Напоминание

"Методика применения активных форм обучения с использованием учебников, учебных пособий, дидактического материала, компьютеров"


Автор: Соловьева Лариса Николаевна
Должность: преподаватель высшей категории
Учебное заведение: Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО МГГЭУ
Населённый пункт: г.Элиста, Республика Калмыкия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методика применения активных форм обучения с использованием учебников, учебных пособий, дидактического материала, компьютеров"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Методика применения активных форм обучения с использованием

учебников, учебных пособий, дидактического материала, компьютеров.

Появление методов активного обучения связано со стремлением

преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся

или способствовать ее повышению.

Современные

условия

наращивают

требования

к

качествам

профессионала, нацеливают на формирование личности, характеризующейся

творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии

решений.

Это

требует

новых

подходов

в

обучении.

Обучение

должно

основываться не на передаче готовых знаний, а на создании условий для

творческой активности. В качестве средств реализующих такой подход все

большее

признание

находят

активные

методы

обучения.

Одной

из

форм

активных методов обучения является – деловая игра. Её строение отражает

логику практической деятельности, и поэтому они являются эффективным

средством усвоения знаний и формирования умений и играют большую роль в

подготовке кадров.

Применение активных методов обучения требует от преподавателя

тщательной

и

кропотливой

подготовки.

Для

проведения

деловой

игры

необходимо подготовить сценарий

-

это базовый элемент игровой процедуры,

в

нем

находят

отражение

принципы

проблемности,

двуплановости,

совместной деятельности

.

В сценарии

деловой игры дается

описание в

словесной

или

графической

форме

предметного

содержания,

и

последовательность действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.

Роли и функции игроков адекватно отражают "должностную картину" того

фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.

Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений,

имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом, в

правилах

игры

отражают

создаваемые

в

игре

модели

в

упрощенной

действительности.

Система оценивания

обеспечивает, с одной стороны, контроль качеством

принимаемых

решений

с

позиций

норм

и

требований

профессиональной

деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана

учебной деятельности.

В филиале методику проведения деловой игры освоили преподаватели

всех кафедр, их проводят по дисциплине «Менеджмент» по теме: «Подбор и

отбор персонала»

преподаватель, при подготовки деловые игры,

большое

внимание

уделяет

творчеству

студентов:

дает

задания

по

изучению

дополнительной литературы, поиску примеров и созданию игровых ситуаций,

применяя

практические

материалы,

свои

знания

по

другим

предметам,

личный опыт. Преподаватель создает проблемную ситуацию, решение которой

идет

совместными

усилиями

студентов,

ставит

их

перед

необходимостью

самостоятельно принимать решения. Эти уроки подготавливают студентов к

самостоятельной работе по специальности.

По дисциплине «Управление персоналом» по теме: «Отбор кандидатов на

вакантные должности» студенты выступают в двух группах как поступающие

на работу, так и как принимающие на работу. Те, которые поступают на

работу,

представляют

комплект

документов

характеризующих

их

как

работников (резюме, анкету), те которые принимают на работу устраивают

собеседование претендентам и оценивают их профессиональные качества. Т.е.

преподаватель старается поставить студентов в реальные возможности.

По

дисциплине

«Управленческая

психология»

по

теме

«Изучение

межличностных отношений в группе» студенты самостоятельно разбиваются

на

отделы

и

составляют

анкету,

которая

даёт

возможность

всем

отделам

сделать анализ с кем из сотрудников они хотели бы работать и, а с кем нет и по

какой причине. Исходя из этого, они составляют социометрию и рекомендации

по налаживанию отношений в отделе и конкретно

с каждым сотрудником

предприятия.

По дисциплине «Гражданский и уголовный процесс» студенты в условиях

ролевой

игры

имитируют

судебное

заседание

по

гражданскому

или

уголовному делу. Они самостоятельно предварительно выбирают фабулу дела,

выбирают

роли

(судья,

прокурор,

адвокат

и

т.д.).

Студенты

получают

практический

опыт

применения

процессуального

законодательства.

На

дисциплине

«Основы

бухгалтерского

учета»

по

теме

«Инвентаризация»

изучает нормативные материалы – методические материалы по проведения

инвентаризации, знакомит с порядком проведения инвентаризации

и входе

проведения игры приближает студентов к реальным возможностям.

Деловая

игра

способствует

возникновению

интереса,

сосредоточению

внимания

при изучении учебного материала. Она в единстве реализует

образовательную, вспитательную, развивающую, коммуникативную функции.

Игровая

форма

обучения

в

обычном

своём

проявлении

является

преимущественно групповой формой организации обучения.

Еще одна из форм активных форм обучения является урок – экскурсия

На уроки-экскурсии переносится основные задачи учебных

экскурсий:

обогащение

знаний

учащихся;

установление

связи

теории

с

практикой,

с

жизненными

явлениями

и

процессами;

развитие

творческих

способностей

учащихся,

их

самостоятельности,

организованности;

воспитание положительного отношения к учению.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на тематические,

охватывающие одну или несколько тем одного предмета, и комплексные,

базирующиеся

на

содержании

взаимосвязанных

тем

двух

или

нескольких

учебных предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем различают:

вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии.

Форма

проведения

уроков-экскурсий

весьма

многообразна.

Это

и

пресс-

конференция,

с

участием

представителей

предприятия,

учреждения,

исторические экскурсии по изучаемому предмету,

и уроки обобщающего

повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии и т.д.

Тем не менее, структурные элементы различных типов уроков-

экскурсий являются в достаточной степени определенными.

урок-экскурсия имеет следующую структуру:

- сообщение темы, цели и задачи;

- актуализация опорных знаний и умений учащихся;

- восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание

заложенной в них информации;

- сообщение и систематизация знаний;

- подведение итогов экскурсии и сообщение учащимся индивидуальных

заданий.

По

ПМ01 МДК 01.02 «Организация торговли», по темам курса

организовывает различные экскурсии в торговые предприятия. Где студенты

анализируют

состояние

работы

предприятия

и

делают

самостоятельные

выводы и предложения по улучшению деятельности предприятия. Данная

работа

дает

студентам

возможность

применять

теоретические

знания

на

практике.

По ПМ 03 МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения» по теме

«Ассортимент

товаров»

организует

экскурсии

в

действующие

торговые

предприятия,

где

студенты

знакомятся

с

ассортиментом

товаров,

осуществляют

расчет

показателей

ассортимента

и

делают

выводы

по

улучшению деятельности торгового предприятия в области ассортиментной

политики.

Для обучения преподаватель может выбрать различные методы обучения,

которые реализовали бы все возможности студента, смогли подготовить его

как компетентного специалиста.



В раздел образования