок ,а там водоросли ,образующие красивый ковер.)

А сейчас запишите слова , которые были включены в текст.(учителя говорят) Замечательно.

Спасибо. А кто-нибудь повторит текст? (учителя говорят). Спасибо. Вы не только повторили

слова ,но и запомнили текст. А помогла мнемотехника!

Закончить нашу встречу мне бы хотелось такими словами:

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - прошептала Мечта.

Спасибо за внимание!

Приложение.

1)сказки –ассоциации.

Топор.

Жил-был в лесу Топор. Как только он шел куда-то, вокруг становилось тихо –тихо. А по всему лесу

раздавалось: «ТОП-ТОП- ТОП» И все жители лесного царства знали: «Это тОпает Топор!»

ЗаЯц.

В некотором царстве , в лесном государстве жил ЗаЯц. Он был хвастливый и часто говорил: «Я! Я!

Я!» Но как только раздавался малейший шум, Заяц прятался под куст и шептал: «Я..Я..Я». Зайца

не видно, только Я от него и осталось.

ОблАко.

Заплакало облако и стало жаловаться: «Ну почему ребята часто делают во мне ошибки? От слез я

стало уже как ВЛАГА» ОбЛАко – это вЛАга, которая поднимается с земли !»

Грамматическая сказка «Сила любви»(помогает запомнить правило о правописании НЕ с

глаголами)

2)



В раздел образования