Автор: Мельникова Марта Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №19 "Детский сад комбинированного вида "Изумрудный город"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра в жизни ребёнка дошкольника" "Игры нашего детства"
Раздел: дошкольное образование
«Игра в жизни ребёнка дошкольника»
«Игры нашего детства»
Игра – это огромное светлое окно
через которое в духовный мир ребёнка
вливается живительный
поток
представлений,
понятий
об окружающем мире.
В.А. Сухомлинский
Гиподинамия - что это такое?
Физиологи считают движение врождённой, жизненно необходимой
потребностью человека. Полное удовлетворение в движениях особенно
важно в раннем и дошкольном детстве, когда формируются все основные
системы и функции организма.
Врачи утверждают: без движений ребёнок не может вырасти здоровым.
Недаром говорят - движение это жизнь. Движение - это предупреждение
разных болезней, в первую очередь тех, что связаны с сердечно - сосудистой,
дыхательной и нервной системами. Иными словами - можно сказать, что
движение это эффективное лечебное средство.
Развитость движений - один из показателей правильного нервно -
психического развития в раннем возрасте. Двигаясь, ребёнок познаёт
окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.
Движения - важное средство воспитания.
К.Д. Ушинский подчёркивал роль движений в овладении ребёнком
родного языка.
Врач и педагог В. Гориневский в результате глубоких медицинских
исследований пришёл к выводу, что недостаток движений не только
отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную
работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к
окружающему.
Игры с движениями дают детям яркие минуты чудесного человеческого
общения, развивают опыт поведения. Игра - жизненная потребность ребёнка.
Игры занимают важное место в жизни ребёнка - дошкольника, они являются
главным средством воспитания дошкольников.
Среди всего разнообразия игр следует особо выделить подвижные
игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные
двигательные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры и
направлены на достижение определённой условной цели, поставленной перед
детьми взрослыми или самими играющими.
Подвижные игры и упражнения имеют большое значение для
всестороннего, гармоничного развития детей.
Согласны ли Вы с этими суждениями, если ДА, то поставьте знак «+»:
1.
Участие детей в игровых заданиях и подвижных играх позволяет
осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге,
прыжках, равновесии, лазанье, метании.
2.
В процессе подвижных игр происходит формирование у детей
способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в
собственных силах.
3.
Игры помогают ребёнку преодолеть робость, застенчивость.
4.
В играх вырабатываются элементарные умения ориентироваться в
пространстве, согласовывать свои движения с движениями других
детей, находить своё место в колонне, в кругу, не мешая другим,
действовать по сигналу.
5.
Подвижные игры увеличивают двигательную активность детей в
течение дня.
6.
Активные двигательные действия во время игр при эмоциональном
подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно -
мышечной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, благодаря
чему происходит улучшение обмена веществ в организме и
соответствующая тренировка функций различных систем и органов.
7.
Активная двигательная деятельность на свежем воздухе благотворно
влияет на общее состояние здоровья детей: улучшает аппетит,
укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость
организма различным заболеваниям.
8.
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность,
внимание, умение управлять своими движениями, способствует
проявлению волевых умений.
9.
Подвижные игры благодаря многообразию их содержания помогают
детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях
окружающего мира, повадках и особенностях движений различных
животных и птиц, их крикам и т.д.
10.Подвижные игры создают дополнительные возможности общения
детей со сверстниками и взрослыми. Создают условия для радостных
эмоциональных переживаний детей, воспитывают у них дружеские
взаимоотношения и умение действовать в коллективе.
11.Подвижные игры способствуют развитию речи и обогащению словаря.
Мини анкета для родителей.
Играете ли Вы с ребёнком в подвижные игры?
Назовите, пожалуйста, подвижные игры, в которые играете вместе с
ребёнком.
Помните ли Вы считалочки, напишите их?
Знает ли ваш ребёнок считалочки?
Кто его научил этому? (родители дома, в детском саду, сверстники…)
А вот, что говорят наши дети? (Результаты интервьюирования детей
группы)
(Вопросы: Любишь ли ты играть? Играют ли дома с тобой родители?
В какие игры любишь играть? В какие подвижные игры играешь дома?
Какие считалочки знаешь, расскажи? Учишь ли ты дома с родителями
считалочки?)
Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни
современных детей. А ведь эти игры учили детей находить общий язык,
помогали им решать спорные и конфликтные вопросы. Они давали детям
возможность познавать самого себя, учили соблюдать определённые правила
и доставляли при этом огромную радость.
Скажите, кто из Вас прыгал через резиночку, играл в классики,
салки?
А играют ли в эти игры наши дети?
Одни дети с ранних лет нацеливаются родителями на обучение, другие
просиживают всё свободное время у телевизора или компьютера, при этом
лишают себя радости движений и живого общения со сверстниками. Кого-то
родители не выпускают во двор, опасаясь за их безопасность.
Для себя мы должны определиться, каким же мы хотим видеть своего
ребёнка, чему отдаём предпочтение в воспитании и развитии малыша.
Пожалуйста, напишите на каждом лепестке цветка, каким бы Вы
хотели видеть своего ребёнка?
Игры с родителями - неотъемлемая часть развития детей. Польза от
этого огромная. Кроме укрепления здоровья и хорошего настроения,
совместные игры способствуют улучшению взаимоотношений, сближают
детей и родителей.
Помните, что для ребёнка игра - это «единственный способ
освободиться от роли ребёнка, оставаясь ребёнком», так же, как и для
взрослого «единственный способ снова стать детьми, оставаясь взрослыми».
Ребёнку будет интересно узнать о детстве родителей, во что играли
мама и папа, бабушка и дедушка. Наверняка, какие-то игры запомнились, а
другие забылись. А для того, чтобы возродить и дать им вторую жизнь,
необходимо научить детей играть в эти игры. Тем самым восстановить
преемственность, когда правила передавались от старших ребят младшим, т.е.
из поколения в поколение. При этом важно не только рассказать и научить
играть, но и организовать детей на игру, поиграть вместе с ними.
Какие игры своего детства Вы помните, назовите их? (игра с
мячом). Давайте вспомним некоторые из них.
Чаще играйте со своими детьми, передавайте им свой опыт, может
быть, тогда и у вашего ребёнка появятся счастливые секреты и радость
настоящей детской дружбы.
Во что играли с вами родители в детстве во время прогулок на
природу?
Отправляясь с друзьями на очередной пикник, выезжая летом на отдых
за город, имейте в запасе несколько весёлых игр, в которые могут играть
вместе с детьми взрослые. Вот тогда отдых превратится в настоящий
большой праздник общения родителей с ребёнком, который запомнится
надолго.
Любая семья, выезжая в лес, берёт с собой мячик. Часто он бывает не
востребован. А ведь существует множество весёлых игр с мячом, которые
будут по силам детворе. Ведь даже простой футбол доставит ребёнку много
радости, если в роли вратаря выступит любая мама. Для малышей подойдут
такие игры, где мячик нужно ловить, а не отбивать.
Например: «Передача мяча по кругу», «Догонялки с мячом»,
«Штандер - стоп», «Пляжный волейбол» и т.д.
А также такие игры, как «Кошки-мышки», «Ручеёк», «Испорченный
телефон».
Дети с удовольствием в жаркий летний день будут играть с водой и
песком. Они могут построить разнообразные песчаные замки и вырыть
глубокие колодцы и траншеи. Помогите им в этом.
С детьми также можно устроить конкурс «брызгалок», соорудив их
из пластиковых бутылок.
Игры на «Водную тематику».
«Лягушки»
Всем сесть в кружок. Посередине - водящий с закрытыми глазами.
Игроки говорят:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара,
Закричала…ква-ква.
(В этот момент кто-то из сидящих в круге говорит: «Ква-ква!»). Водящий
должен узнать его по голосу.
«Щуки и лягушата»
Выбирается щука. Для маленьких лягушат на земле рисуются кружки –
домики. Лягушата резвятся, а с появлением щуки прячутся в домики.
Пойманные лягушата становятся щуками и участвуют в охоте. После каждой
«охоты» домик на песке стирается. «Лягушатам» приходится по несколько
человек ютиться в маленьком домике.
«Праздник шишек»
Что это такое? Да, это, конечно, весёлые и интересные игры с
шишками, которые лежат в лесу у нас под ногами и с которыми можно весело
и интересно поиграть. Хорошо для этого подходят сосновые шишки.
В какие игры с шишками можно поиграть с ребёнком?
Попади шишкой в ведро.
Попади шишкой в цель.
Кто дальше всех бросит шишку.
«Меткий стрелок». Шишкой сбить с пенька пластиковую бутылку.
«Верный глаз» - выкопать в земле по одной линии три небольшие ямки
на расстоянии двух-трёх шагов одна от другой. Попавший в первую
лунку бросает шишку во вторую и т.д. самый меткий стрелок получает
приз и звание «Верный глаз».
«Пятнашки на верёвочке». На земле чертится круг с радиусом,
равным длине верёвки. Верёвка привязывается свободно к дереву.
Внутри круга разбрасывается несколько десятков шишек. Один игрок
«охраняет сокровища». Он держится рукой за верёвку, а другой
старается «осалить» игроков, которые пытаются собрать шишки из
круга. Кто попался – выходит из игры или становится «пятнашкой».
«Угадай на ощупь, сколько шишек в мешочке». Затем шишки
высыпаются и пересчитываются.
Кто больше принесёт шишек? Каждый берёт столько шишек в руки,
сколько может донести. Затем «улов» каждого пересчитывается. У кого
больше, тот и победил.
Так давайте дарить радость себе и детям. В наших силах больше играть
и общаться со своим ребёнком.
Решение родительского собрания
Поддержать работу детского сада по обучению детей народным
подвижным играм.
Познакомить ребёнка с играми своего детства. Поиграть в них всей
семьёй и с друзьями ребёнка.
Принести фотоснимки «Подвижные игры в семье».
Игры нашего детства
Игра «Картошка»
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его.
Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра
продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося».
Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга.
«Освобождённый» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре.
Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то
это удаётся, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший
мяч, занимает их место.
«Классические классики» - вариантов множество.
Но в основном играли так: расчерчивали игровое поле из 10 клеток
размером 30х30 и нумеровали от 1 до 5, второй столбик - от 6 до 10. Главное
в «классиках» - хорошая бита. Её делали из коробочек от леденцов или
обувного крема. Иногда биту заменял камешек. Играющий бросал биту «в
первый класс» - клеточку с цифрой «1». Его задача заключалась в том, чтобы,
прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классикам и выбить с игрового
поля. Если всё проходило успешно, то он переходил в следующий класс.
Выигрывал тот, кто проходил первым все классы.
«Краски»
Одна из любимых игр нашего детства. Один из игроков был
«покупателем», другой - «продавцом», все остальные - «краски». Каждая
«краска» загадывала себе свой цвет и сообщала его «продавцу». «Краски и
продавец» садились на скамью. И тут же приходил покупатель: «Тук-тук!»
«Кто там?»,- спрашивал продавец. «Я, покупатель». «Зачем пришёл?» «За
краской», «За какой?». Назывался определённый цвет краски. Если её не
было, «продавец» отвечал: «Такой нет. Скачи по дорожке на одной ножке!»
«Покупатель» делал круг на одной ножке и возвращался за новой краской.
Если же краска присутствовала, «продавец» говорил: «Есть такая. Плати 100
рублей». «Покупатель» «расплачивался» - хлопая нужное количество раз по
ладошке, «краска» вскакивала и убегала. «Покупатель» старался поймать
«краску», если получалось - «краска» становилась «покупателем».
«Тише едешь - дальше будешь»
На расстоянии 30 метров друг от друга отчерчивается две линии - «старт» и
«финиш».
На старте стоят игроки, спиной к ним на финише стоит водящий. Он
произносит фразу: «Тише едешь - дальше будешь. Раз, два, три!». За это
время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Закончив
говорить, «водящий» быстро поворачивается и осматривает участников игры,
которые должны замереть. Тот, кто пошевелился, отправляется за линию
старта. Побеждает игрок, первым добравшийся до старта. Он и становится
водящим.
«Вышибалы»
Все игроки, кроме двух, становились в шеренгу в центре площадки.
Они, перебрасывая мяч друг другу, должны были выбить всех игроков. Тот,
до кого дотрагивался летящий мяч, выходил из игры. Когда все игроки были
выбиты, игра начиналась сначала.
«Казаки - разбойники»
Захватывающая игра, которая была настоящим приключением, азартной
погоней. Участники делились на две команды. Одна команда «разбойники»
убегала, оставляя стрелки по пути следования. Другая - старалась их найти и
догнать.