Автор: Резаева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская обл.
Наименование материала: Выступление на конференции по экологии
Тема: «Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников».
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» Города Асино Томской Области
Выступление на конференции по экологии на
тему: «Использование метода мнемотехники в
экологическом воспитании и образовании
дошкольников».
Воспитатель:
Резаева Ирина Александровна
2018г
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры
человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте
ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности, которые
проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании
неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у ребенка
экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой,
воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых
экологических проблем.
Для успешного решения задач экологического воспитания я в своей
работе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с
греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов,
облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём
образования дополнительных ассоциаций.
Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании
-обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях
объектов природы, их структуры и взаимосвязях.
Данная технология, как показывает, моя практика при ознакомлении
детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять
содержание
знаний
об
объектах
природы,
а
также
активизировать
самостоятельную
познавательную
деятельность
детей
при
познании
мира
природы,
ч т о
положительно
сказывается
на
процессе
формирования у дошкольников положительного
отношения
к миру
природы.
Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-
следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит,
обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.
Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время
становится всё более актуальным.
Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве
дидактического материала мнемотаблиц.
Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно
сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:
1.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания,
восприятия, мышления (особенно образного);
2.Кодирование информации (преобразование предметов, образов в
абстрактные знаки, символы);
3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом
воспроизведении.
Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение
явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их
называли «схема – алгоритм). Изображаю так, чтобы нарисованное было
понятно детям.
Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:
1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней
изображено.
2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем
абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).
3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по
заданной теме.
Что
можно
изображать
в
таблице.
В
таблице
схематически
возможно
изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то
есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной
таблице.
Но
изобразить
так,
чтобы
нарисованное
было
понятно
детям.
Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при
решении
задач,
требующих
установления
связей
и
отношений
между
предметами
и
явлениями,
ребенок
постепенно
переходит
от
внешних
ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы.
Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–
действенной
формы
мышления
складывается
наглядно–образная
форма
мышления.
Дети
становятся
способными
к
обобщениям,
основанным
на
опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.
Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов
предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки
зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает
особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные
признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем
другие средства наглядности.
В своей работе я использую алгоритмы процессов ухода за комнатными
растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для описания
времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах,
мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие
таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе),
«Правила поведения в лесу (на водоеме)».
Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Особенно
эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию
стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
«Описание времени года"
-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)
- Небо
- Земля
- Деревья
- Люди (их занятия, одежда)
- Звери (поведение, питание, внешний вид)
- Птицы
- Чем можно заниматься
«Описание овощей и фруктов»
- Что это?
- Цвет
- Форма
- Величина
- Вкус
- Сочность
- Место произрастания
- Что из этого можно сделать.
«Описание и сравнение животного»
- Внешний вид (части тела)
- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних
животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)4
- Чем питается
- Как зовут детёныша
- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних
животных)
- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное
«Описание и сравнение птиц»
- Внешний вид
- Зимующая или перелётная
- Где живёт
- Чем питается
- Как выводит птенцов
- Какую пользу приносит человеку
Таким образом, использование метода мнемотехники в
экологическом воспитании и образовании дошкольников является
средством развития познавательной активности, дети учатся самостоятельно
думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать
нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно
использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в
школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.