Автор: Канисева Галина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Ашапская ОШИ"
Населённый пункт: Пермский край, село Ашап
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Книга - твой друг и товарищ"
Раздел: начальное образование
Сценарий праздника «Книга – твой друг и товарищ»
Цели: воспитывать любовь и интерес к чтению, умение правильно об-
ращаться с книгой. Довести до сознания детей, какое огромное богатство за-
ключено в каждой книге, как велика её роль в жизни людей.
Оборудование: выставка книг на разную тематику, плакат с правилами
пользования книгой. Пословицы: « Книга – твой друг и товарищ», «Чтение –
вот лучшее учение», «Кто много читает, тот много знает»,
Ведущий загадывает загадку. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Переплётным языком. (Книга)
- А, вы знаете загадки о книгах?
Дети загадывают загадки.
Кто молча учит?
Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита, Без языка, а обо всём говорит.
Не человек, а рассказывает.
Ведущий. В больших городах и маленьких сёлах – всюду читают и любят
книги.
Сколько же книг на земле?
Читает ученик.
Сколько звёзд в небесах.
Сколько цвету в лесах.
Сколько капель в Днепре.
Столько книг на земле.
Ведущий. Давайте прочитаем пословицы: « Книга – твой друг и товарищ»,
«Чтение – вот лучшее учение», «Кто много читает, тот много знает».
Как вы понимаете эти пословицы?
(Из книг можно узнать много интересного, они дают нам полезные советы,
учат быть добрыми, честными, культурными.)
Ведущий. Книги рассказывают о жизни животных, растений, о различных
приключениях и путешествиях, вводят нас в мир сказок и фантазий.
Читает ученик.
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет.
И несут нас точно птицы,
Облетая целый свет.
Под широким небосводом
Книгу любят и хранят
Пусть же крепнет с каждым годом
Дружба книги и ребят.
Ведущий. А сейчас все вместе споём песню.
Друг наш неразлучный.
Слова О. Фадеевой
Музыка Э. Колмановского
У меня есть друг надежный,
Дорогой, чудесный друг.
С ним советоваться можно,
Проводить вдвоем досуг.
С ним и радость и тревоги
Делишь пополам,
Он знаком и близок многим,
Дорогой и вам.
Припев:
Книга, книга,
Друг наш неразлучный,
Нам с тобой,
Нам с тобой
Никогда не скучно.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И помчаться на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых -
Все края тебе открыты
На страницах книг.
Припев.
Книги с множеством картинок,
В переплетах расписных!..
Мойдодыр и Буратино
К нам пришли из первых книг.
А потом Тимур, Корчагин,
Овод, Кошевой
Дали нам пример отваги,
Дружбы боевой!
Припев.
История создания книги.
Ведущий. Процесс создания книги очень трудоёмкий и длительный. В нём
участвуют десятки людей, начиная с лесорубов и заканчивая печатником.
Сейчас книги печатают в типографиях с помощью специальных машин.
Но так было не всегда.
Из глубины веков, из древней страны Ассирии дошли до нас книги, напи-
санные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом об-
жигали в печах, как горшки. А в Египетском царстве книги делали из ПАПИ-
РУСА — речного тростника с высоким и толстым стволом.
Но и глиняные плитки, и папирусные свитки, и китайские книжки-дощеч-
ки, нанизанные на бечеву, мало походили на книги, которые мы привыкли
держать в руках.
Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе
Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал — ПЕР-
ГАМЕНТ.
Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каж-
дая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они состав-
ляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на
листах которой можно было писать и рисовать.
Наши предки, жители Великого Новгорода, Витебска и других городов
Руси, писали на бересте — верхнем слое березовой коры.
Трудами русских археологов создана богатейшая коллекция берестяных
грамот.
Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом — БУ-
МАГОЙ, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в
твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.
Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в се-
ребро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, что-
бы не украли. Было это, правда, очень давно, более пятисот лет назад.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-
нибудь толстую книгу да ещё украсить её рисунками.
Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого.
Изобретателем печатного станка был один из жителей города Майнца —
Иоганн ГУТЕНБЕРГ. В разных городах одна за другой стали открываться ма-
стерские, а потом и целые фабрики по изготовлению книг -ТИПОГРАФИИ.
Открылась типография и в Москве. Царь Иван Грозный повелел «устроить
дом от своей царской казны, где печатному делу строиться».
Дома этого давно уже нет. Зато стоит у старинных ворот на высоком по-
стаменте бронзовая фигура ИВАНА ФЁДОРОВА, создателя первой печатной
книги на Руси.
А неподалёку, в Историческом музее, хранится и сама эта книга вместе с
моделью станка, на котором её отпечатали, и древней печатной доской.
В наше время книгоиздательская деятельность и изготовление макетов
страниц газет и журналов все больше происходит с использованием компью-
тера и специальных программ.
Наряду с привычными книгами люди всё чаще пользуются электронными
и аудиокнигами.
Ведущий. А сейчас послушаем стихотворение Маршака «Книжка про
книжки».
Звучит звукозапись стихотворения.
- 1 -
У Скворцова
Гришки
Жили-были
Книжки -
Грязные,
Лохматые,
Рваные,
Горбатые,
Без конца
И без начала,
Переплеты -
Как мочала,
На листах -
Каракули.
Книжки
Горько
Плакали.
- 2 -
Дрался Гришка с Мишкой.
Замахнулся книжкой,
Дал разок по голове -
Вместо книжки стало две.
- 3 -
Горько жаловался Гоголь:
Был он в молодости щеголь,
А теперь, на склоне лет,
Он растрепан и раздет.
У бедняги Робинзона
Кожа содрана с картона,
У Крылова вырван лист,
А в грамматике измятой
На странице тридцать пятой
Нарисован трубочист.
В географии Петрова
Нарисована корова
И написано: "Сия
География моя.
Кто возьмет ее без спросу,
Тот останется без носу!"
- 4 -
- Как нам быть? - спросили книжки. -
Как избавиться от Гришки?
И сказали братья Гримм-
- Вот что, книжки, убежим!
Растрепанный задачник,
Ворчун и неудачник,
Прошамкал им в ответ:
- Девчонки и мальчишки
Везде калечат книжки.
Куда бежать от Гришки?
Нигде спасенья нет!
- Умолкни, старый минус, -
Сказали братья Гримм, -
И больше не серди нас
Брюзжанием своим!
Бежим в библиотеку,
В свободный наш приют, -
Там книжки человеку
В обиду не дают!
- Нет, - сказала "Хижина
Дяди Тома", -
Гришкой я обижена,
Но останусь дома!
- Идем! - ответил ей Тимур. -
Ты терпелива чересчур!
- Вперед! - воскликнул Дон-Кихот.
И книжки двинулись в поход.
- 5 -
Беспризорные калеки
Входят в зал библиотеки.
Светят лампы над столом,
Блещут полки за стеклом.
В переплетах темной кожи,
Разместившись вдоль стены,
Словно зрители из ложи,
Книжки смотрят с вышины.
Вдруг
Задачник-
Неудачник
Побледнел
И стал шептать:
- Шестью восемь -
Сорок восемь,
Пятью девять -
Сорок пять!
География в тревоге
К двери кинулась, дрожа.
В это время на пороге
Появились сторожа.
Принесли они метелки,
Стали залы убирать,
Подметать полы и полки,
Переплеты вытирать.
Чисто вымели повсюду.
И за вешалкой, в углу,
Книжек порванную груду
Увидали на полу -
Без конца и без начала,
Переплеты - как мочала,
На листах - каракули...
Сторожа заплакали:
- Разнесчастные вы книжки,
Истрепали вас мальчишки!
Отнесем мы вас к врачу,
К Митрофану Кузьмичу.
Он вас, бедных, пожалеет,
И подчистит, и подклеит,
И обрежет, и сошьет,
И оденет в переплет!
- 6 -
ПЕСНЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ КНИГ
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
Книжки-бродяги,
Книжки-неряхи,
Здесь из бумаги
Сошьют вам рубахи.
Из коленкора
Куртки сошьют,
Вылечат скоро
И паспорт дадут,
К нам, беспризорные
Книжки-калеки,
В залы просторные
Библиотеки!
- 7 -
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплеты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали:
Стал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур - с командой вместе -
Занял полку номер двести.
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.
- 8 -
А у Гришки неудача:
Гришке задана задача.
Стал задачник он искать.
Заглянул он под кровать,
Под столы, под табуретки,
Под диваны и кушетки.
Ищет в печке, и в ведре,
И в собачьей конуре.
Гришке горько и обидно,
А задачника не видно.
Что тут делать? Как тут быть?
Где задачник раздобыть?
Остается - с моста в реку
Иль бежать в библиотеку!
- 9 -
Говорят, в читальный зал
Мальчик маленький вбежал
И спросил у строгой тети:
- Вы тут книжки выдаете?
А в ответ со всех сторон
Закричали книжки: - Вон!
- 10 -
ОТ АВТОРА
Написал я эту книжку
Много лет тому назад,
А на днях я встретил Гришку
По дороге в Ленинград.
Он давно уже не Гришка,
А известный инженер.
У него растет сынишка,
Очень умный пионер.
Побывал у них я дома,
Видел полку над столом.
Пятьдесят четыре тома
Там стояли за стеклом.
В переплетах - в куртках новых,
Дружно выстроившись в ряд,
Блещут книги двух Скворцовых,
Точно вышли на парад.
А живется им не худо, -
Их владельцы берегут.
Никогда они отсюда
Никуда не убегут!
Ведущий. Ребята, от неряхи Гришки убежали «грязные, лохматые, рваные,
горбатые» книжки убежали. Почему это случилось? (Ответы детей)
- А вы как обращаетесь с книгами? (Ответы детей).
Давайте повторим правила пользования книгой.
1.Не бери книгу грязными руками.
2.Не пиши и не рисуй на книге.
3.Не вырывай листы.
4.Не загибай уголки книг, имей закладку.
Далее дети показывают сценку «Две книжки».
(М.Ильин
)
Ученик: Однажды в нашем доме встретились две книжки.
Разговорились они между собой.
1-я книга: Ну, как твои делишки?
2-я книга: (тяжело опускается на стул)
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
Хозяин мой обложку вырвал “с мясом”.
Да что обложка – оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей.
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака.
А у тебя целы бока?
1-я книга:
Твои мне не знакомы муки.
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня.
А посмотри ка на мои листочки,
На них чернильных не увидишь точек.
Про кляксы я молчу,
О них и говорить-то неприлично.
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на отлично!
2-я книга:
Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе,
Ох, милая, мне стыдно перед классом.
(уходит, опираясь на палочку, вторая проводит её)
Ученик:
В басне нет загадки:
Расскажут напрямик
И книги, и тетрадки,
Какой ты ученик!
Ведущий.
Ребята, книги нужно беречь, так как они наши наставники, они учат нас
только доброму и хорошему.
Читает ученик.
Б. Тимофеев. «Книжные жалобы или чего книга желала бы».
Я – книга, я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной...
Мой чистый вид всегда приятен –
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!
Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Мой переплет не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!
Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду –
Вдруг дождь нагрянет на беду.
Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни – я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Ведущий. А сейчас послушаем весёлые частушки.
Мальчики:
Что за шум и гам стоит,
Громко музыка гремит?
Может быть, в библиотеке
Стало как на дискотеке?
Фонари вокруг горят,
Модные хиты звучат,
Все танцуют и поют,
На уроки не идут?!
Девочки:
Нет, такому не бывать,
И не нужно сочинять!
Там таится тишина,
И порядок там всегда!
Мальчики:
Не пойду на физкультуру,
Лучше книжечку возьму,
До звонка на перемену
Все картинки просмотрю.
А потом возьму другую,
И ещё потом одну,
Но читать я их не буду,
Полистаю и верну!
Девочки:
Нет, такому не бывать,
И не нужно сочинять!
Ты картинки не смотри,
Лучше книги те прочти!
Мальчики:
По стране несутся вести:
Не стоит прогресс на месте,
Книжек в школе больше нет,
Заменил их Интернет.
И теперь в читальном зале
Ноутбук поставили,
Не читать наших ребят,
А играть заставили!
Девочки:
Нет, такому не бывать,
И не нужно сочинять!
Компьютер там поставили
Для Интернет - читателей!
Мальчики:
Если от "гранита знаний"
Закипела голова,
Ты беги в библиотеку,
Рады там тебе всегда!
Вместо книжек выдают
"Эскимо" на палочке,
Посчитают, сколько съел,
И запишут в карточке!
Девочки:
Нет, такому не бывать,
И не нужно сочинять!
"Эскимо" там не дают,
А вот книги выдают!
Ведущий. Наш праздник подходит к концу.
Давайте все вместе споём песню.
Песня про книги.
(на мотив «Песенки мамонтёнка»)
Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)
Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети! (2 раза последние две строчки)
Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.
Припев: