Напоминание

"В поисках мелодии"


Автор: Девальд Лилия Азаматовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Ханты–Мансийский Автономный округ – Югра АО, г.Югорск
Наименование материала: Сценарий познавательно–досугового мероприятия образовательный тематический квест
Тема: "В поисках мелодии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ГОРОДА ЮГОРСКА»

Сценарий

познавательно-досугового мероприятия

образовательный тематический квест

«В поисках мелодии»

Возраст учащихся - (7-10 лет)

Разработчик:

Преподаватель

Девальд Лилия Азаматовна

г. Югорск, 2017

Содержание мероприятия

1.Информационаая карта мероприятия.

2. Введение.

3. Оформление помещения.

4. Основная часть. Содержание мероприятия.

5. Заключение.

6. Список использованных информационных источников.

7. Приложения.

1.

Информационная карта мероприятия

Правовая основа

организации

мероприятия

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная

программа в области музыкального искусства «Навстречу

музыки».

3.План учебно-воспитательной работы преподавателя на 2017-

2018 учебный год (приказ от).

Место и роль

мероприятия в

образовательном

процессе

Проводится в рамках внеурочной деятельности.

Роль: поиск современных форм и методов работы с детьми,

направленных на повышение интереса к образовательному

процессу.

Жанр

Познавательно-досуговое мероприятие, образовательный

тематический квест.

Цель

Познакомить детей с разными музыкальными инструментами,

через проведение познавательно-досугого мероприятия.

Задачи

Обучающие задачи:

включить учащихся в познавательную деятельность через

различные формы, технологии, методы и средства обучения.

Развивающие задачи:

расширить музыкального просвещения детей.

Воспитательные задачи:

формировать

активность

учащихся;

воспитывать

культуру

общения и поведения в коллективе, в социуме.

Здоровьесберегающие задачи:

менять виды и формы деятельности, во избежание перегрузки

учащихся.

Методы,

методические

приемы

1.Методы

организации

и

осуществления

деятельности:

словесные,

наглядные,

практические,

репродуктивные,

самостоятельной работы.

2.

Метод

стимулирования

музыкальной

деятельности:

эмоциональное

воздействие,

эффект

удивления,

создание

ситуации успеха.

3. Метод проблемно-поисковый.

4.

Методы

стимулирования

и

мотивации

у ч е н и я :

познавательная

деятельность

участников,

создание

ситуаций

успеха, предъявление педагогических требований.

5.Методы

диагностики,

самодиагностики

по

итогам

мероприятия.

Оборудование

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийное оборудование, ноутбук, интерактивная доска,

проектор, мультимедийная презентация, видеоматериалы.

Музыкальные инструменты:

фортепиано, рояль, скрипка, альт, виолончель, контрабас, баян,

балалайка, домра, флейта, труба, саксофон, ксилофон, шумовые

и

ударные

инструменты

(маракасы,

бубны,

треугольники,

клависы, румбы).

Наглядно-дидактический материал:

карточки с заданиями; карточки с изображением музыкальных

инструментов; 7 больших нот;

Диагностический инструментарий:

нарисованный на ватмане нотный стан; ноты по количеству

участников мероприятия для проведения рефлексии.

Музыкальный материал

Песня «Звуки музыки» Ричард Роджерс из одноимённого

мюзикла «Звуки музыки»

«Игра в лошадки» из «Детского альбома» П.И.Чайковского

«Квартет Соль-мажор» К.Дебюсси

«Шутка» И.Баха

«Неаполитанская тарантелла» Дж. Росини

«Полька» П.Чайковский в оркестровой записи

«Коробейники» русская народная песня

Структура и регламент

мероприятия

Продолжительность: 60 минут

1. Вводный этап: организационная и содержательная установка.

(3 мин.)

2. Начальный этап: создание позитивного настроя, знакомство с

сюжетом, постановка задачи .(3-5 мин.)

3. Ролевой этап: выполнение заданий.(40-45 мин.)

4. Заключительный этап: визуализация полученных знаний. (3-

5 мин.)

4. Анализ эффективности мероприятия, обратная связь. (3-5

мин.)

Классификация

образовательного

квеста:

- по месту проведения

- по форме построения

сюжета;

- по назначению

основной деятельности

участников;

- по срокам проведения

Внутри школьный

Линейный

Тематический образовательный квест

Краткосрочный проект

Инструментарий

обратной связи

Рефлексия.

2.

Введение.

Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких

чувств, страстей, мыслей»

Д. Шостакович

Музыкальная деятельность

становится

одним

из

ранних

способов

познания

окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное позитивное

воздействие на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и

поведение.В наши дни интересные высказывания о музыкальном воспитании публикует

известный скрипач, искусствовед, музыкант- просветитель М. Казиник: «По статистике, на

100 тысяч детей, которых учат музыке, только один становится настоящим музыкантом и,

наверное, на миллионы детей только один становится музыкантом уровня Хейфеца. Но, это

не

значит,

что

остальных

детей

не

стоит

учить

музыке.

А

очень

даже

наоборот,

ведь

музыкальное

воспитание

это

не

обязательное

воспитание

музыканта.

Музыкальное

воспитание – это, прежде всего, воспитание человека «HomosMusikus», человека музыки,

гармонии».

Музыка занимает особое место в воспитании духовной нравственности учащихся,

благодаря

ее

непосредственному

комплексному

воздействию.

Именно

музыка

помогает

формировать у детей эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира,

развивать образное мышление и воображение. Поэтому развитие музыкальной культуры, а

через

нее

и

эстетической

культуры,

нравственности

детей

актуальная

задача

сегодняшнего дня.

Существующая

система

художественно-эстетического

развития

учащихся

нуждается

в

совершенствовании, обновлении форм и методов ее организации.

Современным детям мало

дидактических игр, им интересны более целые сценарии игр, для достижения различных

целей. Особенно хорошо этому запросу соответствуют технологии образовательного квеста,

благодаря

неординарной

организации

образовательной

деятельности

и

захватывающего

сюжета.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных

жанров

компьютерных

игр,

представляющий

собой

интерактивную

историю

с

главным

героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются

собственно повествование и исследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют

решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками,

где они должны реализовать образовательные задачи. Но в отличии от учебной проблемы в

образовательном

квесте

есть

элементы

сюжета,

ролевой

игры,

связанные

с

поиском

и

обнаружением мест, объектов, людей, информации, и для решения образовательных задач

используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы.Для удобства

проведения педагогу предлагается воспользоваться маршрут-картой. Приложение 5.

Данное мероприятие проводится в филиале ДШИ в г.Югорске-2.

Участники мероприятия: дети начальных классов (1, 2, 3) общеобразовательной школы,

обучающиеся по программе «Навстречу музыке (эстетический класс)».

Возрастные особенности детей 7-10 лет:

Интеллектуальное развитие ребенка

В этом возрасте дети уже успешно осваивают школьную программу. В младших классах они

учатся

обобщению

и

знакомятся

с

различными

абстрактными

понятиями,

сравнивая

и

различая их между собой. Ближе к концу периода младшего школьного возраста ребенок уже

умеет самостоятельно рассуждать, анализировать, делать выводы, становится способен к

рефлексии – оценке своего внутреннего состояния.

Психологическое развитие ребенка

Ребенок

в

младшем

школьном

возрасте

осознает

свою

принадлежность

к

социуму,

и

примеряет на себя множество новых ролей: ученик, одноклассник, друг, гражданин. Умеет и

любит общаться со взрослыми и сверстниками, учитывая не только свои интересы, но и

интересы

других

людей.

Способен

дать

оценку

действиям

и

событиям.

Нуждается

в

поддержке и одобрении взрослого: учителя, родителя. Становится более самостоятельным и

инициативным.

Данное мероприятие рассчитано на группы 10-12 человек и охватывает классы начальной

общеобразовательной школы.

3. Оформление помещения

В музыкальном зале расставлены стулья по количеству участников квеста. Подготовлен

экран, на сцене стоит рояль; рядом расположена доска с прикреплённым нарисованным

нотным станом.

На каждом кабинете прикреплена табличка с изображением музыкальных инструментов.

Приложение 6

Действующие лица

Ведущая, концертмейстер, скрипичный ключ, учащиеся 3-

4 класса ДМШ.

Оборудование

Проектор или интерактивный экран в музыкальном зале и

классах,

доска

с

нарисованным

нотным

станом,

7

больших нот, ватман с нарисованным нотным станом для

проведения

рефлексии,

ноты

для

рефлексии-

шумовые

музыкальные инструменты.

Дидактический материал

Карточки для проведения игр и ребусов.

4.Основная часть. Содержание произведения

Дети проходят в музыкальный зал, рассаживаются. Их встречают педагоги (ведущая

квеста и концертмейстер)

Ведущая: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас в музыкальном зале

нашего небольшого, но уютного «Дома-музыки»! Вот уже подходит к концу

первая четверть. Я уверенна, что каждый из вас за этот небольшой отрезок

времени, успел для себя приоткрыть дверь в увлекательный мир – музыки, и чему-

то научился. Поэтому, давайте начнём наш праздник с исполнения песни Ричарда

Роджерса «Звуки музыки» из одноимённого мюзикла «Звуки музыки».

Концертмейстер: Удивлённо и взволнованно.

Что же это? Исчезли все ноты! Остался только нотный стан.

Показывает чистые нотные листы. Как же мы теперь будем петь?

Ведущая: нужно срочно найти все ноты и вернуть их на место. (обращается к детям)

Вы готовы помочь нам в этом? Только где же мы будим их искать?

Концертмейстер: Я знаю, кто может нам помочь! Отгадайте, о ком идёт речь в моей загадке?

Как по нотам нам узнать, где на клавишах играть?

На второй линейке стана завитой красивый знак.

Он помощник наш отличный, а зовется – ключ…(скрипичный).

Звучит музыка. На экране появляется скрипичный ключ. Включается анимация со

звуковым сопровождением.

Скрипичный ключ: Всем привет! А вот и я!

Ждали вы меня, друзья?

Я – скрипичный ключ большой!

Не дверной и не речной.

Вы запомните меня,

Ноты все – моя семья!

Ведущая: Уважаемый скрипичный ключ! В нашей песне разбежались все ноты, а без них

мы не можем её исполнить. Подскажи нам, пожалуйста, где их искать?

Скрипичный ключ:

Вот так горе, да беда..

Разбежалась вся семья!

Ноты можно отыскать,

Если следопытом стать!

Ничего не пропускайте,

Будьте вы внимательны,

И тогда ваша мелодия

Вернётся, обязательно!

Вам предстоит совершить настоящее путешествие по вашей музыкальной школе. В каждом

кабинете вы будите получать задание. После его правильного выполнения вы сможете найти

одну заветную ноту. Как вы думаете, сколько заданий вас ждёт? Верно, 7! Так как в музыке

всего 7 музыкальных звуков. Первая нота спряталась в кабинете, где живут музыкальные

инструменты в названии которых спряталось два итальянских слова – ФОРТЕ и ПИАНО.

На

слайде

появляются

два

слова.

Дети

отгадывают

зашифрованное

название

инструмента.

Отправляются

в

класс

«Фортепиано».

На

двери

кабинета

висит

табличка, на которой нарисовано фортепиано. Дети проходят в класс, присаживаются

на стулья.

1.Кабинет «Фортепиано» (в кабинете ждёт учащийся 3 класса ДШИ; на стене висит

картина с изображением лошадей).

Вед: в этом кабинете живут музыкальные инструменты, которые многим из вас уже

знакомы. Это громкое «форте»! Это нежное «пиано»!

Молоточки по струнам дарят музыку нам.

То легко и свободно, то надрывно и рьяно,

Словно бриг в океане по ритмичным волнам.

(Владимир Бесцветный)

Ведущая: Композиторы разных эпох и стран писали фортепианную музыку. Один из них,

уже

известен

вам

по

некоторым

произведениям.

Послушайте

и

попробуйте

догадаться, о каком композиторе идёт речь?

Маленький Петя рос обычным ребёнком. У него, как и у всех детей было много

игрушек. Были среди них и солдатики, и лошадки, и пушки, и куклы. Но больше

всего ему нравилось небольшое старинное пианино. Иногда, он сажал все свои

игрушки на инструмент и исполнял для них, собственно сочиненный концерт.

Вы

догадались

о

ком

идёт

речь?

Верно:

этот

композитор

Пётр

Ильич

Чайковский.

О каком произведении шла речь? (ответы детей – «Детский альбом») Первую

ноту вы найдёте, если отгадаете название пьесы, которую сейчас услышите.

Звучит пьеса «Игра в лошадки». Исполняет учащимся 3 класса. Дети отгадывают

название пьесы.

Ведущая: Найдите в нашем классе изображение, связанное с этой пьесой.

Дети находят картину на стене. Достают спрятанную за картиной с изображением

лошади ноту. С другой стороны ноты прикреплена подсказка - где искать следующую

ноту – картинка с изображением скрипки.

2.

Кабинет струнных инструментов.

Ведущая: а в этом кабинете живёт семейство инструментов, у которых есть струны и

смычок. Поэтому их называют «Струнно-смычковые» инструменты.

В этой дружной семье 4 музыкальных инструмента. Послушайте, что они сами

про себя расскажут.

Сценка «Разговор смычковых»

(исполняют учащиеся 3 класса струнного отделения).

Ведущая: Сказал однажды контрабас:

Контрабас: Имею я волшебный бас,

Он необычный, непростой,

Он нужен музыке любой.

Четыре толстые струны

Басить в мелодии должны.

Ведущая: Пропела тут виолончель:

Виолончель: А у меня густая трель.

Как ты, дружище контрабас,

В звучанье я имею бас,

Но в высь, за скрипкой, я стремлюсь

И нот высоких не боюсь.

Ведущая: В беседу скромный альт вступил

Достойно он проговорил:

Альт: В звучанье я не так высок,

Басит порой мой голосок.

Зато я скрипки брат родной,

Сестра моя гордится мной.

Ведущая: Молчала скрипка до сих пор,

Но тут вступила в разговор:

Скрипка: Прекрасны все мы и равны,

Мы граждане одной страны!

Учащиеся исполняют «Квартет» для струнно-смычковых инструментах К. Дебюсси.

Ведущая:

Чтобы

найти

следующую

ноты

вам

нужно

сложить

из

букв

название

4-х

инструментов струнно-смычковой группы. Приложение 1.

Дети собирают слова:

СКРИПКА,

АЛЬТ,

ВИОЛОНЧЕЛЬ,

КОНТРАБАС.

Учащийся

струнного

отделения

вручает

детям

ноту.

С

другой

стороны

ноты

прикреплена

картинка с изображением трубы.

3.

Кабинет духовых инструментов.

Ведущая: в этом кабинете живут инструменты духовой группы.

Труба, тромбон, валторна, туба, саксофон, флейта, гобой, кларнет, фагот.

Учащийся ДШИ исполнят «Шутку» И.Баха.

Чтобы найти следующую ноту нужно переставить слоги так, чтобы получилось

названием 4 духовых инструментов. В последнем слове спрятана подсказка, где

искать следующую ноту.

Дети

разгадывают

слова

на

ватмане. Приложение 2 Последнее слово - труба.

Ищут инструмент, находят под футлярам ноту. На ноте прикреплена картинка

с изображением народного инструмента – балалайки и гармошки.

4.

Кабинет народных инструментов.

Ведущая: мы попали с вами в кабинет, народных музыкальных инструментов. Многим

эти инструменты знакомы по русским народным сказкам, песням, потешкам. Сейчас мы

проверим, как хорошо вы знаете название этих музыкальных инструментов.

Для этого вам нужно отгадать загадки о русских народных инструментах. Последняя моя

загадка будет для вас подсказкой, где искать следующую ноту.

1)

За обедом суп едят,

К вечеру «заговорят»

Деревянные девчонки,

Музыкальные сестренки.

Поиграй и ты немножко

На красивых ярких... (ложках)

2)

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой.

Узнаю его в момент

Самый русский инструмент. (балалайка)

3)

На чем в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Сломал он, улучив момент. (гусли)

4)

Играет, а не гитара.

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, а не балалайка. (домра)

5)

Инструмент у музыканта –

Он у нас не без таланта!

Как на кнопки нажимает,

Громко музыка играет.

Кажется: звучит орган,

Хоть в руках простой – ... (баян)

(Ася Валасина)

Дети отгадывают загадки. Последняя загадка – баян. Учащийся ДШИ исполняет

произведение

«Коробейники».

После

чего

отдаёт

детям

следующую

ноту,

на

которой прикреплена следующая подсказка – барабан.

5.

Кабинет ударных инструментов.

Ведущая: самый шумный и весёлый в нашей школе – кабинет ударных инструментов.

Здесь живут не только барабаны и тарелки, но и такой музыкальный

инструмент,

как

ксилофон.

Давайте

послушаем,

как

звучит

этот

музыкальный инструмент.

Дети

слушают

произведение

на

ксилофоне

в

исполнении

учащегося

ДМШ

3

класса. «Неаполитанская тарантелла» Дж. Россини.

Ведущая: главная роль ударной группы в оркестре в том, что они задают ритм для

всех

инструментов.

Перед

вами

разные

шумовые

инструменты.

Чтобы

получить

заветную

ноту,

нужно

исполнить

произведение

шумового

оркестра.

Для

этого

мы

воспользуемся

экраном,

на

котором

будут

изображены инструменты в том порядке, в котором они должны звучать.

Главное быть внимательным и вступать только тогда, когда на экране

появляется ваш музыкальный инструмент.

Дети разбирают шумовые музыкальные инструменты. Исполняют оркестр с

использованием

видеофильма

«Ритмический

оркестр».

После

исполнения

учащийся

ДШИ

отдаёт

детям

ноту.

С

другой

стороны

ноты

прикреплена

картинка

знаки

альтерации,

скрипичный

и

басовый

ключ.

Ведущая

подсказывает, что это кабинет теоретических предметов.

6.

Кабинет теоретических предметов.

Ведущая: ребята, вы уже знаете, что для того, чтобы стать музыкантом необходимо

внимательно

изучать

музыкальную

грамоту.

Она

является

для

любого

музыканта, своего рода, буквами. И вы эту грамоту уже начали изучать. Чтобы

отыскать ноту, вам необходимо прочитать зашифрованное с помощью названий

нот стихотворение. В конце которого спрятана подсказка к поиску следующий

ноты. Приложение 3.

Дети читают и расшифровывают стихотворение. Отгадывают и ищут её классе

(игрушка поросёнка). Находят под ним следующую ноту, с другой стороны которой

нарисована картинка – сцена зала и рояль.

7.

Музыкальный зал.

Ведущая: мы с вами вернулись туда, откуда началось наше путешествие. Может быть,

нот которых мы нашли достаточно и мы сможем исполнить песню? Давайте

прикрепим все ноты на свои места и проверим. (Дети прикрепляют к доске

ноты

и

считают

их). Не хватает всего одной ноты. Что же делать? (На

слайде появляется скрипичный ключ)

Скрипичный ключ: я помогу вам. Чтобы отыскать самую последнюю убежавшую ноту

вы должны расшифровать и прочитать замечательное высказывание

советского

композитора

Дмитрия

Шостакович

о

музыке.

Приложение 4. Дети расшифровывают высказывание.

Скрипичный

ключ: Браво, мои юные музыканты! Я горжусь вами. Пусть эти слова

будут напутствием для вас! Ищите последнюю беглянку на сцене.

Последний раз я видел, как она прыгнула на пюпитр.

Дети ищут ноту, находят её. Прикрепляют к доске.

Ведущая:Ну вот мы и нашли все семь нот! Давайте посмотрим, вернулись ли наши ноты

в нотную тетрадь?

Концертмейстер: (открывает ноты и показывает их всем) Да! И теперь мы снова

можем петь!

Ведущая: Это замечательно!

Дети исполняют песню «Звуки музыки».

5. Заключение

Ведущая: Ребята! Наш сегодняшний вечер подходит к концу. На прощание я предлагаю

всем поучаствовать в создании «Мелодии хорошего настроения». Для этого вы

должны рассказать о своём впечатлении от нашего путешествия

Перед вами ноты разных цветов:

- красный цвет означает: «Мне всё понравилось. Хочу, чтобы такие

«путешествия» проводились чаще».

-жёлтый цвет – «Было интересно, но я не всё понял».

- синий цвет – «Было скучно и я ничего не понял».

Каждый из вас должен подойти к доске, выбрать себе ту ноту, которая вам ближе всего и

прикрепить её на нотный стан. Так мы сможем окрасить нашу музыку и увидеть с каким

настроением вы покидаете наш вечер.

Дети приклеивают ноты к нотному стану.

Приложение 1

С К

Р И

П К

А А

Л Ь

Т В

И О

Л О

Н Ч

Е Л

Ь К

О Н

Т Р

А Б

А С

Приложение 2

Игра «Поменяй слоги местами так, чтобы получилось 4 духовых инструмента»

ФЛЕЙ

ТА

САК

БА

ФОН

СО

КЛАР

НЕТ

ТРУ

Приложение 3

Игра «Прочитай и отгадай»

Приложение 4

Игра «Соберите слова по цепочке и прочитайте высказывание

Ответ: «Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких

чувств, страстей, мыслей»

7.

ОТКРОЕТ

10.

МИР

1.

ЛЮБИТЕ

13.

СТАРСТЕЙ,

5.

МУЗЫКИ:

6.

ОНО

9.

ЦЕЛЫЙ

11.

ВЫСОКИХ

14.

МЫСЛЕЙ.

2.

И ИЗУЧАЙТЕ

3.

ВЕЛИКОЕ

12.

ЧУВСТВ,

4.

ИСКУССТВО

8.

ВАМ

Приложение 5

Маршрут-карта с кратким описанием задания

для педагога при проведении квеста.

зал

Музыкальный

зал

Введение. Постановка

цели

7. Собрать и прочесть цитату

о музыке

Кабинет клавишных

инструментов

2

. Прослушать и отгадать

название произведения.

Кабинет струнных

инструментов

3. Собрать из букв название 4

струнных инструментов

Кабинет духовых

инструментов

4.

Разгадать

название

4

духовых инструментов

Кабинетнародных

инструментов

5.

Отгадать

загадки

«Русские

народные инструменты»

Кабинет ударных

инструментов

6.

Исполнить

ритмический

о р к е с т р

н а

ш у м о в ы х

инструментах

Кабинет теоретических

предметов

6.

Прочитать

зашифрованное

стихотворение

Приложение 6

Картинки для кабинетов

Кабинет фортепиано

Кабинет струнных

Кабинет духовых

Кабинет ударных

Кабинет народных инструментов

Музыкальный зал

Ноты для поиска

Список использованной литературы.

1.Гембицкая, В. Я. Музыкально-эстетическое воспитание - М., 1970.

2. Королёва Е. «Музыка в сказках, стихах и картинка» - ВЛАДОС, 2001.

3. Михайлова, М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для

родителей и педагогов – Ярославль, 1997.

4. Трасова, К.В. «Развитие музыкальных способностей детей» - М., 2012.

5. Тютюнникова, Т.Э. «Просто, весело, легко» - М, 2015.



В раздел образования