Напоминание

"Развитие речи "


Автор: Аьдурашидова Хава Исмаиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"ЗВЕЗДОЧКА"
Населённый пункт: Тюменская облость г. Новый Уренгой
Наименование материала: «Развитие речи средствами театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте»
Тема: "Развитие речи "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы: «Развитие речи средствами театрализованной

деятельности в старшем дошкольном возрасте»

Абдурашидова Х.И., воспитатель

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно

в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что

надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять,

придумывать - вот, что необходимо ребёнку».

Выразительность

речи

развивается

в

течение

всего

дошкольного

возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной

речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей

старшего дошкольного возраста. Для развития выразительной стороны речи

я, как педагог, создаю такие условия, в которых каждый ребенок мог бы

проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не, только в

обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних

слушателей.

Кроме

того,

при

обучении

детей

средствам

речевой

выразительности

использую

знакомые

и

любимые

сказки,

которые

концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского

языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с

богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок

позволяет

научить

детей

пользоваться

разнообразными

выразительными

средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Это

инсценировка

“Вежливые

слова”,

мини

сценка

“Брусничка”,

театрализованные игры “Листопад”, “Кто колечко найдет”). Продолжается

развитие монологической и диалогической речи: инсценируем произведение

“На базаре”, “В гостях у Мойдодыра”, ставили спектакль по сказке К. И.

Чуковского “Муха-цокотуха”, разъигрывали поролевое исполнение народного

произведения “Петушок – голосистое горлышко” посредством кукольного

театра.

В своей группе, также часто использую:

1.Чтение

и

совместный

анализ

сказок.

Сначала

я

провожу

беседу,

направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю

героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя

с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в

«специальное»

зеркало,

которое

позволяет

видеть

себя

в

различные

моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании

перед ним различных эмоциональных состояний.

3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты

характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных

качеств и мотивов действий персонажей.

4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей

событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного

смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на

усвоение

нравственных

правил

и

постановку

нравственных

задач

в

свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

-составление словесного портрета героя;

- фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями,

друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

-сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных

инсценировкой;

-анализ придуманных поступков;

-работа над сценической выразительностью: определение целесообразных

действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке,

мимики, интонации.

Таким

образом,

работа

над

театрализацией

сказок

способствует

не

только пополнению знаний и умений, но является средством формирования

общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного

поведения в различных ситуациях. Инсценированные сказки очень увлекает

детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют

самостоятельно,

наряжаясь

и

обыгрывая

ту

или

иную

сценку.

Речь

их

становится

более

выразительной,

грамотной.

Они

начинают

использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем — в

бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Активно вовлекаю родителей в данный процесс: они являются активными

помощниками

в

пополнении

развивающей

среды:

занимаются

пошивом

костюмов для кукольного театра, обогащают картотеку театрализованными

играми (или оказывают помощь в ее эстетическом оформлении).

В перспективе на учебный год – устроить конкурс семейного творчества

на сочинение лучшей сказки (таким образом привлеку и родителей, и детей к

единому творческому досугу, способствующую развитию речи и фантазии, а

затем устроим театрализованную инсценировку лучшей авторской сказки,

считаю

данная

форма

работы

мотивирует

и

подогревает

интерес

воспитанников к данному виду, (несомненно развивающей) деятельности и

индивидуализирует образовательный процесс. Спасибо за внимание!



В раздел образования