Автор: Ламетова Раиса Зайнудиновна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МКОУ ГСОШ №1 С,Стальского района
Населённый пункт: С,Стальский район,с Герейхановское,1отд,
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: «Толерантность–ценностная составляющая личности»
Раздел: полное образование
Тренинг для школьников 10-11 классов:
«Толерантность-ценностная составляющая личности»
Цель: учить учеников проявлять толерантность к мнению, взглядам, поведению
других людей; определять значение толерантности в жизни людей и в обществе;
развивать умение выражать собственное мнение; усваивать навыки толерантного
поведения; воспитывать терпимое отношение к другим.
Ожидаемые результаты:
- ученики смогут толковать значение ключевых терминов: вежливость, доброта,
уважение, человечность, толерантность;
- ученики смогут рассказывать, почему терпимость является условием сохранения
мира;
- ученики смогут достигать компромисса в конфликтных ситуациях.
Форма проведения: беседа-тренинг.
Время - 45 мин. Возрастные категории - 16-17 лет
1. Игра «Фигуры»
Условие:
все
указания
выполняются
сразу,
без
дополнительных
объяснений.
Ученикам
предлагается
придерживаться
одинаковых
инструкций,
работая
с
одинаковыми листами бумаги. Разделить лист на 4 части, срезать верхний правый
угол, составить фигуру пополам, закруглить ножницами острый угол, составить
фигуру пополам, отрезать прямой угол, развернуть лист, рассмотреть полученную
фигуру. С чем она ассоциируется? Почему полученные фигуры отличаются, все же
выполняли одинаковые действия?
Учитель. Фигуры, полученные в результате упражнения, получились разными, ибо
все
мы
разные.
Каждое
произнесенное
слово
по-разному
воспринимается
и
пробуждает в нас различные эмоции и реакции. От того, что фигуры неодинаковые,
общая картина только выиграет - она становится более разнообразной. Так же
различаются
люди
-
внешностью
(раса,
кожа,
пол,
возраст,
фигура
и
т.д.)
и
внутренним миром (характер, мировоззрение, вера, политические взгляды, культура,
образование и т.д.). Доброта, вежливость, человечность, как и другие качества, более
или
менее
присущи
каждому
человеку.
Различия,
которые
существуют
между
людьми, является предметом личностного обогащения каждого из нас. Качество
общества
зависит
от
того,
как
уживаются
друг
с
другом
люди,
которые
его
составляют, от того, насколько они воспринимают друг друга, учатся друг у друга и
поддерживают друг друга ради общей цели
- непрерывного улучшения материального и морального комфорта каждого.
2. Мини-лекция «Толерантность, что это?»
Учитель. Понятие толерантность является синонимом слова терпимость, именно
так оно звучит на латинском. Толерантность людей является важнейшей условием
мира и согласия в семье, коллективе и обществе. Ведь социальные взаимоотношения
постоянно меняются, порождая то гармонию, то предпочтение. У разных людей -
разные взгляды на жизнь, труд, любовь и т.д. Всегда ли мы уважаем мнения, взгляды
других?
Как
надо
уважать
других?
Надо
стремиться,
чтобы
другой
человек
воспринимал ваши взгляды?
В условиях социального разнообразия очень важно установить культуру мира, что
невозможно
без
действенного
воспитания,
основанного
на
принципах
толерантности.
Отсутствие
самоконтроля,
понимания
другого,
презрение,
подозрительность,
недоверие, эгоизм, эмоциональная неуравновешенность-порождают конфликты и
напряженность,
лишают
пространство
межличностных
отношений
чувство
защищенности и безопасности.
Толерантность включает не только уважение к другим и признание равенства прав,
но и отказ от принудительного и подавляющего доминирования.
Учитель. Объясните высказывания выдающихся людей о толерантности (работа
в группах)
- Достоинство человека заключается в том, чтобы любить тех, кто его обижает.
(Марк Аврелий)
-
Нам
нужны
реформы,
а
не
революции.
Нам
нужно
толерантное
общество.
(А.Сахаров)
Учитель. Следовательно, толерантность - это искусство жить в мире непохожих
людей и идей.
3.Работа в парах.
Ученикам раздаются листы с перечнем таких признаков толерантности:
Терпимость
Участливость
Понимание другого
Душевность
Ученики определяют, в какой степени каждый из показателей присущ их коллективу,
оценивая индикаторы по следующей шкале: 1 балл (нет, никогда), 2 балла (редко), 3
балла
(часто),
4
балла
(постоянно).
Учитель
подсчитывает
сумму
баллов
и
определяет «температуру» толерантности, предлагает учащимся разработать пути
преодоления, чтобы коллектив стал толерантным и средой, комфортабельной для
всех.
Учитель. Формированию толерантности способствуют:
- знания;
- открытость;
- общение;
- свобода мысли, совести и убеждений.
Учитель.
В
коллективе
толерантность
состоит
из
способности
каждого
быть
толерантным. Определим в чем мы похожи.
4. Упражнение «Чем мы похожи?»
Участники садятся по кругу. Учитель выбирает среди учеников одного с какой-то
реальной или мнимой схожестью со своими чертами и приглашает его в центр круга.
Выбранный обращается к кому-либо из участников таким же образом. Но по другим
факторам. Так продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся в кругу.
5. Упражнение «Комплименты»
Учитель предлагает участникам говорить друг другу комплименты, бросая при этом
мяч: один бросает мяч другому и говорит ему комплимент, другой, поймав мяч,
бросает его тому, кому он хочет сказать комплимент, и так далее.
6. Упражнение «Я так думаю»
Учитель. Как вы думаете: чувство юмора и способность посмеяться над своими
слабыми сторонами присущи толерантному человеку?
(Заслушиваются мнения учеников)
Учитель. Толерантный человек знает и оценивает себя. Его доброе отношение к себе
сосуществует с позитивным и доброжелательным отношением к другим.
7. Упражнение «Продолжи предложение»
Учитель. Следовательно, толерантность - это...
Образцы ответов: искусство жить в мире непохожих людей и идей; уступчивость;
активная позиция, вызванная признанием прав и свобод человечества; борьба за
сохранение мира
8. Беседа с учащимися
Учитель.
Я
вас
приглашаю
к
общению
и
взаимодействию.
Предлагаю
вам
ознакомиться с правилами и секретами эффективного общения:
- говори так, чтобы тебя услышали;
- слушай так, чтобы понять о чем идет речь;
-
создавай
условия
для
того,
чтобы
ситуация
вокруг
процесса
общения
способствовала коммуникации;
- выражай свои чувства, не унижая другого человека.
Вопрос:
Что было бы, если бы все люди думали одинаково? Насколько важным и актуальным
является воспитание чувства толерантности в нашем обществе?
Могут ли различия между людьми стать причиной насилия и жестокости?
Из приведенных проблем определите ту, что, по вашему мнению, является самой
главной и влечет порождение зла и насилия: социальные различия, возраст, разные
взгляды, религия, внешность, национальность, расовая принадлежность, родители и
дети.
Что нужно сделать, чтобы достичь мира в обществе?
Какими
качествами
должна
обладать
личность,
которая
стремится
быть
толерантной?
Заключительная часть
Учитель. Для того, чтобы достичь успеха в собственной жизни, не нужно тратить
силы на конфликты, «бытовые войны», каждому целесообразно сформировать в
себе толерантность как черту характера. Для этого необходимо:
- быть готовыми к тому, что все люди разные - не лучшие и худшие, а просто разные;
- научиться воспринимать людей такими, какими они есть, не пытаясь изменить в
них то, что нам не нравится;
- ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения
независимо от того, совпадают ли они с нашими;
- хранить «собственное лицо», найти себя и при любых обстоятельствах оставаться
самим собой.
Учитель.
У
нас
есть
цветок
«толерантности»,
но
он
без
лепестков.
Соберите
лепестки толерантности -
черты
и
синонимы
толерантности
(мудрость,
чуткость,
доброжелательность,
ответственность,
терпимость,
взаимоуважение,
объективность,
неравнодушие...).
(Ученики делают надписи и прикрепляют лепестки.)
Учитель.
Благодарю
за
сотрудничество.
Желаю
вам
взаимопонимания
и
взаимоуважения, мира и согласия.