Напоминание

"ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) "


Автор: Прокопьева Лаура Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) "
Раздел: начальное образование





Назад




"О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года"

Модернизация образования, повышение его доступности и качества

для всех категорий граждан является приоритетной задачей

социальной политики России. В связи с этим особое значение

приобретает создание равных возможностей для получения

образования людьми с ограниченными возможностями здоровья

(ОВЗ).

Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с

нарушениями психического и соматического развития. В настоящее

время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными

возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700

тыс составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов

страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена

веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1 детей-

инвалидов имеют двигательные нарушения. В образовательных

учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются

467 176 таких детей. Из них 210 194 ребенка учатся в 1676

специальных (коррекционных) школах.

Таким образом, в настоящее время в инклюзивное образование

включены около 55 % детей с ОВЗ от общего числа детей-

инвалидов.

На государственном уровне приняты Федеральная целевая

программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» и Федеральная

целевая программа развития образования на 2011-2015 годы,

нацеленная на обеспечение реализации права детей с

ограниченными возможностями здоровья на образование и

включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную

среду.

Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и

развитие социально-активной личности, обладающей навыками

социально-адаптивного поведения применительно к мобильной

экономике. Одним из путей реализации этой задачи является

образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего,

как средство социальной реабилитации не только самого ребенка,

но и его семьи.

Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает

равные права, доступность, возможность выбора подходящего

образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от

его физических и других возможностей.

Инклюзивное образование – это не просто «перемещение»

учащихся из специализированных школ в школы по месту

жительства или из специальных классов – в классы

общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном

процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать

процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались

индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А

для этого необходима разработка и создание специальных условий,

в том числе и принципиальная модернизация образовательных

программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка

программ психолого-педагогического сопровождения всех

участников образовательного процесса.

В целях обеспечения реализации права на образование

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

устанавливаются федеральные государственные образовательные

стандарты образования указанных лиц или включаются в

федеральные государственные образовательные стандарты

специальные требования.

Стандарт преследует следующие цели:

● обеспечение государством равенства возможностей для каждого

обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и

создания оптимальных специальных условий для получения

качественного школьного образования;

● обеспечение государством гарантий получения школьного

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

● обеспечение государственных гарантий реализации заданных

Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного

образования обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья;

● обеспечение единства образовательного пространства Российской

Федерации относительно школьного образования обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья

● обеспечения равных возможностей социального развития и

освоения школьного образования обучающимися с ограниченными

возможностями здоровья независимо от характера и степени

выраженности данных ограничений, места проживания, пола,

нации, языка, социального статуса;

● обеспечения вариативности и разнообразия содержания

образовательных программ и организационных форм школьного

образования, возможности формирования образовательных

программ различных уровней сложности и направленности с

учётом особых образовательных потребностей обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья.

Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

[1]

· образование обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья может быть организовано как совместно с

другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в

отдельных организациях, осуществляющих образовательную

деятельность;

· государство в лице уполномоченных им органов

государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации

обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих

специальными педагогическими подходами и методами обучения и

воспитания обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья, и содействует привлечению таких работников в

организации, осуществляющие образовательную деятельность;

· общее образование обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья осуществляется в организациях,

осуществляющих образовательную деятельность по основным

образовательным программам с поддерживающей ее программой

коррекционной работы; по адаптированным образовательным

программам; по специальным индивидуальным образовательным

программам. В этих организациях создаются специальные условия

для получения образования указанными обучающимися;

· под специальными условиями получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются

условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя

использование адаптированных образовательных программ

(программ коррекционной работы, индивидуальных специальных

образовательных программ); специальных методов обучения и

воспитания, специальных учебников, учебных пособий и

дидактических материалов, специальных технических средств

обучения коллективного и индивидуального пользования,

предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь, проведение

групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение

доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную

деятельность, и другие условия, без которых невозможно или

затруднено освоение образовательных программ обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья;

· при получении образования обучающимися с

ограниченными возможностями здоровья предоставляются

бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная

литература;

· особенности организации образовательной

деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями

здоровья определяются федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

образования, совместно с федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

социальной защиты населения.

Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об

образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с

различными формами умственной отсталости), не имеющим

основного общего и среднего общего образования и обучавшимся

по адаптированным основным общеобразовательным программам,

выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,

которые устанавливаются федеральным органом исполнительной

власти, осуществляющим функции по выработке государственной

политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

образования.

В обществе существует целый ряд проблем, связанных с включение

ребенка-инвалида в образовательный процесс, однако одним из

ключевых вопросов стоит отсутствие доступной среды и

современных технических средств реабилитации и

образовательных средств ИКТ, облегчающих образовательный

процесс для детей с особыми образовательными потребностями.

Не менее значима проблема социализации детей с ОВЗ в

общеобразовательном классе.

В возрасте 6-7 лет поход в школу для детей, это не просто

возможность получить знания, это, прежде всего, новый этап

жизни, новая ступень социализации. Ребенок учиться находить

общий язык с преподавателями. Для него открывается возможность

совместной работы с другими детьми, а для этого необходимо не

только найти с ними общий язык, но и научится принимать и

учитывать чужие желания и возможности. Ребенок открывает в себе

новые таланты, развивает их, что немаловажно для дальнейшей

социализации и лучшем осознании себя как личности. Ребенок

получает новый социальный статус, занимает новое положение в

обществе, а это помогает ему развить в себе ответственность.

Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством

проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками.

Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание

и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.

Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят

данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой

школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими

детьми ему будет намного сложнее.

Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с

ограниченными возможностями необходима помощь. Данную

помощь им должны предоставлять преподаватели и различные

специалисты.

Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и

помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать

преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это

необходимо, находить общий язык с преподавателем.

Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые

смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее.

При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и

спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в

новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут

и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам

необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с

отклонениями в развитии.

Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально -

дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии,

подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную

социальную адаптацию.



В раздел образования