Автор: Шевцова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Беловка м.р.Богатовский Самарской области
Населённый пункт: с.Беловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
Раздел: полное образование
ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК
УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином.
В.О.Ключевский
Актуальность проблемы формирования краеведческой компетенции уча-
щихся на современном этапе общественного развития определяется перестрой-
кой содержания образования. В условиях рыночной экономики в силу чрезвы-
чайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не
только часто менять место работы, но и профессию. Поэтому молодёжь должна
получать такое образование, которое позволит ей осваивать новые профессии в
будущем. Не случайно вместо понятия «профессионализм» всё чаще использу-
ют понятия «образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества
личности как: самостоятельность, настойчивость, способность принимать ре-
шения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение посто-
янно учиться, саморазвиваться.
Одним из основных принципов педагогики был и остается принцип активно-
сти ребенка в образовательном процессе. Его суть заключается в целенаправ-
ленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении,
переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учеб-
ной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осо-
знанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соот-
ветствием социальным нормам.
Важной и неотъемлемой характеристикой лич-
ности, компетентности и профессионализма можно считать развитую краевед-
ческую компетенцию.
Краеведческая компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и опы-
та, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности,
проявляющаяся в осознании ценностей родного края.
Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению. Патрио-
тизм – это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается)
оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со сло-
вом учителя входит в жизнь Гражданина. Теория и практика образования пока-
зывают, что краеведческая исследовательская деятельность в процессе обучения
закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития лично-
сти, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого чело-
века с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель краеведческого исследовательского обучения – формирование у
обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать
и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой
культуры.
Выбор форм и методов краеведческой работы, способствующих социали-
зации учащихся, – важнейшая педагогическая задача. Историческое краеведе-
ние – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных
отраслей школьного краеведения. В историческом краеведении почетное место
отводится человековедению. Это помогает воспитывать учащихся чувство ува-
жения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников,
гордость за успехи и достижения земляков. Как показывает опыт работы, в
современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследова-
тельская деятельность учащихся.
Есть два вида открытий. Первый – открытие нового, еще неизвестного.
Школьное краеведение стремиться к таким открытиям, но редко их делает. Вто-
рой вид открытий – открытие известных истин, но неизвестных самому школь-
нику. Особенность краеведения в том, что ученик попадает в положение иссле-
дователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремле-
ние к самостоятельному поиску, и, в конечном счете, способствует правильному
выбору будущей специальности.
Краеведение создает благоприятные условия для организации различных
заданий творческого характера. Творческие работы различны как по содержа-
нию, так и по методике их организации и проведения.
– Одна из форм написание сочинений и рефератов на местном материале:
«История возникновения села Беловка», «Освоение и заселение территории по
реке
Кутулук».
Систематическая
литературно-краеведческая
работа
положи-
тельно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки уча-
щихся, на воспитание чувства патриотизма.
– Летопись краеведческого объекта. Значение этого вида творческой дея-
тельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному
поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные,
рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с
жизнью края и страны. Это такие работы, как «История колхоза», «Родник зем-
ли нашей» (о Никольском роднике у села Знаменка) , «Кутулукское водохрани-
лище: вчера, сегодня, завтра», история Беловской школы с середины XIX века
до современности.
– Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о лю-
дях труда прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям
труда, способствует выбору профессии: «Верность долгу» (о председателе СПК
«Арзамасцевский» А.Н. Григоревском), «Вперед и только вперед» (о знамени-
том гидростроителе, Герое Социалистического труда А.Е. Бочкине, строителе
Кутулукское водохранилище).
– Богатейший материал по истории края дают этнографические исследо-
вания, проводимые участниками факультатива «Введение в этнографию»: «Ко-
вер в национальных традициях русского дома», «Национальные традиции обря-
дового полотенца Самарской губернии», «Никольские традиции и обычаи жи-
телей с. Беловка». Работа с памятниками фольклора имеет огромное и учебное,
и воспитательное значение. Фольклор сохранил идеалы, духовные ценности
многих поколений русских людей. Этот вид деятельности воспитывает у уча-
щихся национальную гордость, глубокие патриотические чувства.
Особое место в системе краеведческой работы, способствующей социали-
зации учащихся, занимают конференции: научно-практические, научно-творче-
ские, читательские конференции и т.д.
Сотрудничество
людей
различных
поколений
помогает
развивать
в
школьниках ответственность, нравственность, воспитывать любовь к отече-
ственным святыням на своей малой Родине
5
. Эта созидательная деятельность
неразрывно связана с раскрытием на конкретных примерах разрушительности и
пагубности морального нигилизма, гражданской безответственности, равноду-
шия к природе, согражданам, памятникам культуры и искусства.
У учащихся, занимающихся краеведением, формируются: активная жиз-
ненная позиция; интерес к общественной жизни; нравственное поведение, по-
ступки (забота о близких, друзьях, ветеранах); гражданственность; чувство соб-
ственной ответственности, сопричастности делам государства; взгляды, рассу-
ждения, мировоззрение; гордость за деяния предков; знание своих корней; лю-
бовь к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов Ю.А. Как научить детей любить Родину? М., 2003. С. 63.
2. Борисов Н.С. и др. Историко-краеведческая работа в школе. М., 1982.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социализация личности. Социальное вос-
питание. М., 2001. С. 10.
4. Лихачев Б.Б. Простые истины воспитания. М., 1983. С. 78.
5.Митина А.А. Проектирование содержания регионального компонента исто-
рико-обществоведческого образования школьников как средство формирования
патриотизма в условиях трансформации социокультурной реальности. Матери-
алы Всероссийской научно – практической конференции. Барнаул, 2005, Ч.2
стр.268