Напоминание

"Виды упражнений для формирования смыслового чтения на уроках русского языка"


Автор: Хаймина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Оленегорск, Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды упражнений для формирования смыслового чтения на уроках русского языка"
Дата публикации: 15.05.2018
Раздел: начальное образование





Назад




Работа над осознанным чтением на

уроках русского языка

Хаймина Марина Петровна,

МОУ СОШ №4,

г.Оленегорск

Упражнения, способствующие

осознанности чтения

1группа – логические упражнения

Составь новое слово, взяв

последний слог

Мебель, ружьё;

Соломка, пора, мель;

Лиса, бельмо, полёт;

Составь новое слово, взяв у

каждого только первый

слог:

колос рота ваза;

кора лото боксёр;

Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб

Какое слово лишнее и почему?

*красивый, синий, красный, жёлтый;

*минута, время, час, секунда;

Расшифруй надпись:

БЕЗНАУКИНЕТНАУКИ

Составь пословицу:

Нож вол год дар луг паж мел рай астра

ров гол нет зал быт вал ай

Найди слово в

слове

:

Закончи

предложение:

По утрам у Айболита лечат зубы:

Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.

Гроза газета шоколадка

шутка щепка кустарник

2 группа – игры со словами

Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

Выполни математическое действие и

прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ?

(диван)

ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ =

?

(вертолет

)

«Из двух слов – третье»

Охра + под = (пароход)

Кит + рана = (картина)

парк + ива = (крапива)

«Вставь слово»

обы

(……..)

ка

(

чай

)

ме

(……..)

олад

(

шок

)

пе

(……..)

ол

(

сок

)

«

Буквенные

матрицы

»

1

2

3

4

м

е

д

5

о

у

к

6

р

т

ц

Составь слово по адресу букв:

1 2 3 1 2 3

4 5 4 6 4 6

Шарады

.

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое в музее найдете без труда.

(

Картина

)

Загадки

(

с недостающими словами)

В село мчится

В дверь ________

Ворота отворяет,

Пыль __________ (ветер)

3 группа-работа с деформированными текстами

«Прочитай задом наперёд»

горосоН теадоб могор

еН етитуш с омгоросон!

«Развитие смысловой догадки»:

Сначала мы писали буквы очень медленно, но потом ….

Хорошо в лесу, тихо, только слышно как …

Он сам во всём ………

«Найди ошибки, исправь, прочитай правильно»:

Кто любит пруд –того и люди чтут.

У работящего в руках тело спорится.

Без пруда не вытащишь рыбку из труда.

«Сделай короче»:

При первых лучах восходящего солнца

густой туман над речкой быстро

рассеялся.

«Тесты»

( вставь пропущенные слова, термины)

4 группа-работа с текстом

Текст с нарушением структуры слов

( «Что скрывается под кляксой»

Текст на восстановление порядка частей

или предложений.

Текст на восстановление

грамматических связей между словами в

предложениях

(Наступила (ранний) осень.)

Текст с неправильной разбивкой на

слова.

Беж итчере злесну юполя нуёж.

Упражнение «Чтение – разведка»

( дети на максимальной скорости

просматривают текст и находят ответы

на вопросы)

Текст с исключением.

Сентябрь

.

Стоят

тёплые зимние

деньки

.

Лес

ещё

полон

жизни

,

воды

.

Тексты с «информацией

» (используя

информацию, данную в тексте, напиши значение слов)

Приём «Инсерта»

(чтение текста с пометками

)

+ я это знаю;

- я этого не знал;

! – это меня удивило;

? – хотел бы узнать подробнее;

Аннотация к прочитанному.

Комплексные работы.



В раздел образования