Автор: Аьдурашидова Хава Исмаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"ЗВЕЗДОЧКА"
Населённый пункт: Тюменская облость г. Новый Уренгой
Наименование материала: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Тема: "Развитие речи "
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы: «Развитие речи средствами театрализованной
деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Абдурашидова Х.И., воспитатель
Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно
в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что
надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,
придумывать - вот, что необходимо ребёнку».
Выразительность
речи
развивается
в
течение
всего
дошкольного
возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной
речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей
старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи
я, как педагог, создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы
проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в
обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних
слушателей.
Кроме
того,
при
обучении
детей
средствам
речевой
выразительности
использую
знакомые
и
любимые
сказки,
которые
концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского
языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с
богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок
позволяет
научить
детей
пользоваться
разнообразными
выразительными
средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).
Это
инсценировка
“Вежливые
слова”,
мини
–
сценка
“Брусничка”,
театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается
развитие монологической и диалогической речи: инсценируем произведение
“На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, ставили спектакль по сказке К. И.
Чуковского “Муха-цокотуха”, разъигрывали поролевое исполнение народного
произведения “Петушок – голосистое горлышко” посредством кукольного
театра.
В своей группе, также часто использую:
1.Чтение
и
совместный
анализ
сказок.
Сначала
я
провожу
беседу,
направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю
героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя
с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в
«специальное»
зеркало,
которое
позволяет
видеть
себя
в
различные
моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании
перед ним различных эмоциональных состояний.
3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты
характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных
качеств и мотивов действий персонажей.
4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей
событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного
смысла изображаемых событий.
6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на
усвоение
нравственных
правил
и
постановку
нравственных
задач
в
свободной деятельности детей после занятия.
7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.
В процессе работы над ролью использую следующие приемы:
-составление словесного портрета героя;
- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,
друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных
инсценировкой;
-анализ придуманных поступков;
-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных
действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,
мимики, интонации.
Таким
образом,
работа
над
театрализацией
сказок
способствует
не
только пополнению знаний и умений, но является средством формирования
общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного
поведения в различных ситуациях. Инсценированные сказки очень увлекает
детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют
самостоятельно,
наряжаясь
и
обыгрывая
ту
или
иную
сценку.
Речь
их
становится
более
выразительной,
грамотной.
Они
начинают
использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в
бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Активно вовлекаю родителей в данный процесс: они являются активными
помощниками
в
пополнении
развивающей
среды:
занимаются
пошивом
костюмов для кукольного театра, обогащают картотеку театрализованными
играми (или оказывают помощь в ее эстетическом оформлении).
В перспективе на учебный год – устроить конкурс семейного творчества
на сочинение лучшей сказки (таким образом привлеку и родителей, и детей к
единому творческому досугу, способствующую развитию речи и фантазии, а
затем устроим театрализованную инсценировку лучшей авторской сказки,
считаю
данная
форма
работы
мотивирует
и
подогревает
интерес
воспитанников к данному виду, (несомненно развивающей) деятельности и
индивидуализирует образовательный процесс. Спасибо за внимание!