Напоминание

"Игра в жизни ребёнка дошкольника" "Игры нашего детства"


Автор: Мельникова Марта Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида "Изумрудный город"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра в жизни ребёнка дошкольника" "Игры нашего детства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Игра в жизни ребёнка дошкольника»

«Игры нашего детства»

Игра – это огромное светлое окно

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный

поток

представлений,

понятий

об окружающем мире.

В.А. Сухомлинский

Гиподинамия - что это такое?

Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой

потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно

важно в раннем и дошкольном детстве, когда формируются все основные

системы и функции организма.

Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым.

Недаром говорят - движение это жизнь. Движение - это предупреждение

разных болезней, в первую очередь тех, что связаны с сердечно - сосудистой,

дыхательной и нервной системами. Иными словами - можно сказать, что

движение это эффективное лечебное средство.

Развитость движений - один из показателей правильного нервно -

психического развития в раннем возрасте. Двигаясь, ребёнок познаёт

окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.

Движения - важное средство воспитания.

К.Д. Ушинский подчёркивал роль движений в овладении ребёнком

родного языка.

Врач и педагог В. Гориневский в результате глубоких медицинских

исследований пришёл к выводу, что недостаток движений не только

отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную

работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к

окружающему.

Игры с движениями дают детям яркие минуты чудесного человеческого

общения, развивают опыт поведения. Игра - жизненная потребность ребёнка.

Игры занимают важное место в жизни ребёнка - дошкольника, они являются

главным средством воспитания дошкольников.

Среди всего разнообразия игр следует особо выделить подвижные

игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные

двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и

направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед

детьми взрослыми или самими играющими.

Подвижные игры и упражнения имеют большое значение для

всестороннего, гармоничного развития детей.

Согласны ли Вы с этими суждениями, если ДА, то поставьте знак «+»:

1.

Участие детей в игровых заданиях и подвижных играх позволяет

осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге,

прыжках, равновесии, лазанье, метании.

2.

В процессе подвижных игр происходит формирование у детей

способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в

собственных силах.

3.

Игры помогают ребёнку преодолеть робость, застенчивость.

4.

В играх вырабатываются элементарные умения ориентироваться в

пространстве, согласовывать свои движения с движениями других

детей, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим,

действовать по сигналу.

5.

Подвижные игры увеличивают двигательную активность детей в

течение дня.

6.

Активные двигательные действия во время игр при эмоциональном

подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно -

мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря

чему происходит улучшение обмена веществ в организме и

соответствующая тренировка функций различных систем и органов.

7.

Активная двигательная деятельность на свежем воздухе благотворно

влияет на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит,

укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость

организма различным заболеваниям.

8.

Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность,

внимание, умение управлять своими движениями, способствует

проявлению волевых умений.

9.

Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают

детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях

окружающего мира, повадках и особенностях движений различных

животных и птиц, их крикам и т.д.

10.Подвижные игры создают дополнительные возможности общения

детей со сверстниками и взрослыми. Создают условия для радостных

эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские

взаимоотношения и умение действовать в коллективе.

11.Подвижные игры способствуют развитию речи и обогащению словаря.

Мини анкета для родителей.

Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?

Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые играете вместе с

ребёнком.

Помните ли Вы считалочки, напишите их?

Знает ли ваш ребёнок считалочки?

Кто его научил этому? (родители дома, в детском саду, сверстники…)

А вот, что говорят наши дети? (Результаты интервьюирования детей

группы)

(Вопросы: Любишь ли ты играть? Играют ли дома с тобой родители?

В какие игры любишь играть? В какие подвижные игры играешь дома?

Какие считалочки знаешь, расскажи? Учишь ли ты дома с родителями

считалочки?)

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни

современных детей. А ведь эти игры учили детей находить общий язык,

помогали им решать спорные и конфликтные вопросы. Они давали детям

возможность познавать самого себя, учили соблюдать определённые правила

и доставляли при этом огромную радость.

Скажите, кто из Вас прыгал через резиночку, играл в классики,

салки?

А играют ли в эти игры наши дети?

Одни дети с ранних лет нацеливаются родителями на обучение, другие

просиживают всё свободное время у телевизора или компьютера, при этом

лишают себя радости движений и живого общения со сверстниками. Кого-то

родители не выпускают во двор, опасаясь за их безопасность.

Для себя мы должны определиться, каким же мы хотим видеть своего

ребёнка, чему отдаём предпочтение в воспитании и развитии малыша.

Пожалуйста, напишите на каждом лепестке цветка, каким бы Вы

хотели видеть своего ребёнка?

Игры с родителями - неотъемлемая часть развития детей. Польза от

этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения,

совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают

детей и родителей.

Помните, что для ребёнка игра - это «единственный способ

освободиться от роли ребёнка, оставаясь ребёнком», так же, как и для

взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми».

Ребёнку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли

мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие-то игры запомнились, а

другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь,

необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить

преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т.е.

из поколения в поколение. При этом важно не только рассказать и научить

играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними.

Какие игры своего детства Вы помните, назовите их? (игра с

мячом). Давайте вспомним некоторые из них.

Чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может

быть, тогда и у вашего ребёнка появятся счастливые секреты и радость

настоящей детской дружбы.

Во что играли с вами родители в детстве во время прогулок на

природу?

Отправляясь с друзьями на очередной пикник, выезжая летом на отдых

за город, имейте в запасе несколько весёлых игр, в которые могут играть

вместе с детьми взрослые. Вот тогда отдых превратится в настоящий

большой праздник общения родителей с ребёнком, который запомнится

надолго.

Любая семья, выезжая в лес, берёт с собой мячик. Часто он бывает не

востребован. А ведь существует множество весёлых игр с мячом, которые

будут по силам детворе. Ведь даже простой футбол доставит ребёнку много

радости, если в роли вратаря выступит любая мама. Для малышей подойдут

такие игры, где мячик нужно ловить, а не отбивать.

Например: «Передача мяча по кругу», «Догонялки с мячом»,

«Штандер - стоп», «Пляжный волейбол» и т.д.

А также такие игры, как «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Испорченный

телефон».

Дети с удовольствием в жаркий летний день будут играть с водой и

песком. Они могут построить разнообразные песчаные замки и вырыть

глубокие колодцы и траншеи. Помогите им в этом.

С детьми также можно устроить конкурс «брызгалок», соорудив их

из пластиковых бутылок.

Игры на «Водную тематику».

«Лягушки»

Всем сесть в кружок. Посередине - водящий с закрытыми глазами.

Игроки говорят:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара,

Закричала…ква-ква.

(В этот момент кто-то из сидящих в круге говорит: «Ква-ква!»). Водящий

должен узнать его по голосу.

«Щуки и лягушата»

Выбирается щука. Для маленьких лягушат на земле рисуются кружки –

домики. Лягушата резвятся, а с появлением щуки прячутся в домики.

Пойманные лягушата становятся щуками и участвуют в охоте. После каждой

«охоты» домик на песке стирается. «Лягушатам» приходится по несколько

человек ютиться в маленьком домике.

«Праздник шишек»

Что это такое? Да, это, конечно, весёлые и интересные игры с

шишками, которые лежат в лесу у нас под ногами и с которыми можно весело

и интересно поиграть. Хорошо для этого подходят сосновые шишки.

В какие игры с шишками можно поиграть с ребёнком?

Попади шишкой в ведро.

Попади шишкой в цель.

Кто дальше всех бросит шишку.

«Меткий стрелок». Шишкой сбить с пенька пластиковую бутылку.

«Верный глаз» - выкопать в земле по одной линии три небольшие ямки

на расстоянии двух-трёх шагов одна от другой. Попавший в первую

лунку бросает шишку во вторую и т.д. самый меткий стрелок получает

приз и звание «Верный глаз».

«Пятнашки на верёвочке». На земле чертится круг с радиусом,

равным длине верёвки. Верёвка привязывается свободно к дереву.

Внутри круга разбрасывается несколько десятков шишек. Один игрок

«охраняет сокровища». Он держится рукой за верёвку, а другой

старается «осалить» игроков, которые пытаются собрать шишки из

круга. Кто попался – выходит из игры или становится «пятнашкой».

«Угадай на ощупь, сколько шишек в мешочке». Затем шишки

высыпаются и пересчитываются.

Кто больше принесёт шишек? Каждый берёт столько шишек в руки,

сколько может донести. Затем «улов» каждого пересчитывается. У кого

больше, тот и победил.

Так давайте дарить радость себе и детям. В наших силах больше играть

и общаться со своим ребёнком.

Решение родительского собрания

Поддержать работу детского сада по обучению детей народным

подвижным играм.

Познакомить ребёнка с играми своего детства. Поиграть в них всей

семьёй и с друзьями ребёнка.

Принести фотоснимки «Подвижные игры в семье».

Игры нашего детства

Игра «Картошка»

Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его.

Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра

продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося».

Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга.

«Освобождённый» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре.

Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то

это удаётся, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший

мяч, занимает их место.

«Классические классики» - вариантов множество.

Но в основном играли так: расчерчивали игровое поле из 10 клеток

размером 30х30 и нумеровали от 1 до 5, второй столбик - от 6 до 10. Главное

в «классиках» - хорошая бита. Её делали из коробочек от леденцов или

обувного крема. Иногда биту заменял камешек. Играющий бросал биту «в

первый класс» - клеточку с цифрой «1». Его задача заключалась в том, чтобы,

прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классикам и выбить с игрового

поля. Если всё проходило успешно, то он переходил в следующий класс.

Выигрывал тот, кто проходил первым все классы.

«Краски»

Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был

«покупателем», другой - «продавцом», все остальные - «краски». Каждая

«краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и

продавец» садились на скамью. И тут же приходил покупатель: «Тук-тук!»

«Кто там?»,- спрашивал продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришёл?» «За

краской», «За какой?». Назывался определённый цвет краски. Если её не

было, «продавец» отвечал: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!»

«Покупатель» делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской.

Если же краска присутствовала, «продавец» говорил: «Есть такая. Плати 100

рублей». «Покупатель» «расплачивался» - хлопая нужное количество раз по

ладошке, «краска» вскакивала и убегала. «Покупатель» старался поймать

«краску», если получалось - «краска» становилась «покупателем».

«Тише едешь - дальше будешь»

На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - «старт» и

«финиш».

На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он

произносит фразу: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!». За это

время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив

говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры,

которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию

старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится

водящим.

«Вышибалы»

Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки.

Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот,

до кого дотрагивался летящий мяч, выходил из игры. Когда все игроки были

выбиты, игра начиналась сначала.

«Казаки - разбойники»

Захватывающая игра, которая была настоящим приключением, азартной

погоней. Участники делились на две команды. Одна команда «разбойники»

убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая - старалась их найти и

догнать.



В раздел образования