Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ"


Автор: Шевцова Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Беловка м.р.Богатовский Самарской области
Населённый пункт: с.Беловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ"
Раздел: полное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК

УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

Каждый из нас должен быть хоть немного историком,

чтобы стать сознательно действующим гражданином.

В.О.Ключевский

Актуальность проблемы формирования краеведческой компетенции уча-

щихся на современном этапе общественного развития определяется перестрой-

кой содержания образования. В условиях рыночной экономики в силу чрезвы-

чайно высокой подвижности её конъюнктуры каждому человеку приходится не

только часто менять место работы, но и профессию. Поэтому молодёжь должна

получать такое образование, которое позволит ей осваивать новые профессии в

будущем. Не случайно вместо понятия «профессионализм» всё чаще использу-

ют понятия «образованность» и «компетентность», подразумевая такие качества

личности как: самостоятельность, настойчивость, способность принимать ре-

шения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение посто-

янно учиться, саморазвиваться.

Одним из основных принципов педагогики был и остается принцип активно-

сти ребенка в образовательном процессе. Его суть заключается в целенаправ-

ленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении,

переработке и применении. Этот принцип подразумевает такое качество учеб-

ной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осо-

знанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соот-

ветствием социальным нормам.

Важной и неотъемлемой характеристикой лич-

ности, компетентности и профессионализма можно считать развитую краевед-

ческую компетенцию.

Краеведческая компетенция – совокупность знаний, умений, навыков и опы-

та, необходимых для продуктивной познавательно-краеведческой деятельности,

проявляющаяся в осознании ценностей родного края.

Любовь к Родине – чувство, которое мало поддается измерению. Патрио-

тизм – это качество человека, коллектива, общества. Закаляется (развивается)

оно постепенно, через победы и поражения, открытия и неудачи, вместе со сло-

вом учителя входит в жизнь Гражданина. Теория и практика образования пока-

зывают, что краеведческая исследовательская деятельность в процессе обучения

закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития лично-

сти, т.к. эта деятельность основана на естественном стремлении каждого чело-

века с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

Главная цель краеведческого исследовательского обучения – формирование у

обучающегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать

и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой

культуры.

Выбор форм и методов краеведческой работы, способствующих социали-

зации учащихся, – важнейшая педагогическая задача. Историческое краеведе-

ние – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных

отраслей школьного краеведения. В историческом краеведении почетное место

отводится человековедению. Это помогает воспитывать учащихся чувство ува-

жения к делам и трудам предшествующих поколений и наших современников,

гордость за успехи и достижения земляков. Как показывает опыт работы, в

современных условиях наиболее эффективной является поисково-исследова-

тельская деятельность учащихся.

Есть два вида открытий. Первый – открытие нового, еще неизвестного.

Школьное краеведение стремиться к таким открытиям, но редко их делает. Вто-

рой вид открытий – открытие известных истин, но неизвестных самому школь-

нику. Особенность краеведения в том, что ученик попадает в положение иссле-

дователя. А это воспитывает у него уважение к историческим фактам, стремле-

ние к самостоятельному поиску, и, в конечном счете, способствует правильному

выбору будущей специальности.

Краеведение создает благоприятные условия для организации различных

заданий творческого характера. Творческие работы различны как по содержа-

нию, так и по методике их организации и проведения.

– Одна из форм написание сочинений и рефератов на местном материале:

«История возникновения села Беловка», «Освоение и заселение территории по

реке

Кутулук».

Систематическая

литературно-краеведческая

работа

положи-

тельно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки уча-

щихся, на воспитание чувства патриотизма.

– Летопись краеведческого объекта. Значение этого вида творческой дея-

тельности в приобщении учащихся к систематическому и целенаправленному

поиску и сбору материала. Они учатся анализировать, отбирать самые главные,

рассматривать любой краеведческий объект всесторонне, тесно увязывая его с

жизнью края и страны. Это такие работы, как «История колхоза», «Родник зем-

ли нашей» (о Никольском роднике у села Знаменка) , «Кутулукское водохрани-

лище: вчера, сегодня, завтра», история Беловской школы с середины XIX века

до современности.

– Написание трудовых биографий передовых людей края, очерков о лю-

дях труда прививает учащимся любовь к труду, воспитывает уважение к людям

труда, способствует выбору профессии: «Верность долгу» (о председателе СПК

«Арзамасцевский» А.Н. Григоревском), «Вперед и только вперед» (о знамени-

том гидростроителе, Герое Социалистического труда А.Е. Бочкине, строителе

Кутулукское водохранилище).

– Богатейший материал по истории края дают этнографические исследо-

вания, проводимые участниками факультатива «Введение в этнографию»: «Ко-

вер в национальных традициях русского дома», «Национальные традиции обря-

дового полотенца Самарской губернии», «Никольские традиции и обычаи жи-

телей с. Беловка». Работа с памятниками фольклора имеет огромное и учебное,

и воспитательное значение. Фольклор сохранил идеалы, духовные ценности

многих поколений русских людей. Этот вид деятельности воспитывает у уча-

щихся национальную гордость, глубокие патриотические чувства.

Особое место в системе краеведческой работы, способствующей социали-

зации учащихся, занимают конференции: научно-практические, научно-творче-

ские, читательские конференции и т.д.

Сотрудничество

людей

различных

поколений

помогает

развивать

в

школьниках ответственность, нравственность, воспитывать любовь к отече-

ственным святыням на своей малой Родине

5

. Эта созидательная деятельность

неразрывно связана с раскрытием на конкретных примерах разрушительности и

пагубности морального нигилизма, гражданской безответственности, равноду-

шия к природе, согражданам, памятникам культуры и искусства.

У учащихся, занимающихся краеведением, формируются: активная жиз-

ненная позиция; интерес к общественной жизни; нравственное поведение, по-

ступки (забота о близких, друзьях, ветеранах); гражданственность; чувство соб-

ственной ответственности, сопричастности делам государства; взгляды, рассу-

ждения, мировоззрение; гордость за деяния предков; знание своих корней; лю-

бовь к труду, уважение к людям труда, осознанный выбор профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов Ю.А. Как научить детей любить Родину? М., 2003. С. 63.

2. Борисов Н.С. и др. Историко-краеведческая работа в школе. М., 1982.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социализация личности. Социальное вос-

питание. М., 2001. С. 10.

4. Лихачев Б.Б. Простые истины воспитания. М., 1983. С. 78.

5.Митина А.А. Проектирование содержания регионального компонента исто-

рико-обществоведческого образования школьников как средство формирования

патриотизма в условиях трансформации социокультурной реальности. Матери-

алы Всероссийской научно – практической конференции. Барнаул, 2005, Ч.2

стр.268



В раздел образования