Напоминание

Малые формы фольклора, как средство речевого развития детей раннего возраста


Автор: Конаныхина Екатерина Алексеевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 63 "Буратино"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Малые формы фольклора, как средство речевого развития детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Малые формы фольклора, как средство речевого развития

детей раннего возраста

Фольклор (в первом значении) — народное творчество. Различают сло-

весный, музыкальный и танцевальный фольклор.

Второе значение слова фольклор — совокупность обычаев, обрядов, пе-

сен и других явлений народного быта.

В народной культуре обычно слова связаны с музыкой, а музыка влечет

за собой движение. Фольклор всегда мелодичен, часто сопровождается дви-

жениями (работой, например прядением пряжи) или танцами.

Ребенок знакомится с произведениями русского народного фольклора

буквально с младенчества. Народные песенки, прибаутки, словесные игры

радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содер-

жанием близким быту и интересам ребенка. Важная черта разнообразных

форм фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения

взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация единения и тепла,

не даром этим произведения устного народного творчества называются мате-

ринскими песенками. Просто прочитанные по книге, они утрачивают свое

воздействие, так как рассчитаны на общение людей, объединенных эмоцио-

нальным сопереживанием. Этой задаче общения подчинена и соответствую-

щая ей форма, гармонически сочетающая в себе слово, мелодию, действие.

Важно и то, что, будучи смешными, занимательными, игровыми произведе-

ния фольклора не заметно для малыша открывают ему вечные духовные

ценности: любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолю-

бие.

Содержание и форма потешек, прибауток, свидетельствуют о том, что

они предназначены детям. Едва ли можно предположить, что потешки «Ла-

душки-ладушки», «Идет коза рогатая» создавались не для малышей. В ран-

нем возрасте у детей наблюдается стремление к игровым действиям, движе-

ниям. Во многих потешках, прибаутках наличествует игровое начало: «Со-

рока-белобока», «Пальчик-мальчик», и другие составлены так, что подсказы-

вают игровые действия взрослого с пальчиками или ручками ребёнка. Есть

потешки, например «Маша, Маша маленька», составленные для детей, кото-

рые только начинают ходить. Произнося эту потешку, взрослый побуждает

ребёнка походить, потопать. Ребенок учится действовать по слову, причем

словесное обращение к нему обличено в художественную форму и поэтому

вызывает у малыша радость, удовольствие. Некоторые потешки привлекают

детей не только забавным игровым содержанием, но и наличием повторяю-

щихся сочетанием разных звуков. «Чики, чики, чикалочки», «Шишел-мышел

сам пошел, на боярский двор зашел». Повторение в различных комбинациях

звуков [ш, к, ч] предает тексту звонкость, музыкальность, которые легко улав-

ливаются детьми. Возникает, привлекающие внимание детей, игра со звука-

ми, полезная для развития слухового внимания. Действенность – одно из

необходимых условий, приближающих произведения искусства к пониманию

меленького ребенка, так как он воспринимает мир в движении, в действии.

Содержание потешек, песенок обычно ограничивается рассказом о вещах и

явлениях, которые ребенку знакомы. В потешке «Баю- баю баиньки, купим

Ване валенки» радующая ребенка обновка представлена перед ним не в опи-

сательной, а в действенной форме: валенки надевают на ножки, которые бе-

гут по дорожке.

Детскую активность вызывает потешки, составленные в диалогической

форме. Например, «— Кисонька-мурысонька, где ты была?

— На мельнице.

— Кисонька-мурысонька, что там делала?

— Муку молола.

— А что из муки делала?

— Прянички пекла.

— А с кем прянички ела?

— Одна!

— Не ешь одна, не ешь одна!» и так далее.

При слушании у детей возникает желание самим включиться в разговор.

Содержанию лучших народных потешек, песенок, прибауток соответ-

ствует их форма, что свидетельствует о подлинной художественности этих

произведений. Они отличаются благозвучностью, отсутствием трудно произ-

носимых слов и звукосочетаний; отсюда их музыкальность, напевность.

Как и всякая поэтическая речь, народные песенки, потешки ритмичны,

причем ритм определяется их содержанием. В колыбельных песенках, пред-

назначенных для того, чтобы успокоить ребенка, ритм медленный, плавный:

«Сон ходит по лавке, Дремота по избе» – слова здесь звучат напевно, так как

в них неоднократно повторяется звук «а» для передачи движения, быстроты

действия, применяется иной ритм, короткий, отрывистый: «Побегу по бору,

тебе ягод наберу». Рифмы в потешках, прибаутках чаще всего расположены в

ближайшем соседстве, то есть рифмуются последние слова стоящих рядом

строчек: «Петушок, петушок золотой гребешок. Масляна головушка, шёлкова

бородушка» и так далее. Такая организация слов в стихотворных народных

текстах не случайна. Она говорит о том, что творцы малых форм фольклора

внимательно наблюдали маленького ребенка, знали его потребности и вкусы.

Смежная рифма легко улавливается детьми, и это содействует лучшему пони-

манию и запоминанию текста.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украше-

ние нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С

древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и

выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни на-

полнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью

пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш

учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по при-

знакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообра-

зительность человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучи-

вали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети

использовали веселые считалки.

Таким образом, фольклор развивает у детей речь, учит видеть прекрас-

ное. Произведения русского фольклора должны широко использоваться в ра-

боте с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий

эти произведения являются прекрасным дополнением к содержанию наблю-

дений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Приобщение ре-

бенка к народному творчеству – очень важная и благородная работа. Психо-

логи и логопеды отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего,

подражая разговорной речи окружающих. Было замечено, что в семьях знают

все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши

дни это становится еще актуальнее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский

фольклор /В.П.Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.

Волков, Б.С. Возрастная психология: учебное пособие. /Б.С.Волков. -

М.: МОПИ, 1991. -110 с.

Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выгот-

ский. - М.: Просвещение, 1990.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н.Гвоздев.- М.: Просвеще-

ние, 1961. - 97с.

Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и

методические рекомендации / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2005.

Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фолькло-

ра: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.

Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Яро-

славль: Академия развития, 1997. - 224 с.

Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного

возраста. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного

развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева

Мельников, М.Н. Русский детский фольклор / М.Н. Мельников. - М.: Просве-

щение, 1987. - 240 с.

Тарабарина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Т.И.Тара-

баркина, Н.В. Ёлкина. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.

Тарасова, Т.А. Мальчик – пальчик, где ты был? О роли игр – забав в жизни

дошкольника/. Дошкольное воспитание. - 1995. - №12. - С. 59 - 62.

Усова, А.П. Русское народное творчество в детском саду / А.П.Усова. -

М.: Издательство министерства просвещения РСФСР, 1947. - 71с

.



В раздел образования