Напоминание

«Толерантность–ценностная составляющая личности»


Автор: Кощеева Альмира Рамилевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Красный Яр
Населённый пункт: Уфимский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Толерантность–ценностная составляющая личности»
Раздел: полное образование





Назад




Тренинг для школьников 10-11 классов:

«Толерантность-ценностная составляющая личности»

Цель: учить учеников проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению

других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе;

развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного

поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.

Ожидаемые результаты:

- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта,

уважение, человечность, толерантность;

- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения

мира;

- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.

Форма проведения: беседа-тренинг.

Время - 45 мин. Возрастные категории - 16-17 лет

1. Игра «Фигуры»

Условие:

все

указания

выполняются

сразу,

без

дополнительных

объяснений.

Ученикам

предлагается

придерживаться

одинаковых

инструкций,

работая

с

одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, срезать верхний правый

угол, составить фигуру пополам, закруглить ножницами острый угол, составить

фигуру пополам, отрезать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную

фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же

выполняли одинаковые действия?

Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо

все

мы

разные.

Каждое

произнесенное

слово

по-разному

воспринимается

и

пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые,

общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же

различаются

люди

-

внешностью

(раса,

кожа,

пол,

возраст,

фигура

и

т.д.)

и

внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура,

образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более

или

менее

присущи

каждому

человеку.

Различия,

которые

существуют

между

людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество

общества

зависит

от

того,

как

уживаются

друг

с

другом

люди,

которые

его

составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и

поддерживают друг друга ради общей цели

- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.

2. Мини-лекция «Толерантность, что это

Учитель. Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно

так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием

мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения

постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей -

разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды

других?

Как

надо

уважать

других?

Надо

стремиться,

чтобы

другой

человек

воспринимал ваши взгляды?

В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что

невозможно

без

действенного

воспитания,

основанного

на

принципах

толерантности.

Отсутствие

самоконтроля,

понимания

другого,

презрение,

подозрительность,

недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и

напряженность,

лишают

пространство

межличностных

отношений

чувство

защищенности и безопасности.

Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав,

но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.

Учитель. Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности (работа

в группах)

- Достоинство человека заключается в том, чтобы любить тех, кто его обижает.

(Марк Аврелий)

-

Нам

нужны

реформы,

а

не

революции.

Нам

нужно

толерантное

общество.

(А.Сахаров)

Учитель. Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих

людей и идей.

3.Работа в парах.

Ученикам раздаются листы с перечнем таких признаков толерантности:

Терпимость

Участливость

Понимание другого

Душевность

Ученики определяют, в какой степени каждый из показателей присущ их коллективу,

оценивая индикаторы по следующей шкале: 1 балл (нет, никогда), 2 балла (редко), 3

балла

(часто),

4

балла

(постоянно).

Учитель

подсчитывает

сумму

баллов

и

определяет «температуру» толерантности, предлагает учащимся разработать пути

преодоления, чтобы коллектив стал толерантным и средой, комфортабельной для

всех.

Учитель. Формированию толерантности способствуют:

- знания;

- открытость;

- общение;

- свобода мысли, совести и убеждений.

Учитель.

В

коллективе

толерантность

состоит

из

способности

каждого

быть

толерантным. Определим в чем мы похожи.

4. Упражнение «Чем мы похожи?»

Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то

реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга.

Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим

факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.

5. Упражнение «Комплименты»

Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом

мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч,

бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.

6. Упражнение «Я так думаю»

Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими

слабыми сторонами присущи толерантному человеку?

(Заслушиваются мнения учеников)

Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе

сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.

7. Упражнение «Продолжи предложение»

Учитель. Следовательно, толерантность - это...

Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость;

активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за

сохранение мира

8. Беседа с учащимися

Учитель.

Я

вас

приглашаю

к

общению

и

взаимодействию.

Предлагаю

вам

ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения:

- говори так, чтобы тебя услышали;

- слушай так, чтобы понять о чем идет речь;

-

создавай

условия

для

того,

чтобы

ситуация

вокруг

процесса

общения

способствовала коммуникации;

- выражай свои чувства, не унижая другого человека.

Вопрос:

Что было бы, если бы все люди думали одинаково? Насколько важным и актуальным

является воспитание чувства толерантности в нашем обществе?

Могут ли различия между людьми стать причиной насилия и жестокости?

Из приведенных проблем определите ту, что, по вашему мнению, является самой

главной и влечет порождение зла и насилия: социальные различия, возраст, разные

взгляды, религия, внешность, национальность, расовая принадлежность, родители и

дети.

Что нужно сделать, чтобы достичь мира в обществе?

Какими

качествами

должна

обладать

личность,

которая

стремится

быть

толерантной?

Заключительная часть

Учитель. Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить

силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в

себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:

- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;

- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в

них то, что нам не нравится;

- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения

независимо от того, совпадают ли они с нашими;

- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться

самим собой.

Учитель.

У

нас

есть

цветок

«толерантности»,

но

он

без

лепестков.

Соберите

лепестки толерантности -

черты

и

синонимы

толерантности

(мудрость,

чуткость,

доброжелательность,

ответственность,

терпимость,

взаимоуважение,

объективность,

неравнодушие...).

(Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)

Учитель.

Благодарю

за

сотрудничество.

Желаю

вам

взаимопонимания

и

взаимоуважения, мира и согласия.



В раздел образования