Напоминание

"Ферзь" 2 урок


Автор: Жадамбаева Оюна Жамбалнимбуевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Зугалайская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Забайкальский край, Могойтуйский район, село Зугалай
Наименование материала: методическая разработка урока шахматы
Тема: "Ферзь" 2 урок
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Ферзь.

Цель: формирование умения ориентироваться на шахматной доске,

проводить элементарные шахматные комбинации, закрепление определения

ходов шахматной фигуры «Ферзь». Ход Ферзя, взятие.

Задачи:

предметная: расширять кругозор, пополнять знания о шахматах, обогащать

словарный запас учащихся, работать над развитием речи;

метапредметная: развивать умственные способности, внимание, память,

познавательную мотивацию, логическое мышление, умение

концентрироваться;

коммуникативная: формировать твердость характера и желание добиваться

успехов, стремление к реализации своих идей;

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично

-поисковый; фронтальная, в парах, групповая.

УУД (умение учиться)

Регулятивные: создаёт угрозу для неприятельской фигуры, оценивает

результат своего труда;

Познавательные: понимает значение и роль ферзя на шахматной доске,

сравнивает значимость шахматных фигур;

Личностные: умеет становиться собраннее, самокритичнее, привыкает

самостоятельно думать, принимать решения для достижения своего замысла,

бороться до конца, не унывать при неудачах.

Коммуникативные: умеет активно включаться в игровое действие,

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с

учителем со сверстниками, обмениваться мнениями, рассуждать о своих

замыслах, обсуждает индивидуальные результаты.

Ход урока.

Орг. Момент.

Учитель: -

Прозвенел звонок и смолк,

Нам пора начать урок.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте, ребята, поздороваемся с

нашими гостями. (Дети поворачиваются в сторону гостей и здороваются)

- А теперь, ребята, все сели правильно.

- Ребята, проверьте своё рабочее место. Проверяем ручки и карандаши.

Учебники и тетради. Всё у вас на месте?

- Итак, начинаем урок. Сегодня у нас урок необычный.

Входят два глашатая.

1 глашатай:

Слушайте все! Слушайте все!

Леди и джентельмены.

Мадам и месье!

2 глашатай:

А главное все, и друзья, подруги!

Такого не слышали в нашей округе!

1 глашатай:

Внимание! Внимание!

2 глашатай:

Сегодня в Шахматном королевстве

Белых фигур

1 глашатай и 2 глашатай вместе:

Объявлен бал!

Два глашатая уходят.

Учитель: Ребята, вы слышали? Сегодня в Королевстве шахмат будет бал. А

вы, ребята, хотите попасть на этот бал? (да)

1.

Актуализация опорных знаний.

Учитель: А вы, ребята, всех жителей Шахматного королевства знаете?

Назовите, каких шахматных фигур вы знаете. (Дети называют шахматные

фигуры)

Учитель: - Ребята, а вы знаете на каких полях живут фигуры? Расставьте

шахматные фигуры в начальном положении?

Дети все хором читают стихотворение о начальном положении шахматных

фигур, один из учеников расставляет фигуры на демонстрационной доске.

Вот я вижу первый ряд,

По углам ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены,

Наши славные слоны.

А ещё два поля есть

В нём стоят король и ферзь

Цвет свой любит важный ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

Учитель: Молодцы, ребята!

- Сколько всего фигур на шахматной доске? Сколько белых фигур? А сколько

чёрных?

- Сколько всего полей на шахматной доске? Сколько белых? Сколько чёрных?

- А теперь, ребята, чтобы попасть в Королевство шахмат, давайте

превращаемся в шахматные фигуры. ( Дети одевают короны с

изображениями шахм. фигур)

- Теперь мы с вами в Королевстве шахмат. Давайте, ребята, посмотрим что

же произошло в Королевстве.

3.Физ. минутка ( отрывок из мультфильма «Бременские музыканты»)

Учитель: Ребята, что случилось? Почему Король плачет? (принцесса

потерялась, сбежала, заблудилась)

4.Сценка.

Сидит и плачет Король, а его стараются успокоить Ладьи.

Король:

Ох, горе, горе, горе,

Ну, где же ты моя, Ферзелиночка!

Ладья 1: Помочь Вам рады! Но как быть?

Ладья 2: Одним нам это не добыть!

Ладья 1: А где же наши слоны?

Слон 1и 2: Мы здесь! Мы с вами!

Слон 2: Её должны спасти мы здесь!

Слон 1: А может детям обратиться?

Слон 2: Да, правда, они помогут нам!

Король: А дети знают ли кто вы?

Ладья 1: Да, очень многое дети знают о нас.

Ладья 2: Мы были в гостях у них на уроке.

Ладья 1: И даже они с Ферзелиной знакомы.

Король: Но можно ль верить им?

Слоны: О, великодушный наш, сеньор!

Их преданней на свете нет!

Король: Скорей! Идите же тогда!

Быстрее возвращайтесь!

Фигуры обращаются к детям.

Ладьи вместе: Случилась беда!

Ферзелину не пускает домой

Чёрный ферзь!

Слоны вместе: О, деточки хорошие, спасите!

Ферзелине нашей помогите!

Учитель: Дети хотите вы хотите помочь Ферзелине?(да) Дети согласны

помочь вам спасти и вернуть Ферзелину.

Слоны и Ладьи вместе: Спасибо!

Учитель: А чтобы помочь Ферзелине мы должны выполнить задания в

учебнике.

7.

Игра «Захват контрольного поля»

Учитель: Ребята, вы хотите помочь Ферзелине? Ребята, как называем

Ферзелину на шахматной доске?( Ферзь)

Ребята, давайте, вспомним как ходит ферзь? (прямо по горизонтали, по

вертикали и по диагонали)

А как бьёт ферзь? ( так как ходит)

А ещё что можете сказать о ферзе? (она сильная фигура) Почему? (она ходит

и бьёт как слон и ладья)

Открываем учебники стр.51.

Прочитайте. Какая задача у нас? (пробраться белым ферзём в ракету,

мешая чёрному ферзю) положение №1.

-Перед тем, как сделать ход белым ферзём, смотрим возможности нашего

противника.

- Сколько ходов сделает чёрный ферзь, чтобы пробраться в ракету? (2)

- Первый ход чёрного ферзя? Второй ход?

- Какое поле белый ферзь должен взять под контроль, чтобы помешать

чёрному королю?

- На какое поле должен сходить белый ферзь, чтобы взять под контроль поле?

-А теперь чёрный ферзь пойдёт ли на поле ? (нет)

- Белым ферзём пробрались в ракету? Задачу выполнили? (да)

Сначала учащиеся решают задачу у себя в учебнике, а потом играют на

демонстрационной доске с учителем. Положения №2, №3, №4.(точным

ходом белый ферзь захватывает контрольное поле вторым ходом)

8.

Игра «Ограничение подвижности».

-Открываем на стр.52. Как называется это игра? Прочитайте.

- Какая задача в этой игре? (побить неприятельского ферзя)

-Перед тем как сходить белым ферзём, что вы делаете? (смотрим

возможности чёрного ферзь).

- Белый ферзь каким ходом уничтожил чёрного ферзя? (вторым)

Положения №2 (вторым ходом), №3 (вторым ходом), №4 ( третьим ходом)

разыгрывают сначала в учебнике, а затем на демонстрационной доске с

учителем.

9.

Работа в тетради.

Учитель: А теперь осталось выполнить последнее задание. Открываем

рабочие тетради на стр.24 №5 игра «Кратчайший путь). Прочитайте. Какая у

нас задача? Сначала решим левую диаграмму. (добраться до цифры 3 за

наименьшее количество ходов, показать стрелками и записать решение)

Учитель: Молодцы! Все задачи решили. Ферзелине помогли вы вернуться в

своё королевство.

Выходят Король и Ферзелина.

Белый Король:

Не знаю как благодарить мне вас!

Теперь с улыбкою на бал пойду сейчас!

И дружбу вашу я благославляю.

Любить и помнить вас я обещаю!

Белый ферзь:

Достойно выполняйте вашу роль на шахматной доске.

И будет ваш Король на веки защищён надёжно.

По клеточкам ходите очень осторожно.

Пред тем как сделать шаг – подумай хорошенько!

Что мог бы сделать враг,

Будь ты врагом маленько!

Прошу на Королевский бал!

10. Рефлексия. Итог урока.

Учитель: Дорогие ребята, на этом уроке вы проделали большую работу. Вы

хорошо знаете ход фигур, которые мы изучали на предыдущих уроках.

А что запомнили …

Что вам понравилось …

11. Оценивание учениками своей работы на уроке.

Учитель:-Если вы довольны своей работой на уроке нарисуйте весёлый

смайлик.

- Если не очень довольны нарисуйте вот такой смайлик.

-А если вы недовольны своей работой нарисуйте грустный смайлик.

(затем учащиеся показывают свои смайлики и оценивают свою работу

на уроке)

Учитель: Ребята, вы отлично потрудились на уроке, я желаю вам

дальнейших успехов и радости познания. Урок окончен. Спасибо за

внимание.



В раздел образования