Автор: Прокопьева Лаура Олеговна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: Белгородская область, город Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: "ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) "
Раздел: начальное образование
"О введении ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года"
Модернизация образования, повышение его доступности и качества
для всех категорий граждан является приоритетной задачей
социальной политики России. В связи с этим особое значение
приобретает создание равных возможностей для получения
образования людьми с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Тенденцией последних лет является резкий рост числа детей с
нарушениями психического и соматического развития. В настоящее
время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными
возможностями здоровья (около 8 % всех детей), из них около 700
тыс составляют дети-инвалиды. Почти четверть детей-инвалидов
страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена
веществ, 21,3 % умственными нарушениями и 23,1 детей-
инвалидов имеют двигательные нарушения. В образовательных
учреждениях/организациях Российской Федерации обучаются
467 176 таких детей. Из них 210 194 ребенка учатся в 1676
специальных (коррекционных) школах.
Таким образом, в настоящее время в инклюзивное образование
включены около 55 % детей с ОВЗ от общего числа детей-
инвалидов.
На государственном уровне приняты Федеральная целевая
программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» и Федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы,
нацеленная на обеспечение реализации права детей с
ограниченными возможностями здоровья на образование и
включение «особых» детей и их семей в общеобразовательную
среду.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ направлено на формирование и
развитие социально-активной личности, обладающей навыками
социально-адаптивного поведения применительно к мобильной
экономике. Одним из путей реализации этой задачи является
образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего,
как средство социальной реабилитации не только самого ребенка,
но и его семьи.
Кроме того, развитие инклюзивного образования обеспечивает
равные права, доступность, возможность выбора подходящего
образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от
его физических и других возможностей.
Инклюзивное образование – это не просто «перемещение»
учащихся из специализированных школ в школы по месту
жительства или из специальных классов – в классы
общеобразовательные. Индивидуальный подход в образовательном
процессе к детям с ОВЗ приводит к необходимости организовывать
процесс обучения и воспитание таким образом, чтобы учитывались
индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А
для этого необходима разработка и создание специальных условий,
в том числе и принципиальная модернизация образовательных
программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка
программ психолого-педагогического сопровождения всех
участников образовательного процесса.
В целях обеспечения реализации права на образование
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
устанавливаются федеральные государственные образовательные
стандарты образования указанных лиц или включаются в
федеральные государственные образовательные стандарты
специальные требования.
Стандарт преследует следующие цели:
● обеспечение государством равенства возможностей для каждого
обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и
создания оптимальных специальных условий для получения
качественного школьного образования;
● обеспечение государством гарантий получения школьного
образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;
● обеспечение государственных гарантий реализации заданных
Стандартом дифференцированных уровней и вариантов школьного
образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
● обеспечение единства образовательного пространства Российской
Федерации относительно школьного образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
● обеспечения равных возможностей социального развития и
освоения школьного образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья независимо от характера и степени
выраженности данных ограничений, места проживания, пола,
нации, языка, социального статуса;
● обеспечения вариативности и разнообразия содержания
образовательных программ и организационных форм школьного
образования, возможности формирования образовательных
программ различных уровней сложности и направленности с
учётом особых образовательных потребностей обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Концепция ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья исходит из положений, изложенных в статье 79
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
[1]
· образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья может быть организовано как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в
отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность;
· государство в лице уполномоченных им органов
государственной власти Российской Федерации и органов
государственной власти субъектов Российской Федерации
обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих
специальными педагогическими подходами и методами обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, и содействует привлечению таких работников в
организации, осуществляющие образовательную деятельность;
· общее образование обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по основным
образовательным программам с поддерживающей ее программой
коррекционной работы; по адаптированным образовательным
программам; по специальным индивидуальным образовательным
программам. В этих организациях создаются специальные условия
для получения образования указанными обучающимися;
· под специальными условиями получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя
использование адаптированных образовательных программ
(программ коррекционной работы, индивидуальных специальных
образовательных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и
дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования,
предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение
групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение
доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья;
· при получении образования обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья предоставляются
бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная
литература;
· особенности организации образовательной
деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования, совместно с федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения.
Статьей 60 регулируется порядок выдачи документов об
образовании. Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с
различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся
по адаптированным основным общеобразовательным программам,
выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке,
которые устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования.
В обществе существует целый ряд проблем, связанных с включение
ребенка-инвалида в образовательный процесс, однако одним из
ключевых вопросов стоит отсутствие доступной среды и
современных технических средств реабилитации и
образовательных средств ИКТ, облегчающих образовательный
процесс для детей с особыми образовательными потребностями.
Не менее значима проблема социализации детей с ОВЗ в
общеобразовательном классе.
В возрасте 6-7 лет поход в школу для детей, это не просто
возможность получить знания, это, прежде всего, новый этап
жизни, новая ступень социализации. Ребенок учиться находить
общий язык с преподавателями. Для него открывается возможность
совместной работы с другими детьми, а для этого необходимо не
только найти с ними общий язык, но и научится принимать и
учитывать чужие желания и возможности. Ребенок открывает в себе
новые таланты, развивает их, что немаловажно для дальнейшей
социализации и лучшем осознании себя как личности. Ребенок
получает новый социальный статус, занимает новое положение в
обществе, а это помогает ему развить в себе ответственность.
Но проходя данную ступень, дети сталкиваются и с множеством
проблем. Не всегда удается достигнуть понимания со сверстниками.
Не всем ученикам преподаватели могут уделить должное внимание
и помочь в трудную минуту. С подобным сталкивался каждый.
Дети с ограниченными возможностями здоровья также проходят
данный этап социализации. Если такой ребенок учится в массовой
школе, в связи с ограничениями, находить общий язык с другими
детьми ему будет намного сложнее.
Чтобы успешно пройти эту ступень жизни, детям с
ограниченными возможностями необходима помощь. Данную
помощь им должны предоставлять преподаватели и различные
специалисты.
Преподаватели должны направлять в учебной деятельности и
помогать с непонятными моментами. Психологи – помогать
преодолеть коммуникативные неудачи со сверстниками и, если это
необходимо, находить общий язык с преподавателем.
Педагоги – это проводники детей в школе, помощники, которые
смогут подтолкнуть в нужном направлении, советники и так далее.
При этом взрослым необходимо быть терпеливыми и
спокойными. Ребёнок хочет видеть уверенность, что он не одинок в
новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут
и помогут. А чтобы добиться наилучших результатов, педагогам
необходимо знать и изучить адаптационные возможности детей с
отклонениями в развитии.
Следовательно, для особого ребенка требуется индивидуально -
дифференцированный подход в обучении, воспитании и развитии,
подразумевающий помимо развивающих занятий, успешную
социальную адаптацию.