Автор: Суслова Ирина Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №88
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Хороший Мир Агнии Барто"
Раздел: среднее образование
«Потому что он хороший»… Творческая мастерская. « Учимся писать
стихи» (Мероприятие, посвященное юбилею Агнии Львовны Барто).
5 класс.
Цели:
- на примере творчества А.Л. Барто показать ребятам, как нужно свой
поэтический дар отдавать людям, возбуждая в них самые добрые мысли;
- способствовать приобщению к миру прекрасного через создание
собственных строчек.
Задачи: познакомиться с поэтическими понятиями и с некоторыми
законами стихосложения.
Участники: учащиеся, родители, педагоги.
Оборудование:
- портрет поэтессы Агнии Барто, эпиграф «Потому что он хороший»,
карточки с определениями: строфа, рифма, ритм, детали интерьера начала 20
века, костюмы, музыкальное сопровождение. Кадры или фотографии старой
Москвы, репродукции.
Ход мероприятия:
Кадры старой Москвы. Звучит звук шарманки - появляется шарманщик-
маленькая девочка восхищенно следит за ним.
Ведущая:
-
я родилась в Москве17 февраля 1906 года
.
«Первое впечатление моего
детства – высокий голос шарманки за окном. Я долго мечтала ходить по
дворам и крутить ручку шарманки, чтобы из всех окон выглядывали люди,
привлечённые музыкой».
Ведущая:
- а потом был балет.
Появляется маленькая танцовщица. Она исполняет несколько па под музыку.
Ведущая:
-
я даже поступила в хореографическое училище. Но вскоре поняла, что
важнее всего для меня всё-таки поэзия. Ведь стихи я начала сочинять ещё в
раннем детстве, в первых классах гимназии.
В дальнем углу за столом сидит молодой человек, а девочка декламирует ему
стихи – это происходит без звука.
Ведущая:
- первым слушателем и критиком моего
творчества был папа
- Лев
Николаевич
Валов,
ветеринарный
врач.
Он
очень
любил
читать,
знал
наизусть
множество
басен
Крылова,
выше
всех
ценил
Льва
Толстого.
Именно папа научил меня не только читать, но требовательно следил за
п е р в ы м и
с т и х а м и ,
у ч и л
« п р а в и л ь н о »
п и с а т ь
с т и х и .
Появляются несколько ребят, они внимательно смотрят на юную Агнию, она
показывает им свою книгу.
Ведущая:
- мне было всего 19 лет, когда вышла первая книжка.
Учитель:
- ребята, а если попробовать самим создать стихи.
Как вы думаете, с чего надо начинать?
Надо
обдумать
тему.
Агния
Львовна,
например,
много
путешествовала,
встречалась с разными людьми, организовывала читательские конференции,
посещала школы и детские садики. Вот откуда у нее столько разнообразной
тематики в стихотворениях.
Учитель:
-
ребята, а как вы думаете, легко ли сочинить стихотворение, чтобы оно
понравилось всем?
А что для этого нужно?
Надо знать определенные правила - надо знать законы стихосложения. Если
мы не будем их придерживаться, то у нас получится… Совершенно верно –
проза.
Попробуйте письменно передать содержание своими словами стихотворение
«Первоклассница» Агнии Барто. Получилось ли у вас складно? Конечно, нет.
Маша - первоклассница:
Форменное платьице,
Накрахмален фартук,
Можно сесть за парту.
На фартуке - оборки,
А на платье - складки!
Где бы взять пятёрки,
Чтоб было всё в порядке?
Учитель:
- вы заметили, что концовки строчек звучат одинаково. Попробуйте
определить, что такое рифма.
А теперь попробуйте «отстучать» ладошкой текст. Что вы заметили?
Чередование повторяющихся единиц - ударных и безударных слогов. С этим
вы часто встречаетесь на уроках музыки, то есть, с ритмом. А чем еще
отличается поэзия от прозы? Мы записываем строчки в определенном
порядке. Сегодня мы познакомились с понятиями: рифма, строфа, ритм.
Словарная работа: ритм, рифма, строфа. Запись в тетрадях.
Итак. «Рифма»- однозвучие конечных слогов в стихах. Давайте попробуем
потренировать
рифмовку слов. К каждому слову подберите однозвучные
слова.
По букварю - посуду - самой - мальчишкам – кровать – Сереже - колеса.
Агния Львовна сочинила свое знаменитое стихотворение, посмотрите, какая
рифма у нее. Есть ли у вас совпадения?
«Я выросла»
Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек-
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
Учитель:
- ребята, так ли легко сочинять стихи? Давайте попробуем подставить слова в
рифму в стихотворение «Имя и фамилия» Агнии Барто.
У нашего Василия
Есть имя и (фамилия).
Сегодня первоклассников
Записывали в класс,
Не растерялся Васенька
И заявил (тотчас):
- Есть у меня фамилия!
Я Вася Чистяков. -
Вписали вмиг Василия
В число (учеников).
Да, имя и фамилия -
Не пара (пустяков)!
Учитель:
- ребята, как вы думаете, почему стихи Агнии Львовны так легко читаются и
надолго остаются в памяти?
Правильно, она писала о детях и для детей. Одно из самых замечательных
стихотворений стало ее визитной карточкой. Почему строчки из него стали
эпиграфом нашего урока?
«МИШКА»
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Учитель:
- должны ли стихи учить чему- нибудь? Может, это все- таки набор красивых
слов в рифму?
Конечно, нет, вы правы . Какой смысл в маленьком стихотворении для самых
маленьких «Мишка»?
Оно учит добру, ответственности за свои и чужие поступки. Учит не бросать
друга в беде. Маленькие дети вкладывают в слово хороший огромный смысл-
это и красивый, и добрый, и необходимый, и умеющий дружить, и не
способный предать. Мишка - для них не просто старая игрушка, продолжите,
пожалуйста, мою мысль… , а настоящий друг. С ним они провели свое
детство. Наверняка у вас есть такие игрушки.
А вам нравятся стихи? Какие чувства у вас появляются, когда вы читаете
стихи знаменитой поэтессы?
Конечно, самые светлые и приятные чувства. Правильно, еще вы заметили в
этих стихах очень добрый юмор. Можно посмеяться вместе с автором над
многими героями, чтобы не повторять их ошибки,
Попробуйте и вы дома сочинить стихотворения о школе, вложив в них
особый смысл.
Ребята, как вы думаете, какими строчками можно сказать о мире поэзии
замечательной поэтессы Агнии Львовны Барто, которой исполнилось бы 110
лет? Почему нужно читать, изучать и передавать своим деткам
стихотворения из этого поэтического мира? Нужно знакомиться с этим
миром…
Потому что он хороший.