Автор: Горохова Марина Михайловна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Бурятский республиканский информационно-экономический техникум"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
Горохова Марина Михайловна
методист-преподаватель ГБПОУ «БРИЭТ»
«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в
условиях введения ФГОС»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными
нарушениями
развития:
нарушение
слуха,
зрения,
речи,
опорно-
двигательного
аппарата,
интеллекта,
с
выраженными
расстройствами
эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями
развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В
связи
с
этим
обеспечение
реализации
права
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
на
образование
рассматривается
как
одна
из
важнейших задач государственной политики. Так
в наш техникум вошло
инклюзивное
образование. Инклюзивное
образование – это
процесс
совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся
сверстников.
Задачей
инклюзивного
обучения
является
осуществление
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
к
обучающимся
с
ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с
ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
При этом
не должно быть
препятствий для
получения качественного
образования нормально развивающимся детям.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют
сегодня
от
человека
умения
быстро
адаптироваться
к
новым
условиям,
находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и
творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать
э ф ф е к т и в н ы е
к о м м у н и к а ц и и
с
р а з н ы м и
л ю д ь м и .
Целями профессионального образования, которые ставят перед ОО
государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора
знаний
и
умений,
являются
раскрытие
и
развитие
потенциала
ребенка,
создание
благоприятных
условий
для
реализации
его
природных
способностей.
Задача
техникума–
подготовить
выпускника,
обладающего
необходимым набором современных знаний, умений и качеств, общих и
профессиональных компетенций, позволяющих ему уверенно чувствовать
себя в самостоятельной жизни.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний,
а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые
педагогические
технологии,
эффективные
формы
организации
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а ,
а к т и в н ы е
м е т о д ы
о б у ч е н и я .
Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий
системное включение студентов в учебно-познавательную деятельность.
Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд,
но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие
себя самого.
Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое
звено которой состоит из:
- уверенного действия;
- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению
вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).
В результате введения деятельностного метода отношение студентов
к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю»,
«умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и
узнаю», «пробую и делаю».
Для преподавателей и мастеров п/о принцип деятельностного подхода
требует,
прежде
всего,
понимания
того,
что
обучение
–
это
совместная
деятельность,
которая
основана
на
началах
сотрудничества
и
взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных
показателей
только
тогда,
когда
наступает
согласованность
и
совпадение
целенаправленных действий учителя и обучающегося.
Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь
учитель должен организовать работу ребят, чтобы они сами приняли участие
в
решении
ключевой
проблемы
урока
и
сами
могли
объяснить,
как
действовать в новых условиях.
Задачи преподавателя:
- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к
познанию нового;
- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой
подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).
Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится
роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть
истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать
ученикам, что
- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;
- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ,
нужную информацию.
При таком подходе у каждого обучающегося будет право на ошибку и
возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.
Для включения обучающегося в активную познавательную коллективную
деятельность необходимо:
- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами
обучающихся;
- планировать урок с использованием многообразных форм и методов
учебной
работы,
самостоятельной
работы,
диалогических
и
проектно-
исследовательских методов;
- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;
-
оценивать
достижения
обучающихся
не
только
отметкой,
но
и
содержательной характеристикой.
У деятельностного метода обучения есть свои преимущества
- он может применяться при изучении любого предмета;
- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является
то, что он обеспечивает включение обучающихся
в деятельность на всех
этапах
урока:
постановки
учебной
задачи;
«открытия»
нового
знания;
самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;
-
деятельностный
метод
создает
благоприятные
условия
для
разноуровневого обучения;
-
обеспечивает
прохождение
всех
необходимых
этапов
усвоения
понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.
Знания становятся понятными, надолго запоминающимися, осознанными,
если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная
деятельность побуждает обучающегося к самоорганизации и самоконтролю,
ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте,
товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых
партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать. В
результате
систематической
собственной
познавательной
деятельности
человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой
ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку
непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий
возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.
Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода.
Постановка
учебной
задачи,
когда
включается
проблемный
вопрос,
мотивирующий изучение новой темы, обеспечивает мотивацию.
«Открытие»
нового
знания,
где
предлагается
система
вопросов
и
заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает
выполнение предметных действий с реальными объектами.
Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным
к о м м е н т и р о в а н и е м ,
п р о г о в а р и в а н и е м
в с л у х
и з у ч е н н ы х
понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание
вслух и выполнение действия по алгоритму.
Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа
внутренней речи – проговаривание «про себя».
При
выполнении
заданий
на
повторение действие
переходит
во
внутренний план и автоматизируется (умственное действие).
Характерные особенности урока в рамках деятельностно-
компетентностной образовательной модели.
1.
Учитель
формулирует
не
только содержательную
цель
урока,
но
и деятельностную цель.
2.
Учитель
планирует
и
организует
работу
по актуализации
опорных
знаний обучающихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и
качественно включить обучающихся в освоение нового знания.
3.
Учитель
продумывает
систему мотивации обучающихся
к
учебной
деятельности;
создает
условия
(«ловушки»)
для фиксации
обучающимися
границы между знанием и незнанием.
4.
Цель
урока
формируется
обучающимися
самостоятельно как
собственная учебная задача.
5.
На
этапе
первичного
закрепления
учитель
выбирает
форму
к о м м у н и к а т и в н о г о
в з а и м о д е й с т в и я
о б у ч а ю щ и х с я для
проговаривания каждым
нового
знания,
алгоритма
действий во
внешней
речи.
6.
Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.
7.
Формы и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя
«не давать готовые знания».
8.
Учитель
планирует
формы
и
методы
организации
этапа рефлексии
обучающимися собственной деятельности на уроке.
9.
Проводится
итоговая
оперативная экспресс-диагностика результатов
обучающихся.
10.
Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости
от результатов экспресс-диагностики.
Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с
точки зрения интеллектуального и личностного развития обучающихся, так и с
позиций качества усвоения знаний.
Познавательная активность есть качество деятельности студента, которое
проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении
к
эффективному
овладению
знаниями
и
способами
деятельности
за
оптимальное
время.
У
большинства
учеников
с
ОВЗ
отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к
учебной
деятельности,
сниженный
уровень
работоспособности
и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов
и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения
эффективности
коррекционно-развивающего
процесса
в
работе
учителя.
Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание
материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования
фактов,
выявления
ошибок,
формулирование
выводов.
Конечно,
все
это
должно
осуществляться
на
доступном
ученикам
уровне
и
с
помощью
преподавателя (мастера п/о).
Уровень собственной познавательной активности обучающихся с ОВЗ
является
недостаточным,
и
для
его
повышения
учителю
необходимо
применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.
Одной
из
особенностей
учащихся
с
проблемами
в
развитии,
является
недостаточный
уровень
активности
всех
психических
процессов.
Таким
образом,
применение
в
ходе
обучения
средств
активизации
учебной
деятельности
является
необходимым
условием
успешности
процесса
обучения школьников с ОВЗ.
Активность является одной из важнейших характеристик всех психических
процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение
уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей
э ф ф е к т и в н о с т и
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
в
ц е л о м .
При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо
учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не
допускать
излишнего
упрощения
материала.
Содержание
становится
эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае,
если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей
и их потребностям. Так как группа обучающихся с ОВЗ крайне неоднородна,
то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации
и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм
организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической
работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-
иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный,
информационно-коммуникационный;
методы
контроля,
самоконтроля
и
взаимоконтроля.
Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей
с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе
которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно
только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень
их собственной познавательной активности.
Роль мотивации в успешном
обучении
детей
с
ОВЗ
трудно
переоценить.
Проведенные
исследования
мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось,
что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта
обучающегося.
Высокая
позитивная
мотивация
может
играть
роль
компенсирующего
фактора
в
случае
недостаточно
высоких
способностей
обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает –
никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива
или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы
обучения,
подбирая
наиболее
соответствующие
содержанию
обучения
и
познавательным
возможностям
учащихся,
способствуя
тем
самым
а к т и в и з а ц и и
и х
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать
с л е д у ю щ и е
а к т и в н ы е
м е т о д ы
и
п р и ё м ы
о б у ч е н и я :
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его
правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с
целью
проверки
знаний
учащихся,
выявления
пробелов
в
пройденном
материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна
работа каждого обучающегося.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою
карточку
на
доску,
им
нужно
правильно
ответить
на
вопрос,
или
в ы п о л н и т ь
п р е д л о ж е н н о е
з а д а н и е
л у ч ш е
д р у г и х .
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов
изучения
темы,
выводов,
которые
нужно
запомнить).
Данный
приём
можно
использовать
в
конце
изучения
темы
–
для
закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания
п о м о щ и
п р и
в ы п о л н е н и и
з а д а н и й .
4.
Восприятие
материала
на
определённом
этапе
занятия
с
закрытыми
глазами
используется
для
развития
слухового
восприятия,
внимания
и
памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для
настроя
детей
на
занятие
после
активной
деятельности
(после
урока
физкультуры),
после
выполнения
задания
повышенной
трудности
и
т.
д.
5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику
позволяет
сделать
работу
учителя
более
продуктивной
и
эффективной.
Использование
ИКТ
органично
дополняет
традиционные
формы
работы,
расширяя
возможности
организации
взаимодействия
учителя
с
другими
у ч а с т н и к а м и
о б р а з о в а т е л ь н о г о
п р о ц е с с а .
Использование
программы
создания
презентаций
представляется
очень
удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал,
цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое
сопровождение
к
демонстрации
презентации.
При
такой
организации
материала
включаются
три
вида
памяти
детей:
зрительная,
слуховая,
моторная.
Это
позволяет
сформировать
устойчивые
визуально-
кинестетические
и
визуально-аудиальные
условно-рефлекторные
связи
центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их
основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и
самоконтроль
за
своей
речью.
Мультимедийные
презентации
привносят
эффект
наглядности
в
занятие,
повышают
мотивационную
активность
ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране,
дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в
полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает
коррекционный процесс интересным и выразительным
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
с л о в а р н о г о
з а п а с а ,
р а з в и т и я
с в я з н о й
р е ч и .
7 .
А к т и в н ы е
м е т о д ы
р е ф л е к с и и :
1 )
р е ф л е к с и я
н а с т р о е н и я
и
э м о ц и о н а л ь н о г о
с о с т о я н и я ;
2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы
выяснить,
как
учащиеся
осознали
содержание
пройденного
материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать
наиболее рациональные).
Данные
виды
рефлексии
можно
проводить
как
индивидуально,
так
и
коллективно.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,
содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы
обучения,
возрастные
и
психологические
особенности
учащихся.
На занятиях при работе с обучающимися с ОВЗ наиболее часто используется
р е ф л е к с и я
н а с т р о е н и я
и
э м о ц и о н а л ь н о г о
с о с т о я н и я .
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент
считается
обозначение
видов
заданий
или
этапов
занятия
картинками
(символами, различными карточками и т. д.), помогающими обучающимся в
конце
занятия
актуализировать
пройденный
материал
и
выбрать
понравившийся,
запомнившийся,
наиболее
удачный
для
студента
этап
занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той
или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Таким
образом,
применение
активных
методов
и
приёмов
обучения
повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие
способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,
стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ