Напоминание

«Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников».


Автор: Резаева Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад № 2 "Пчёлка"
Населённый пункт: город Асино Томская обл.
Наименование материала: Выступление на конференции по экологии
Тема: «Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников».
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка» Города Асино Томской Области

Выступление на конференции по экологии на

тему: «Использование метода мнемотехники в

экологическом воспитании и образовании

дошкольников».

Воспитатель:

Резаева Ирина Александровна

2018г

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры

человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются

основы нравственно-экологических позиций личности, которые

проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании

неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у ребенка

экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой,

воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых

экологических проблем.

Для успешного решения задач экологического воспитания я в своей

работе использую метод мнемотехники. Мнемотехника (в переводе с

греческого - «искусство запоминания») - это система различных приёмов,

облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём

образования дополнительных ассоциаций.

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании

-обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях

объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

Данная технология, как показывает, моя практика при ознакомлении

детей с природой позволяет постепенно и последовательно усложнять

содержание

знаний

об

объектах

природы,

а

также

активизировать

самостоятельную

познавательную

деятельность

детей

при

познании

мира

природы,

ч т о

положительно

сказывается

на

процессе

формирования у дошкольников положительного

отношения

к миру

природы.

Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-

следственные связи, делает выводы. Развивать память - значит,

обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время

становится всё более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве

дидактического материала мнемотаблиц.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно

сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания,

восприятия, мышления (особенно образного);

2.Кодирование информации (преобразование предметов, образов в

абстрактные знаки, символы);

3. развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом

воспроизведении.

Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение

явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др.(раньше их

называли «схема – алгоритм). Изображаю так, чтобы нарисованное было

понятно детям.

Работу с мнемотаблицами веду по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней

изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем

абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по

заданной теме.

Что

можно

изображать

в

таблице.

В

таблице

схематически

возможно

изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то

есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной

таблице.

Но

изобразить

так,

чтобы

нарисованное

было

понятно

детям.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве; при

решении

задач,

требующих

установления

связей

и

отношений

между

предметами

и

явлениями,

ребенок

постепенно

переходит

от

внешних

ориентировочных действий к мыслительным действиям, используя образы.

Мышление рождается из действия. Иными словами, на основе наглядно–

действенной

формы

мышления

складывается

наглядно–образная

форма

мышления.

Дети

становятся

способными

к

обобщениям,

основанным

на

опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове.

Данная технология основана на принципе замещения реальных объектов

предметами, знаками, схематическими изображениями. С моей точки

зрения технология мнемотехники в экологическом образовании занимает

особое место, т. к. помогает лучше абстрагировать существенные

признаки объектов, связи и отношении разной степени сложности, чем

другие средства наглядности.

В своей работе я использую алгоритмы процессов ухода за комнатными

растениями, посадки семян. Разработаны мнемотаблицы для описания

времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах,

мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие

таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе),

«Правила поведения в лесу (на водоеме)».

Используем мнемотаблицы-загадки на экологическую тематику. Особенно

эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию

стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

«Описание времени года"

-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)

- Небо

- Земля

- Деревья

- Люди (их занятия, одежда)

- Звери (поведение, питание, внешний вид)

- Птицы

- Чем можно заниматься

«Описание овощей и фруктов»

- Что это?

- Цвет

- Форма

- Величина

- Вкус

- Сочность

- Место произрастания

- Что из этого можно сделать.

«Описание и сравнение животного»

- Внешний вид (части тела)

- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних

животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)4

- Чем питается

- Как зовут детёныша

- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних

животных)

- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное

«Описание и сравнение птиц»

- Внешний вид

- Зимующая или перелётная

- Где живёт

- Чем питается

- Как выводит птенцов

- Какую пользу приносит человеку

Таким образом, использование метода мнемотехники в

экологическом воспитании и образовании дошкольников является

средством развития познавательной активности, дети учатся самостоятельно

думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать

нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно

использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в

школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками.



В раздел образования