Напоминание

Групповые формы организации работы на уроке иностранного языка в рамках реализации ФГОС


Автор: Мамедова Эльнара Анатольевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ №9
Населённый пункт: Свердловская область г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Групповые формы организации работы на уроке иностранного языка в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Групповые формы организации работы на уроке иностранного

языка в рамках реализации ФГОС

Работа по группам является частью учебной работы в целом. Такая форма

организации вызывает наибольший интерес к изучению иностранного языка,

причём каждый ученик в этом процессе участвует максимально. Работа в

группах активизирует деятельность всех учеников, содействует повышению

самостоятельности и инициативности учащихся, развитию их

индивидуальных творческих возможностей.

Для групповой работы характерны следующие черты: отношение каждого

ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для

достижения цели, взаимная поддержка и требовательность, умение

критически и строго относиться к себе, оценивать свой личный успех или

неудачу с позиции общей работы, а также проявлять заинтересованность в

её результатах.

Для обучения иноязычному общению необходимо обеспечить речевое

взаимодействие его участников: учителя и учащихся. Это предполагает

выбор общего предмета взаимодействия и организацию как внешнего, так и

внутреннего аспектов взаимодействия.[1]

Учитель должен быть не только организатором, но и непосредственным

участником речевого взаимодействия с учащимися.

Для реализации взаимодействия с учащимися необходимо выполнение

учителем следующих профессиональных функций: консультанта,

координатора, организатора внутреннего и внешнего аспектов

взаимодействия, инициатора, лидера и равноправного участника общения.

При организации групповой работы учитель должен вести наблюдение и

учитывать, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность

принимать решения, индивидуальные особенности каждого члена группы,

роли участников общения, предлагаемые задания и учебный материал,

влияют на поведение группы., способствуют или мешают сотрудничеству,

совместной работе.

Учителю необходимо тщательно планировать групповую работу: объяснять

её цели, давать примеры, модели, образцы выполнения. Задания

разрабатываются на основе принципа «информационного неравновесия», с

тем чтобы учащиеся были вовлечены в реальную коммуникацию.

В условиях реализации приёмов, обеспечивающих необходимое речевое

взаимодействие школьников на иностранном языке, активизируется

речемыслительная деятельность всех участников учебной работы,

повышается мотивация говорения и развивающий эффект обучения.

Эффективно организованная форма работы в группах по иностранному языку

способствует также раскрытию и развитию индивидуально-

коммуникативных возможностей каждого учащегося. При общении с тремя –

четырьмя одноклассниками ученику психологически легче выразить мысли

языковыми средствами, потому что речевые ошибки не подлежат в этих

случаях жёсткому контролю.[2]

Благодаря работе в группах, состоящих из трёх и более человек, учащиеся

получают возможность многократного включения нового языкового

материала в свои высказывания, трансформации и комбинации его с ранее

усвоенным в разнообразных ситуациях общения. В ходе активного

сотрудничества с членами группы, при целенаправленном управлении со

стороны учителя, увеличивается скорость и интенсивность приобретения

иноязычного речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения

речевых действий.

Мы предлагаем рассмотреть групповую форму работы учащихся 6-х классов.

Тема урока

содержание

Познавательные

универсальные учебные

действия

1.«Events in Northern

Ireland»

Now I would like you to

work in groups of 5-6

people. I will give you a

card and you should fill it.

Here three different

tenses. Use the table at

the page 64.

Then you will tell

everybody about the

tense. You have 5-6

minutes.

умение

организовывать учебное

сотрудничество и

совместную

деятельность с

учителем и

сверстниками;

умение адекватно

использовать

коммуникативные,

прежде всего речевые,

средства для решения

различных

коммуникативных

задач;

умение

формулировать

собственное мнение;

воспитание

уважительного

отношения к мнению

других.

К сожалению, групповая работа не нашла еще широкого применения в

практике преподавания иностранного языка (далее ИЯ), что можно

объяснить рядом трудностей организации группового общения, а именно:

трудности организационного характера, связанные с деятельностью

учителя:

большая наполняемость группы и, как следствие, боязнь беспорядка на

уроке;

б) неприспособленность классного помещения (невозможность

перестановки мебели и свободного перемещения учащихся по классу);

в) организация работы в группах требует много времени (часто занимает

весь урок, и учитель не успевает проконтролировать все группы);

г) нехватка методических пособий и разработок (зачастую учителю

приходится самому разрабатывать и готовить раздаточный материал, не все

учителя готовы к творческому поиску);

трудности, связанные с деятельностью учащихся:

неготовность учащихся к подобной форме работы на уроке (они привыкли к

традиционной форме общения “учитель-ученик”);

б) низкий уровень языковой подготовки учащихся, использование

учащимися родного языка при обсуждении заданий;

в) непонимание учащимися своей роли в процессе группового общения;

г) боязнь учащихся говорить на иностранном языке в присутствии других,

нежелание некоторых учащихся работать в группе с теми или иными

соучениками (например, девочек с мальчиками);

д) возможность для недисциплинированных учащихся избегать выполнения

задания в группе;

е) разный темп работы (одни учащиеся выполняют задание раньше и

начинают мешать другим);

Таким образом, успех коллективной работы зависит от профессиональных и

личностных качеств учителя и от желания и умения учеников работать

совместно и согласованно. Сами учителя и обучаемые должны быть

психологически готовы к работе в группе и к организации работы групп.

Иными словами, сначала нужно найти время для того, чтобы научить ребят

работать в группе, и лишь затем предлагать им в групповой форме решать

учебные задачи.

Можно свести к минимуму нежелательные последствия (дополнительный

шум в классе и ослабление дисциплины при одновременном высказывании

нескольких учащихся), если перед началом работы дать учащимся четкие

указания, чтобы они точно поняли, что им предстоит сделать.(3) Сами

задания не должны занимать много времени, иначе учащимся станет скучно

или они устанут.

Приведем полезные рекомендации по организации работы в группах:

В группе должно быть не более 5 человек (учитель должен следить за тем,

чтобы в каждой группе был хотя бы один сильно подготовленный учащийся,

который сможет выполнить роль консультанта).

Кратко, ясно и четко объясните задание.

Учащимся требуется некоторое время для того, чтобы научиться работать

вместе, если это группы сменного состава - не торопите их.

Работу в группах не следует затягивать. Определите время для подготовки

задания и четко его соблюдайте. (Лучше дать короткий, чем длинный

отрезок времени для подготовки и спустя несколько минут предупредить

учащихся, что им остается, к примеру, 2 минуты.).

Не вмешивайтесь в работу после ее начала, не прерывайте учащихся в

процессе общения и обращайте внимание только на те ошибки, которые

мешают процессу общения. Остальные ошибки отмечайте для себя, чтобы

впоследствии поработать над ними дополнительно.

Во время подготовки групповых заданий пройдите по классу, слушая то, что

обсуждают участники групп, но не останавливайтесь надолго, так как Ваше

присутствие мешает работе.

Объяснение заданий, процесс подготовки, контроль, подведение итогов

группового общения должны проводиться на иностранном языке.

Для тех учащихся, которые заканчивают раньше, следует предусмотреть

дополнительные задания, чтобы они не отвлекали учащихся других групп.

Выслушайте мнение представителей из каждой группы.

Оцените работу учащихся или прокомментируйте. При этом делайте акцент

на наиболее удачные моменты в общении (правильно подобранный

языковой материал (лексическое наполнение, разнообразие грамматических

форм), использование жестов, интонации, эмоционального фона), не обходя

вниманием и типичные ошибки.

Работа в группах завершается работой над ошибками. Для поддержания

положительного психологического климата на уроке учителю следует

исправлять ошибки безадресно. Учащиеся должны быть настроены на то, что

ошибка - это естественная составная часть процесса обучения. Желательно

добиваться того, чтобы ошибки исправлялись самими учащимися.

Планировать групповую работу можно уже в начальной школе, Чтобы

научить младших школьников работать в группах, можно представить им

памятку, раскрывающую “секреты” плодотворной совместной работы,

например:

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное

продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе

совершенствования навыков иноязычного обучения // Иностранные языки в

школе. - 2000. - № 1. - С.59-61.

2.Леонтьев А. А. Психология общения. - Москва: Генезис, 1997. - 370 с.

3. Павлова Е.А. Игра как метод обучения иностранному языку // Иностранные

языки в школе. - 2008, № 7 - с.56-61.

4. Педагогический Энциклопедический Словарь / Гл. Ред. Б.М. Бим-Бад- М.:

Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528с.

5. Пидкасистый П.И. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и

педагогических колледжей- М.: Педагогическое общество России, 1998. -

608с.

6. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные

языки в школе. - 2000. - №2. - С. 3-10.



В раздел образования