Автор: Горская Наталья Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детского сада №88 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт–Петербурга
Наименование материала: Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: "Занимательные звуки"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88
Калининского района г. Санкт-Петербург
Конспект
Непосредственно образовательной деятельности с
детьми старшего дошкольного возраста
«Занимательные звуки»
Использованы технологии: игровая, коммуникативная,
здоровье сберегающая, ТРИЗ, мнемотехника, ЭОР.
Горская Н.И.
1
Цели:
1.
Развитие речи детей: фонематического слуха (словесные игры
со звуком [С]), активизация словарного запаса детей,
совершенствование звуковой культуры речи – звук [С]).
2.
Развитие памяти, восприятия, логического мышления,
произвольного внимания.
3.
Воспитание умения слушать, формировать произвольное
поведение.
Материалы и оборудование : иллюстративный , литературный
материал по теме; аудиозапись «Звуки природы» и «Музыкальные
физминутки», магнитные буквы русского алфавита, авторские
настольные игры со звуком и буквой
.
Содержание совместной деятельности
1 Педагог предлагает детям внимательно послушать аудиозаписи
«звуков природы» и рассказать – что за звуки они услышали?
Игра на внимание и слуховую память – «Угадай звуки?»
Воспитатель просит ребят вспомнить и воспроизвести звук
сдувающегося воздушного шарика – Сссссс
2 Загадки
«Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечёт-
Заплачет она и умрёт.» (Сосулька)
Затем следует показ картинки с отгадкой, вопрос к детям – «почему
вы так решили? – объясните»
2
«Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала».
(Снежинка)
Снежинка, сосулька...вопрос к детям – «Какой звук слышите вначале
этих слов?»
Вместе с детьми педагог дает характеристику [С] – согласный (не
тянется), глухой (горло не дрожит).
3 Игра – «Где звук?», на определение места звука в словах.
Предлагаются слова: сок, масло, нос, весна, насос, сом, матрас,
кросс…
Дети показывают карточки с обозначением местоположения звука в
слове.
4 Игра «Звук заблудился» на сравнение [C] и [З]
По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет.
А, прохожие глядят во все глаза,
Очень длинная у девочки коЗА (СА)
Дети замечают ошибку, поправляют…пробуем произнести звуки [С]
и [З]
Педагог демонстрирует детям картинки с изображением КОЗЫ и
КОСЫ.
Воспитатель делает вывод – звуки [C]и [З] похожи, они парные.
[C] произносится глухо, без голоса – глухой, а [З] – звонкий.
3
5 Игра «Скажи наоборот»
Педагог произносит слова и просит детей назвать слова
противоположные по смыслу (антонимы), но начинаться они
должны со звуком [C]
Например : трусливый - …смелый
кислое - …сладкое
пасмурный - …солнечный
юг - …север
тьма - …свет
дочь - …сын
явь - …сон и т.п.
Вопрос детям – «Какая птица днём спит, а ночью охотится?» СОВА.
Физкультурная минутка
«Совушка – сова, большая голова.
На суку сидит, головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да, вдруг, как полетит.»
Дети вместе с педагогом проговаривают текст, и выполняют
движения в соответствии с текстом.
Повтор движений происходит с музыкальным сопровождением.
6 Игра «Кто больше запомнит?»
Педагог читает стихотворение, и просит детей быть внимательными
– запомнить как можно больше прозвучавших слов со [C].
4
«Солнце село за селом,
Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом,
Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс.
Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унёс всех.»
Дети за каждый правильный ответ получают фишку, в конце фишки
подсчитываются.
7 Игра «Доскажи словечко»
«На шесте –дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…» (скворец)
«И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А всё же называются
Они морские… (свинки)
«Жил был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
А взрослая …» (собака)
5
8 Пословица
Воспитатель предлагает детям послушать пословицу, а затем
попробовать объяснить, как они её понимают.
«Готовь сани летом, а телегу зимой»
Дети высказывают свои варианты, а затем суть пословицы
объясняет педагог.
Заучивание пословицы детьми.
9 Творческая игра – «Придумаем сказку»
Детям предлагается послушать сказку, в которой пропущены слова.
Задание детям- предлагать свои слова, но они должны начинаться
со [C].
Пример варианта сказки:
В одном красивом городе под названием …жила-была девочка.
Звали её…Света, и было ей…семь лет. Волосы у неё были
светлые, а глаза синего цвета. Она росла в большой и дружной …
семье, где были ещё дети - …старшие сёстры. Все вместе они
любили по вечерам слушать мамины …сказки. Самой любимой у
Светы была сказка…Снегурочка. И т.д.
10. Творческое задание детям на дом – игра «Мамина сумка»
Предлагаю детям понаблюдать дома за мамой, и узнать какие
продукты она приносит из магазина. Детям дается задание –
выбрать и зарисовать или записать слова-названия тех продуктов в
названии которых есть [С].
Названия продуктов – соль, сахар, сосиски , сыр, свекла, мясо,
сметана, фасоль, масло, колбаса, капуста, сушки, пастила и т.д.
6