Автор: Хаймина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Оленегорск, Мурманской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Виды упражнений для формирования смыслового чтения на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
Работа над осознанным чтением на
уроках русского языка
Хаймина Марина Петровна,
МОУ СОШ №4,
г.Оленегорск
Упражнения, способствующие
осознанности чтения
1группа – логические упражнения
Составь новое слово, взяв
последний слог
•
Мебель, ружьё;
•
Соломка, пора, мель;
•
Лиса, бельмо, полёт;
Составь новое слово, взяв у
каждого только первый
слог:
•
колос рота ваза;
•
кора лото боксёр;
•
Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб
•
Какое слово лишнее и почему?
*красивый, синий, красный, жёлтый;
*минута, время, час, секунда;
Расшифруй надпись:
БЕЗНАУКИНЕТНАУКИ
Составь пословицу:
Нож вол год дар луг паж мел рай астра
ров гол нет зал быт вал ай
Найди слово в
слове
:
Закончи
предложение:
По утрам у Айболита лечат зубы:
Збреы, уызбр, итгыр, вдрыы, оыббр.
Гроза газета шоколадка
шутка щепка кустарник
2 группа – игры со словами
Найди название животных среди строк.
Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.
Выполни математическое действие и
прочитай слово:
ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ?
(диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ =
?
(вертолет
)
«Из двух слов – третье»
Охра + под = (пароход)
Кит + рана = (картина)
парк + ива = (крапива)
«Вставь слово»
обы
(……..)
ка
(
чай
)
ме
(……..)
олад
(
шок
)
пе
(……..)
ол
(
сок
)
«
Буквенные
матрицы
»
1
2
3
4
м
е
д
5
о
у
к
6
р
т
ц
Составь слово по адресу букв:
1 2 3 1 2 3
4 5 4 6 4 6
Шарады
.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда.
(
Картина
)
Загадки
(
с недостающими словами)
В село мчится
В дверь ________
Ворота отворяет,
Пыль __________ (ветер)
3 группа-работа с деформированными текстами
«Прочитай задом наперёд»
горосоН теадоб могор
еН етитуш с омгоросон!
«Развитие смысловой догадки»:
Сначала мы писали буквы очень медленно, но потом ….
Хорошо в лесу, тихо, только слышно как …
Он сам во всём ………
«Найди ошибки, исправь, прочитай правильно»:
Кто любит пруд –того и люди чтут.
У работящего в руках тело спорится.
Без пруда не вытащишь рыбку из труда.
«Сделай короче»:
При первых лучах восходящего солнца
густой туман над речкой быстро
рассеялся.
«Тесты»
( вставь пропущенные слова, термины)
4 группа-работа с текстом
•
Текст с нарушением структуры слов
( «Что скрывается под кляксой»
•
Текст на восстановление порядка частей
или предложений.
•
Текст на восстановление
грамматических связей между словами в
предложениях
(Наступила (ранний) осень.)
•
Текст с неправильной разбивкой на
слова.
Беж итчере злесну юполя нуёж.
•
Упражнение «Чтение – разведка»
( дети на максимальной скорости
просматривают текст и находят ответы
на вопросы)
•
Текст с исключением.
Сентябрь
.
Стоят
тёплые зимние
деньки
.
Лес
ещё
полон
жизни
,
воды
.
•
Тексты с «информацией
» (используя
информацию, данную в тексте, напиши значение слов)
•
Приём «Инсерта»
(чтение текста с пометками
)
+ я это знаю;
- я этого не знал;
! – это меня удивило;
? – хотел бы узнать подробнее;
•
Аннотация к прочитанному.
•
Комплексные работы.