Напоминание

Конфликты и пути их решения.


Автор: Гусейнова Нармина Гамидовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г.Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конфликты и пути их решения.
Раздел: среднее образование





Назад




Конфликты и пути их решения.

Цель: формировать конфликтную компетентность учащихся и способность толерантного

поведения.

Задачи:

1.

Определить понятия “конфликтная ситуация” и “конфликт”.

2.

Рассмотреть функции конфликта в обществе и его структуру.

“Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь”.

Польский сатирик Станислав Ежи Лец.

Учитель.

Одной

из

актуальных

проблем

современного

общества

является

проблема

конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных

конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология,

политология, педагогика, психология и т. д. В 80-е годы возникли конфликтологические

центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается

международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология

приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой

предмет будет изучаться в школе.

Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от

конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.

Однако,

конфликты

часто

отравляют

человеку

жизнь,

нарушают

привычный

ритм,

снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта,

однако

не

всегда

знают,

как

это

сделать.

Таким

образом,

налицо

разрыв

между

намерениями

Попробуем разрешить это противоречие наиболее доступным нам способом-способом

изучения проблемы. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных

ситуаций

путем

их

конструктивного

решения.

Сегодня

мы

рассмотрим

понятия

“конфликтная

ситуация”,“конфликт”,

“толерантность”,

причины

возникновения

и

структуру конфликта, его функции, а так же основные модели поведения личности в

конфликтных ситуациях.

Учащиеся садятся по группам.

Просим вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению

социальной жизни, как конфликт:

Положительно.

Не знаю.

Отрицательно.

Учитель. Как вы понимаете, что такое конфликт?

Ученики:

1.Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих

различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения

конфликта необходима конфликтная ситуация.

Учитель. Что такое конфликтная ситуация?

Конфликтная ситуация – это наличие противоречивых позиций, разногласий сторон по

какому-либо поводу. Это могут быть различные цели интересы и желания либо различные

способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть

инцидент.

Учитель.

И н ц и д е н т –

это

стечение

обстоятельств,

являющихся

поводом

для

начала

непосредственного столкновения сторон

И даже в этом случае конфликт еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как

личность воспринимает и оценивает эту ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию

как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие.

Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон “подгоняются”

под

конфликтную

ситуацию,

втягиваются

новые

силы

и

способы

конфронтации.

Начинается эскалация конфликта. Последний этап – это спад конфликта и его разрешение.

В

зависимости

от

способов

разрешения

оно

может

быть

конструктивным

и

деструктивным.

Учитель предлагает создать модель конфликта (на доске)

МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА.

Учитель

Прошу вас обратить внимание на два момента.

Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет

ситуацию

как

обычную

или

как

конфликтную

для

себя.

На

каком

еще

этапе

ход

конфликтной

ситуации

зависит

от

самого

человека?

Совершенно

верно,

на

этапе

разрешения конфликта. Человек сам принимает решение о том, как будет эту ситуацию

разрешать.

Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его

этапах развития различная. Как вы думаете, на каком этапе она наибольшая?

Учащиеся:

В фазе возникновения разногласий.

Учитель:

В

этом

случае

вероятность

разрешения

конфликта

92%.

При

конфликтном

взаимодействии она равняется 46%, при эскалации конфликта всего лишь 5% и на этапе

разрешения – 20%. Стоит задуматься над тем, как научиться “отлавливать” конфликты еще

до их начала! Здесь уместно вспомнить слова, польского сатирика Станислава Ежи Леца,

которые стали эпиграфом нашего урока: “Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит

жизнь!”

Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты,- это необходимое явление социальной

жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни

человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные.

Предлагаем вам дополнить схему “Функции конфликта”. Учащиеся дополняют схему и

проверяют ее.

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА

Позитивные

Негативные

1. Познание друг друга

1.

______________________

2 .__________________

2 .

С о ц и а л ь н а я

пассивность

3. __________________

3.

Снижение

качества

деятельности

4. Развитие личности

4.

Депрессия.

Угроза

здоровью

5. Ослабление психической напряженности

5. Ощущение насилия,

давления

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.

1.

Выделить суть проблемы.

2.

Увидеть ее со стороны.

3.

Поставить себя на место другого человека.

4.

Найти конструктивное решение проблемы.

Сейчас мы рассмотрим конкретные жизненные ситуации,

которые предлагают учащиеся, и попробуем с точки зрения

полученных новых знаний проанализировать пути выхода

из них.

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Предлагаются любые типичные конфликтные ситуации.

Социолог.

Давайте подведем итоги практикума и завершим работу над

схемой “Модель конфликта”. (Учащиеся под руководством

психолога дополняют схему, отмечают в ней пути

разрешения конфликта). Приложение 2.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА.

Конструктивное

Деструктивное

1.

Юмор

2.

Уступка

3.

Компромисс

4.

Сотрудничество

1.

Угрозы, насилие

2.

Грубость, унижение

3.

Переход на личности

4.

Уход от решения

5.

Осознание позиций

сторон

проблемы

5.

Разрыв отношений

Педагог.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что,

если вы не заметили,

как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под

контроля, вам придется применить все свое обаяние,

интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с

наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить

творчество и придумать новые способы нейтрализации

конфликтов.

ние авторитета, самооценки



В раздел образования