Автор: Аблинова Лариса Геннадьевна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Оленёнок"
Населённый пункт: ЯНАО п.Тазовский
Наименование материала: Методические рекомендации по созданию развивающей оздоровительной среды
Тема: "Использование нетрадиционного физкультурного оборудования"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад «Оленёнок»
Методические рекомендации
по созданию развивающей
оздоровительной среды
с использованием нетрадиционного
физкультурного оборудования
Подготовила:
воспитатель Аблинова Л.Г.
Тазовский 2018г.
Пояснительная записка
Народная мудрость гласит:
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным:
сделайте его крепким и здоровым!»
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – первооснова его полноценного
развития.
В
любом
цивилизованном
обществе
нет
более
важной
и
главной
ценности, чем здоровье детей, а, следовательно, приоритет должен быть отдан
решению в первую очередь задач, связанных с детским здоровьем.
В современном обществе наблюдается снижение уровня физического развития
детей
в
связи
с
тем,
что
огромное
значение
придают
интеллектуальному
развитию детей, оставляя в стороне двигательную активность.
Двигательная
активность
является
естественной
потребностью
организма
человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Движение –
это основа любой деятельности ребёнка.
Создание интереса к физическим
упражнениям,
обеспечение
более
дифференцированного
подхода
к
подбору
движений, повышению двигательной активности способствует использование
нестандартного оборудования.
Ц е л е с о о б р а з н ы й
п о д б о р
и
р а ц и о н а л ь н о е
и с п о л ь з о в а н и е ,
многофункциональность
такого
оборудования
способствует
формированию
разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и
творческих
способностей,
воспитанию
нравственно-волевых
качеств,
повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.
Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и
их полноценное психофизическое развитие.
Согласно нормативным требованиям и учитывая, что в младшем возрасте
двигательная активность детей более интенсивная, мы в нашей группе создали
физкультурно-оздоровительный
уголок
«Здоровячок»,
в
котором
помимо
традиционного
физкультурного
оборудования
имеется
достаточно
много
нетрадиционного оборудования, изготовленного совместно с родителями.
Наш уголок соответствует рациональной планировке помещения: находится в
удаленном от дверей и окон месте, не совмещен с уголком природы и зоной
самостоятельной художественной деятельности, предусматривает соответствие
санитарно-гигиеническим требованиям и максимально приспособлен для
удовлетворения потребности детей в движениях. Разнообразие видов, форм,
цветов физкультурного оборудования, материала из которого они изготовлены
способствуют воспитанию художественного вкуса, помогают добиваться более
четкому представлению о движениях (на основе ощущений и восприятий), их
разнообразии и значении.
С помощью разных видов оборудования: традиционного и нетрадиционного
обеспечивается правильное выполнение разнообразных комплексов физических
упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а
также
целенаправленное
формирование
различных
физических
качеств
(ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно - силовых
качеств)
При
подборе физкультурного
оборудования
мы
старались
учитывать
особенности физического развития детей и возрастных этапов формирования
моторики.
Дети
третьего
года
жизни
очень
активны,
стараются
действовать
самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием
разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями,
прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по
ограниченной
опоре
с
сохранением
равновесия
и
др.).
Поэтому
в
нашем
физкультурно-оздоровительный
уголке
«Здоровячок»
имеется
разнообразие
пособий и оборудований.
Физкультурно-оздоровительный уголок «Здоровячок» включает в себя:
методическое обеспечение:
художественная литература: стихи, рассказы, загадки о ЗОЖ, спорте,
зимних и летних развлечениях;
наглядные
пособия:
картинки,
альбомы
о
ЗОЖ,
спорте,
зимних
и
летних развлечениях;
дидактические
игры:
«Хорошо
–
плохо»
(о
ЗОЖ),
«Спортивный
инвентарь», «Зимние и летние развлечения» (или виды спорта);
музыкальные
произведения
для
проведения
утренней
гимнастики,
гимнастики пробуждения, досугов;
картотеки
игровых
упражнений,
утренней
гимнастики,
гимнастики
пробуждения
с
использованием
нетрадиционного
физкультурного
оборудования.
физкультурные оборудования:
традиционные:
обруч,
скакалка,
кегли,
кольцебросы,
серсо,
мячи,
следочки, массажные дорожки и т.д.;
нетрадиционные:
моталочки,
гантели,
кольцебросы,
кочки-лужи,
веревочки,
мешочки,
ленточки,
лыжи,
воротца,
мячелов,
мишень,
кольцо-сетка, мягкие тапочки, разноцветные ведерки и кольца, лассо,
массажные дорожки, массажеры и т.д.;
нетрадиционные
для
развития
правильного
дыхания:
разноцветные
снежинки, бабочки, ветерок, трубочки, метелица, султанчики и т.д.
маски для игр и упражнений.
Нестандартное
оборудование
используется
во
всех
видах
детской
деятельности
–
как
в
организованной
(физкультурные
занятия,
утренняя
гимнастика и т.д.), так и в самостоятельной, свободной (отдых, индивидуальные
занятия и игры). Они позволяют повысить двигательную активность ребёнка,
облегчить адаптацию, развить основные движения, поддержать положительные
эмоции,
разнообразить
игровую
деятельность,
повысить
уровень
воспитательно-
образовательного процесса, развивать каждого ребёнка с учётом его интересов и желаний.