Автор: Рууска Светлана Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ№7
Населённый пункт: г.Сортавала, пгт.Хелюля
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Ранние цивилизации Древней Индии» 5 класс. ФГОС.
Раздел: высшее образование
Муниципальное
казённое
общеобразовательное
учреждение
Сортавальского
муниципального
района
Республики
Карелия
Средняя
общеобразовательная
школа№7
Урок
по
теме:
«Ранние
цивилизации
Древней
Индии»
5
класс.
ФГОС.
Рууска
Светлана
Викторовна,
учитель
истории,
заместитель
директора
по
воспитательной
работе,
svetlanaruuska
@
yandex
.
r u
и
запасной rs v
64@
.
r u
.
186760.
Республика
Карелия
г.Сортавала,
пгт.Хелюля,
ул.
Лесная,
дом
1,
кв.28
Краткая аннотация:
Данный урок представляет огромный интерес у ребят. Проводила открытый урок для
учителей города и района. Написаны были положительные отклики от педагогов. При
подготовки к уроку обучающимся были даны опережающие сообщения по новому
материалу. Видеоролик сделали обучающиеся 6 класса, так как материал был им знаком,
музыку подбирали сами ребята, картинки к презентациям подбирали сами дети (одни
искали картинки животных, другие карты, третьи материалы к документам, а задания
обучающиеся старших классов). Презентацию к уроку составляли сами обучающиеся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Личностные:
-воспитывать гражданско-патриотическое самоопределение;
-воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов,
развивать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Метапредметные:
-формировать навыки получения информации от исторической карты;
-развитие интереса к истории;
-развивать умение определять понятия, формулировать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения и умозаключения познакомить обучающихся с основными занятиями её
жителей, первыми городами-государствами в Индии, культурным наследием древних
ариев, религией древних индийцев – индуизмом;
Предметные:
-способствовать формированию представления исторической картины мира, развивать
историческое мышление, познакомить обучающихся с географическим положением,
природными и климатическими условиями Древней Индии.
Форма урока: комбинированный урок.
Структура урока:
1.
Организационный момент
2.
Актуальность урока.
3.
Изучение новой темы (план)-обучающиеся алгоритм плана знают и легко
перечисляют пункты.
А)Географическое положение, природа и население Древней Индии.
Б)Первые города-государства в Индии. Хараппская цивилизация.
В)Арии в Индии.
Г)Индуизм – религия древних индийцев.
4.
Итоги урока.
5.
Домашнее задание.
Оборудование:
1. Учебник В.Е. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс».
2.Презентация к уроку.
Методические приёмы:
1. Системно-деятельностный подход, через методы:
1.
Словесный.
2.
Наглядный.
3.
Практический: работа в группах
2. Применение технологии:
1.
Активно-продуктивное чтение. Работа с учебником.
2.
Использование ИКТ (карта, демонстрация видеоролика).
Ход урока.
1. Организационный момент
Сегодня
ребята
у
нас
на
уроке
присутствуют
гости,
повернитесь
и
поздоровайтесь.
Посмотрите на своё рабочее место, всё ли готово. Учебник, тетрадь, ручка, карандаш,
рабочий лист.
Здравствуйте! Садитесь!
2.Актуализация знаний по теме «Древний Восток»
Учитель:
Ребята, вспомните, какие крупные речные цивилизации мы уже с вами изучили?
Ответы обучающихся: Древний Египет, Древнее Междуречье.
На доске карта и учитель просит показать государства.
Одновременно на второй половине доски учитель крепит карточки c названием
государств « Египет», «Междуречье».
Обучающимся учитель раздаёт понятия, которые они должны распределить по графам на
доске.
Итоговое распределение карточек обучающимися:
Древний Египет
Древнее Междуречье
Ра
Тигр
пирамиды
Евфрат
фараон
Хаммурапи
Нил
клинопись
иероглифы
деспотия
Мемфис
зиккурат
Тутанхамон
Вавилон
3.Мотивация. (Целеполагание). Определение обучающимися темы и цели урока.
Учитель: Сегодня мы продолжим наше путешествие ещё в одну древнюю страну не
менее интересную, чем Египет и Междуречье
Звучит индийская мелодия, выходит танцор и исполняется танец.
На фоне танца демонстрируется видеоролик.
Ответы обучающихся: Древняя Индия, Индия.
Учитель обобщает.
Слайд 1
Открыли тетради и записываем тему урока.
(тема: Ранние цивилизации Древней Индии.)
Учитель:
- Что нам сегодня нужно узнать? (ответы детей)
Слайд 2 после ответов ребят
План ( запись в тетрадях).
1. Географическое положение, природа и население Древней Индии.
2. Первые города-государства в Индии.
3. Арии в Индии.
4. Религия древних индийцев.
-Какова
же
будет
цель
нашего
урока?
При
затруднении
учитель
даёт
«словесную»
подсказку ( познакомимся….узнаем….)
Цель:
-познакомиться с географическим положением и природой Древней Индии,
-узнать какими были занятия жителей государства и особенности религии.
А какова будет задача нашего урока?
Посмотрите в начале параграфа.стр.107
Задача: Сравнить образ жизни индийцев, египтян, жителей Месопотамии.
Можете вы сейчас сразу провести это сравнение? Что вам недостаёт?
II. Изучение новой темы.
1. Географическое положение, природа и население Древней Индии.
Слайд 3
Работа с картой. Карта «Древняя Индия» и стр. 108 учебника
Ребята, давайте определим географическое положение Индии.
Вопрос по слайду
Евразия делиться на 2 части, на какие?
Индия расположена на юге Азии.
Слайд 4.
- Какой полуостров она занимает? Ответ: Индостан.
Правильно, и прилегающую к нему часть материка.
- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга?
Ответ: Индийский океан.
- Какие горы отделяют Индию от других стран?
Ответ: Гималайские.
Эти горы также защищают Индию от холодных северных ветров, поэтому здесь зимой
тепло.
- А как называется река протекающая в восточной части полуострова?
Ответ: Ганг.
- В западной части полуострова Индостан течет река, давшая название стране. Назовите
ее.
Ответ: Инд.
Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих
рек селились древние индийцы.
Слайд 5.
Запись в тетради.
Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.
- Давайте выясним каким был климат Индии. (стр.107) 2 абзац п.1.
Климат был очень жаркий, влажный. А значительная часть территории была покрыта
Джунглями – густыми, трудно проходимыми лесами.
По ходу рассказа
Слайд 6
Сообщение обучающегося:
За священное животное индийцы почитали корову, дававшую им молоко. Они называли
ее кормилицей, матерью. Индийцы приручили слонов, они перевозили на них тяжести, а
специально обученные животные участвовали в военных сражениях. Выращивали они
овощи, ячмень, пшеницу, а в районах, где было много воды – рис. Из сахарного тростника
получали сладкий порошок – сахар. Также индийцы из различных растений получали
пряности и благовония, за которыми в Индию устремлялись торговцы из разных стран, и
которые стоили очень дорого.
Слайд 7
Вопрос - А теперь, зная природно-климатические условия, попробуем предположить,
что было главным занятием индийцев в древности?
Ответ слайд 8
Земледелие, скотоводство.
А сейчас немного отдохнём. Давайте, мы с вами прогуляемся по джунглям.
Физминутка
заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза -
открываем (несколько раз);
идём по тропинке (ходьба на месте);
стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с
высоким подниманием бедра);
увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);
впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед,
втягиваем воздух носом);
раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);
вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх
руками (потягивания)
Садитесь! Продолжаем наше путешествие!
Слайд 9
Работа в парах. Задание в рабочем листе:
Задание № 1.
Впишите недостающие слова.
Индия расположена на юге материка _________________ .
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.
Их название _________________ .
Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.
Самые многоводные реки Индии — это ______________________________
Слайд 10
Проверьте, справились ли вы с заданием, если справились, нарисуйте улыбающуюся
мордочку.
Слайд 11
2. Первые города-государства в Индии. Хараппская цивилизация.
Древнейшие жители Индии были невысокого роста, темнокожие, с чёрными волосами, до
сих пор на юге Индии живут их потомки – дравиды.
Запись в тетради.
Дравиды – потомки древнейших жителей Индии.
Демонстрация слайдов 12,13,14
Сообщение обучающегося:
В начале ХХ века, благодаря археологам, которые проводили раскопки в районе реки Инд,
мы узнали о существовании древнейшей цивилизации. Она существовала с III по II
тысячелетие до н.э. Ее центрами были города-государства Хараппа и Махенджо-Даро.
Цивилизация обладала своей письменностью, которая до сих пор не расшифрована.
Название цивилизации – Хараппская цивилизация. Раскопки показали, что в этих
городах было высокоразвито гончарное дело: найденная посуда, сделана на гончарном
круге, окрашена, покрыта орнаментом.
Слайд 15. Рабочий лист №2.
Работа в динамичных четверках. Задание №2.
Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они
были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же
были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих
городах замерла по неизвестным причинам.
Вопрос на слайде.
- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?
(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже
канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали
математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии
разных ремесел. Наличие гирь позволяет судить о наличии торговли)
Слайд 16
3. Арии в Индии.
- Вспомните, кто такие арии? (стр.23)
Когда они появились и где?
В первой половине II тысячелетия до н.э. арии появились на севере Индии. Языком
ариев был санскрит.
Что такое санскрит?
– древнейшая сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.
Запись в тетради.
Санскрит – древнейшая, сохранившаяся до наших дней форма единого языка
индоевропейцев.
От санскрита произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и
русский.
Священными книгами ариев были Веды.
Запись в тетради.
Веды – сборник священных писаний древних ариев, написанный на санскрите.
Слайды 17
На протяжении многих веков Веды передавались в устной форме из поколения в
поколение. Первые записи относятся в 16 веку до н.э., а около 600 года они оформились в
единый текст – Ригведа.
Слайд 18
Об Индии времен прихода Ариев мы можем многое узнать их двух великих поэм -
«Махабхарата» и «Рамаяна».
Работа с документом. Задание №3
Прочитайте отрывок из поэмы «Махабхарата». Какое событие здесь описывается?
Пандавы на Бхишму, исполнены гнева,
Напали со стрелами справа и слева…
И места не стало у Бхишмы на теле,
Где б стрелы, как струи дождя, не блестели,
Торча, словно иглы, средь крови и грязи,
Как на ощетинившемся дикобразе!
Так Бхишма упал на глазах своей рати,
Упал с колесницы, о царь, на закате,
К востоку упал головой, грозноликий, —
Бессмертных и смертных послышались крики…
(Здесь описывается сражение, кровавый бой между двумя царскими родами,
которые боролись за власть в стране).
Слайд 19
4. Индуизм – религия древних индийцев.
Задание. Прочитать четвертый раздел учебника. (стр. 110-112).
- Как называлась религия древних индийцев? Индуизм.
- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого?
Брахма – создатель и правитель мира. . Шива – грозный носитель космической энергии,
которая создает и разрушает. Вишну – спаситель людей от бедствий
- Какого бога помимо трех главных, выделяли и любили индийцы?
Кришну – бога-пастушка.
- Древние индийцы верили в жизнь души после смерти?
Да, они верили в то, что души вечны, после смерти они могут переселяться из одного тела
в другое. Также они верили в то, что и животные и растения имеют душу и в то, что от
поведения человека зависит то, что будет с его душой после смерти.
IV. Итак ребята, сегодня мы узнали много нового о Древней Индии. Теперь давайте
проверим как мы усвоили новые знания.
Рабочий лист. Задание №4
«Сравнение каковы условия жизни индийцев, египтян и жителей Месопотамии?
Проверка знаний по новому материалу осуществляется с помощью игры «Крестики –
нолики». Обучающиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью
клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной
клетке «Х», если нет, то «0».
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Задания:
1.
Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)
2.
Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)
3.
Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)
4.
Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)
5.
Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)
6.
Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству,
ремеслу и торговле. (Х)
7.
Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х)
8.
В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали города
–государства. (О)
9.
Древнеиндийская религия – индуизм, сохранилась до наших дней. (Х)
? Чем же отличается жизнь древних индийцев от жизни египтян, жителей
Месопотамии?
- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об
этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала
огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю
и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она
многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:
^ Да не будет ненависти
У брата к брату, а у сестры к сестре!
Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,
Говорите доброе слово!
На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии. Какие будут вопросы?
V. Домашнее задание.
§22, читать. Отвечать на вопросы после параграфа. Рабочий лист.