Автор: Кулаева Евгения Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Оренбургская область, город Бугуруслан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Р.Р. Создание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему (15.1)»
Раздел: полное образование
Дата:
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тип урока: урок развития речи.
Тема урока: Р.Р. Создание сочинения – рассуждения на лингвистическую тему (15.1)
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на получение планируемых результатов
Планируемые результаты:
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели
деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи
рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и
условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
достаточно
полное
и
точное
выражение
своих
мыслей
в
соответствии
с
задачами
и
условиями
коммуникации,
формулирование
и
аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
Предметные: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, тесты ОГЭ С.Ю.Ивановой, портреты лингвистов
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
1.Мотивация к учебной
деятельности.
Постановка учебных
задач
– Добрый день, дорогие ребята. Сегодня у нас урок развития речи. И работу хочется начать с
высказывания историка, лингвиста, академика Василия Ключевского: «Слово — великое оружие жизни».
Как вы понимаете смысл данных слов?
– Действительно, слово — нечто большее, чем простой знак или символ. Оно наполнено идеей, которую
выражает. Оно живо силой этой идеи. Как не вспомнить слова
Вадима Шефнера
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Поэтому очень бережно относитесь к каждому слову.
– У нас получилось объяснить смысл высказывания В.Ключевского. Подумайте и скажите, где нам
пригодится умение объяснять смысл лингвистического высказывания?
(Задание 15.1 – сочинение на лингвистическую тему)
– Кто догадался, какая будет тема урока?
(Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему)
– Эта работа не будет для вас новой и неожиданной. С особенностями сочинения – рассуждения на
лингвистическую тему мы знакомы с 8 класса. Однако ни на РЭ, ни на пробном ОГЭ вы не выбирали этот
вид сочинения. Объясните, с чем это связано.
– На основании этого сформулируем задачи нашего урока:
научиться писать сочинение на лингвистическую тему
повторить критерии оценивания сочинения на лингвистическую тему
определить композицию сочинения на лингвистическую тему и другие
– Максим Горький говорил: «Прежде чем написать что-либо, я задаю себе три вопроса: что хочу
написать, как написать и для чего написать». Следуя совету писателя, постараемся ответить на эти
вопросы и мы. ЧТО писать, мы определились – сочинение на лингвистическую тему. Ответим на вопрос
ДЛЯ ЧЕГО надо уметь писать?
– Эта тема нам необходима не только для того, чтобы написать успешно сочинение на выпускном
экзамене, но и правильно воспринимать и истолковывать чужие высказывания, выражать свои мысли в
устной и письменной форме.
II. Актуализация знаний
– На уроках развития речи мы уже познакомились с особенностями сочинений 15.2 и 15.3. Перед вами
критерии оценивания сочинений 15.2, 15.3, 15.1. Сравните и сделайте вывод.
– В задании 15.1 требуется сочинение – рассуждение, значит, необходимо выделить 4 части: тезис, 2
аргумента, вывод. (схема вывешивается на доску)
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ
1
Схема 1
1) Вступление - тезис
2) Аргумент 1.
3) Аргумент 2.
4) Вывод.
– Критерии почти совпадают, их 4. Но в задании 15.1 требуется обоснованный ответ на теоретическом
уровне, т.е. при выполнении этого задания необходимы точные теоретические сведения.
– А к этому необходимо готовиться! И начать подготовку я предлагаю со следующего задания. Из сборника
И.П.Цыбулько 2017 года выписаны цитаты и разбиты на блоки. Каждой группе предложены разные цитаты.
Предположите, что лежит в основе разделения цитат по определённым блокам? (цитаты сгруппированы по
темам, разделам русского языка)
– Внимательно прочитайте цитаты, выделите в них ключевые слова. Определите, какая тема объединяет
высказывания.
1) Связь грамматики и лексики в русском языке
2) Лексика
3) Синтаксис
4) Морфология
5) Богатство русской речи, точность слова и т. д.
– Вопрос каждой группе: «На основании прочитанных цитат определите, какие понятия нам необходимо
повторить, чтобы справиться с высказываниями этого блока?»
В парах
III. Практическая работа
– Я предлагаю детям попробовать свои силы в написании сочинения на лингвистическую тему
!!! Памятка
– Переходим к третьему вопросу КАК писать, т.е. к практической части. Перед вами высказывание, над
которым нам предстоит сегодня работать.
(на слайде) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи
посредством эпитетов» (А.А.Зеленецкий)
– Выделите ключевые слова и определите, к какой теме относится эта цитата.
– Проговорим вступление (используйте различные варианты оформления цитаты)
1) «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством
1
IV.Самостоятельная
работа
эпитетов», - утверждает русский лингвист А.А.Зеленецкий.
2) По мнению русского лингвиста А.А.Зеленецкого, «придание образности словам постоянно
совершенствуется в современной речи посредством эпитетов»,
3) Русский лингвист А.А.Зеленецкий утверждает: «Придание образности словам постоянно
совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
! Не забывайте про предложения – скрепы
- Работаем над тезисом. Не забывайте, что вы пишете сочинение на лингвистическую тему, поэтому вы
должны давать точные определения слов!
– Ключевое слово высказывания – эпитет. Что такое эпитет? (Это образные определения слов)
– Используя справочный материал, определите основные функции эпитетов
( сжимают данную в справочнике информацию об эпитетах, записывая на доске и в тетрадях схему)
ЭПИТЕТ
выделяет
существенные
признаки
предмета
передает
состояние
природы
создает
зримый
образ
предмета,
явления
передает
настроение,
чувства,
внутреннее
состояние
человека
передает
отношение
автора к
изображаемом
у
помогают
автору живо
и наглядно
рисовать
изображаем
ое
– Можем ли мы согласиться со словами А.А.Зеленецкого? Запишите тезис, используя справочный
материал.
Использование эпитетов в речи позволяет наиболее точно описать какой-то предмет или явление,
подчеркнуть отношение человека к чему-либо, придает речи эмоциональную окраску и яркость.
– Найдите в тексте эпитеты и выделите их. (1 ученик работает у доски)
(1)Величава русская золотая осень! (2)Никогда не бывает она ни грустной, ни скучной.
(3)Сбиваются в стаи и кружатся над полями полчища грачей, скворцов, чаек, ласточек, журавлей и
дроздов. (4)Скоро им будет дан старт в дальнюю дорогу, в теплые, но чужие края.
(5)К сладкому запаху хвои примешивается пахучесть душистых рыжиков. Как хорошо
и приятно
становится на душе, когда вдыхаешь их запах! (По Д. Зуеву)
– А теперь попробуйте сопоставить функции эпитетов и примеры из текста.
– Напишите первый и второй аргумент с опорой на текст Д.Зуева.
– Напишите вывод к сочинению.
– Вот и написали вы сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. Сейчас я попрошу вас поработать
экспертами и оценить сочинения по критериям. Представим, что вы «экспертная» комиссия по проверке
ОГЭ по русскому языку. Критерии оценивания перед вами. При работе не забывайте два принципа:
«Учимся вместе – учимся друг у друга»
«Обучая, люди учатся»
– Какие трудности возникли при оценивании сочинения? Почему?
– Какие ошибки вы видели сразу?
– Есть ли сочинения, которые вы оценили максимальным количеством баллов? (Зачитывают сочинение)
– По каким критериям вы снизили оценки?
– По каким критериям вы затруднялись оценивать?
V. Итог урока.
Рефлексия.
– -«Чаще поворачивай стиль », - говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои
стили (острые палочки для письма), чтобы написать лучше. Так и нам, чтобы хорошо научиться писать
сочинения, нужно много работать и не лениться. Я искренне надеюсь, что вы сегодня обрели уверенность в
своих способностях в написании сочинения.
Работа в группах. Каждой группе предложены таблички со словами.
На одной – слово «СОЧИНЕНИЕ»,
на другой – «КАТОРЖНАЯ РАБОТА»,
на третьей - «ЭКЗАМЕН»,
на четвертой – «СЛОВО»,
на пятой – «РАЗОЧАРОВАНИЕ»,
на шестой – «УДОВЛЕТВОРЕНИЕ»,
на седьмой – «НЕОБХОДИМОСТЬ»
– Вы должны выстроить логическую цепочку, выражая отношение к проделанной работе. Можно одно слово
или несколько не использовать.
Например:
СЛОВО – СОЧИНЕНИЕ – ЭКЗАМЕН – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
Слово учителя (после работы учеников):
– Я надеюсь, что нашу с вами работу мы не назовём каторжной, что она нам принесёт удовлетворение,
потому что мы на каждом уроке научимся работать со словом. А слово, как известно, великое оружие в
жизни.
VI. Домашнее задание.
На материале текста Д.Зуева написать сочинение 15.1, объяснив смысл цитаты: «Образность создаётся,
как правило, применением различного рода тропов». Ирина Сергеевна Ильинская, русский лингвист