Напоминание

"Предстерилизационная очистка. Контрольные пробы"


Автор: Выхованчук Ольга Александровна
Должность: преподаватель ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за тяжелобольными
Учебное заведение: Филиал ГАУ АО ПОО "Амурский медицинский колледж" в городе Зея
Населённый пункт: Амурская область, город Зея
Наименование материала: методическая разработка практического занятия
Тема: "Предстерилизационная очистка. Контрольные пробы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство здравоохранения Амурской области

Государственное автономное учреждение

Амурской области

Профессиональная образовательная организация

«Амурский медицинский колледж»

Филиал в городе Зея

Методическая разработка практического занятия

для преподавателя

Тема: «Предстерилизационная очистка инструментов,

контрольные пробы»

по специальности

34.02.01 «Сестринское дело»

(базовая подготовка)

Профессиональный модуль ПМ.04.

Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за больным

Составлена преподавателем филиала ГАУ АО ПОО

«Амурский медицинский колледж» в г. Зея

Выхованчук О.А.

Г. Зея

2017 г.

Рассмотрена на заседании МК

Протокол № ___

от «____» _____________2017 г.

Председатель МК __________

Утверждаю

Зам. зав. филиала по УВР__________

О.А.Шут

«___» ______________ 2017 г.

В.А. Зуенок

УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ.

Тема: Предстерилизационная очистка инструментов, контрольные

пробы.

Общедидактическая цель:

Формировать профессиональные компетенции:

ПК 2.4. Соблюдать правила техники безопасности пользования

аппаратурой и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно –

диагностического процесса.

ПК 2.5. Участвовать в проведении профилактики инфекционных

заболеваний

Образовательные:

1.

Формирование новых способов умственной деятельности, умение

логически мыслить, воспроизводить, излагать изученный материал,

анализировать, сравнивать, делать самостоятельный выбор.

2.

Формирование новых умений и навыков.

Воспитательные:

1.

Воспитание самостоятельности в работе.

2.

Воспитывать лучшие черты личности (коммуникабельность, доброту,

аккуратность, дисциплинированность и др.)

3. Прививать любовь к своей профессии.

4. Формировать нормы медицинской этики и деонтологии.

5. Воспитывать у студентов чувство сопереживания и участия к

проблемам пациента.

Развивающие:

3.

Развивать интерес к изучаемой теме.

4.

Развивать умение работать в группе, принимать коллективные решения.

5.

Развивать логическое (клиническое) мышление.

6.

Формировать осознание процесса обучения.

Вид занятия: практика

Время: 180 минут

Место проведения: кабинет доклинической практики

Межпредметные связи:

1.

Основы микробиологии, вирусологии иммунологии

2.

Гигиена с основами эпидемиологии

3.

Фармакология

4.

Анатомия человека

Литература:

1.

С.А. Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского

дела»

2.

Г.П.Обуховец, Т.А.Склярова, О.В.Чернова «Основы сестринского

ухода»

3.

К.Е.Давлицарова, С.Н.Миронова «Манипуляционная техника»

4.

Г.И.Морозова «Основы сестринского дела» ситуационные задачи.

5.

Атлас по манипуляционной технике

Обеспечение занятия:

1.

Технические средства обучения (ноутбук, телевизор, видеомагнитофон)

2.

Фильм «Профилактика ВБИ – обработка инструментария»

3.

Столики передвижные

4.

Дезинфицирующие и антисептические средства

5.

Моющие вещества

6.

Инструментарий разовый

7.

Инструментарий многократного использования

8.

Почкообразные лотки

9.

Контейнеры

10.Мешки для отходов класса «А» и «Б»

11.Ситуационные задачи и ответы

12.Задания в тестовой форме и эталоны к ним.

Формы и методы контроля:

1. Тесты

2. Задачи

3. Фронтальный опрос

После изучения темы студент должен знать:

цель предстерилизационной очистки

значимость предстерилизационной очистки инструментария

многоразового использования

моющие средства, применяемые для предстерилизационной очистки

характеристика ручного и механического способов предстерилизационной

очистки

контроль качества предстерилизационной очистки путём проведения проб:

азопирамовой, амидопириновой, фенолфталеиновой, судановой

После изучения темы студент должен уметь:

- провести все этапы ОСТа 42-21-2-85

После изучения темы студент должен обладать общими

компетенциями:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

и осуществлять повышение квалификации.

ОК9. Ориентироваться в условиях смены технологий в

профессиональной деятельности.

ОК11. Организовывать рабочее место с соблюдением требований

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и

противопожарной безопасности.

Хронокарта

Этапы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Проверяет готовность к занятию.

Приветствует обучающихся.

Готовятся к работе в группе.

2.Целеполагание

(способ

выведения на

определенную

цель) и

мотивация

Преподаватель сообщает тему,цель и

формируемые компетенции, план

занятия.

Тема:Предстерилизационная очистка.

Контрольные пробы.

Примерные варианты ответа:«Хотели

расширить знания и уточнить вопросы,

которые возникли после прочтения

литературы»

1. ВЫЗОВ

1.Актуализация

знаний

На экране

картинка по

обработке

хирургического

инструментария

Постановка

проблемы

Создает условия для определения «

Знаю – хочу знать» ИГРА « Я-

операционная медицинская сестра».

Проблема

«Вы операционная медицинская сестра.

После операции Вы провели обработку

хирургического

инструментариясогласно ОСТа 42-21-2-

85. Качество обработки инструментария

определяет старшая медицинская сестра.

После проведения амидопириновой

пробы она обнаружила на инструментах

сине-фиолетовое окрашивание. О чем

можно подумать? Ваша тактика.

Фронтальный опрос

определение «компетенция, этапы

обработки инструментария,

контрольные пробы»

2. Осмысление (размышление)

Формирование

новых знаний:

Преподаватель создает условия для

осознания и осмысления материала по

Решение

поставленной

проблемы

методом

последовательн

ой и

разорванной

цепочки

теме. Обучающиеся самостоятельно

решают данную проблему.

Преподаватель -тьютор

А. Статистические данные по

внутрибольничным инфекциям

Б.Фильм «Обработка

инструментария»

В. Фронтальный опрос

Г. Этапы отраслевого стандарта

42-21-2-85

Д. Контрольные пробы на качество

обработки инструментария

Е. Контрольные пробы на качество

стерилизации

Каждый обучающийся

представляет этапы отраслевого

стандарта 42-21-2-85 и контрольные

пробы на качество обработки

инструментария и на качество

стерилизации

Самостоятельна

я работа

«малыми

группами»

Преподаватель создает условия для

осознания и осмысления материала по

теме. «Предстерилизационная очистка.

Контрольные пробы» и контролирует

самостоятельную работу обучающихся

Задание «Изучить этапы обработки

инструментария, контрольные пробы на

качество обработки инструментария и на

качество стерилизации и решить

возникшую проблему после обработки

хирургических инструментов.

Самостоятельно

решают данную

проблему и оформляют письменно в

рабочей тетради все этапы

обработки инструментария, виды

проб на качество обработки

инструментов и на стерильность

3. РЕФЛЕКСИЯ - (САМО - И ВЗАИМООЦЕНКА)

Методы и

приемы

Защита

самостоятельно

й работы

Тестовый

контроль

Преподаватель предлагает обучающимся

ответить на вопрос «Какую новую

информацию они получили после

изучения темы?

Защита самостоятельной работы

Решение ситуационных задач

Решение тестов

2.Эссе для

рефлексии

«Компетентен

ли Я»

Преподаватель предлагает ответить на

вопросы эссе для рефлексии

«Компетентен ли Я»

Обучающиеся получают возможность

переосмыслить полученные сведения,

сравнить свое видение проблемы с

другими взглядами, приобретают опыт

критики, отстаивания своей позиции.

Подведение

итогов занятия

Преподаватель предлагает обучающимся

подвести итоги занятия, оценить свою

работу.

Комментирует оценки.

Обучающиеся дают оценку своей работе,

делятся впечатлением, высказывают свое

мнение о достижении цели занятия.

Домашнее

задание

Преподаватель сообщает тему

следующего занятия, предлагает дома

составить тест

Обучающиеся записывают домашнее

задание.

Приложение № 1

Фронтальный опрос.

1. Давайте вспомним номер ОСТа.

2. На основании какого приказа проводится утилизация

3. Для чего она нужна

4. Инструменты подвергают утилизации или нет

5. А что мы утилизируем

6. Какоедезсредство можно использовать в утилизации

7. Что делают с использованным шприцом

8. А что такое обеззараживание.

9. После дезинфекции что делают с разовым инструментарием

10. Что делают с инструментами многократного использования.

11. Какие растворы используют в дезинфекции

12. Что делают с инструментами после дезинфекции

13. Как называется второй этап ОСТа

14. Его цель

15. Способы предстерилизационной очистки

16. Что включает в себя замачивание

17. Что включает в себя кипячение

18. Что дальше делают с инструментами.

19. Кто проводит пробы на качество обработки инструментария

20. Какие есть пробы на скрытую кровь

21. Какая проба считается универсальной.

22. Какие еще вы знаете пробы на качество обработки

23. Что будем делать если проба положительная, а если отрицательная

24. Стерилизация – это какой этап ОСТа

25. В каком отделении проводится стерилизация

26. Сколько зон выделяют в ЦСО и какие

27. Перечислите методы стерилизации

28. Что значит воздушный метод

29. Что значит паровой метод

30. Что используют в химическом методе

31. Какие существуют пробы на качество стерилизации

Приложение № 2

ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ 42-21-2-85

СТЕРИЛИЗАЦИЯ И ДЕЗИНФЕКЦИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕДИЦИНСКОГО

НАЗНАЧЕНИЯ (МЕТОДЫ,СРЕДСТВА,РЕЖИМЫ)

ПРИКАЗ № 720

УТИЛИЗАЦИЯ – обезвреживание крови (для профилактики гепатита и

ВИЧ-инфекции) проводится согласно приказа № 408.

Дезинфекция разового инструментария проводится одномоментно.

После проведения дезинфекции разовый инструментарий подвергается

уничтожению (пакет желтого цвета, класс Б).

Инструментарий многократного использования подвергается

дальнейшей обработке согласно ОСТа 42-21-2-85.

1ЭТАП - ДЕЗИНФЕКЦИЯ

Можно использовать один из растворов.

1.Кипячение в 2% содовом растворе -15 минут.

2.Замачивание в 3% хлорамине 1 час.

3.Замачивание в 4% перекиси водорода -1,5 часа.

4.Замачивание в 1,5%гипохлориде -1час.

По истечении времени весь инструментарий промывают проточной

водой в течение 30 минут.

2 ЭТАП – ПРЕДСТЕРИЛИЗАЦИОННАЯ ОЧИСТКА

Подвергаются все изделия с целью удаления белковых, жировых и

механических загрязнений, а так же остатков лекарственных веществ.

Различают два способа: замачивание и кипячение.

В замачивании используют один из растворов:

1.

0,5% моющий раствор, температура 40 градусов – 15 минут

2.

0,15%сегтабик температура 18 градусов – 30 минут

3.

Моющий раствор (200мл 3 % перекиси водорода, 5 г моющего

средства, 795 мл воды), температура 50 градусов – 15 минут

Во время замачивания поддерживать температурный режим не

требуется.

В кипячении используют:

1.

2% содовый раствор -15 минут

2.

1,5% моющий раствор – 15 минут

3.

В качестве моющего средства можно использовать следующие

порошки: Айна, Лотос, Биолот.

По истечении времени каждое изделие моют ершом или ватно-

марлевым тампоном в течение 30 секунд и ополаскивают проточной водой от

1 до 10 минут, в зависимости от моющего средства:

Айна, Лотос – 10 минут

Биолот – 3 минуты

Септабик – 1 минута

Затем весь инструментарий ополаскивают дистиллированной водой и

сушат.

Перед следующим этапом проводят самоконтроль. Для исследования

берут 1% от всего обработанного инструментария.

1.

На наличие крови

- бензидиновая проба (самая чувствительная, реакцию читают в

течение 2 минут.При положительной реакции появится сине-зеленое

окрашивание).

- Амидопириновая проба (при положительной реакции появиться

сине-фиолетовое окрашивание).

- Азопирамовая проба (универсальная, проводится на наличие

крови, хлорсодержащих, моющих средств, ржавчины и лекарственных

веществ). Если кровь осталась – то цвет реактива изменится на сине-

фиолетовый, бурое окрашивание свидетельствует о наличии

хлорсодержащих и ржавчины. О наличии моющих средств говорит

розовое окрашивание.

2.

На наличие жира – Судан -3

При положительной пробе - желтое окрашивание.

3.

На остатки моющих веществ – фенолфталеиновая проба

При положительной пробе появится розовое окрашивание.

При положительной реакции весь инструментарий подвергается

повторной обработке, начиная с этапа дезинфекции. При отрицательных

пробах приступают к третьему этапу.

3 ЭТАП - СТЕРИЛИЗАЦИЯ

1.

ВОЗДУШНЫЙ МЕТОД (сухожаровой шкаф)

При температуре 180 градусов – 1 час.

При температуре 200 градусов – 30 минут.

2.

ПАРОВОЙ МЕТОД (автоклавы)

При температуре 120 градусов, давление 1,1 атм. – 45 минут.

При температуре 132 градуса, давление 2 атм. – 20 минут.

3.

ХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД

Проводится стерилизация 6% перекисью водорода. При

нагревании до 50 градусов – 3 часа. При комнатной температуре – 6

часов. Подвергаются изделий полимерных материалов, резины и

стекла. Изделия полностью погружаются в раствор, после чего

промываются стерильной дистиллированной водой двукратно.

Повторно использовать раствор для стерилизации нельзя. Срок

хранения инструментария в стерильной закрытой емкости трое суток.

Для того, чтобы проверить качественно ли проведена стерилизация,

используют химические тесты или индикаторы.

Автоклав 120 градусов – сера горючая, резорцин, бензойная кислота,

индикаторная лента

Автоклавы 132 градуса – индикаторная лента, мочевина

Сухожаровой шкаф – теомочевина, янтарная кислота, аскорбиновая

кислота, индикаторная лента

Приложение № 3

Пробы на качество обработки инструментария

1. Бензидиновая проба (самая чувствительная, реакцию читают в течение 2

минут. При положительной реакции появится сине-зеленое окрашивание).

2. Амидопириновая проба (при положительной реакции появиться сине-

фиолетовое окрашивание).

3. Азопирамовая проба (универсальная, проводится на наличие крови,

хлорсодержащих, моющих средств, ржавчины и лекарственных веществ).

Если кровь осталась – то цвет реактива изменится на сине-фиолетовый, бурое

окрашивание свидетельствует о наличии хлорсодержащих и ржавчины. О

наличии моющих средств говорит розовое окрашивание.

4.На наличие жира – Судан -3. При положительной пробе - желтое

окрашивание.

5.На остатки моющих веществ – фенолфталеиновая проба. При

положительной пробе появится розовое окрашивание.

Для того, чтобы проверить качественно ли проведена стерилизация,

используют химические тесты или индикаторы.

Автоклав 120 градусов – сера горючая, резорцин, бензойная кислота,

индикаторная лента

Автоклавы 132 градуса – индикаторная лента, мочевина

Сухожаровой шкаф – теомочевина, янтарная кислота, аскорбиновая

кислота, индикаторная лента

Приложение № 4

Задача № 1

Вы – медицинская сестра хирургического отделения.

При проведении контроля качества предстерилизационной очистки с

помощью фенолфталеиновой пробы появилось окрашивание реактива в

розово-малиновый цвет.

Оцените ситуацию. Ваши действия?

Задача № 2

После проведения стерилизации инструментов в сухожаровом шкафу

Вы обнаружили, что один из пяти индикаторов стерильности не поменял

цвет.

Оцените ситуацию. Ваши действия?

Задача № 3

Вы – медицинская сестра перевязочного кабинета.

Во время перевязки пациента после операции Вы заметили гиперемию

в области шва и небольшое нагноение.

Оцените ситуацию. Что могло стать причиной этого осложнения? Ваши

действия

Задача № 4

После проведения внутривенной инъекции медсестра погрузила шприц

с остатками крови в контейнер с дезинфицирующим средством.

В чем ошибка медсестры? Ваша тактика.

Приложение № 5

Тест № 1

1. Сколько времени проводится дезинфекция 3% хлорамином

А) 1 час Б) 2 часа В) 3 часа

2. Сколько этапов в ОСТе 42-21-2-85

А) 1 Б) 2 В) 3

3. Стерилизация 6% перекисью водорода при комнатной температуре

А) 1 час Б) 2 часа В) 6 часов

4. Какая проба используется на остатки моющих веществ

А) бензидиновая Б) фенолфталеиновая В)

Судан – 3

5. Какая проба используется на остатки жира

А) бензидиновая Б) фенолфталеиновая В)

Судан – 3

6. В течение какого времени проводят ополаскивание инструментария

после использования порошка «Лотос»

А) 5 минут Б) 3 минуты В) 10 минут

7. Что является стерилизующим агентом при автоклавировании

А) горячий воздух Б) горячий пар В) перекись водорода

8. Во сколько точек кладут индикаторы стерильности в упаковку или

бикс

А) 1 Б) 2 В) 3

9. Какое количество инструментария проверяют на качество обработки

А) 1 % Б) 2% В) 3 %

10. Нужно ли поддерживать температурный режим во втором этапе

ОСТА.

А) да Б) нет

11. Время стерилизации в сухожаровом шкафу при температуре 180

градусов

А) 1 час Б) 2 часа В) 3 часа

12. Номер приказа, по которому проводится утилизация

А) 720 Б) 408 В) 288

13. На каком этапе идет обработка инструментария от остатков жира,

белковых и механических загрязнений

А) 1 Б) 2 В) 3

14. Температурный режим и время стерилизации в автоклаве

А) температура 132 градуса, давление 2 атм., время 20 минут

Б) температура 142 градуса, давление 2 атм., время 20 минут

В) температура 120 градусов, давление 1,1 атм., время 30 минут

15. Какой раствор перекиси водорода используется в

предстерилизационной очистке

А) 6 % Б) 4% В) 3 %

16. Какое окрашивание при положительной бензидиновой пробе

А) сине-зеленое Б) желтое В) сине-фиолетовое

17. Напишите номер ОСТа …………………………..

18. На каком этапе идет обезвреживание мединструментария

А) 1 Б) 2 В) утилизация

19. Сколько проб существует на остатки крови

А) 1 Б) 2 В) 3

20. Что такое утилизация……

Тест № 2

1.

Какой цвет появится при наличии хлорсодержащих и ржавчины

А) малиновое Б) желтое В) бурое

2. Сколько этапов в ОСТе 42-21-2-85………………….

3. Стерилизация 6% перекисью водорода при нагревании до 50 градусов

А) 1 час Б) 6 часов В) 3 часа

4. Какая проба используется на остатки моющих веществ

А) бензидиновая Б) фенолфталеиновая В) Судан – 3

5. Какая проба используется на остатки крови

А) бензидиновая Б) фенолфталеиновая В) Судан – 3

6. В течение какого времени проводят ополаскивание инструментария после

использования септабика

А) 5 минут Б) 3 минуты В) 10 минут

7. Что является стерилизующим агентом в сухожаровом шкафу

А) горячий воздух Б) горячий пар В) перекись водорода

8. Во сколько точек кладут индикаторы стерильности вне упаковки

А) 1 Б) 2 В) 5

9. Какое количество инструментария проверяют на качество обработки

А) 1 % Б) 2% В) 3 %

10. Нужно ли поддерживать температурный режим во время дезинфекции

А) да Б) нет

11. Время стерилизации в сухожаровом шкафу при температуре 160 градусов

А) 1,5 часа Б) 2 часа В) 3 часа

12. Номер приказа, по которому проводится обработка инструментария

А) 720 Б) 408 В) 288

13. На каком этапе проводится обеззараживание инструментария

А) 1 Б) 2 В) 3

14. Температурный режим и время стерилизации в автоклаве

А) температура 120 градуса, давление 2 атм., время 40 минут

Б) температура 132 градуса, давление 2 атм., время 20 минут

В) температура 120 градусов, давление 1,1 атм., время 30 минут

15. Какой раствор перекиси водорода используется в стерилизации

А) 6 % Б) 4% В) 3 %

16. Какое окрашивание при положительной пробе на остатки жира

А) сине-зеленое Б) желтое В) сине-фиолетовое

17. Напишите номер ОСТа …………………………..

18. На каком этапе идет очистка мединструментария от моющих

веществ

А) 1 Б) 2 В) 3

19. Сколько всего проб на качество обработки инструментария

А) 5 Б) 2 В) 3

20. Срок хранения стерильного материала в закрытой упаковке

А) 10 суток Б) 2 суток В) 3 суток

Приложение № 6

Эталон ответа на тесты

№ 1

1.

А

2.

В

3.

В

4.

Б

5.

В

6.

В

7.

Б

8.

В

9.

А

10.Б

11.А

12.Б

13.Б

14.А

15.В

16.А

17.42-21-2-85

18.А

19.В

№ 2

1.

В

2.

3

3.

б

4.

Б

5.

а

6.

б

7.

а

8.

В

9.

А

10.Б

11.А

12.а

13.а

14.в

15.а

16.б

17.42-21-2-85

18.б

19.а

20.а

20.в

Приложение №7

ЭССЕ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ «ПРОФИЛЬ УМЕНИЙ»

П р о ф е с с и я

и

карьера

Общение, групповая

деятельность

Оценка и

самооценка

1.

М о г у

ч е т к о

определить

для

с е б я

о б л а с т ь

самовыражения

2.

М о г у

ч е т к о

определить

свои

интересы

3.

Могу

на

э то й

основе

определить

профиль

обучения

4.

Могу

п р и н я ть

р е ш е н и я

п о

поводу

будущей

профессии

1.

Могу в большинстве случаев

найти общий язык с людьми

2.

Могу сотрудничать в работе с

другими членами группы

3.

Могу распределить работу в

группе,

оценив

способности

каждого

4.

Могу

дать

инструкции

по

поводу выполнения задания

5.

Могу

выслушивать

мнения

других людей

6.

Могу объяснить свое мнение,

аргументировать его

7.

Могу делать сообщение, как

о ф и ц и а л ь н о ,

т а к

и

неформально

1.Могу

о ц е н и в а т ь

с в о и

собственные

характерные

особенности (черты)

2 . М о г у

оценивать характерные

черты других людей

3.Понимаю,

как

разные роли влияют на

поведение людей

4. Могу узнавать

стереотипы и понимать

их эффект

5.Могу

оценивать результаты –

5.

Могу

определить,

какие

знания

и

у м е н и я

м н е

необходимы

для

будущей работы

6.

Могу

спланировать

д е й с т в и я

п о

получению

п р о ф е с с и и

и

развитию

карьеры

7.

Могу

выделить

факторы,

в л и я ю щ и е

н а

возможность

работы

по следствия

с в о и х

действий, а также пути

улучшения результатов

и з м е н е н и я

последствий

6.Могу

определить,

какими

знаниями

и

умениями

владею

в

достаточной

мере

7.Могу

о пр ед е лит ь,

к а к и х

з н а н и й

и

у м е н и й

н е д о с т а т о ч н о

д л я

самореализации

или

карьеры

Приложение № 8

Оценочный лист

Ф.И.О

Фр

онтальны

й опрос

тест

пра

ктика

за

дачи

Ит

оговая

оценка



В раздел образования