Напоминание

Дисциплина Психология по специальности Дошкольное образование


Автор: Кармышева Оксана Евгеньевна
Должность: педагог–психолог отдела Инклюзивного профессионального образования
Учебное заведение: ГАПОУ РС(Я) "Южно–Якутский технологический колледж"
Населённый пункт: г.Нерюнгри республика Саха (Якутия)
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Дисциплина Психология по специальности Дошкольное образование
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров

Республики (Саха) Якутия

Государственное автономное профессиональное образовательное

учреждение Республики Саха (Якутия)

«Южно-Якутский технологический колледж»

Рабочая программа по дисциплине

Психология

Программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

44.02.01 Дошкольное образование

Форма подготовки__заочная, очная

г.Нерюнгри 2015

Аннотация программы

Рабочая

программа

учебной

дисциплины

Психология

разработана

на

основе

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(далее

ФГОС)

по

специальности

44.02.01

Дошкольное

образование

№530

от

05.11.2009г.

входящая

в

укрупнённую группу специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Организация-разработчик:

Государственное

автономное

профессиональное

образовательное

учреждение

Республики Саха (Якутия) «Южно-Якутский технологический колледж»

Разработчик:

1.__Кармышева Оксана Евгеньевна преподаватель ГАПОУ РС (Я) «Южно-Якутский

технологический колледж», 1 категория

2

СОДЕРЖАНИЕ.

1

Внешняя рецензия

2

Паспорт учебной дисциплины

Стр. 4

3

Структура и содержание учебной дисциплины

Стр. 7

4

Условия реализации учебной дисциплины

Стр. 42

5

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Стр. 43

6

Приложения

Стр. 44

6.1.

Контрольно-оценочные средства

Стр. 44

6.2.

Календарно-тематическое планирование

Стр. 96

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

Психология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной

образовательной программы в соответствии с ФГОС 44.02.01 Дошкольное образование

№530

от

05.11.2009г.

входящая

в

укрупнённую

группу

специальностей

44.00.00

образование и педагогические науки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной

образовательной программы.

Учебная дисциплина «Психология»

является дисциплиной общепрофессионального цикла

ОП.02.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения

учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

1.

применять знания психологии при решении педагогических задач;

2.

выявлять

индивидуально-типологические

и

личностные

о собенно сти

воспитанников;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

1.

особенности

психологии

как

науки,

ее

связь

с

педагогической

наукой

и

практикой;

2.

основы психологии личности;

3.

закономерности психического развития человека как субъекта образовательного

процесса, личности и индивидуальности;

4.

возрастную периодизацию;

5.

возрастные,

половые,

типологические

и

индивидуальные

особенности

обучающихся, их учёт в обучении и воспитании;

6.

особенности

общения

и

группового

поведения

в

школьном

и

дошкольном

возрасте;

7.

групповую динамику;

8.

понятия,

причины,

психологические

основы

предупреждения

и

коррекции

социальной дезадаптации, девиантного поведения;

9.

основы психологии творчества.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен владеть дополнительными

профессиональными общими компетенциями:

ДПК 12 . Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми с ограниченными

возможностями здоровья.

ДПК 17. Проектировать игровую деятельность детей с учетом диагностических данных

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

4

к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать

собственную

деятельность,

определять

методы

решения

профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять

поиск,

анализ

и

оценку

информации,

необходимой

для

постановки

и

решения

профессиональных

задач,

профессионального

и

личностного развития.

ОК 5.

Использовать

информационно-коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать

в

коллективе

и

команде,

эффективно

общаться

с

коллегами,

руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать

на

себя

ответственность

за

работу

членов

команды

(подчиненных),

результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,

заниматься

самообразованием,

осознанно

планировать

повышение

квалификации.

ОК 9.

Осуществлять

профессиональную

деятельность

в

условиях

обновления

её

целей, содержания. Смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять

профилактику

травматизма,

обеспечивать

охрану

жизни

и

здоровья детей.

ОК 11.

Строить

профессиональную

деятельность

с

соблюдением

регулирующих

ее

правовых норм.

В

ре зульт ате

о своения

учебной

дисциплины

студент

должен

в л а д е т ь

профессиональными компетенциями:

ПК

1.1.

Планировать

мероприятия,

направленные

на

укрепления

здоровья

ребенка

и

его

физическое развитие

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК

1.3.Проводить

мероприятия

по

физическому

воспитанию

в

процессе

выполнения

двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребёнка,

своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течении дня.

ПК 2.2 Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

5

ПК

2.5.

Организовывать

продуктивную

деятельность

дошкольников

(рисование,

лепка,

аппликация, конструирование)

ПК

2.6.

Организовывать

и

проводить

праздники

и

развлечения

для

детей

раннего

и

дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и

общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания,

социального, психического и физического развития ребёнка.

ПК

4.4.

Оценивать

и

анализировать

результаты

работы

с

родителями,

корректировать

процесс взаимодействия с ними.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК

5.3.

Систематизировать

и

оценивать

педагогический

опыт

и

образовательные

технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной

литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного

образования.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

очной формы обучения:

максимальной учебной нагрузки студента 449 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 299 часов;

самостоятельной работы студента 120 часов

Консультации 30 часов

Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины

заочной формы обучения:

максимальной учебной нагрузки студента 395 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 46 часов;

самостоятельной работы студента 349 часов

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

6

Вид учебной работы

Объем

часов очная

форма

Объем

часов заочная

форма

Максимальная учебная нагрузка (всего)

449

395

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

299

46

в том числе:

лабораторные работы

-

-

практические занятия

142

24

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

-

Самостоятельная работа студента (всего)

120

349

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если

предусмотрено)

-

-

Внеаудиторная самостоятельная работа

120

349

консультации

30

-

Итоговая аттестация в форме (указать) диф.зачёты Экзамен

7

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

ПСИХОЛОГИЯ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

работа студентов, курсовая работа (проект)

ОЧНАЯ ФОРМА

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие основы психологии.

31

Тема 1.1 История

развития психологии.

Возникновение психологических знаний. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в. До

второй половины XX в. Становление и современное состояние психологии в нашей стране.

4

Тема 1.2Предмет, задачи

и методы психологии

Предмет, задачи и методы психологии. Предмет психологии, задачи. Отрасли. Связь с другими науками.

Этапы развития. Основные теории. Отечественная психология. Методы психологического познания. Понятие

о методе. Требования, предъявляемые к методам . Классификация методов.

6

1

Практические занятия

Составление схем по теме. Классификация методов.

2

Самостоятельная работа. Тесты история их развития.

4

Тема 1.3 Психология и

науки о человеке.

Психологические

школы.

Психология и история. Психология и философия. Психология и социология. Психология и педагогика.

Характеристика психологических школ.

4

Тема 1.4. Развитие

психики человека и

животных

Истоки психики живых существ. Становление низших форм поведения и психики. Развитие высших

психических функций у человека. Сравнение психики человека и животных.

2

Практические занятия

Заполнение таблицы по теме: Развитие психики человека и животных

2

8

Тема 1.5 Сознание

человека

Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания.Сознание и бессознательное. Функции

сознания. Структура. Самооценка. Образ Я. Специфика бессознательного, структура

.

4

2

Консультации по разделу:

Общие основы психологии.

3

Раздел 2.

Психология деятельности.

33

Тема 2.1

Деятельность

как способ

существования

.

Деятельность как способ существования.

Понятие деятельности. Теория деятельности Леонтьева. Структура индивидуальной деятельности. Основные

виды. Освоение деятельности. Условия формирования навыка

Психологический анализ привычек людей.

6

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов.

6

Тема 2.2 Понятие и

строение человеческой

деятельности.

Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности. Специфика деятельности.

Основные атрибуты деятельности. Структура деятельности. Понятия действия, операции и средства

осуществления деятельности. Мотивация деятельности.

4

2

Практические занятия. Заполнение таблицы «Внутренние и внешние компоненты деятельности.»

2

Тема 2.3 Виды и

развитие человеческой

деятельности.

Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность. Игра как вид деятельности.

Особенности и функции игр у людей разного возраста. Деятельность и развитие человека. Умения и навыки

как структурные элементы деятельности.

2

2

Самостоятельная работа. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные

умения и навыки. Понятие привычки.

6

Практические занятия. Психологический анализ привычек людей.

4

Консультации по разделу:

Психология деятельности.

3

9

Раздел 3.

Психология познавательных процессов.

78

Тема 3.1 Понятие об

ощущениях

Понятие об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни

человека. Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения.

Субсенсорные ощущения. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности,

абсолютного и относительного порогов ощущений.

4

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов. Составление опорных схем по темам.

4

Тема 3.2 Восприятие, его

виды и свойства.

Практическая работа:

Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства восприятия: предметность, константность,

целостность, категориальность. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени, и

движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удалённости,

направления и скорости движений. Восприятие времени.

4

2

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.

Законы и загадки зрительного восприятия.

2.Влияние мышления на восприятие.

4

Тема 3.3 Внимание.

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Функции внимания: активизация,

обеспечение избирательности познавательных процессов. Виды внимания.

4

1

Практические занятия. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность,

переключаемость, распределение и объём.(диагностика)

4

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.

Развитие внимания.

4

Тема 3.4

Психологические теории

внимания.

Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т.Рибо. Роль движений в

акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н. Узнадзе. Внимание как

важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я. Гальперина.

4

2

10

Практические занятия. Сравнительная характеристика теорий внимания.

2

Тема 3.5 Память.

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти.

Определение памяти. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление

памяти по времени хранения, по использованию мнемонических приёмов и по органам чувств.

4

1

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

6

2

Тема 3.5.

Индивидуальные

различия памяти у

людей.

Практические занятия. Качественные и количественные характеристики памяти. Различия в объёме

кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Слуховая память и сфера её профессионального

использования. Логическая память. Психоаналитическая теория памяти. Теории и законы памяти.

4

2

Тема 3.6 Воображение.

Практические занятия Определение и виды воображения. Основные отличия от образов памяти и

восприятия. Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное – их особенности.

Сновидения, галлюцинации, грёзы как виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные

функции воображения.

2

1

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.

Влияние воображения на состояния организма.

2.

Воображение и проективные личностные тесты.

3.

Воображение и индивидуальное творчество .

6

2

Тема 3.7 Мышление.

Практические занятия Понятие о мышлении. Отличие мышления от восприятия и других психических

процессов. Мышление как обобщение и опосредствованное отражение действительности в её существенных

свойствах и отношениях. Мышление как процесс познания. Теоретическое и практическое мышление, их

подвиды. Особенности творческого мышления. Теории мышления в психологии.

4

2

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.

Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

2.

Личностные особенности творческого человека.

3.Средства развития мышления.

6

Тема 3.8 Речь.

Практические занятия. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство

общения и обобщения. Виды речи, их значение. Отличие речи от языка. Речь как средство общения. Речь как

инструмент мышления. Соотношение мышления и речи.

4

2

11

Самостоятельная работа:

Темы для изучения:

1.Понятие внутренней речи.

2. Феномен эгоцентрической речи.

4

Консультации по разделу:

Психология познавательных процессов.

4

Раздел 4.

Психология личности

52

Тема 4.1 Введение в

психологию личности

Общее представление о личности. История исследований личности. Современные теории личности.

Формирование и развитие личности. Проблема устойчивости личности.

2

Практические занятия

Определение направленности личности и характера личности.

Выявление самооценки личности.

Определение уровня притязаний личности.

4

Самостоятельная работа. Темы для рефератов:

1.

Классификация и содержание новейших теорий личности

2.

Условия и факторы нормального и аномального развития личности

4

Тема 4.2 Способности

Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Природа человеческих

способностей. Развитие способностей.

2

Практические занятия

Диагностика способностей. Творческая работа по теме «Роль учителя в развитии способностей

учащихся».

4

Самостоятельная работа. Темы для рефератов:

1.

Способности, одарённость и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях.

2.

Природа индивидуальных различий в способностях людей.

4

Тема 4.3 Темперамент и

характер.

Практические занятия

Типы темпераментов. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент и личность. Определение характера, типология характера, формирование характера, личность и

характер.

6

12

Самостоятельная работа. Творческая работа по теме «Характер и темперамент, природная основа

характера».

Анализ индивидуального своеобразия специальных способностей.

Творческая работа по теме «Роль учителя в развитии способностей учащихся».

6

Практические занятия

Диагностика акцентуации характера.

Диагностика темперамента.

4

Тема 4.4 Эмоционально-

волевая организация

деятельности.

Практические занятия. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Внешнее

выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции

воли. Структура волевого акта. волевая активность. Волевые качества человека. Теории воли.

4

Практические занятия

Диагностика воли и эмоциональных состояний человека.

2

Самостоятельная работа.

Сравнительный анализ различных теорий эмоций.

2

Тема 4.5 Мотивация.

Мотив и мотивация. Психологические теории мотивации. Мотивация и деятельность. Мотивация и

личность.

2

Практические занятия

Сравнительная характеристика понятий мотив и мотивация.

2

Консультации по разделу:

Психология личности

4

Раздел 5.

Психология человеческих взаимоотношений

16

Тема 5.1 Малая группа и

коллектив.

Понятие малой группы и коллектива. Феноменология малых групп. Межличностные отношения в группах

и коллективах. Эффективность групповой деятельности. Лидерство. Теории лидерства

4

Практические занятия

Написание характеристики малой группы. Определение типа лидерства.

6

13

Тема 5.2 Личность в

группе.

Практические занятия. Положительное воздействие общности на инвалида. Отрицательное влияние.

Группы на личность. Восприятие и понимание людьми друг друга. Самочувствие личности в группе.

Интимные межличностные отношения. Дружба. Вражда. Любовь. Одиночество.

6

Раздел 6.

Возрастная психология.

80

Тема 6.1 Предмет,

проблемы, задачи и

методы возрастной

психологии.

Предмет и задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии. Проблемы психологии

возрастного развития. Специфика методов исследования

.

Основные закономерности психического развития.

Сущность психического развития в онтогенезе.

4

1

Практические занятия: Условия и движущие силы психического развития. Обучение и развитие, зоны

развития по Л.С. Выготскому.

2

Самостоятельная работа Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов.

Составление опорных схем по теме.

4

2

Тема 6.2 Теория детского

развития.

Генотипическая обусловленность и средовая обусловленность развития ребёнка. Основные понятия и

общие вопросы развития. Периодизация возрастного развития. Развитие детского мышления.

4

Самостоятельная работа

Сопоставление подходов к периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов

4

Тема 6.3. Психическое

развитие ребёнка

младенческого возраста.

Практические занятия Социальная ситуация развития. Кризис новорожденности. Период

новорожденности. Рефлексы новорожденного. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция

общения. Психическая депривация. Возникновение предпосылок овладения речью. Сенсомоторное развитие

младенца. Кризис первого года.

4

Практическая работа: Составление опорной блок-схемы развития в младенческом возрасте

2

Самостоятельная работа. Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка

младенческого возраста.

2

Тема 6.4. Познание и

поведение в раннем

Практическая работа:

Социальная ситуация развития. Основные достижения возраста: прямохождение, предметная

4

14

возрасте.

деятельность, речевое общение. Символизм. Возникновение и развитие речевого общения. Зарождение

самосознания. Предпосылки развития игровой деятельности. Кризис трёх лет.

Практическая работа:

Разработка рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трёхлетнего возраста.

Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка раннего возраста.

Составление опорной блок-схемы развития в раннем возрасте.

6

Тема 6.5 Психическое

развитие ребёнка

дошкольного возраста

Практические занятия Социальная ситуация развития. Психологические новообразования, связанные с

периодом кризиса. Познавательное развитие дошкольника. Личностное развитие дошкольника. Развитие

самосознания и возникновение элементов самооценки. Кризис 7лет. Психологическая готовность ребёнка к

школе.

4

1

Практическая работа: Виды готовности к школе: физическая, личностно-социальная, эмоционально-

волевая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Диагностика готовности ребёнка к школе.

4

Самостоятельная работа

Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности

ребенка к школе.

Составление блок-схем возрастного развития.

Диагностика психологической готовности ребенка (группы детей) к школе.

6

2

Тема 6.6 Особенности

психического развития

младшего школьника.

Практическая работа:

Социальная ситуация развития. Адаптация к школе. Учебная деятельность, её структура. Другие виды

деятельности младшего школьника. Психические познавательные процессы младшего школьника. Развитие

психических функций. Начало развития произвольности и опосредованности познавательных процессов.

Развитие внимания и внимательности. Сенсорное развитие. Особенности восприятия. Приёмы развития

наблюдательности. Память и мышление. Внутренний план действий как новообразование возраста. Динимика

и этапы речевого развития.

6

2

Тема 6.7 Психические

особенности развития

подростка.

Практические занятия Социальная ситуация развития. Особенности подросткового кризиса. Интимно-

личностное общение как ведущая деятельность. Специфика общения со взрослыми. Становление личности

подростка. Чувство взрослости. Ценностные ориентации. Типы акцентуаций характера подростков.

Эмоционально-волевое развитие. Качественные изменения в познавательной сфере. Повышение

интеллектуальной активности. Избирательность в учении. Развитие познавательных интересов.

6

2

Тема 6.8 Психическое

развитие в юношеском

возрасте.

Практическая работа:

Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность.

Качественные изменения в учебной деятельности. Личностное и профессиональное самоопределение.

Самопознание и становление мировозрения. Любовь и дружб в юношеском возрасте.

6

2

15

Самостоятельная работа

Анализ особенности любви и дружбы в юношеском возрасте.

Составление блок-схем возрастного развития.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов.

4

Тема6.9 Психическое

развитие в зрелом и

пожилом возрасте.

Социальная ситуация развития. Специфика кризисов в зрелом и пожилом возрасте. Учёт особенностей

возраста в работе с родителями.

2

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов по теме.

2

Тема 6.10.Возрастное

развитие

межличностных

отношений.

Практические занятия Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми.

Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Взаимоотношения подростков.

Отношения с людьми в ранней юности.

2

Консультация по разделу:

Психология человеческих взаимоотношений

2

Раздел 7.

Психологические основы обучения и воспитания.

85

Тема 7.1Предмет,

проблемы и методы

педагогической

психологии.

Предмет психологии воспитания и обучения. Проблемы педагогической психологии. Методы педагогической

психологии.

2

Тема 7.2Общая

характеристика процесса

обучения.

Основные понятия: научение, учение, обучение. Учебная деятельность, познавательная деятельность.

Личностно-деятельностный подход как основа организации обучения. Основные направления современного

обучения. Развивающие технологии обучения. Психологические факторы, влияющие на успешность

обучения. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию знаний.

6

2

16

Самостоятельная работа.

1.

Психологические проблемы развивающего обучения.

2.

Теория проблемного обучения . Л.В.Занков, А.М. Матюшкин.

4

Тема 7.3 Теоретическое

введение в научение.

Виды, условия и механизмы научения..Факторы, определяющие его успешность. Теория учебной

деятельности. Соотношения научения и развития. Современные концепции научения.

6

Тема 7.4 Научение детей

в младенческом и

раннем возрасте.

Начальный этап научения. Сочетание разных форм научения. Особенности научения детей младенческого

возраста. Научение в раннем возрасте.

4

1

Психологический анализ занятия (в детском образовательном учреждении (ДОУ), школе): определение

элементов развивающего обучения в работе педагогов.

Психологический анализ занятия (в детском образовательном учреждении (ДОУ), школе): применение

современных компьютерных технологий в процессе обучения.

4

3

Тема 7.5

Психологические

основы обучения

дошкольников.

Совершенствование восприятия, памяти и мышления. Обучение речи. Чтению и письму. Подготовка к

учению в школе. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов по теме.

6

2

Самостоятельная работа. Психологический анализ занятия (в ДОУ, школе): стили и модели

педагогического общения.

Диагностика уровня коммуникативной деятельности педагога (анкетирование, тестирование).

2

Тема 7.6 Обучение в

младшем школьном

возрасте.

Организация обучения детей в младших классах школы. Обучение младших школьников в домашних

условиях. Игровая и учебная деятельность у младших школьников. Источники умственного развития детей

младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости.

6

1

Самостоятельная работа. Психологический анализ занятия (в школе): влияние личности

педагога в

воспитательном процессе.

4

3

Тема 7.7 Теоретические

вопросы воспитания.

Цели

воспитания.

Средства

и

методы

воспитания.

Институты

воспитания.

Теории

воспитания.

Психологические средства воспитательного воздействия.

4

Тема 7.8 Социально-

психологические

аспекты воспитания

Общение и воспитание. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание. Формирование и изменение

социальных установок. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки

детей.

4

Тема 7.9. Воспитание в

младенческом и раннем

Первые шаги в воспитании. Начало формирования социально важных качеств личности. Нравственное

4

17

возрасте.

воспитание детей в первые годы жизни. Физическое и гигиеническое воспитание в ранние годы.

Тема 7.10 Воспитание в

дошкольном и младшем

школьном возрасте.

Становление характера ребёнка. Воспитание в домашнем труде. Воспитание в играх. Воспитание в

учении. Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного возраста потребности в

достижении успехов.

4

Тема 7.11. Психология

педагогической оценки.

Средства

стимулирования

обучения

и

воспитания

детей.

Педагогическая

оценка

как

средство

стимулирования.

Условия

эффективности

педагогической

оценки.

Возрастные

особенности

ребёнка

и

педагогическая оценка. Сравнительный анализ эффективности различных педагогических оценок.

4

Тема 7.12. Основы

психодиагностики.

Теоретические

вопросы

практической

психодиагностики.

Особенности

применения

различных

психодиагностических методик. Психодиагностика познавательного развития и способностей детей.

4

Психодиагностика

личностного

развития

и

межличностных

отношений.

Организация

и

процедура

психодиагностического изучения зоны потенциального (Ближайшего) развития ребёнка

4

Тема 7.13.

Психологическая служба

в системе образования.

Задачи,

структура

и

функции

психологической

службы в

системе

образования.

Квалификационные

требования, права и обязанности практического психолога. Этический кодекс практического психолога.

3

Консультации по разделу:

Психологические основы обучения и воспитания.

10

Раздел 8.

Психология педагога

.

20

Тема 8.1 Личность

педагога

Место педагога в современном обществе. Психологические требования к личности педагога. Общие и

специальные способности педагога. Индивидуальный стиль деятельности педагога.

2

Практическая работа: заполнение таблицы Сравнительная характеристика стиля деятельности.

2

Самостоятельная работа. Личностные психологические характеристики современного учителя.

2

Тема 8.2

Совершенствование

педагогической

Практические

занятия

Организация

психологического

самообразования

педагога.

Психология

педагогической саморегуляции. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Аутотренинг в работе

педагога.

4

18

деятельности

Практическая работа: Разработка плана- ауототренинга.

4

Самостоятельная работа. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке педагога.

2

Консультации по разделу: Психология педагога

4

Раздел 9.

Функционирование личности в ситуациях общения.

6

Тема 9.1. Технологии

эффективного общения.

1.

Технологии эффективного общения.

Межличностное общение. Техника понимающего общения. Правила понимающего реагирования.

Техника директивного общения. Приёмы директивного реагирования.

2

1

Тема 9.2.

Поведение и видение

личности другими

людьми.

2.

Поведение и видение личности другими людьми.

Виды сензитивности. Системный подход в межличностном познании. Субъект межличностного

познания. Возраст национальность. Темперамент. Социальный интеллект. Психическое состояние.

Состояние здоровья. Установки. Профессиональная деятельно

2

1

Тема 9.3

Стереотипизация,

идентификация,

проецирование, эмпатия

во взаимоотношениях с

другими людьми.

3.

Стереотипизация, идентификация, проецирование, эмпатия во взаимоотношениях с другими людьми.

Стереотип. Виды стереотипов. Идентификация. Эмпатия. Проецирование.

Самораскрытие личности.

Особенности самораскрытия. Функции самораскрытия. Правила самораскрытия.

Категории риска самораскрытия.

2

1

Раздел 10.

Межличностное взаимодействие и межличностные отношения.

14

19

Тема 10.1. Контексты и

пространство

межличностного

взаимодействия.

4.

Контексты и пространство межличностного взаимодействия.

Контексты межличностного взаимодействия. Пространство межличностного взаимодействия.

Сценарии и механизмы взаимодействия. Взаимопонимание. Координация. Согласование.

2

2

Тема 10.2.

Социальные ритуалы и

особенности

ритуального поведения.

5.

Самостоятельная работа. Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.

Определение социального ритуала. Функции социальных ритуалов. Особенности ритуального

поведения. Церемония. Обычай.

2

2

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения « Социальные ритуалы в различных культурах»

2

2

Тема 10.3 Факторы

личного влияния.

6.

Факторы личного влияния.

Личное влияние. Типы личного влияния. Социальный интеллект. Личный магнетизм.

Фрустрационный тип. Доверительно-партнёрский тип. Манипулятивная адаптация.

2

2

Практическая работа: Манипуляции в общении.

Определение манипуляции. Средства и механизмы манипулятивного воздействия. Признаки

манипуляции. Механизмы манипуляции. Стороны манипуляции.

4

Тема 10.4 Чувства и

эмоции в общении

7.

Практическая работа: Чувства и эмоции в общении.

Определение чувства, эмоции. Основные характеристики. Организующая функция эмоций.

Особенности эмоционально-чувственных переживаний а межличностном общении. Стратегии и

тактики общения.

2

2

20

Раздел 11

Каналы коммуникации и коммуникационные барьеры.

6

Тема 11.1. Речь.

Речевая деятельность.

8

Практическая работа: Речь. Речевая деятельность. Речевая коммуникация. Речевое общение. Речевой

акт. Речевое поведение. Контекст. Код. Кодирование. Обратная связь. Убеждение.

Речевые игры. Понятие игры. Значение игр. Произвольное поведение. Правила игры. Свойство игр.

Особенности речи в социально-ориентированном общении.

Социально-ориентированное общение. Правила стратегии и тактики речевой коммуникации. Принцип

кооперации. Речь как средство утверждения социального статуса. Форма обращения. Имитация

произношения. Стиль речевого поведения.

2

2

Тема 11.2 Невербальные

средства общения

9.

Практическая работа: Невербальные средства общения.

Невербальное общение. Происхождение невербальных способов общения. Сознательное и

бессознательное в общении с другими людьми. Проблема интерпретации невербального поведения.

2

1

Тема 11.3 Первое

впечатление

10.

Самостоятельная работа: Первое впечатление. Определение термина «первое впечатление».

Типичные ошибки первого впечатления. Ореол. Эффект ореола. Проецирование. Социальный

стереотип. Эффект снисходительности. Формирование первого впечатления. Самопрезентация.

Имидж.

Психологические основы и закономерности понимания собеседника.

Рациональное понимание. Рассуждение. Диалог. Наррация. Каузальная атрибуция. Свойства личности.

2

2

Раздел 12

Конфликт: механизмы действия и разрешения

10

Тема 12. 1.

Конфликт в

коммуникации.

11.

Определение конфликта. Субъекты конфликта. Источник конфликта. Основание конфликта. Зона

конфликта. Причина. Повод. Объективный повод. Субъективный повод. Претензии. Барьеры общения.

Коммуникативный барьер. Барьер отрицательных эмоций. Барьер восприятия. Барьер

взаимопонимания.

4

1

21

Практическая работа заполнение таблицы «выход из конфликтной ситуации»

2

Практическая работа: анализ конфликтных ситуаций

2

Тема 12.2 Дефицитное и

дефектное общение.

12.

Самостоятельная работа: Дефицитное и дефектное общение.

Последствия дефицитного общения. Эмоциональная изоляция. Социальная изоляция. Типы изоляции.

Типы одиночества. Причины возникновения хронического чувства одиночества. Понятие

аутистичности. « Отчуждённость». Аномия. Дефекты общения. Роли в дефектном общении.

Тревожность. Ригидность. Деструктивность. Виды деструктивного общения. Агрессивно-

конфликтное взаимодействие. Инструментальная агрессия. Преднамеренная агрессия. Источники

агрессивности. Виды деструктивного общения. Агрессивно-конфликтное взаимодействие.

Инструментальная агрессия. Преднамеренная агрессия. Источники агрессивности.

2

2

Раздел 13

Социально-психологические механизмы общения

8

Тема 13.1.

Понятие и специфика

социально-

психологических

механизмов общения и

внушения.

13.

Самостоятельная работа. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения .

Механизм общения. Специфика механизмов общения. Различия механизмов общения. Особенности

механизмов общения. Психическое заражение. Функции заражения. Внушение.

Внушение как объект исследования. Внушение и контрвнушение. Внушение и заражение. Условия

эффективности внушения. Психологическая установка в процессе внушения.

2

2

Тема 13.2

Понятие и специфика

социально-

психологических

механизмов убеждения и

14.

Убеждение как объект исследования. Понятие убеждения. Специфика убеждения. Убеждение и

внушение. Переход убеждений в побуждения. Подражание.

Заражение и подражание. Роль, виды и функции подражания. Подражание как способ снятия

психической напряжённости выбора. Природа и сущность подражания.

2

2

22

подражания

Тема 13.3

Мода как механизм

человеческого общения

15.

Мода как механизм человеческого общения.

Социальные факторы динамизма моды. Эпохальные особенности моды. Социально-психологические

механизмы моды. Противоречивость. Мода как форма нетрадиционного поведения. Консерватизм.

Мода как способ защиты, как стимулятор психической активности.

2

2

Самостоятельная работа. Подготовка сообщений по темам:

1.

Дресс-код. Основные правила.

2.

Основные правила спец.одежды.

2

Раздел 14

Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения

6

Тема 14.1.

Понятия и уровни

взаимопонимания

16.

Понятие и уровни взаимопонимания.

Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания. Ограниченность идентификации.

Возможности и границы взаимопонимания. Уровни взаимопонимания. Общение как фактор

становления человека.

Условия существования и органическая потребность человека. Общение как фактор существования

общности. Общение как источник информации.

2

2

Тема 14.2

Субъект и объект

общения

17.

Самостоятельная работа. Субъект и объект общения.

Исходная предпосылка общения. Соотношение понятий «субъект» и «объект» общения и отношения.

Многообразие средств общения. Многозначность смысловых значений понятия коммуникации.

Коммуникация и информация в общении. Коммуникация как психологическая связь. Коммуникация

как энергоинформационное поле. Общение как информационный процесс.

Средства массовой коммуникации в структуре общения.

2

2

Тема 14.3

Социальное воспитание.

18.

Самостоятельная работа. Социальное воспитание.

Взаимодействие как характеристика общения. Взаимодействие как физический и духовный контакт.

Основные аспекты социально-психологического взаимодействия.

Групповая дифференциация. Групповая интеграция.

2

2

23

Раздел 15.

Настроение и поведение человека в ситуациях общения

4

Тема 15.1

Настроение как базовая

категория психологии

общения.

19.

Практическая работа: Настроение как базовая категория психологии общения.

Определение настроения. Настроение и психическое состояние. Настроение и настрой. Структура

настроения.

2

2

Тема15.2

Классификация

настроения. Стресс

20.

Самостоятельная работа. Классификация настроения. Стресс.

Определение стресса. Структурная составляющая стресса. Системное описание стресса.

Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса.

2

2

Всего:

449

24

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

работа студентов, курсовая работа (проект)

ЗАОЧНАЯ ФОРМА

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие основы психологии.

26

Тема 1.1 История

развития психологии.

Самостоятельная работа Возникновение психологических знаний. Развитие психологии с эпохи

Возрождения до середины XIX в. До второй половины XX в. Становление и современное состояние

психологии в нашей стране.

4

Тема 1.2Предмет, задачи

и методы психологии

Предмет, задачи и методы психологии. Предмет психологии, задачи. Отрасли. Связь с другими науками.

Этапы развития. Основные теории. Отечественная психология. Методы психологического познания. Понятие

о методе. Требования, предъявляемые к методам . Классификация методов.

2

1

Самостоятельная работа Составление схем по теме. Классификация методов.

4

Самостоятельная работа. Тесты история их развития.

4

Тема 1.3 Психология и

науки о человеке.

Психологические

школы.

Самостоятельная работа Психология и история. Психология и философия. Психология и социология.

Психология и педагогика. Характеристика психологических школ.

4

Тема 1.4. Развитие

психики человека и

животных

Самостоятельная работа Истоки психики живых существ. Становление низших форм поведения и психики.

Развитие высших психических функций у человека. Сравнение психики человека и животных.

4

Самостоятельная работа Заполнение таблицы по теме: Развитие психики человека и животных

2

Тема 1.5 Сознание

человека

Природа человеческого сознания. Возникновение и развитие сознания.Сознание и бессознательное. Функции

сознания. Структура. Самооценка. Образ Я. Специфика бессознательного, структура

.

2

2

Раздел 2.

Психология деятельности.

24

25

Тема 2.1

Деятельность

как способ

существования

.

Самостоятельная работа Деятельность как способ существования.

Понятие деятельности. Теория деятельности Леонтьева. Структура индивидуальной деятельности. Основные

виды. Освоение деятельности. Условия формирования навыка

Психологический анализ привычек людей.

4

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов.

4

Тема 2.2 Понятие и

строение человеческой

деятельности.

Самостоятельная работа Определение деятельности. Отличие деятельности от поведения и активности.

Специфика деятельности. Основные атрибуты деятельности. Структура деятельности. Понятия действия,

операции и средства осуществления деятельности. Мотивация деятельности.

4

2

Самостоятельная работа Заполнение таблицы «Внутренние и внешние компоненты деятельности.»

2

Тема 2.3 Виды и

развитие человеческой

деятельности.

Самостоятельная работа Труд как деятельность. Учение и его особенности. Общение как деятельность.

Игра как вид деятельности. Особенности и функции игр у людей разного возраста. Деятельность и развитие

человека. Умения и навыки как структурные элементы деятельности.

2

2

Самостоятельная работа. Образование умений и навыков. Двигательные умения и навыки. Познавательные

умения и навыки. Понятие привычки.

4

Самостоятельная работа Психологический анализ привычек людей.

4

Раздел 3.

Психология познавательных процессов.

64

Тема 3.1 Понятие об

ощущениях

Понятие об ощущениях. Происхождение ощущений. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека.

Специфика обонятельных, осязательных, вкусовых ощущений. Кинестетические ощущения. Субсенсорные

ощущения. Количественные характеристики ощущений. Понятия чувствительности, абсолютного и

относительного порогов ощущений.

2

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов. Составление опорных схем по темам.

4

26

Тема 3.2 Восприятие,

его виды и свойства.

Самостоятельная работа

Отличие восприятия от ощущений. Основные свойства восприятия: предметность, константность,

целостность, категориальность. Иллюзии зрительного восприятия. Восприятие пространства, времени, и

движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины. Восприятие глубины и удалённости,

направления и скорости движений. Восприятие времени.

4

2

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

2.

Законы и загадки зрительного восприятия.

2.Влияние мышления на восприятие.

4

Тема 3.3 Внимание.

Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Функции внимания: активизация,

обеспечение избирательности познавательных процессов. Виды внимания.

2

1

Самостоятельная работа Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность,

переключаемость, распределение и объём.(диагностика)

4

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

2.

Развитие внимания.

4

Тема 3.4

Психологические теории

внимания.

Самостоятельная работа. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания

Т.Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д.Н.

Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П.Я.

Гальперина.

4

2

Самостоятельная работа.. Сравнительная характеристика теорий внимания.

4

Тема 3.5 Память.

Общее представление о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности человека. Процессы памяти.

Определение памяти. Виды памяти и их особенности. Основания для классификации видов памяти. Деление

памяти по времени хранения, по использованию мнемонических приёмов и по органам чувств.

2

1

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

1.Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у человека.

2. Пути, приёмы и средства улучшения памяти человека.

4

2

Тема 3.5.

Индивидуальные

различия памяти у

людей.

Самостоятельная работа. Качественные и количественные характеристики памяти. Различия в объёме

кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Слуховая память и сфера её профессионального

использования. Логическая память. Психоаналитическая теория памяти. Теории и законы памяти.

4

2

27

Тема 3.6 Воображение.

Определение и виды воображения. Основные отличия от образов памяти и восприятия. Виды воображения:

активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное – их особенности. Сновидения, галлюцинации, грёзы как

виды воображения. Роль воображения в жизни человека. Основные функции воображения.

2

1

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

4.

Влияние воображения на состояния организма.

5.

Воображение и проективные личностные тесты.

6.

Воображение и индивидуальное творчество .

6

2

Тема 3.7 Мышление.

Понятие о мышлении. Отличие мышления от восприятия и других психических процессов. Мышление как

обобщение и опосредствованное отражение действительности в её существенных свойствах и отношениях.

Мышление как процесс познания. Теоретическое и практическое мышление, их подвиды. Особенности

творческого мышления. Теории мышления в психологии.

2

2

Самостоятельная работа. Темы для изучения:

3.

Понятие, тесты и коэффициент интеллекта.

4.

Личностные особенности творческого человека.

3.Средства развития мышления.

4

Тема 3.8 Речь.

Практические занятия. Значение речи в жизни человека, в его психологии и поведении. Речь как средство

общения и обобщения. Виды речи, их значение. Отличие речи от языка. Речь как средство общения. Речь как

инструмент мышления. Соотношение мышления и речи.

4

2

Самостоятельная работа:

Темы для изучения:

1.Понятие внутренней речи.

2. Феномен эгоцентрической речи.

4

Раздел 4.

Психология личности

38

Тема 4.1 Введение в

психологию личности

Общее представление о личности. История исследований личности. Современные теории личности.

Формирование и развитие личности. Проблема устойчивости личности.

2

Практические занятия

Определение направленности личности и характера личности.

Выявление самооценки личности.

Определение уровня притязаний личности.

4

28

Тема 4.2 Способности

Самостоятельная работа Понятие о способностях. Способности, задатки и индивидуальные различия

людей. Природа человеческих способностей. Развитие способностей.

2

Самостоятельная работа. Диагностика способностей. Творческая работа по теме «Роль учителя в

развитии способностей учащихся».

4

Тема 4.3 Темперамент и

характер.

Практические занятия

Типы темпераментов. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Темперамент и личность. Определение характера, типология характера, формирование характера, личность и

характер.

6

Самостоятельная работа. Творческая работа по теме «Характер и темперамент, природная основа

характера».

Анализ индивидуального своеобразия специальных способностей.

Творческая работа по теме «Роль учителя в развитии способностей учащихся».

4

Самостоятельная работа. Диагностика акцентуации характера.

Диагностика темперамента.

4

Тема 4.4 Эмоционально-

волевая организация

деятельности.

Самостоятельная работа.. Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства. Функции эмоций. Внешнее

выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции

воли. Структура волевого акта. волевая активность. Волевые качества человека. Теории воли.

4

Самостоятельная работа. Диагностика воли и эмоциональных состояний человека.

4

Тема 4.5 Мотивация.

Самостоятельная работа Мотив и мотивация. Психологические теории мотивации. Мотивация и

деятельность. Мотивация и личность.

2

Самостоятельная работа. Сравнительная характеристика понятий мотив и мотивация.

2

29

Раздел 5.

Психология человеческих взаимоотношений

10

Тема 5.1 Малая группа и

коллектив.

Самостоятельная работа Понятие малой группы и коллектива. Феноменология малых групп.

Межличностные отношения в группах и коллективах. Эффективность групповой деятельности. Лидерство.

Теории лидерства

4

Самостоятельная работа. Написание характеристики малой группы. Определение типа лидерства.

2

Тема 5.2 Личность в

группе.

Самостоятельная работа. Положительное воздействие общности на инвалида. Отрицательное влияние.

Группы на личность. Восприятие и понимание людьми друг друга. Самочувствие личности в группе.

Интимные межличностные отношения. Дружба. Вражда. Любовь. Одиночество.

4

Раздел 6.

Возрастная психология.

62

Тема 6.1 Предмет,

проблемы, задачи и

методы возрастной

психологии.

Самостоятельная работа Предмет и задачи возрастной психологии. Структура возрастной психологии.

Проблемы психологии возрастного развития. Специфика методов исследования

.

Основные закономерности

психического развития. Сущность психического развития в онтогенезе. Условия и движущие силы

психического развития. Обучение и развитие, зоны развития по Л.С. Выготскому.

2

1

Самостоятельная работа Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов.

Составление опорных схем по теме.

6

2

Тема 6.2 Теория

детского развития.

Самостоятельная работа Генотипическая обусловленность и средовая обусловленность развития ребёнка.

Основные понятия и общие вопросы развития. Периодизация возрастного развития. Развитие детского

мышления.

2

Самостоятельная работа

Сопоставление подходов к периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов

6

Тема 6.3. Психическое

развитие ребёнка

младенческого возраста.

Социальная ситуация развития. Кризис новорожденности. Период новорожденности. Рефлексы

новорожденного. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Психическая

депривация. Возникновение предпосылок овладения речью. Сенсомоторное развитие младенца. Кризис

первого года.

2

30

Самостоятельная работа. Составление опорной блок-схемы развития в младенческом возрасте

2

Самостоятельная работа. Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка

младенческого возраста.

2

Тема 6.4. Познание и

поведение в раннем

возрасте.

Социальная ситуация развития. Основные достижения возраста: прямохождение, предметная

деятельность, речевое общение. Символизм. Возникновение и развитие речевого общения. Зарождение

самосознания. Предпосылки развития игровой деятельности. Кризис трёх лет.

4

Практическая работа:

Разработка рекомендаций для родителей по преодолению кризиса трёхлетнего возраста.

Составление рекомендаций родителям по общению и развитию ребенка раннего возраста.

Составление опорной блок-схемы развития в раннем возрасте.

2

Тема 6.5 Психическое

развитие ребёнка

дошкольного возраста

Социальная ситуация развития. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса.

Познавательное развитие дошкольника. Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и

возникновение элементов самооценки. Кризис 7лет. Психологическая готовность ребёнка к школе.

4

1

Практическая работа. Виды готовности к школе: физическая, личностно-социальная, эмоционально-волевая,

интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Диагностика готовности ребёнка к школе.

2

Самостоятельная работа

Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности

ребенка к школе.

Составление блок-схем возрастного развития.

Диагностика психологической готовности ребенка (группы детей) к школе.

4

2

Тема 6.6 Особенности

психического развития

младшего школьника.

Самостоятельная работа.

Социальная ситуация развития. Адаптация к школе. Учебная деятельность, её структура. Другие виды

деятельности младшего школьника. Психические познавательные процессы младшего школьника. Развитие

психических функций. Начало развития произвольности и опосредованности познавательных процессов.

Развитие внимания и внимательности. Сенсорное развитие. Особенности восприятия. Приёмы развития

наблюдательности. Память и мышление. Внутренний план действий как новообразование возраста. Динимика

и этапы речевого развития.

8

2

31

Тема 6.7 Психические

особенности развития

подростка.

Самостоятельная работа Социальная ситуация развития. Особенности подросткового кризиса. Интимно-

личностное общение как ведущая деятельность. Специфика общения со взрослыми. Становление личности

подростка. Чувство взрослости. Ценностные ориентации. Типы акцентуаций характера подростков.

Эмоционально-волевое развитие. Качественные изменения в познавательной сфере. Повышение

интеллектуальной активности. Избирательность в учении. Развитие познавательных интересов.

2

2

Тема 6.8 Психическое

развитие в юношеском

возрасте.

Самостоятельная работа. Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность.

Качественные изменения в учебной деятельности. Личностное и профессиональное самоопределение.

Самопознание и становление мировозрения. Любовь и дружб в юношеском возрасте.

4

2

Самостоятельная работа

Анализ особенности любви и дружбы в юношеском возрасте.

Составление блок-схем возрастного развития.

Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных психологов.

2

Тема6.9 Психическое

развитие в зрелом и

пожилом возрасте.

Самостоятельная работа Социальная ситуация развития. Специфика кризисов в зрелом и пожилом возрасте.

Учёт особенностей возраста в работе с родителями.

2

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов по теме.

2

Тема 6.10.Возрастное

развитие

межличностных

отношений.

Самостоятельная работа Взаимоотношения младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми.

Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте. Взаимоотношения подростков.

Отношения с людьми в ранней юности.

4

Раздел 7.

Психологические основы обучения и воспитания.

91

Тема 7.1Предмет,

проблемы и методы

педагогической

психологии.

Самостоятельная работа Предмет психологии воспитания и обучения. Проблемы педагогической

психологии. Методы педагогической психологии.

4

Тема 7.2Общая

характеристика процесса

обучения.

Самостоятельная работа. Основные понятия: научение, учение, обучение. Учебная деятельность,

познавательная деятельность. Личностно-деятельностный подход как основа организации обучения.

Основные направления современного обучения. Развивающие технологии обучения. Психологические

факторы, влияющие на успешность обучения. Роль оценки, отметки. Альтернативные подходы к оцениванию

знаний.

4

2

32

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов по теме.

Психологический анализ занятия (в ДОУ, школе): исследование психических процессов и компонентов

учебной деятельности.

6

Тема 7.3 Теоретическое

введение в научение.

Самостоятельная работа Виды, условия и механизмы научения..Факторы, определяющие его успешность.

Теория учебной деятельности. Соотношения научения и развития. Современные концепции научения.

4

Тема 7.4 Научение детей

в младенческом и

раннем возрасте.

Самостоятельная работа Начальный этап научения. Сочетание разных форм научения. Особенности

научения детей младенческого возраста. Научение в раннем возрасте.

4

1

Практическая работа:

Психологический анализ занятия (в детском образовательном учреждении (ДОУ),

школе): определение элементов развивающего обучения в работе педагогов.

Психологический анализ занятия (в детском образовательном учреждении (ДОУ), школе): применение

современных компьютерных технологий в процессе обучения.

2

3

Тема 7.5

Психологические

основы обучения

дошкольников.

Самостоятельная работа. Совершенствование восприятия, памяти и мышления. Обучение речи. Чтению и

письму. Подготовка к учению в школе. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми

дошкольного возраста.

6

2

Самостоятельная работа. Аннотирование и конспектирование работ отечественных и зарубежных

психологов по теме.

Психологический анализ занятия (в ДОУ, школе): стили и модели педагогического общения.

Диагностика уровня коммуникативной деятельности педагога (анкетирование, тестирование).

6

Тема 7.6 Обучение в

младшем школьном

возрасте.

Самостоятельная работа Организация обучения детей в младших классах школы. Обучение младших

школьников в домашних условиях. Игровая и учебная деятельность у младших школьников. Источники

умственного развития детей младшего школьного возраста и причины их неуспеваемости.

6

1

Практическая

работа:

Психологический

анализ

занятия

школе):

влияние

личности

педагога

в

воспитательном процессе.

4

3

Тема 7.7 Теоретические

вопросы воспитания.

Самостоятельная работа Цели воспитания. Средства и методы воспитания. Институты воспитания.

Теории воспитания

4

Самостоятельная работа. Психологические средства воспитательного воздействия.

2

Тема 7.8 Социально-

психологические

Самостоятельная работа. Общение и воспитание. Коллектив и развитие личности. Семья и воспитание.

Формирование и изменение социальных установок.

4

33

аспекты воспитания

Самостоятельная

работа. Пути

целенаправленного

педагогического

воздействия

на

социальные

установки детей.

4

Тема 7.9. Воспитание в

младенческом и раннем

возрасте.

Самостоятельная работа Первые шаги в воспитании. Начало формирования социально важных качеств

личности. Нравственное воспитание детей в первые годы жизни. Физическое и гигиеническое воспитание в

ранние годы.

4

Тема 7.10 Воспитание в

дошкольном и младшем

школьном возрасте.

Самостоятельная работа. Становление характера ребёнка. Воспитание в домашнем труде. Воспитание в

играх. Воспитание в учении.

2

Самостоятельная

работа. Психолого-педагогические условия развития у детей младшего школьного

возраста потребности в достижении успехов.

4

Тема 7.11. Психология

педагогической оценки.

Самостоятельная работа Средства стимулирования обучения и воспитания детей. Педагогическая оценка

как

средство

стимулирования.

Условия

эффективности

педагогической

оценки.

Возрастные

особенности

ребёнка и педагогическая оценка.

4

Самостоятельная работа. Сравнительный анализ эффективности различных педагогических оценок.

4

Тема 7.12. Основы

психодиагностики.

Самостоятельная

работа

Теоретические

вопросы

практической

психодиагностики.

Особенности

применения

различных

психодиагностических

методик.

Психодиагностика

познавательного

развития

и

способностей детей.

6

Самостоятельная

работа. Организация

и

процедура

психодиагностического

изучения

зоны

потенциального (Ближайшего) развития ребёнка.

4

Тема 7.13.

Психологическая служба

в системе образования.

Самостоятельная работа Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования.

Квалификационные

требования,

права

и

обязанности

практического

психолога.

Этический

кодекс

практического психолога.

3

Раздел 8.

Психология педагога

.

22

Тема 8.1 Личность

педагога

Самостоятельная

работа

Место

педагога

в

современном

обществе.

Психологические

требования

к

личности

педагога.

Общие

и

специальные

способности

педагога.

Индивидуальный

стиль

деятельности

педагога.

6

34

Самостоятельная работа. Личностные психологические характеристики современного учителя.

4

Тема 8.2

Совершенствование

педагогической

деятельности

Самостоятельная

работа

Организация

психологического

самообразования

педагога.

Психология

педагогической саморегуляции. Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Аутотренинг в работе

педагога.

8

Самостоятельная работа. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке педагога.

4

Раздел 9.

Особенности личности и ее функционирования в ситуациях общения.

6

Тема 9.1. Технологии

эффективного общения.

Технологии эффективного общения.

Межличностное общение. Техника понимающего общения. Правила понимающего реагирования. Техника

директивного общения. Приёмы директивного реагирования.

2

1

Тема 9.2.

Поведение и видение

личности другими

людьми.

Самостоятельная работа. Поведение и видение личности другими людьми.

Виды сензитивности. Системный подход в межличностном познании. Субъект межличностного познания.

Возраст национальность. Темперамент. Социальный интеллект. Психическое состояние. Состояние здоровья.

Установки. Профессиональная деятельно

2

1

Тема 9.3

Стереотипизация,

идентификация,

проецирование, эмпатия

во взаимоотношениях с

другими людьми.

Самостоятельная работа. Стереотипизация, идентификация, проецирование, эмпатия во взаимоотношениях

с другими людьми.

Стереотип. Виды стереотипов. Идентификация. Эмпатия. Проецирование.

Самораскрытие личности.

Особенности самораскрытия. Функции самораскрытия. Правила самораскрытия.

Категории риска самораскрытия.

2

1

Раздел 10.

Межличностное взаимодействие и межличностные отношения.

20

35

Тема 10.1. Контексты и

пространство

межличностного

взаимодействия.

Самостоятельная работа. Контексты и пространство межличностного взаимодействия.

Контексты межличностного взаимодействия. Пространство межличностного взаимодействия. Сценарии и

механизмы взаимодействия. Взаимопонимание. Координация. Согласование.

4

2

Тема 10.2.

Социальные ритуалы и

особенности

ритуального поведения.

Самостоятельная работа. Социальные ритуалы и особенности ритуального поведения.

Определение социального ритуала. Функции социальных ритуалов. Особенности ритуального поведения.

Церемония. Обычай.

4

2

Самостоятельная работа: Подготовка сообщения « Социальные ритуалы в различных культурах»

2

2

Тема 10.3 Факторы

личного влияния.

Самостоятельная работа. Факторы личного влияния.

Личное влияние. Типы личного влияния. Социальный интеллект. Личный магнетизм. Фрустрационный тип.

Доверительно-партнёрский тип. Манипулятивная адаптация.

4

2

Практическая работа. Манипуляции в общении.

Определение манипуляции. Средства и механизмы манипулятивного воздействия. Признаки манипуляции.

Механизмы манипуляции. Стороны манипуляции.

2

Тема 10.4 Чувства и

эмоции в общении

Самостоятельная работа. Чувства и эмоции в общении.

Определение чувства, эмоции. Основные характеристики. Организующая функция эмоций. Особенности

эмоционально-чувственных переживаний а межличностном общении. Стратегии и тактики общения.

4

2

36

Раздел 11

Каналы коммуникации и коммуникационные барьеры.

8

Тема 11.1. Речь.

Речевая деятельность.

Самостоятельная работа. Речь. Речевая деятельность. Речевая коммуникация. Речевое общение. Речевой акт.

Речевое поведение. Контекст. Код. Кодирование. Обратная связь. Убеждение.

Речевые игры. Понятие игры. Значение игр. Произвольное поведение. Правила игры. Свойство игр.

Особенности речи в социально-ориентированном общении.

Социально-ориентированное общение. Правила стратегии и тактики речевой коммуникации. Принцип

кооперации. Речь как средство утверждения социального статуса. Форма обращения. Имитация

произношения. Стиль речевого поведения.

6

2

Тема 11.2 Невербальные

средства общения

Практическая работа. Невербальные средства общения.

Невербальное общение. Происхождение невербальных способов общения. Сознательное и бессознательное в

общении с другими людьми. Проблема интерпретации невербального поведения.

2

1

Раздел 12

Конфликт: механизмы действия и разрешения

8

Тема 12.1.

Конфликт в

коммуникации.

Самостоятельная работа. Конфликт в коммуникации.

Определение конфликта. Субъекты конфликта. Источник конфликта. Основание конфликта. Зона конфликта.

Причина. Повод. Объективный повод. Субъективный повод. Претензии. Барьеры общения.

Коммуникативный барьер. Барьер отрицательных эмоций. Барьер восприятия. Барьер взаимопонимания.

4

1

37

Тема 12.2 Дефицитное и

дефектное общение.

Самостоятельная работа. Дефицитное и дефектное общение.

Последствия дефицитного общения. Эмоциональная изоляция. Социальная изоляция. Типы изоляции. Типы

одиночества. Причины возникновения хронического чувства одиночества. Понятие аутистичности. «

Отчуждённость». Аномия. Дефекты общения. Роли в дефектном общении. Тревожность. Ригидность.

Деструктивность. Виды деструктивного общения. Агрессивно-конфликтное взаимодействие.

Инструментальная агрессия. Преднамеренная агрессия. Источники агрессивности. Виды деструктивного

общения. Агрессивно-конфликтное взаимодействие. Инструментальная агрессия. Преднамеренная агрессия.

Источники агрессивности.

4

2

Раздел 13

Социально-психологические механизмы общения

6

Тема 13.1.

Понятие и специфика

социально-

психологических

механизмов общения и

внушения

Самостоятельная работа. Понятие и специфика социально-психологического механизма общения .

Механизм общения. Специфика механизмов общения. Различия механизмов общения. Особенности

механизмов общения. Психическое заражение. Функции заражения. Внушение.

Внушение как объект исследования. Внушение и контрвнушение. Внушение и заражение. Условия

эффективности внушения. Психологическая установка в процессе внушения.

4

2

Тема 13.2

Мода как механизм

человеческого общения

Самостоятельная работа. Мода как механизм человеческого общения.

Социальные факторы динамизма моды. Эпохальные особенности моды. Социально-психологические

механизмы моды. Противоречивость. Мода как форма нетрадиционного поведения. Консерватизм. Мода как

способ защиты, как стимулятор психической активности.

2

2

Раздел 14

Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения

4

38

Тема 14.1.

Понятия и уровни

взаимопонимания

Самостоятельная работа. Понятие и уровни взаимопонимания.

Идентификация как основа и инструмент взаимопонимания. Ограниченность идентификации. Возможности и

границы взаимопонимания. Уровни взаимопонимания. Общение как фактор становления человека.

Условия существования и органическая потребность человека. Общение как фактор существования общности.

Общение как источник информации.

2

2

Тема 14.2

Социальное воспитание.

Самостоятельная работа. Социальное воспитание.

Взаимодействие как характеристика общения. Взаимодействие как физический и духовный контакт. Основные

аспекты социально-психологического взаимодействия.

Групповая дифференциация. Групповая интеграция.

2

2

Раздел 15.

Настроение и поведение человека в ситуациях общения

2

Тема 15.1

Настроение как базовая

категория психологии

общения.

Самостоятельная работа. Настроение как базовая категория психологии общения.

Определение настроения. Настроение и психическое состояние. Настроение и настрой. Структура

настроения. . Классификация настроения. Стресс.

Определение стресса. Структурная составляющая стресса. Системное описание стресса.

Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса.

2

2

39

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Психологии»

Оборудование учебного кабинета:

рабочие места студентами;

рабочее место преподавателя;

стенды тематические;

тумба для хранения печатных пособий.

Технические средства обучения:

проектор;

интерактивная доска.

Учебно-методический комплекс:

рабочая программа, календарно-тематическое планирование;

комплект

инструкционно-

технологических

карт

и

раздаточных

материалов

практических работ.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

1.

Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. –М., 2010.

2.

Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 2010.

3.

Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. – М., 2010.

4.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.,2011.

5.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М., 2010.

6.

Мухина В.С. Детская психология. – М., 2011.

7.

Немов Р.С. Психология: в 3 кн. – М.,2012.

8.

Немов Р.С. Психология: в 2 кн. Кн. 2. – М., 2011.

9.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2012.

10. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. – М., 2012.

11.

Ашмарин Б.А.

Теория и методика исследований в физическом воспитании. – М., 2012.

Дополнительная литература

1.

Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.

– М.,2010.

2.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии. – М., 2011.

3.

Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М., 2010.

4.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. – М., 2010.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

40

Основной

целью

оценки

освоения

учебной

дисциплины

является

оценка

освоенных умений и усвоенных знаний.

Оценка

качества

освоения

учебной

дисциплины включает

текущий

контроль

знаний, промежуточную и итоговую аттестацию студентов.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется

преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,

тестирования,

а

также

выполнения

студентами

индивидуальных

заданий,

проектов,

исследований и других форм.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения

Умения:

1.

применять

знания

психологии

при

решении педагогических задач;

2.

в ы я в л я т ь

и н д и в и д у а л ь н о -

типологиче ские

и

лич но ст ные

особенности воспитанников;

Знания:

1.

особенности психологии как науки,

ее

связь

с

педагогической

наукой

и

практикой;

2.

основы психологии личности;

3.

закономерности

психиче ского

р а з в и т и я

ч е л о в е к а

к а к

с у б ъ е к т а

образовательного

процесса,

личности

и

индивидуальности;

4.

возрастную периодизацию;

5.

в о з р а с т н ы е ,

п о л о в ы е ,

т и п ол о г и ч е с к и е

и

и н д и в и д у а л ь н ы е

особенности

обучающихся,

их

учёт

в

обучении и воспитании;

6.

особенности общения и группового

поведения

в

школьном

и

дошкольном

возрасте;

7.

групповую динамику;

8.

п о н я т и я ,

п р и ч и н ы ,

психологические основы предупреждения и

коррекции

социальной

де задапт ации,

девиантного поведения;

9.

основы психологии творчества.

Текущий контроль в форме:

фронтальный опрос,

практических работ,

выступление с докладом.

Рубежный контроль в форме:

фронтального опроса,

самостоятельных работ.

Промежуточная аттестация в форме:

экзамена

Итоговой аттестацией по дисциплине является________Экзамен_________________

__преподаватель _________ __________________ _Кармышева О.Е.

41



В раздел образования