Напоминание

"Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС"


Автор: Горохова Марина Михайловна
Должность: методист, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Бурятский республиканский информационно-экономический техникум"
Населённый пункт: город Улан-Удэ, Республика Бурятия
Наименование материала: статья
Тема: "Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в условиях введения ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Горохова Марина Михайловна

методист-преподаватель ГБПОУ «БРИЭТ»

«Деятельностный метод обучения детей с ОВЗ при организации урока в

условиях введения ФГОС»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными

нарушениями

развития:

нарушение

слуха,

зрения,

речи,

опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями

развития. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с

проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В

связи

с

этим

обеспечение

реализации

права

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

на

образование

рассматривается

как

одна

из

важнейших задач государственной политики. Так

в наш техникум вошло

инклюзивное

образование. Инклюзивное

образование – это

процесс

совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся

сверстников.

Задачей

инклюзивного

обучения

является

осуществление

индивидуального

и

дифференцированного

подхода

к

обучающимся

с

ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с

ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

При этом

не должно быть

препятствий для

получения качественного

образования нормально развивающимся детям.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют

сегодня

от

человека

умения

быстро

адаптироваться

к

новым

условиям,

находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и

творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать

э ф ф е к т и в н ы е

к о м м у н и к а ц и и

с

р а з н ы м и

л ю д ь м и .

Целями профессионального образования, которые ставят перед ОО

государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора

знаний

и

умений,

являются

раскрытие

и

развитие

потенциала

ребенка,

создание

благоприятных

условий

для

реализации

его

природных

способностей.

Задача

техникума–

подготовить

выпускника,

обладающего

необходимым набором современных знаний, умений и качеств, общих и

профессиональных компетенций, позволяющих ему уверенно чувствовать

себя в самостоятельной жизни.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний,

а в том, чтобы научить детей учиться. Для их решения требуются новые

педагогические

технологии,

эффективные

формы

организации

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а ,

а к т и в н ы е

м е т о д ы

о б у ч е н и я .

Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий

системное включение студентов в учебно-познавательную деятельность.

Что же такое деятельность? Деятельность – это работа, занятие, труд,

но такие, которые вызывают в человеке коренные изменения, преобразующие

себя самого.

Деятельность – это процесс. Его можно представить как цепочку, каждое

звено которой состоит из:

- уверенного действия;

- встречи с затруднением или преградой (преграда мешает движению

вперед – неизбежен вопрос «Что делать?»).

В результате введения деятельностного метода отношение студентов

к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю»,

«умею - не умею», а сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и

узнаю», «пробую и делаю».

Для преподавателей и мастеров п/о принцип деятельностного подхода

требует,

прежде

всего,

понимания

того,

что

обучение

это

совместная

деятельность,

которая

основана

на

началах

сотрудничества

и

взаимопонимания. Система «учитель - ученик» достигает своих эффективных

показателей

только

тогда,

когда

наступает

согласованность

и

совпадение

целенаправленных действий учителя и обучающегося.

Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются – теперь

учитель должен организовать работу ребят, чтобы они сами приняли участие

в

решении

ключевой

проблемы

урока

и

сами

могли

объяснить,

как

действовать в новых условиях.

Задачи преподавателя:

- своевременно ставить преграды, преодоление которых побуждает к

познанию нового;

- показывать общие пути преодоления затруднений (использовать другой

подход, другой закон, что-то изменить, взять иной материал др.).

Ученик в таком образовательном процессе – деятель, а учителю отводится

роль организатора и управленца этим процессом. Учитель не должен быть

истиной в последней инстанции. Он на своем примере должен показать

ученикам, что

- невозможно знать все, но можно и должно узнавать;

- вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ,

нужную информацию.

При таком подходе у каждого обучающегося будет право на ошибку и

возможность ее осознать, исправить или даже избежать ее.

Для включения обучающегося в активную познавательную коллективную

деятельность необходимо:

- связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами

обучающихся;

- планировать урок с использованием многообразных форм и методов

учебной

работы,

самостоятельной

работы,

диалогических

и

проектно-

исследовательских методов;

- привлекать для обсуждения прошлый опыт обучающихся;

-

оценивать

достижения

обучающихся

не

только

отметкой,

но

и

содержательной характеристикой.

У деятельностного метода обучения есть свои преимущества

- он может применяться при изучении любого предмета;

- главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является

то, что он обеспечивает включение обучающихся

в деятельность на всех

этапах

урока:

постановки

учебной

задачи;

«открытия»

нового

знания;

самоконтроля и самооценки, выполнения самостоятельной работы и др.;

-

деятельностный

метод

создает

благоприятные

условия

для

разноуровневого обучения;

-

обеспечивает

прохождение

всех

необходимых

этапов

усвоения

понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний.

Знания становятся понятными, надолго запоминающимися, осознанными,

если они получены в процессе собственной деятельности. Самостоятельная

деятельность побуждает обучающегося к самоорганизации и самоконтролю,

ему приходится вступать в деловую коммуникацию с соседом по парте,

товарищем, педагогом, учителем. А это ориентирует на налаживание деловых

партнерских отношений. Так формируются задатки умения сотрудничать. В

результате

систематической

собственной

познавательной

деятельности

человек оказывается готовым использовать свои знания и умения в любой

ситуации и действовать грамотно. Все это постепенно перерастет в привычку

непрерывно повышать свой профессиональный уровень, обеспечивающий

возможность комфортно жить в современном бурно меняющемся мире.

Алгоритм получения знаний в рамках деятельностного подхода.

Постановка

учебной

задачи,

когда

включается

проблемный

вопрос,

мотивирующий изучение новой темы, обеспечивает мотивацию.

«Открытие»

нового

знания,

где

предлагается

система

вопросов

и

заданий, подводящих к самостоятельному открытию нового, обеспечивает

выполнение предметных действий с реальными объектами.

Первичное закрепление, тренировочные упражнения с обязательным

к о м м е н т и р о в а н и е м ,

п р о г о в а р и в а н и е м

в с л у х

и з у ч е н н ы х

понятий, обеспечивает прохождение этапа внешней речи – проговаривание

вслух и выполнение действия по алгоритму.

Обучающая самостоятельная работа обеспечивает прохождение этапа

внутренней речи – проговаривание «про себя».

При

выполнении

заданий

на

повторение действие

переходит

во

внутренний план и автоматизируется (умственное действие).

Характерные особенности урока в рамках деятельностно-

компетентностной образовательной модели.

1.

Учитель

формулирует

не

только содержательную

цель

урока,

но

и деятельностную цель.

2.

Учитель

планирует

и

организует

работу

по актуализации

опорных

знаний обучающихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и

качественно включить обучающихся в освоение нового знания.

3.

Учитель

продумывает

систему мотивации обучающихся

к

учебной

деятельности;

создает

условия

(«ловушки»)

для фиксации

обучающимися

границы между знанием и незнанием.

4.

Цель

урока

формируется

обучающимися

самостоятельно как

собственная учебная задача.

5.

На

этапе

первичного

закрепления

учитель

выбирает

форму

к о м м у н и к а т и в н о г о

в з а и м о д е й с т в и я

о б у ч а ю щ и х с я для

проговаривания каждым

нового

знания,

алгоритма

действий во

внешней

речи.

6.

Наличие самостоятельной работы с проверкой по эталону.

7.

Формы и методы обучения обеспечивают реализацию девиза учителя

«не давать готовые знания».

8.

Учитель

планирует

формы

и

методы

организации

этапа рефлексии

обучающимися собственной деятельности на уроке.

9.

Проводится

итоговая

оперативная экспресс-диагностика результатов

обучающихся.

10.

Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости

от результатов экспресс-диагностики.

Деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с

точки зрения интеллектуального и личностного развития обучающихся, так и с

позиций качества усвоения знаний.

Познавательная активность есть качество деятельности студента, которое

проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении

к

эффективному

овладению

знаниями

и

способами

деятельности

за

оптимальное

время.

У

большинства

учеников

с

ОВЗ

отмечается

недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к

учебной

деятельности,

сниженный

уровень

работоспособности

и

самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов

и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения

эффективности

коррекционно-развивающего

процесса

в

работе

учителя.

Активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание

материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования

фактов,

выявления

ошибок,

формулирование

выводов.

Конечно,

все

это

должно

осуществляться

на

доступном

ученикам

уровне

и

с

помощью

преподавателя (мастера п/о).

Уровень собственной познавательной активности обучающихся с ОВЗ

является

недостаточным,

и

для

его

повышения

учителю

необходимо

применять средства, способствующие активизации учебной деятельности.

Одной

из

особенностей

учащихся

с

проблемами

в

развитии,

является

недостаточный

уровень

активности

всех

психических

процессов.

Таким

образом,

применение

в

ходе

обучения

средств

активизации

учебной

деятельности

является

необходимым

условием

успешности

процесса

обучения школьников с ОВЗ.

Активность является одной из важнейших характеристик всех психических

процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Повышение

уровня активности восприятия, памяти, мышления способствует большей

э ф ф е к т и в н о с т и

п о з н а в а т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и

в

ц е л о м .

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо

учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не

допускать

излишнего

упрощения

материала.

Содержание

становится

эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае,

если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей

и их потребностям. Так как группа обучающихся с ОВЗ крайне неоднородна,

то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации

и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм

организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической

работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считаются объяснительно-

иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный,

информационно-коммуникационный;

методы

контроля,

самоконтроля

и

взаимоконтроля.

Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей

с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе

которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно

только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень

их собственной познавательной активности.

Роль мотивации в успешном

обучении

детей

с

ОВЗ

трудно

переоценить.

Проведенные

исследования

мотивации обучающихся, выявили интересные закономерности. Оказалось,

что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта

обучающегося.

Высокая

позитивная

мотивация

может

играть

роль

компенсирующего

фактора

в

случае

недостаточно

высоких

способностей

обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает –

никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива

или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы

обучения,

подбирая

наиболее

соответствующие

содержанию

обучения

и

познавательным

возможностям

учащихся,

способствуя

тем

самым

а к т и в и з а ц и и

и х

п о з н а в а т е л ь н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать

с л е д у ю щ и е

а к т и в н ы е

м е т о д ы

и

п р и ё м ы

о б у ч е н и я :

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его

правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с

целью

проверки

знаний

учащихся,

выявления

пробелов

в

пройденном

материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна

работа каждого обучающегося.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный

момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою

карточку

на

доску,

им

нужно

правильно

ответить

на

вопрос,

или

в ы п о л н и т ь

п р е д л о ж е н н о е

з а д а н и е

л у ч ш е

д р у г и х .

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных

моментов

изучения

темы,

выводов,

которые

нужно

запомнить).

Данный

приём

можно

использовать

в

конце

изучения

темы

для

закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания

п о м о щ и

п р и

в ы п о л н е н и и

з а д а н и й .

4.

Восприятие

материала

на

определённом

этапе

занятия

с

закрытыми

глазами

используется

для

развития

слухового

восприятия,

внимания

и

памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для

настроя

детей

на

занятие

после

активной

деятельности

(после

урока

физкультуры),

после

выполнения

задания

повышенной

трудности

и

т.

д.

5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику

позволяет

сделать

работу

учителя

более

продуктивной

и

эффективной.

Использование

ИКТ

органично

дополняет

традиционные

формы

работы,

расширяя

возможности

организации

взаимодействия

учителя

с

другими

у ч а с т н и к а м и

о б р а з о в а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а .

Использование

программы

создания

презентаций

представляется

очень

удобным. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал,

цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое

сопровождение

к

демонстрации

презентации.

При

такой

организации

материала

включаются

три

вида

памяти

детей:

зрительная,

слуховая,

моторная.

Это

позволяет

сформировать

устойчивые

визуально-

кинестетические

и

визуально-аудиальные

условно-рефлекторные

связи

центральной нервной системы. В процессе коррекционной работы на их

основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и

самоконтроль

за

своей

речью.

Мультимедийные

презентации

привносят

эффект

наглядности

в

занятие,

повышают

мотивационную

активность

ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране,

дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в

полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает

коррекционный процесс интересным и выразительным

6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации

с л о в а р н о г о

з а п а с а ,

р а з в и т и я

с в я з н о й

р е ч и .

7 .

А к т и в н ы е

м е т о д ы

р е ф л е к с и и :

1 )

р е ф л е к с и я

н а с т р о е н и я

и

э м о ц и о н а л ь н о г о

с о с т о я н и я ;

2) рефлексия содержания учебного материала (её можно использовать, чтобы

выяснить,

как

учащиеся

осознали

содержание

пройденного

материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание

материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать

наиболее рациональные).

Данные

виды

рефлексии

можно

проводить

как

индивидуально,

так

и

коллективно.

При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия,

содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы

обучения,

возрастные

и

психологические

особенности

учащихся.

На занятиях при работе с обучающимися с ОВЗ наиболее часто используется

р е ф л е к с и я

н а с т р о е н и я

и

э м о ц и о н а л ь н о г о

с о с т о я н и я .

Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент

считается

обозначение

видов

заданий

или

этапов

занятия

картинками

(символами, различными карточками и т. д.), помогающими обучающимся в

конце

занятия

актуализировать

пройденный

материал

и

выбрать

понравившийся,

запомнившийся,

наиболее

удачный

для

студента

этап

занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той

или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Таким

образом,

применение

активных

методов

и

приёмов

обучения

повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие

способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс,

стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ



В раздел образования