Автор: Трущикова Лидия Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью игр экологической направленности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД № 24»
Статья
по экологическому воспитанию старших дошкольников
«Экологическое воспитание детей старшего
дошкольного возраста с помощью игр
экологической направленности»
Выполнила: Трущикова
Лидия Михайловна
Череповец, 2018
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью игр
экологической направленности.
"Сделать
серьезное
занятие
для
ребенка
занимательным
–
вот
задача
первоначального обучения"
Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу
которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и
мире диктует необходимость формирования у детей экологического сознания, культуры
природопользования.
Проблема
экологического
воспитания
детей
является
одной
из
актуальных на современном этапе.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством воспитания любви к
природе являются - дидактические игры экологической направленности. Они вызывают у
них интерес к объектам природы.
В процессе обучения в дидактических играх с детьми я стараюсь вызвать у них интерес к
ним,
создать
у
них
состояние
увлеченности,
умственного
напряжения,
использую
занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения.
В
процессе
игр
формируются
знания
об
окружающем
мире,
воспитываются
познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а
также эколого-целесообразное поведение в природе.
В своей работе с детьми я использую дидактические игры с природным материалом -
листья, семена, шишки, камешки. Они систематизируют знания о свойствах объектов
природы.
Очень нравится нам с ребятами играть в словесные дидактические игры. Это такие игры
как: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Съедобное - несъедобное», «Назови приметы…»,
«Что было, что будет.», «Скажи из чего сделано.». Мы учимся разгадывать кроссворды,
решать ребусы, выполнять наблюдения за растениями, принимать участие в викторинах.
Часто
игры
экологического
содержания
возникают
по
инициативе
самих
детей,
что
говорит об их заинтересованности. Чтобы игры носили заинтересовывающий характер,
стараюсь применять мотивацию. Например, в игре «Птицы, рыбы, звери», бросаю мяч
ребенку и произношу слово «птица».
В ответ он должен подобрать видовое понятие,
например «воробей», и бросить обратно мяч. Или наоборот, в игре «Воздух, земля, вода»,
я бросаю мяч ребенку и называю объект природы «сорока» например, а он должен
ответить мне, что это «воздух» или «вода». Сюда же могу отнести и такие игры как:
«Назови
одним
словом»,
«Кто
как
кричит»,
«Скажи
ласково»,
«Бывает,
не
бывает»,
«Дерево, цветок, кустарник».
Для
того,
чтобы
вызвать
у
детей
моментальный
интерес
к
дидактическим
играм
экологической направленности считаю, что нужно использовать различные стимулы такие
как: новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, которые помогают
увлечь и заинтересовать детей.
Любознательность у детей всегда стояла на первом месте, поэтому я стараюсь развивать
ее в таких дидактических играх как – игры - путешествия. Они расширяют кругозор детей,
развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний,
далее
получаемая
информация
систематизируется
и
формируется
готовность
к
осмыслению
окружающего
мира.
Ребенок
интересуется
и
это
видно
по
количеству
задаваемых
вопросов.
Это
такие
игры
как
«Рассели
насекомых
по
домикам»,
«Путешествия в подводный мир», «Путешествия в страну животного мира», «Что растет,
где
растет
и
когда
растет?»,
«Определи
быстро
-
кто
летает,
бегает,
прыгает»,
«По
муравьиной тропе», «Бездомному всегда плохо», «Если бы я был бабочкой…».
Работая с детьми, я заметила, что у детей вызывает живой интерес дидактические игры с
предметами
окружающего
мира
и
к
их
действиям
с
ними.
Дети
очень
любят
экспериментировать, поэтому я провожу
с ними такие игры,
как «Утонул, давай
достанем», «Что быстрее утонет – легкое или тяжелое», «Бумага рвется, мнется и горит»,
«Цветное и прозрачное стекло», «Чистая и грязная вода», «Для чего человеку нужен
воздух».
Такие
дидактические
игры
стимулируется
развитие
любознательности
и
наблюдательности, способствуют развитию мелкой моторики.
Используем такую дидактическую игру, как лото. В лото ребенок должен к картинке на
большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика
лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Садовник и цветы», «Деревья», «Ягоды». В
домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода.
Очень нравятся детям пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на
несколько
частей
и
имеют
различное
содержание
(изображение
животных,
фруктов,
овощей, сюжетные картинки «Грибы», «Времена года», «Насекомые»). Данные игры дают
возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы.
Они позволяют удовлетворить детскую любознательность, вовлекают детей в активное
освоение окружающего мира, помогает им овладеть способами познания связей между
предметами и явлениями.
В настоящее время при ознакомлении детей с природой особое предпочтение отдаю
мультимедийным дидактическим играм. Они представляют большой интерес у детей
старшего дошкольного возраста. Красочность, музыкальное оформление, игровая форма,
общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть увлечённо, с интересом
испытывать радость познания, открывать новое. Сейчас создано огромное количество
мультимедийных игр, с некоторыми мы познакомились. Это игры «Назови детенышей»,
«Засели домики птиц и зверей», «Что лишнее», «С какого растения лист», «Овощи и
фрукты», «Дикие и домашние животные», «Кто такие насекомые», «Знаток природы»,
«Загадки о лете» и др.
Важную
роль
играет
и
привлечение
родителей
к
экологическому
воспитанию.
С
родителями
проводились
конкурсы
на
изготовление
экологических
плакатов
«Береги
природу». Родители оказали помощь в сооружение кормушек, приняли участие в конкурсе
«Изготовление дидактических игр по экологическому воспитанию» – «Птицы», «Дерево
«Времена года».
Таким образом, с помощью дидактических игр дети стали лучше ориентироваться в
объектах природы, стали различать большее количество животных разных экологических
групп;
Дети
научились
сравнивать,
наблюдать,
логически
мыслить,
значительно
увеличилось качество и количество представлений о флоре и фауне.
Все те знания, которые они получили в Детском саду останутся у них на всю жизнь,
сделают их добрыми и милосердными ко всему живому.