Автор: Березенко Юлия Георгиевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №19
Населённый пункт: город Кингисепп Ленинградская область
Наименование материала: Проект
Тема: "Широкая Масленица"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Широкая Масленица»
Участники проекта: Музыкальные руководители, воспитатели средней,
старшей, подготовительной групп, дети – средней, старшей,
подготовительной групп 4-7 лет.
Сроки реализации проекта - одна неделя.
Тип проекта:
- по числу детей - групповой, разновозрастной (принимали участие дети
средних групп, старшей группы, подготовительной группы);
- по доминирующему методу - игровой, творческий;
- по предметным областям - межпредметный (литература, музыка,
физическая культура);
- по продолжительности - средней продолжительности.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народными
праздниками. Одним из таких праздников является большое народное
гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой
потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни
попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день
Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых
праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого
праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного
возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в
празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает
детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого
веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в
проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей
и ребят. Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник «Масленица»).
Задачи:
- Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
- Обогащать духовный мир детей.
- Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
- Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии,
приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника
«Масленицы».
- Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Проблема проекта: Имея богатейшие народные традиции в проведении
календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором
переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций,
тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-
нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального
народного творчества.
Область интеграции:
Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Материал и оборудование:
«Масленица» - ряженная кукла .
Костюмы для взрослых: Скоморох, Баба Яга, Медведь, Весна, Зима, платки.
Музыкальные инструменты: деревянные ложки, шумелки, бубны,
колокольчики, трещётки, свистульки.
Техническое средство обучения: музыкальный центр, СD, видеокамера,
фотоаппарат, мультимедийная установка.
Ожидаемые результаты проекта:
- Приобщение детей к традиции проведения народного праздника –
Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем
действии.
- Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному
празднику.
- Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный этап реализации проекта.
1.Создать условия для формирования интереса к празднику.
2.Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый
отрезок времени.
3.Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации
о празднике.
4.Подобрать материал, пособия и литературу по теме (стихи, частушки,
загадки, заклички, репродукции, музыкальный репертуар).
2 этап - основной этап реализации проекта.
Познание, коммуникация. Наблюдения за изменениями в природе.
Беседа: «Как на Руси весну встречали!»
Рассматривание и обсуждение картин Б. И.Кустодиева «Масленица», А. А.
Соловьёва «Тройка», Заучивание закличек, стихов, частушек.
Разучивание хороводных игр, русских народных песен: «Веснянка»,
«Маслёна», «Ясна – красна».
Чтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной
«Блины».
Составление творческих рассказов о днях масленичной недели с опорой на
соответствующие иллюстрации.
Знакомство детей с пословицами о масленице.
Продуктивная деятельность. Рисование: «Зимние забавы». Аппликация:
«Барышня на Масленице». Коллективный труд, создание чучела : «Маслёна
– Барыня!» Лепка: «Масленичное Солнце!».
Музыка: Песни и хороводы: «Едет Масленица» рус. нар. мел., «Вот уж
зимушка проходит» рус. нар. мел, «А я по лугу» рус. нар. мел., «Веснянка»
рус. нар. мел., «Ой, бежит ручьем вода» рус. нар. мел, «Масленичные»
частушки, русские народные наигрыши.
Музыкальные игры: «Тень, тень, потетень» рус. нар. мел., «Ворон» рус. нар.
мел. «Горелки» р.н.м. «Весёлый бубен».
3 этап – итоговый этап реализации проекта.
Подведение итогов конкурса для родителей «Лучший рецепт блинов»
Оформление репортажа о проведении праздника на сайте ДОУ.
Консультация для родителей на стенде «Неделя на Масленицу»
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло
обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности,
стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с
традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них
кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка
различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и
музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую
выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность
почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в
себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом
включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство
ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой
цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной,
наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью
творчества.
Трансляция проекта
:
Музыкальный праздник на улице «Масленица»