Автор: Жадамбаева Оюна Жамбалнимбуевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Зугалайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Забайкальский край, Могойтуйский район, село Зугалай
Наименование материала: методическая разработка урока шахматы
Тема: "Ферзь" 2 урок
Раздел: начальное образование
Тема: Ферзь.
Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске,
проводить элементарные шахматные комбинации, закрепление определения
ходов шахматной фигуры «Ферзь». Ход Ферзя, взятие.
Задачи:
предметная: расширять кругозор, пополнять знания о шахматах, обогащать
словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
метапредметная: развивать умственные способности, внимание, память,
познавательную мотивацию, логическое мышление, умение
концентрироваться;
коммуникативная: формировать твердость характера и желание добиваться
успехов, стремление к реализации своих идей;
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично
-поисковый; фронтальная, в парах, групповая.
УУД (умение учиться)
Регулятивные: создаёт угрозу для неприятельской фигуры, оценивает
результат своего труда;
Познавательные: понимает значение и роль ферзя на шахматной доске,
сравнивает значимость шахматных фигур;
Личностные: умеет становиться собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения для достижения своего замысла,
бороться до конца, не унывать при неудачах.
Коммуникативные: умеет активно включаться в игровое действие,
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем со сверстниками, обмениваться мнениями, рассуждать о своих
замыслах, обсуждает индивидуальные результаты.
Ход урока.
Орг. Момент.
Учитель: -
Прозвенел звонок и смолк,
Нам пора начать урок.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, ребята, поздороваемся с
нашими гостями. (Дети поворачиваются в сторону гостей и здороваются)
- А теперь, ребята, все сели правильно.
- Ребята, проверьте своё рабочее место. Проверяем ручки и карандаши.
Учебники и тетради. Всё у вас на месте?
- Итак, начинаем урок. Сегодня у нас урок необычный.
Входят два глашатая.
1 глашатай:
Слушайте все! Слушайте все!
Леди и джентельмены.
Мадам и месье!
2 глашатай:
А главное все, и друзья, подруги!
Такого не слышали в нашей округе!
1 глашатай:
Внимание! Внимание!
2 глашатай:
Сегодня в Шахматном королевстве
Белых фигур
1 глашатай и 2 глашатай вместе:
Объявлен бал!
Два глашатая уходят.
Учитель: Ребята, вы слышали? Сегодня в Королевстве шахмат будет бал. А
вы, ребята, хотите попасть на этот бал? (да)
1.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: А вы, ребята, всех жителей Шахматного королевства знаете?
Назовите, каких шахматных фигур вы знаете. (Дети называют шахматные
фигуры)
Учитель: - Ребята, а вы знаете на каких полях живут фигуры? Расставьте
шахматные фигуры в начальном положении?
Дети все хором читают стихотворение о начальном положении шахматных
фигур, один из учеников расставляет фигуры на демонстрационной доске.
Вот я вижу первый ряд,
По углам ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены,
Наши славные слоны.
А ещё два поля есть
В нём стоят король и ферзь
Цвет свой любит важный ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Учитель: Молодцы, ребята!
- Сколько всего фигур на шахматной доске? Сколько белых фигур? А сколько
чёрных?
- Сколько всего полей на шахматной доске? Сколько белых? Сколько чёрных?
- А теперь, ребята, чтобы попасть в Королевство шахмат, давайте
превращаемся в шахматные фигуры. ( Дети одевают короны с
изображениями шахм. фигур)
- Теперь мы с вами в Королевстве шахмат. Давайте, ребята, посмотрим что
же произошло в Королевстве.
3.Физ. минутка ( отрывок из мультфильма «Бременские музыканты»)
Учитель: Ребята, что случилось? Почему Король плачет? (принцесса
потерялась, сбежала, заблудилась)
4.Сценка.
Сидит и плачет Король, а его стараются успокоить Ладьи.
Король:
Ох, горе, горе, горе,
Ну, где же ты моя, Ферзелиночка!
Ладья 1: Помочь Вам рады! Но как быть?
Ладья 2: Одним нам это не добыть!
Ладья 1: А где же наши слоны?
Слон 1и 2: Мы здесь! Мы с вами!
Слон 2: Её должны спасти мы здесь!
Слон 1: А может детям обратиться?
Слон 2: Да, правда, они помогут нам!
Король: А дети знают ли кто вы?
Ладья 1: Да, очень многое дети знают о нас.
Ладья 2: Мы были в гостях у них на уроке.
Ладья 1: И даже они с Ферзелиной знакомы.
Король: Но можно ль верить им?
Слоны: О, великодушный наш, сеньор!
Их преданней на свете нет!
Король: Скорей! Идите же тогда!
Быстрее возвращайтесь!
Фигуры обращаются к детям.
Ладьи вместе: Случилась беда!
Ферзелину не пускает домой
Чёрный ферзь!
Слоны вместе: О, деточки хорошие, спасите!
Ферзелине нашей помогите!
Учитель: Дети хотите вы хотите помочь Ферзелине?(да) Дети согласны
помочь вам спасти и вернуть Ферзелину.
Слоны и Ладьи вместе: Спасибо!
Учитель: А чтобы помочь Ферзелине мы должны выполнить задания в
учебнике.
7.
Игра «Захват контрольного поля»
Учитель: Ребята, вы хотите помочь Ферзелине? Ребята, как называем
Ферзелину на шахматной доске?( Ферзь)
Ребята, давайте, вспомним как ходит ферзь? (прямо по горизонтали, по
вертикали и по диагонали)
А как бьёт ферзь? ( так как ходит)
А ещё что можете сказать о ферзе? (она сильная фигура) Почему? (она ходит
и бьёт как слон и ладья)
Открываем учебники стр.51.
Прочитайте. Какая задача у нас? (пробраться белым ферзём в ракету,
мешая чёрному ферзю) положение №1.
-Перед тем, как сделать ход белым ферзём, смотрим возможности нашего
противника.
- Сколько ходов сделает чёрный ферзь, чтобы пробраться в ракету? (2)
- Первый ход чёрного ферзя? Второй ход?
- Какое поле белый ферзь должен взять под контроль, чтобы помешать
чёрному королю?
- На какое поле должен сходить белый ферзь, чтобы взять под контроль поле?
-А теперь чёрный ферзь пойдёт ли на поле ? (нет)
- Белым ферзём пробрались в ракету? Задачу выполнили? (да)
Сначала учащиеся решают задачу у себя в учебнике, а потом играют на
демонстрационной доске с учителем. Положения №2, №3, №4.(точным
ходом белый ферзь захватывает контрольное поле вторым ходом)
8.
Игра «Ограничение подвижности».
-Открываем на стр.52. Как называется это игра? Прочитайте.
- Какая задача в этой игре? (побить неприятельского ферзя)
-Перед тем как сходить белым ферзём, что вы делаете? (смотрим
возможности чёрного ферзь).
- Белый ферзь каким ходом уничтожил чёрного ферзя? (вторым)
Положения №2 (вторым ходом), №3 (вторым ходом), №4 ( третьим ходом)
разыгрывают сначала в учебнике, а затем на демонстрационной доске с
учителем.
9.
Работа в тетради.
Учитель: А теперь осталось выполнить последнее задание. Открываем
рабочие тетради на стр.24 №5 игра «Кратчайший путь). Прочитайте. Какая у
нас задача? Сначала решим левую диаграмму. (добраться до цифры 3 за
наименьшее количество ходов, показать стрелками и записать решение)
Учитель: Молодцы! Все задачи решили. Ферзелине помогли вы вернуться в
своё королевство.
Выходят Король и Ферзелина.
Белый Король:
Не знаю как благодарить мне вас!
Теперь с улыбкою на бал пойду сейчас!
И дружбу вашу я благославляю.
Любить и помнить вас я обещаю!
Белый ферзь:
Достойно выполняйте вашу роль на шахматной доске.
И будет ваш Король на веки защищён надёжно.
По клеточкам ходите очень осторожно.
Пред тем как сделать шаг – подумай хорошенько!
Что мог бы сделать враг,
Будь ты врагом маленько!
Прошу на Королевский бал!
10. Рефлексия. Итог урока.
Учитель: Дорогие ребята, на этом уроке вы проделали большую работу. Вы
хорошо знаете ход фигур, которые мы изучали на предыдущих уроках.
А что запомнили …
Что вам понравилось …
11. Оценивание учениками своей работы на уроке.
Учитель:-Если вы довольны своей работой на уроке нарисуйте весёлый
смайлик.
- Если не очень довольны нарисуйте вот такой смайлик.
-А если вы недовольны своей работой нарисуйте грустный смайлик.
(затем учащиеся показывают свои смайлики и оценивают свою работу
на уроке)
Учитель: Ребята, вы отлично потрудились на уроке, я желаю вам
дальнейших успехов и радости познания. Урок окончен. Спасибо за
внимание.