Напоминание

«Ранние цивилизации Древней Индии» 5 класс. ФГОС.


Автор: Рууска Светлана Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ Сортавальского МР РК СОШ№7
Населённый пункт: г.Сортавала, пгт.Хелюля
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Ранние цивилизации Древней Индии» 5 класс. ФГОС.
Раздел: высшее образование





Назад




Муниципальное

казённое

общеобразовательное

учреждение

Сортавальского

муниципального

района

Республики

Карелия

Средняя

общеобразовательная

школа№7

Урок

по

теме:

«Ранние

цивилизации

Древней

Индии»

5

класс.

ФГОС.

Рууска

Светлана

Викторовна,

учитель

истории,

заместитель

директора

по

воспитательной

работе,

svetlanaruuska

@

yandex

.

r u

и

запасной rs v

64@

mail

.

r u

.

186760.

Республика

Карелия

г.Сортавала,

пгт.Хелюля,

ул.

Лесная,

дом

1,

кв.28

Краткая аннотация:

Данный урок представляет огромный интерес у ребят. Проводила открытый урок для

учителей города и района. Написаны были положительные отклики от педагогов. При

подготовки к уроку обучающимся были даны опережающие сообщения по новому

материалу. Видеоролик сделали обучающиеся 6 класса, так как материал был им знаком,

музыку подбирали сами ребята, картинки к презентациям подбирали сами дети (одни

искали картинки животных, другие карты, третьи материалы к документам, а задания

обучающиеся старших классов). Презентацию к уроку составляли сами обучающиеся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели и задачи урока:

Личностные:

-воспитывать гражданско-патриотическое самоопределение;

-воспитывать уважительное отношение к истории, культуре и обычаям других народов,

развивать коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со

сверстниками.

Метапредметные:

-формировать навыки получения информации от исторической карты;

-развитие интереса к истории;

-развивать умение определять понятия, формулировать обобщения, устанавливать

аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические

рассуждения и умозаключения познакомить обучающихся с основными занятиями её

жителей, первыми городами-государствами в Индии, культурным наследием древних

ариев, религией древних индийцев – индуизмом;

Предметные:

-способствовать формированию представления исторической картины мира, развивать

историческое мышление, познакомить обучающихся с географическим положением,

природными и климатическими условиями Древней Индии.

Форма урока: комбинированный урок.

Структура урока:

1.

Организационный момент

2.

Актуальность урока.

3.

Изучение новой темы (план)-обучающиеся алгоритм плана знают и легко

перечисляют пункты.

А)Географическое положение, природа и население Древней Индии.

Б)Первые города-государства в Индии. Хараппская цивилизация.

В)Арии в Индии.

Г)Индуизм – религия древних индийцев.

4.

Итоги урока.

5.

Домашнее задание.

Оборудование:

1. Учебник В.Е. Уколовой «История. Древний мир. 5 класс».

2.Презентация к уроку.

Методические приёмы:

1. Системно-деятельностный подход, через методы:

1.

Словесный.

2.

Наглядный.

3.

Практический: работа в группах

2. Применение технологии:

1.

Активно-продуктивное чтение. Работа с учебником.

2.

Использование ИКТ (карта, демонстрация видеоролика).

Ход урока.

1. Организационный момент

Сегодня

ребята

у

нас

на

уроке

присутствуют

гости,

повернитесь

и

поздоровайтесь.

Посмотрите на своё рабочее место, всё ли готово. Учебник, тетрадь, ручка, карандаш,

рабочий лист.

Здравствуйте! Садитесь!

2.Актуализация знаний по теме «Древний Восток»

Учитель:

Ребята, вспомните, какие крупные речные цивилизации мы уже с вами изучили?

Ответы обучающихся: Древний Египет, Древнее Междуречье.

На доске карта и учитель просит показать государства.

Одновременно на второй половине доски учитель крепит карточки c названием

государств « Египет», «Междуречье».

Обучающимся учитель раздаёт понятия, которые они должны распределить по графам на

доске.

Итоговое распределение карточек обучающимися:

Древний Египет

Древнее Междуречье

Ра

Тигр

пирамиды

Евфрат

фараон

Хаммурапи

Нил

клинопись

иероглифы

деспотия

Мемфис

зиккурат

Тутанхамон

Вавилон

3.Мотивация. (Целеполагание). Определение обучающимися темы и цели урока.

Учитель: Сегодня мы продолжим наше путешествие ещё в одну древнюю страну не

менее интересную, чем Египет и Междуречье

Звучит индийская мелодия, выходит танцор и исполняется танец.

На фоне танца демонстрируется видеоролик.

Ответы обучающихся: Древняя Индия, Индия.

Учитель обобщает.

Слайд 1

Открыли тетради и записываем тему урока.

(тема: Ранние цивилизации Древней Индии.)

Учитель:

- Что нам сегодня нужно узнать? (ответы детей)

Слайд 2 после ответов ребят

План ( запись в тетрадях).

1. Географическое положение, природа и население Древней Индии.

2. Первые города-государства в Индии.

3. Арии в Индии.

4. Религия древних индийцев.

-Какова

же

будет

цель

нашего

урока?

При

затруднении

учитель

даёт

«словесную»

подсказку ( познакомимся….узнаем….)

Цель:

-познакомиться с географическим положением и природой Древней Индии,

-узнать какими были занятия жителей государства и особенности религии.

А какова будет задача нашего урока?

Посмотрите в начале параграфа.стр.107

Задача: Сравнить образ жизни индийцев, египтян, жителей Месопотамии.

Можете вы сейчас сразу провести это сравнение? Что вам недостаёт?

II. Изучение новой темы.

1. Географическое положение, природа и население Древней Индии.

Слайд 3

Работа с картой. Карта «Древняя Индия» и стр. 108 учебника

Ребята, давайте определим географическое положение Индии.

Вопрос по слайду

Евразия делиться на 2 части, на какие?

Индия расположена на юге Азии.

Слайд 4.

- Какой полуостров она занимает? Ответ: Индостан.

Правильно, и прилегающую к нему часть материка.

- Какой океан омывает границы Индии с запада, востока и юга?

Ответ: Индийский океан.

- Какие горы отделяют Индию от других стран?

Ответ: Гималайские.

Эти горы также защищают Индию от холодных северных ветров, поэтому здесь зимой

тепло.

- А как называется река протекающая в восточной части полуострова?

Ответ: Ганг.

- В западной части полуострова Индостан течет река, давшая название стране. Назовите

ее.

Ответ: Инд.

Обе реки берут свое начало в Гималаях, а впадают в Индийский океан. На берегах этих

рек селились древние индийцы.

Слайд 5.

Запись в тетради.

Индия – страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

- Давайте выясним каким был климат Индии. (стр.107) 2 абзац п.1.

Климат был очень жаркий, влажный. А значительная часть территории была покрыта

Джунглями – густыми, трудно проходимыми лесами.

По ходу рассказа

Слайд 6

Сообщение обучающегося:

За священное животное индийцы почитали корову, дававшую им молоко. Они называли

ее кормилицей, матерью. Индийцы приручили слонов, они перевозили на них тяжести, а

специально обученные животные участвовали в военных сражениях. Выращивали они

овощи, ячмень, пшеницу, а в районах, где было много воды – рис. Из сахарного тростника

получали сладкий порошок – сахар. Также индийцы из различных растений получали

пряности и благовония, за которыми в Индию устремлялись торговцы из разных стран, и

которые стоили очень дорого.

Слайд 7

Вопрос - А теперь, зная природно-климатические условия, попробуем предположить,

что было главным занятием индийцев в древности?

Ответ слайд 8

Земледелие, скотоводство.

А сейчас немного отдохнём. Давайте, мы с вами прогуляемся по джунглям.

Физминутка

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза -

открываем (несколько раз);

идём по тропинке (ходьба на месте);

стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с

высоким подниманием бедра);

увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо);

впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед,

втягиваем воздух носом);

раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя);

вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх

руками (потягивания)

Садитесь! Продолжаем наше путешествие!

Слайд 9

Работа в парах. Задание в рабочем листе:

Задание № 1.

Впишите недостающие слова.

Индия расположена на юге материка _________________ .

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире.

Их название _________________ .

Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ————————— океан.

Самые многоводные реки Индии — это ______________________________

Слайд 10

Проверьте, справились ли вы с заданием, если справились, нарисуйте улыбающуюся

мордочку.

Слайд 11

2. Первые города-государства в Индии. Хараппская цивилизация.

Древнейшие жители Индии были невысокого роста, темнокожие, с чёрными волосами, до

сих пор на юге Индии живут их потомки – дравиды.

Запись в тетради.

Дравиды – потомки древнейших жителей Индии.

Демонстрация слайдов 12,13,14

Сообщение обучающегося:

В начале ХХ века, благодаря археологам, которые проводили раскопки в районе реки Инд,

мы узнали о существовании древнейшей цивилизации. Она существовала с III по II

тысячелетие до н.э. Ее центрами были города-государства Хараппа и Махенджо-Даро.

Цивилизация обладала своей письменностью, которая до сих пор не расшифрована.

Название цивилизации – Хараппская цивилизация. Раскопки показали, что в этих

городах было высокоразвито гончарное дело: найденная посуда, сделана на гончарном

круге, окрашена, покрыта орнаментом.

Слайд 15. Рабочий лист №2.

Работа в динамичных четверках. Задание №2.

Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они

были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же

были найдены сосуды, гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н. э. жизнь в этих

городах замерла по неизвестным причинам.

Вопрос на слайде.

- Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок?

(Люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже

канализация. Города строились по специальному плану, значит люди обладали

математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии

разных ремесел. Наличие гирь позволяет судить о наличии торговли)

Слайд 16

3. Арии в Индии.

- Вспомните, кто такие арии? (стр.23)

Когда они появились и где?

В первой половине II тысячелетия до н.э. арии появились на севере Индии. Языком

ариев был санскрит.

Что такое санскрит?

– древнейшая сохранившаяся до наших дней форма единого языка индоевропейцев.

Запись в тетради.

Санскрит – древнейшая, сохранившаяся до наших дней форма единого языка

индоевропейцев.

От санскрита произошли все более поздние индоевропейские языки, в том числе и

русский.

Священными книгами ариев были Веды.

Запись в тетради.

Веды – сборник священных писаний древних ариев, написанный на санскрите.

Слайды 17

На протяжении многих веков Веды передавались в устной форме из поколения в

поколение. Первые записи относятся в 16 веку до н.э., а около 600 года они оформились в

единый текст – Ригведа.

Слайд 18

Об Индии времен прихода Ариев мы можем многое узнать их двух великих поэм -

«Махабхарата» и «Рамаяна».

Работа с документом. Задание №3

Прочитайте отрывок из поэмы «Махабхарата». Какое событие здесь описывается?

Пандавы на Бхишму, исполнены гнева,

Напали со стрелами справа и слева…

И места не стало у Бхишмы на теле,

Где б стрелы, как струи дождя, не блестели,

Торча, словно иглы, средь крови и грязи,

Как на ощетинившемся дикобразе!

Так Бхишма упал на глазах своей рати,

Упал с колесницы, о царь, на закате,

К востоку упал головой, грозноликий, —

Бессмертных и смертных послышались крики…

(Здесь описывается сражение, кровавый бой между двумя царскими родами,

которые боролись за власть в стране).

Слайд 19

4. Индуизм – религия древних индийцев.

Задание. Прочитать четвертый раздел учебника. (стр. 110-112).

- Как называлась религия древних индийцев? Индуизм.

- Назовите три главных бога в индуизме и предназначение каждого?

Брахма – создатель и правитель мира. . Шива – грозный носитель космической энергии,

которая создает и разрушает. Вишну – спаситель людей от бедствий

- Какого бога помимо трех главных, выделяли и любили индийцы?

Кришну – бога-пастушка.

- Древние индийцы верили в жизнь души после смерти?

Да, они верили в то, что души вечны, после смерти они могут переселяться из одного тела

в другое. Также они верили в то, что и животные и растения имеют душу и в то, что от

поведения человека зависит то, что будет с его душой после смерти.

IV. Итак ребята, сегодня мы узнали много нового о Древней Индии. Теперь давайте

проверим как мы усвоили новые знания.

Рабочий лист. Задание №4

«Сравнение каковы условия жизни индийцев, египтян и жителей Месопотамии?

Проверка знаний по новому материалу осуществляется с помощью игры «Крестики –

нолики». Обучающиеся открывают заранее приготовленное игровое поле с девятью

клетками. Если они соглашаются с высказыванием учителя, то ставят в очередной

клетке «Х», если нет, то «0».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Задания:

1.

Индия расположена в южной Азии на полуострове Индостан. (Х)

2.

Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире Гималаи. (Х)

3.

Полуостров Индостан омывают воды Тихого океана. (О)

4.

Самые многоводные реки Индии – Тигр и Иордан. (О)

5.

Джунгли – это густой, труднопроходимый лес. (Х)

6.

Основные занятия древних индийцев сводились к земледелию скотоводству,

ремеслу и торговле. (Х)

7.

Индийцы поклонялись многим животным, которых считали священными. (Х)

8.

В отличие от Египта и стран Западной Азии в Древней Индии отсутствовали города

–государства. (О)

9.

Древнеиндийская религия – индуизм, сохранилась до наших дней. (Х)

? Чем же отличается жизнь древних индийцев от жизни египтян, жителей

Месопотамии?

- Итак, сегодня мы начали разговор о Древней Индии. Вы узнали много интересного об

этой сказочной, волшебной стране и её жителях. Древнеиндийская цивилизация оказала

огромное влияние на многие страны Востока. Невозможно ни понять, ни изучить историю

и культуру народов Южной и Юго-Восточной Азии, не зная истории Древней Индии. Она

многому учит и сегодня. Не стоит забывать мудрые слова древних индийцев:

^ Да не будет ненависти

У брата к брату, а у сестры к сестре!

Оборотившись друг к другу, следуя одному обету,

Говорите доброе слово!

На следующем уроке вы расширите свои знания об Индии. Какие будут вопросы?

V. Домашнее задание.

§22, читать. Отвечать на вопросы после параграфа. Рабочий лист.



В раздел образования