Напоминание

Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда, как мотивация к техническому развитию


Автор: Кобелькова Ольга Михайловна
Должность: преподаватель, концертмейстер
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа № 7 им. П.К. Марченко"
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: статья
Тема: Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда, как мотивация к техническому развитию
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Школьный конкурс на лучшее исполнение этюда,

как мотивация к техническому развитию».

О.М. Кобелькова – преподаватель

МБУДО «Детская музыкальная школа № 7

им. П.К. Марченко»

г. Красноярск

Немного из истории жанра.

В изобразительном искусстве этюд – это произведение, которое испол-

няется художником с натуры с целью её изучения. Он может быть живописным,

скульптурным или графическим и служит подготовительным материалом при

работе над картиной, скульптурой, станковым графическим произведением и

т.д.

«Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, к

опирую, краду…» (Б. Пастернак).

Этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как

подготовительная работа, и как самостоятельное произведение.

В. Я. Брюсов в стихотворении «В дорожном полусне» применяет приём - па-

линдром буквенный, когда при сочетании одних и тех букв получаются разные

слова. В этом стихотворении автор выражает спутанное в дрёме сознание пут-

ника, где почти нет грани между сном и реальностью.

Я — идиллия?.. Я — иль Лидия?..

…… … … … … … …

Топот тише… тешит топот…

Хорош шорох… хорош шорох…

Хаос елок… (колесо, ах!)

Озер греза… озер греза…

Тина манит…,

Туча… чуть…

А луна тонула…

И нет тени!

…… … … … … … …

Еду… сани… на суде…

…… … … … … … …

Топот тише; тешит топот;

Хорош шорох; хорош шорох…

Темь опять; я — память!

Ель опять; я — поле!

О, мимо! мимо!

А город? а город? о, дорога! дорога!

Стихотворение А.С. Пушкина «Не пой красавица при мне…» - описательный

этюд.

Театральный этюд – это импровизация на заданную тему, в предлагае-

мых обстоятельствах для нахождения образа, выявления черт характера героя,

отношения к нему. С помощью этюда происходит более точное нахождение об-

раза, связанного с сюжетной линией произведения.

По словам С. Образцова:

«Занятие этюдами считалось основным в обучении актёра».

Кроме того, этюды бывают: шахматные, акробатические, цирковые, фото-

этюды.

Этюд в музыке – это инструментальная пьеса, которая, как мы все знаем,

играет роль упражнения, преследуя перед собой технические задачи. В ней ис-

пользуется определенный технический прием или несколько приемов. Компози-

торами написаны целые сборники этюдов, с огромным разнообразием техниче-

ских формул. Мы знаем много опусов этюдов Черни, Клементи, Крамера, Мош-

ковского. В эпоху романтизма и позже из рамок чисто конструктивного, этюд

возрос до высокохудожественных произведений, таких, как симфонические

этюды Шумана, этюды Шопена, Листа, Дебюсси, Рахманинова, Скрябина, Про-

кофьева и др. композиторов.

Нет нужды убеждать нас о пользе этюдов в педагогической практике.

Все мы знаем, что этюды – это основа фортепианной школы, это база, без кото-

рой невозможно воспитание юного пианиста. С выучиванием этюдов происхо-

дит не только освоение самых различных технических формул и приёмов, их

сочетаний между собой, но формируется, прежде всего, мышление, и целый ряд

необходимых исполнителю качеств. Происходит воспитание дисциплины, бы-

строты реакции, выдержки и выносливости. В процессе работы над этюдом, мы

учим ребят выявлению технических проблем, и вместе с ними ищем способы и

методы их решения, при этом осваиваем вариантные методы разучивания, такие

как:

игра различными штрихами;

различными темпами;

с помощью ритмической перегруппировки;

с помощью контрастной динамики;

упрощения и усложнения и мн. др.

Кроме того, в решении технических задач мы пристально рассматриваем

и изучаем аппликатурные, артикуляционные, динамические особенности каж-

дого этюда. Определяя композиционный план, мы выявляем кульминационные

точки, обосновываем экономичность и рациональность игровых движений, го-

ворим о важном умении рассчитывать свои силы, о том, что все не играется

громко, а лишь кульминационные точки и выстраиваем к ним накопление.

В концертном исполнении мы ждём от детей яркой подачи, нацеливаем

наших воспитанников на важность эмоционального посыла, а кого-то из учени-

ков в этом смысле приходится и сдерживать. В подготовке к исполнению этюда

формируются: умение сосредоточиться, распределить собственные силы, вос-

питываются волевые качества, чтобы выдержать этюд от начала и до конца;

умение отрегулировать динамический баланс звучания, в том числе между ру-

ками; умение адаптироваться к концертному инструменту, к акустике, выбрать

оптимальный для себя темп и мн.др.

То есть с освоением этюдов мы все понимаем, что происходит развитие

и накопление сразу многих важных умений и навыков. Я назвала лишь некото-

рые. Самое главное, в этюдах мы приобретаем бесценный опыт и с ним подхо-

дим к изучению сонат и пьес. Словом, этюды – это основа для воплощений об-

разов музыкальных произведений. Как может актёр играть образ, если у него

проблема с речью? Он не сможет думать об образе, а всё время будет думать о

тексте, о том, чтобы его правильно произнести и выговорить.

Из-за острой потребности в этюдах в учебной практике во многих шко-

лах существуют этюдные конкурсы с различными вариантами названий и их ор-

ганизаций. Таким образом, родился и наш конкурс.

В 2002 году моё предложение организовать на отделении школьный кон-

курс на лучшее исполнение обязательного этюда, было одобрено коллегами, и

первый конкурс состоялся в декабре названного года и стал традицией в нашей

школе. В этом учебном году прошел уже XV по счету конкурс. Особенность его

заключается в том, что в каждой возрастной категории, т.е. в каждом классе

дети играют один и тот же обязательный этюд. Порядок выступления внутри

возрастной категории учащихся определяет жребий, т.е. жеребьёвка. Но самое

важное заключается в том, что члены жюри, т.е. преподаватели, лишены воз-

можности видеть конкурсантов и сравнивать их между собой визуально, они их

не видят. Выступление каждого участника оценивается исключительно на слух.

Конструкция нашего зала позволяет создать такие условия (дверь

со сцены открывает соседний класс, в котором размещается

жюри). Ведущий объявляет: «На сцену приглашается участник

под номером один…». Жюри, в свою очередь, оценивает исполне-

ние участника под номером один и.т.д. В таких условиях можно

только догадываться, чей играет ученик, и здесь нет коллегиаль-

ного давления друг на друга во время подведения итогов. Это

очень важно, т.к. состав жюри

сформирован из своих преподава-

телей, а не из приглашённых. Выступление каждого из конкурсан-

тов оценивается по 10-бальной шкале:

балл

оценка

10

5+

9

5

8

5-

7

4+

6

4

5

4-

4

3+

3

3

2

3-

1

2

После чего, как такового обсуждения, не происходит. Всё решает математика,

когда один из преподавателей подсчитывает средний балл каждого исполнителя.

У нас этим занимается Светлана Васильевна Майорова. В последнее время она

это делает в программе XL, что в значительной степени сокращает время подве-

дения итогов. Выводится средний балл каждого исполнителя и, таким образом,

определяются лидеры (лауреаты 1, 2, 3 степени с возможным присуждением

Гран-при).

В процессе подведения итогов имена победи-

телей комиссия узнаёт не сразу, а лишь тогда,

когда полностью состоялся подсчёт баллов и по

данной схеме определены лидеры в каждой

возрастной категории, т.е. этот момент наступа-

ет тогда, когда необходимо уже вписывать име-

на конкурсантов в заранее подготовленные ди-

пломы.

баллы

результат

10

Гран-при

9 – 9,9

Лауреат 1 степени

8 – 8,9

Лауреат 2 степени

7 – 7,9

Лауреат 3 степени

Составление сборника обязательных этюдов конкурса для учащихся 1- 6

классов мы поручили самому опытному преподавателю, заслуженному работ-

нику культуры Красноярского края - Ирине Константиновне Лещук. В сборник

вошли:

1 класс

И. Беркович (этюд d-moll)

2 класс

Л. Шитте (этюд C-dur)

3 класс

К. Черни (ред. Г. Гермера, часть I, этюд № 32)

4 класс

А. Бертини (ор. 29 этюд № 8)

5 класс

Т. Лак (этюд a-moll)

6 класс

Л. Шитте (ор. 68 этюд № 21)

Освоив все эти этюды, можно с уверенностью утверждать о необходимо-

сти данного списка этюдов в учебной практике. Пройдя поочередно все, осваи-

ваешь целый комплекс пианистических навыков. Это игра в пределах пятипаль-

цевой позиции в ре минорном этюде Берковича за 1 класс; это быстрое чередо-

вание заполненных кварт в этюдах Шитте и Бертини за 2 и 4 классы. Гаммооб -

разные пассажи в этюде № 32 Черни-Гермера за 3 класс сочетаются с популяр-

ным аккомпанементом «альбертиевы» басы, а они нам очень нужны при изуче-

нии классических сонатин и сонат. Триольные быстрые пассажи этюда Лака за 5

класс, нам необходимы для пьес виртуозного характера, как например тарантел-

лы. И, наконец, шестиклассники знакомятся с исполнением аккордовой факту-

ры в этюде Шитте.

Огромное спасибо составителю этого полюбившегося нами сборника

этюдов – Ирине Константиновне Лещук, нашему самому опытному преподава-

телю и мастеру этюдного жанра. Этюды подобраны таким образом, что с ними

справляются абсолютно все дети. Сказывается колоссальный опыт преподава-

теля-составителя! В этом году 50 лет, как Ирина Константиновна посвятила

себя педагогической деятельности.

Что дает нам этот конкурс? Обычно выступать в конкурсах не все дети

имеют возможность по разным причинам. Во-первых, надо выучить большую и

серьёзную программу, как правило, слегка, а то и хорошо завышенную. Во-

вторых, надо основательно готовиться и иметь крепкие нервы, и много еще чего

надо, чтобы успешно выступить. А здесь мы охватываем всех детей. И все они

получают опыт конкурсного состязания. Надо сказать, что с каждым годом, уро-

вень исполнения растет. Мы перестали «подтягивать» ребят до призовых мест и

Гран-при. В последнем конкурсе

приняли участие 100% учащихся с 1 по 6

класс (49 человек). Мы приглашаем к участию в конкурсе и ребят с хорового

отделения. С плавным переходом на предпрофессиональные программы, в кон-

курсе

со

временем

будут

играть

и

семиклассники.

Этюд

для

них

Ирина

Константиновна уже подготовила.

Кроме получения соревновательного опыта, ребята приобретают и слу-

ховой опыт, находясь, всё время в зале, и слушая своих старших товарищей. Ко-

нечно, они не сразу понимают и анализируют происходящее, но со временем с

3-4 класса включаются все-таки в этот процесс, и, таким образом, младшие кон-

курсанты перенимают опыт старших.

Благодаря конкурсу, всем ребятам мы даем выступить в концертном зале

и сравнить самому собственное исполнение с исполнением товарища. Практика

показывает, что соревновательный дух пробуждает интерес к этюдам. Многие

дети неожиданно для нас просят уже заранее дать этюд на следующий год, что-

бы подготовиться к конкурсу, как говорится, «во всеоружии».

В конкурсном состязании все дети проявляют себя по-разному. Иногда

происходят открытия и ребята, от которых никто не ожидал, спокойно готовят-

ся, потом спокойно играют и выходят в лидеры. А иногда случаются и неожи-

данные казусы и «провалы». Тогда, как дети, более опытные и азартные, от же-

лания, во что бы то ни стало получить Гран-при, хватают не по силам быстрый

темп, и происходит не совсем то, что хотелось.

Кроме взрослого, профессионального жюри, у нас есть и альтернативное

юношеское жюри из выпускников разных лет, победителей этого конкурса, ко-

торые с удовольствием откликаются на наши приглашения.

Ребята-выпускники тоже выделяют лидеров. Раньше они, по своему мне-

нию, награждали дипломами лидеров в каждой классе. В этом году альтерна-

тивное жюри присудило дипломы в трех номинациях «за культуру исполнения»,

«за артистизм» и «за самый быстрый темп». Юношеское жюри присутствует в

зале и может видеть и оценивать ребят визуально. Здесь у нас бывают расхожде-

ния в суждениях, т.к. мы, преподаватели, не видя конкурсантов, можем посчи-

тать исполнение успешным, даже тогда, когда исполнитель не поклонился, или

поклонился в спешке, не сняв еще руки с клавиатуры, сел не правильно и т.д.

Альтернативное жюри имеет возможность видеть конкурсантов и отразить своё

мнение, например, в номинациях «за культуру исполнения» или «за артистизм».

Должна заметить, что колоссальный интерес к конкурсу проявляют ро-

дители и теперь назрела необходимость объединить более опытных из них в

жюри родительское.

Еще один очень важный момент в проведении данного конкурса, о кото-

ром я уже упомянула. Тогда, как оба состава жюри работают, подводя итоги,

дети находятся в зале. Так вот, чтобы ожидание результатов не было утомитель-

ным и скучным, да и в целях безопасности, ведь 49 детей в один момент могут

разнести школу, с ними работает педагог-аниматор, в роли которого у нас вы-

ступает великолепная Ольга Георгиевна Гришанина.

Изначально мы хотели для ребят сделать празднично-соревновательное

мероприятие. Потому конкурс проходит в канун Нового года. Особенный мо-

мент наступает тогда, когда два состава жюри подводят итоги. Здесь начинают-

ся всевозможные конкурсы, розыгрыши, викторины, словом всё то, что называ-

ется праздником, и наступает, по мнению многих, самое интересное. Ольга

Георгиевна, конечно же, личность незаурядная, обладающая ярким талантом

увлекать аудиторию, поистине она творит чудеса. Теперь, после конкурсных ба-

талий можно выдохнуть и развлечься.

Желающим ребятам даётся возможность переиграть свои этюды. Всегда

находятся 2-3 человека, кто пытается улучшить свой результат и доказать

случайность ошибки. Кто-то это делает с завязанными глазами.

Другие играют этюды в ансамбле: один партию правой руки, другой пар-

тию левой.

Конкурс на песню, стихотворение, где упоминается символ наступающего

года (собаки, козы, обезьяны, лошади и др.)

В год обезьяны проводился конкурс на лучшую обезьянью рожицу.

Проводятся подвижные игры

Серьезные вопросы звучат в игре «Как стать миллионером»:

Вопрос

Варианты ответа

Какой из композиторов написал больше всех

этюдов?

а) Лешгорн

в) Черни

б) Этюднов

г) Рахманинов

Сколько знаков альтерации в гамме соль минор

мелодической?

а) 3

в) 5

б) 2

г) 7

Организация и проведение конкурса – это огромный труд. Я очень благо-

дарна своим коллегам за поддержку в организации и проведении, за подготовку

конкурсантов.

Спасибо всем участникам конкурса! Спасибо выпускникам прошлых

лет, что остаются с нами! Спасибо родителям! Спасибо всем слушателям!

Надеемся на то, что наш опыт проведения школьного конкурса заинтере-

сует и вас.



В раздел образования