Автор: Божко Оксана Владимировна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №41"
Населённый пункт: город Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС"
Раздел: среднее образование
О.В. Божко, педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №41»
г. Норильска Красноярского края
«Технологии эффективного командообразования в образовании в условиях ФГОС»
В
современных
условиях
главным
ресурсом
эффективной
работы
образовательного
учреждения является команда специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих
трудовой процесс. От квалификации педагога, деловой активности, умения взаимодействовать между
собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы детей, родителей, сотрудников и
перспективы развития образовательного учреждения.
Образовательные учреждения, стремящиеся получить конкурентное преимущество за счет
качества
своей
работы,
инноваций,
в
первую
очередь
должны
думать
о
развитии
коллектива,
команды.
Именно
в
сплоченных
коллективах
можно
рассматривать
вопрос
об
активизации
инновационной деятельности, творческом взаимодействии ее членов. Поэтому, одним из наиболее
востребованных личных качеств педагога, наряду с профессионализмом, надежностью, чуткостью,
готовностью прийти на помощь, является способность действовать в команде.
Ключевым фактором эффективной работы команды является способность каждого ее члена
«работать на результат» и уважать мнения всех сотрудников. Команда, работа в команде, участники
команды, командный дух – эти определения получили широкое распространение как такие качества
работы, без которых ее уже практически невозможно представить. Способность работать в команде
на современном этапе рассматривается как базовая компетентность человека, поскольку влияет на
качество совместной работы и в то же самое время определяет результаты и успех работы.
Команда — это группа специалистов, заинтересованных в достижении общего результата. Под
педагогической
командой
понимается
группа
педагогов
образовательного
учреждения
и
других
субъектов, созданная для решения стратегических и тактических задач развития этого учреждения.
Командообразование
(или
тимбилдинг,
от
англ.
team
building
–
построение
команды)
представляет собой ряд специально организованных мероприятий, направленных на создание и
повышение
эффективности
взаимодействия
членов
какого-либо
коллектива
(«команды»).
В
настоящее
время
командообразование
считается
одной
из
самых
перспективных
технологий
корпоративного менеджмента, обеспечивающей полноценное и поступательное развитие коллектива.
Отмечу, что хотя тимбилдинг изначально возник в бизнес-сообществе (в конечном счете как
эффективный инструмент увеличения объема продаж), он также вполне применим и как технология
повышения
эффективности
профессиональной
деятельности
любого
коллектива,
в
том
числе
и
педагогического.
Технологии формирования команды и сплочения коллектива.
Программы
по
командообразованию
проводятся
в
форме
тренингов
(метода
активного
обучения, основанного на развитии у членов «команды» программируемых позитивных социальных
установок, знаний, умений и навыков в форме интерактивных игр).
Часто интерактивные игры в упрощенном виде отражают реальные жизненные и групповые
ситуации.
Упрощенный
мир
интерактивных
игр
позволяет
участникам
лучше,
чем
в
сложном
реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего.
1
Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам
поведения и проверить на практике свои идеи.
Методы, используемые в тренинге:
видео-анализ, информационные и телекоммуникационные технологии,
ролевые и деловые игры,
задания и упражнения,
работа в малых группах над практическими ситуациями (case-study).
Существует
множество
различных
тренинговых
программ,
направленных
на
создание
и
усиление сплоченности участников образовательного процесса для повышения эффективности их
взаимодействия.
Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач:
Оптимизация общения педагогов: достижение взаимной поддержки, взаимопонимания,
доверия, доброжелательности.
Определение ресурсов деятельности профессиональной педагогической команды;
Анализ хорошо развитых компетенций, необходимых для работы в команде;
Получение опыта командного решения задач разного типа;
Формирование
готовности
занимать
различные
роли
в
команде,
необходимые
для
эффективного решения задач;
Создание комфортной атмосферы для развития способностей педагогов;
Формирование у педагогов потребности в дальнейшем саморазвитии;
Формирование эффективных коммуникаций внутри команды;
Разрешение конфликтов, освоение навыков бесконфликтного взаимодействия;
Развитие неформальных связей внутри коллектива;
Получение позитивного опыта совместной деятельности.
Технологии
создания
в
коллективе
комфортного
психологического
климата
также
применяются для повышения эффективности его профессиональной деятельности.
Базовым параметром комфортного психологического климата в педагогическом коллективе
является «безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно
и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают
барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на
учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество».
Технологически процесс создания комфортного психологического климата в педагогическом
коллективе может строиться на следующей основе:
2
– регулярное ознакомление всех членов коллектива с четко поставленными общими целями
(желательно их коллективное участие в принятии решений, что позволяет, с одной стороны, ощущать
чувство
коллективной
ответственности,
а
с
другой
–
чувство
сопричастности
к
управлению
коллективом);
– формирование у преподавателей видения позитивной перспективы развития организации,
положительного образа будущего (на год, три и пять лет) – это создает чувство уверенности в
завтрашнем дне и снимает соответствующий стресс;
– регулярное проведение совместных корпоративных мероприятий, касающихся отдыха, в том
числе на природе (чтобы члены педагогического коллектива не замыкались в пространстве кабинета,
и,
кроме
того,
для
дополнительного
стимулирования
установления
личных
контактов
между
представителями разных ступеней обучения, методических объединений);
– регулярное проведение внутрикорпоративных и участие в межкорпоративных спортивных
мероприятиях
(с
целью
формирования
сплоченности
коллектива,
а
также
стимулировании
приобретения навыков ведения здорового образа жизни, повышающего стрессоустойчивость);
– введение и развитие процедуры наставничества, при которой на лучших, как правило,
наиболее опытных, т.е. возрастных, сотрудников возлагается почетная функция курирования новых
членов
педагогического
коллектива
(помимо
достижения
практических
профессиональных
результатов, это приводит к профилактике межвозрастных конфликтов в педагогическом коллективе);
– развитие системы кабинетов для релаксации в образовательном учреждении, в том числе с
аудиовизуальным художественный рядом, создаваемым использованием музыкальных фрагментов,
слайдов и т.д. (снимает тревожность, повышает настроение, создает чувство комфорта).
41-я школа г. Норильска была основана в 1995 году. Я пришла работать психологом в школу
именно в год основания. Одной из первых задач, решаемых в тот момент, было формирование
психологического
климата
в
коллективе.
Благодаря
усилиям
управленческой
команды,
которая
работает в тесном тандеме с директором школы со дня её открытия, в школе удалось создать
пространство
творческого
сотрудничества
всех
участников
образовательно-воспитательного
процесса.
За
свою
двадцатилетнюю
историю
школа
неоднократно
становилась
«Школой
года»,
а
однажды (в 2000 г.) – «Школой века»; в тот же год школа стала победителем краевого конкурса
«Лучшее образовательное учреждение края», в 2004 году – финалистом Всероссийского конкурса
«Лучшая школа России», в 2006 г. было присвоено звание «Школа высшей категории». В 2008 году
41-я школа была внесена в Федеральный реестр «Всероссийская книга почета». В рейтинге школ г.
Норильска в 2007 году 41-я школа занимала первое место, в 2009 году -- второе.
В школе постоянно осуществлялась инновационная деятельность.
В 2007 году школе был присвоен статус научно-методического центра по информатизации
образования,
в
2008
г.
–
статус
городской
педагогической
лаборатории,
в
2012
году
–
статус
ресурсного
центра
по
проблемам
информатизации
образования,
в
2013
–
экспериментальной
площадки НОУ «ОМУ».
С 2010 г. – школа неоднократный победитель ряда грантовых конкурсов. Полученные гранты
позволили осуществить исследовательскую деятельность в различных направлениях, в т.ч. по теме
«Социально-психолого-педагогическое сопровождение учащихся посредством информатизации
3
школьной
социально-психолого-педагогической
службы
и
интеграции
ее
в
единое
информационно-образовательное пространство».
Современная
школа
стремительно
меняется.
То,
что
еще
вчера
казалось
неотъемлемой
характеристикой образования, уходит в прошлое.
Сегодня
в
школе
появились
цели,
которые
педагог
не
сможет
достичь
в
одиночку.
Современные
педагоги
должны
научиться
работать
в
команде.
А
значит,
необходимо
развитие
определенных профессиональных компетенций. Это возможно в ситуации (модельной или реальной)
деятельности и активного взаимодействия с другими участниками команды.
В 2015-2016 учебном году педагогический коллектив нашей школы (практически, в полном
составе) прошел обучение в Норильском филиале «Красноярского краевого института повышения
квалификации
и
профессиональной
переподготовки
работников
образования»
по
программе
«Технологии эффективной командной деятельности в образовании и социальной сфере».
Хочу
обратить
Ваше
внимание,
что
разработка
и
реализация
системы
непрерывного
повышения
квалификации
–
это
еще
одна технология командообразования, ориентированная на
конкретную группу педагогов, объединенных общей профессиональной целью и наличием схожих
проблем, реализующих образовательный процесс в одинаковых производственных и социально-
экономических условиях.
В завершение подчеркну, что сегодня есть реальный запрос на развитие педагогических
команд, чтобы рейтинг школы определялся не только «звездными» учителями и руководителями, а
стабильными результатами работы коллективов.
Российская система общего образования традиционно опирается на персоны руководителей и
учителей-«звезд», поэтому даже крепкие, известные школы переживают периоды спада и подъема, не
могут
гарантировать
постоянный
уровень
качества.
Субъективный
фактор
серьезно
влияет
на
ключевые показатели деятельности образовательного учреждения.
С введением ФГОС нового поколения и в контексте функционирования профессионального
стандарта педагога проблема выглядит еще острее, т.к. обществу нужны системные и стабильные
результаты общего образования, в том числе метапредметные и личностные. Это значит, что такие же
три группы эффектов профессионального роста нужно получить и в педагогических коллективах.
Для этого следует перенести фокус внимания с персоны (какой бы значимой она ни была) на
коллектив. Строить организацию не вокруг сильных личностей, а вокруг сильной системы.
В
этом
и
заключается
актуальность
вопроса:
для
получения
новых
образовательных
результатов в рамках ФГОС требуются именно комплексные командные усилия, основанные на
воспроизводстве технологий.
Я
думаю,
в
наших
силах,
как
педагогов-психологов
образования,
разработать
механизм
формирования
педагогического
коллектива,
отвечающего
требованиям
времени.
Недостаточно
просто
собрать
квалифицированных
учителей,
способных
«выдать»
высокие
академические
результаты, надо сделать всю организацию социально эффективной в ближайшей и долгосрочной
перспективе, чтобы усилить педагогический ресурс как ключевой в условиях ФГОС.
4