Автор: Кобелькова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда, как мотивация к техническому развитию
Раздел: дополнительное образование
«Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда,
как мотивация к техническому развитию».
О.М. Кобелькова – преподаватель
МБУДО «Детская музыкальная школа № 7
им. П.К. Марченко»
г. Красноярск
Немного из истории жанра.
В изобразительном искусстве этюд – это произведение, которое испол-
няется художником с натуры с целью её изучения. Он может быть живописным,
скульптурным или графическим и служит подготовительным материалом при
работе над картиной, скульптурой, станковым графическим произведением и
т.д.
«Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, к
опирую, краду…» (Б. Пастернак).
Этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как
подготовительная работа, и как самостоятельное произведение.
В. Я. Брюсов в стихотворении «В дорожном полусне» применяет приём - па-
линдром буквенный, когда при сочетании одних и тех букв получаются разные
слова. В этом стихотворении автор выражает спутанное в дрёме сознание пут-
ника, где почти нет грани между сном и реальностью.
Я — идиллия?.. Я — иль Лидия?..
…… … … … … … …
Топот тише… тешит топот…
Хорош шорох… хорош шорох…
Хаос елок… (колесо, ах!)
Озер греза… озер греза…
Тина манит…,
Туча… чуть…
А луна тонула…
И нет тени!
…… … … … … … …
Еду… сани… на суде…
…… … … … … … …
Топот тише; тешит топот;
Хорош шорох; хорош шорох…
Темь опять; я — память!
Ель опять; я — поле!
О, мимо! мимо!
А город? а город? о, дорога! дорога!
Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой красавица при мне…» - описательный
этюд.
Театральный этюд – это импровизация на заданную тему, в предлагае-
мых обстоятельствах для нахождения образа, выявления черт характера героя,
отношения к нему. С помощью этюда происходит более точное нахождение об-
раза, связанного с сюжетной линией произведения.
По словам С. Образцова:
«Занятие этюдами считалось основным в обучении актёра».
Кроме того, этюды бывают: шахматные, акробатические, цирковые, фото-
этюды.
Этюд в музыке – это инструментальная пьеса, которая, как мы все знаем,
играет роль упражнения, преследуя перед собой технические задачи. В ней ис-
пользуется определенный технический прием или несколько приемов. Компози-
торами написаны целые сборники этюдов, с огромным разнообразием техниче-
ских формул. Мы знаем много опусов этюдов Черни, Клементи, Крамера, Мош-
ковского. В эпоху романтизма и позже из рамок чисто конструктивного, этюд
возрос до высокохудожественных произведений, таких, как симфонические
этюды Шумана, этюды Шопена, Листа, Дебюсси, Рахманинова, Скрябина, Про-
кофьева и др. композиторов.
Нет нужды убеждать нас о пользе этюдов в педагогической практике.
Все мы знаем, что этюды – это основа фортепианной школы, это база, без кото-
рой невозможно воспитание юного пианиста. С выучиванием этюдов происхо-
дит не только освоение самых различных технических формул и приёмов, их
сочетаний между собой, но формируется, прежде всего, мышление, и целый ряд
необходимых исполнителю качеств. Происходит воспитание дисциплины, бы-
строты реакции, выдержки и выносливости. В процессе работы над этюдом, мы
учим ребят выявлению технических проблем, и вместе с ними ищем способы и
методы их решения, при этом осваиваем вариантные методы разучивания, такие
как:
игра различными штрихами;
различными темпами;
с помощью ритмической перегруппировки;
с помощью контрастной динамики;
упрощения и усложнения и мн. др.
Кроме того, в решении технических задач мы пристально рассматриваем
и изучаем аппликатурные, артикуляционные, динамические особенности каж-
дого этюда. Определяя композиционный план, мы выявляем кульминационные
точки, обосновываем экономичность и рациональность игровых движений, го-
ворим о важном умении рассчитывать свои силы, о том, что все не играется
громко, а лишь кульминационные точки и выстраиваем к ним накопление.
В концертном исполнении мы ждём от детей яркой подачи, нацеливаем
наших воспитанников на важность эмоционального посыла, а кого-то из учени-
ков в этом смысле приходится и сдерживать. В подготовке к исполнению этюда
формируются: умение сосредоточиться, распределить собственные силы, вос-
питываются волевые качества, чтобы выдержать этюд от начала и до конца;
умение отрегулировать динамический баланс звучания, в том числе между ру-
ками; умение адаптироваться к концертному инструменту, к акустике, выбрать
оптимальный для себя темп и мн.др.
То есть с освоением этюдов мы все понимаем, что происходит развитие
и накопление сразу многих важных умений и навыков. Я назвала лишь некото-
рые. Самое главное, в этюдах мы приобретаем бесценный опыт и с ним подхо-
дим к изучению сонат и пьес. Словом, этюды – это основа для воплощений об-
разов музыкальных произведений. Как может актёр играть образ, если у него
проблема с речью? Он не сможет думать об образе, а всё время будет думать о
тексте, о том, чтобы его правильно произнести и выговорить.
Из-за острой потребности в этюдах в учебной практике во многих шко-
лах существуют этюдные конкурсы с различными вариантами названий и их ор-
ганизаций. Таким образом, родился и наш конкурс.
В 2002 году моё предложение организовать на отделении школьный кон-
курс на лучшее исполнение обязательного этюда, было одобрено коллегами, и
первый конкурс состоялся в декабре названного года и стал традицией в нашей
школе. В этом учебном году прошел уже XV по счету конкурс. Особенность его
заключается в том, что в каждой возрастной категории, т.е. в каждом классе
дети играют один и тот же обязательный этюд. Порядок выступления внутри
возрастной категории учащихся определяет жребий, т.е. жеребьёвка. Но самое
важное заключается в том, что члены жюри, т.е. преподаватели, лишены воз-
можности видеть конкурсантов и сравнивать их между собой визуально, они их
не видят. Выступление каждого участника оценивается исключительно на слух.
Конструкция нашего зала позволяет создать такие условия (дверь
со сцены открывает соседний класс, в котором размещается
жюри). Ведущий объявляет: «На сцену приглашается участник
под номером один…». Жюри, в свою очередь, оценивает исполне-
ние участника под номером один и.т.д. В таких условиях можно
только догадываться, чей играет ученик, и здесь нет коллегиаль-
ного давления друг на друга во время подведения итогов. Это
очень важно, т.к. состав жюри
сформирован из своих преподава-
телей, а не из приглашённых. Выступление каждого из конкурсан-
тов оценивается по 10-бальной шкале:
балл
оценка
10
5+
9
5
8
5-
7
4+
6
4
5
4-
4
3+
3
3
2
3-
1
2
После чего, как такового обсуждения, не происходит. Всё решает математика,
когда один из преподавателей подсчитывает средний балл каждого исполнителя.
У нас этим занимается Светлана Васильевна Майорова. В последнее время она
это делает в программе XL, что в значительной степени сокращает время подве-
дения итогов. Выводится средний балл каждого исполнителя и, таким образом,
определяются лидеры (лауреаты 1, 2, 3 степени с возможным присуждением
Гран-при).
В процессе подведения итогов имена победи-
телей комиссия узнаёт не сразу, а лишь тогда,
когда полностью состоялся подсчёт баллов и по
данной схеме определены лидеры в каждой
возрастной категории, т.е. этот момент наступа-
ет тогда, когда необходимо уже вписывать име-
на конкурсантов в заранее подготовленные ди-
пломы.
баллы
результат
10
Гран-при
9 – 9,9
Лауреат 1 степени
8 – 8,9
Лауреат 2 степени
7 – 7,9
Лауреат 3 степени
Составление сборника обязательных этюдов конкурса для учащихся 1- 6
классов мы поручили самому опытному преподавателю, заслуженному работ-
нику культуры Красноярского края - Ирине Константиновне Лещук. В сборник
вошли:
1 класс
И. Беркович (этюд d-moll)
2 класс
Л. Шитте (этюд C-dur)
3 класс
К. Черни (ред. Г. Гермера, часть I, этюд № 32)
4 класс
А. Бертини (ор. 29 этюд № 8)
5 класс
Т. Лак (этюд a-moll)
6 класс
Л. Шитте (ор. 68 этюд № 21)
Освоив все эти этюды, можно с уверенностью утверждать о необходимо-
сти данного списка этюдов в учебной практике. Пройдя поочередно все, осваи-
ваешь целый комплекс пианистических навыков. Это игра в пределах пятипаль-
цевой позиции в ре минорном этюде Берковича за 1 класс; это быстрое чередо-
вание заполненных кварт в этюдах Шитте и Бертини за 2 и 4 классы. Гаммооб -
разные пассажи в этюде № 32 Черни-Гермера за 3 класс сочетаются с популяр-
ным аккомпанементом «альбертиевы» басы, а они нам очень нужны при изуче-
нии классических сонатин и сонат. Триольные быстрые пассажи этюда Лака за 5
класс, нам необходимы для пьес виртуозного характера, как например тарантел-
лы. И, наконец, шестиклассники знакомятся с исполнением аккордовой факту-
ры в этюде Шитте.
Огромное спасибо составителю этого полюбившегося нами сборника
этюдов – Ирине Константиновне Лещук, нашему самому опытному преподава-
телю и мастеру этюдного жанра. Этюды подобраны таким образом, что с ними
справляются абсолютно все дети. Сказывается колоссальный опыт преподава-
теля-составителя! В этом году 50 лет, как Ирина Константиновна посвятила
себя педагогической деятельности.
Что дает нам этот конкурс? Обычно выступать в конкурсах не все дети
имеют возможность по разным причинам. Во-первых, надо выучить большую и
серьёзную программу, как правило, слегка, а то и хорошо завышенную. Во-
вторых, надо основательно готовиться и иметь крепкие нервы, и много еще чего
надо, чтобы успешно выступить. А здесь мы охватываем всех детей. И все они
получают опыт конкурсного состязания. Надо сказать, что с каждым годом, уро-
вень исполнения растет. Мы перестали «подтягивать» ребят до призовых мест и
Гран-при. В последнем конкурсе
приняли участие 100% учащихся с 1 по 6
класс (49 человек). Мы приглашаем к участию в конкурсе и ребят с хорового
отделения. С плавным переходом на предпрофессиональные программы, в кон-
курсе
со
временем
будут
играть
и
семиклассники.
Этюд
для
них
Ирина
Константиновна уже подготовила.
Кроме получения соревновательного опыта, ребята приобретают и слу-
ховой опыт, находясь, всё время в зале, и слушая своих старших товарищей. Ко-
нечно, они не сразу понимают и анализируют происходящее, но со временем с
3-4 класса включаются все-таки в этот процесс, и, таким образом, младшие кон-
курсанты перенимают опыт старших.
Благодаря конкурсу, всем ребятам мы даем выступить в концертном зале
и сравнить самому собственное исполнение с исполнением товарища. Практика
показывает, что соревновательный дух пробуждает интерес к этюдам. Многие
дети неожиданно для нас просят уже заранее дать этюд на следующий год, что-
бы подготовиться к конкурсу, как говорится, «во всеоружии».
В конкурсном состязании все дети проявляют себя по-разному. Иногда
происходят открытия и ребята, от которых никто не ожидал, спокойно готовят-
ся, потом спокойно играют и выходят в лидеры. А иногда случаются и неожи-
данные казусы и «провалы». Тогда, как дети, более опытные и азартные, от же-
лания, во что бы то ни стало получить Гран-при, хватают не по силам быстрый
темп, и происходит не совсем то, что хотелось.
Кроме взрослого, профессионального жюри, у нас есть и альтернативное
юношеское жюри из выпускников разных лет, победителей этого конкурса, ко-
торые с удовольствием откликаются на наши приглашения.
Ребята-выпускники тоже выделяют лидеров. Раньше они, по своему мне-
нию, награждали дипломами лидеров в каждой классе. В этом году альтерна-
тивное жюри присудило дипломы в трех номинациях «за культуру исполнения»,
«за артистизм» и «за самый быстрый темп». Юношеское жюри присутствует в
зале и может видеть и оценивать ребят визуально. Здесь у нас бывают расхожде-
ния в суждениях, т.к. мы, преподаватели, не видя конкурсантов, можем посчи-
тать исполнение успешным, даже тогда, когда исполнитель не поклонился, или
поклонился в спешке, не сняв еще руки с клавиатуры, сел не правильно и т.д.
Альтернативное жюри имеет возможность видеть конкурсантов и отразить своё
мнение, например, в номинациях «за культуру исполнения» или «за артистизм».
Должна заметить, что колоссальный интерес к конкурсу проявляют ро-
дители и теперь назрела необходимость объединить более опытных из них в
жюри родительское.
Еще один очень важный момент в проведении данного конкурса, о кото-
ром я уже упомянула. Тогда, как оба состава жюри работают, подводя итоги,
дети находятся в зале. Так вот, чтобы ожидание результатов не было утомитель-
ным и скучным, да и в целях безопасности, ведь 49 детей в один момент могут
разнести школу, с ними работает педагог-аниматор, в роли которого у нас вы-
ступает великолепная Ольга Георгиевна Гришанина.
Изначально мы хотели для ребят сделать празднично-соревновательное
мероприятие. Потому конкурс проходит в канун Нового года. Особенный мо-
мент наступает тогда, когда два состава жюри подводят итоги. Здесь начинают-
ся всевозможные конкурсы, розыгрыши, викторины, словом всё то, что называ-
ется праздником, и наступает, по мнению многих, самое интересное. Ольга
Георгиевна, конечно же, личность незаурядная, обладающая ярким талантом
увлекать аудиторию, поистине она творит чудеса. Теперь, после конкурсных ба-
талий можно выдохнуть и развлечься.
Желающим ребятам даётся возможность переиграть свои этюды. Всегда
находятся 2-3 человека, кто пытается улучшить свой результат и доказать
случайность ошибки. Кто-то это делает с завязанными глазами.
Другие играют этюды в ансамбле: один партию правой руки, другой пар-
тию левой.
Конкурс на песню, стихотворение, где упоминается символ наступающего
года (собаки, козы, обезьяны, лошади и др.)
В год обезьяны проводился конкурс на лучшую обезьянью рожицу.
Проводятся подвижные игры
Серьезные вопросы звучат в игре «Как стать миллионером»:
Вопрос
Варианты ответа
Какой из композиторов написал больше всех
этюдов?
а) Лешгорн
в) Черни
б) Этюднов
г) Рахманинов
Сколько знаков альтерации в гамме соль минор
мелодической?
а) 3
в) 5
б) 2
г) 7
Организация и проведение конкурса – это огромный труд. Я очень благо-
дарна своим коллегам за поддержку в организации и проведении, за подготовку
конкурсантов.
Спасибо всем участникам конкурса! Спасибо выпускникам прошлых
лет, что остаются с нами! Спасибо родителям! Спасибо всем слушателям!
Надеемся на то, что наш опыт проведения школьного конкурса заинтере-
сует и вас.