Автор: Комарова Ольга Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 "Огонёк"
Населённый пункт: Г.Сургут
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с использованием пиктограмм»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№8 «Огонёк»
КОНСПЕКТ НОД
ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗОЛУШКА»
Подготовила:
воспитатель группы «Золушка»
Комарова О.В.
СУРГУТ 2017
«Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» с
использованием пиктограмм»
Цель: развивать
связную
речь
детей
через
заучивание стихотворения
с
помощью нарисованной пиктограммы.
Программное содержание:
- Развитие глагольной лексики с оттеночными звучаниями слова накрылась,
принакрылась, закрылась, укрылась через практическую деятельность.
Сыпать-обсыпать через рассматривание иллюстраций и сравнение.
- Расширение семантического поля слов «пушистый», «стоит», «горят»,
«обходя» через ответы на вопросы Что (кто) может быть пушистым? Кто
(что) может стоять? Что может гореть? Что можно обойти?
- Знакомство с новыми словами «кайма», «бахрома», «заря» через
рассматривание картинок и объяснение значений слов.
- сформировать опыт самостоятельного открытия нового;
- тренировать мыслительные операции, память, внимание, образное
мышление.
-воспитывать у детей любовь к поэзии, к родной природе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- магнитная доска;
- портрет С. Есенина.
- иллюстрации берёзы;
- лист белой бумаги;
- маркер.
Раздаточный:
маленькие схемы-пиктограммы, обозначающие эмоции. Листы бумаги на
каждого ребенка, карандаши,
Предварительная работа: Наблюдение на прогулке за красотой зимнего
пейзажа, обращая внимание на красивое дерево как береза. Беседа с детьми о
березе как символе нашей страны России.
Содержание НОД:
Оргмомент.
- «Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Ребята давайте
возьмемся за руки и поздороваемся с соседом справа, называя его ласково.
Улыбнемся друг другу, гостям.
Сейчас мы с вами поиграем в игру "Цветное настроение".
Настроение можно сравнить с различными цветами. Как вы думаете, что
могут обозначать разные цвета? (радостное, доброе, веселое настроение)
- а темные? (грустное, печальное, злое настроение).
Детям по очереди разложить схемы-пиктограммы, обозначающие различные
эмоции на нужный сектор радужного круга также объясняя свой выбор.
У нас есть с вами «Волшебные мешочки»
в первый волшебный мешочек мы с вами положим все отрицательные
эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать.
Мешочек завяжем и уберём. А из второго мешочка, вы можете взять
положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
Дидактическая игра «Снежинка»
— Ребята, давайте поиграем. Посмотрите на эту красивую снежинку. Мы
будем передавать снежинку друг другу, и тот у кого она в руках будет
называть: каким бывает снег? На что он похож? Какими красивыми словами о
нем можно сказать?
О
красоте
зимней
природы
написано
много
стихотворений.
Послушайте стихотворение которое написал Сергей Есенин «Береза»
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
( Д е т и
с м о т р я т
н а
ф о т о г р а ф и ю
з и м н е й
б е р ё з к и . )
Беседа по первичному восприятию текста.
Как называется стихотворение, которое вы сейчас услышали? (Белая берёза.)
Кто его написал? (Сергей Есенин.)
Как называется профессия человека, который пишет стихи? (Поэт, писатель.)
Какой вы представили себе берёзку? (Белой, кудрявой, красивой…)
Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали стихотворение? (Тишины,
спокойствия, светлой грусти.)
Анализ стихотворения. Словарная работа.
Мы с вами сейчас сказали, что поэт пишет стихи. Про людей каких
профессий мы можем сказать, что они тоже пишут? (Учителя, художники)
Совершенно верно! Но ведь художники пишут не слова, а картину?
(Если дети затрудняются, то говорю) - А ещё мы можем сказать про
художника, что он не рисует картину, а пишет. А давайте сейчас попробуем
записать это стихотворение пиктограммой.
- Давайте с вами вспомним, что такое пиктограмма.
(Пиктограмма — это знаки и рисунки)
Правильно, пиктограмма это знаки или рисунки , которые человек делает на
бумаге во время чтения любого стихотворения. Быть специально художником
для этого не нужно. Главное, чтобы эти схемы были понятны, в первую
очередь, тому, кто запоминает.
Есть несколько подсказок:
- К словам или фразам нужно схематически сделать значок или рисунок.
- Буквы также можно использовать, но не писать все слово, а написать
первую букву с рисунком.
У каждого из вас на листочке нарисованы клеточки, давайте попробуем
нарисовать вместе пиктограмму, по этому замечательному стихотворению.
Посмотрите на берёзу и скажите, как назвал её Есенин? Какая она? (Белая)
Почему, как Вы считаете? (Кора белая)
Правильно. Берёза - единственное дерево в мире, у которого белая кора.
А ещё, почему берёза белая, как вы считаете? (Снегом засыпана, поэтому
белая)
Давайте проговорим 1 строчку стихотворения. Как мы можем изобразить
слова белая берёза (нарисуем букву Б в белом овале).
(Белая берёза под моим окном.) Под Моим (стрелочка вниз). Окном
(нарисуем окно).
Молодцы.
Вторая строчка звучит так. Принакрылась снегом, точно серебром. Как вы
понимаете слово принакрылась? Маша, подойти ко мне.
(Аня выходит, выполняет действия и просит детей озвучивать, то, что она
делает.)
Я приготовила платок. Давайте поиграем.
Закрылась. Как это? Давайте изобразим. Закрылась спереди.
Укрылась- закрылась снегом со всех сторон, вот как это дерево, даже
щёлочки не видно.
Накрылась — закрылась сверху снегом, вот как это дерево.
Принакрылась - слегка накрылась.
Садись Маша, спасибо.
Как мы можем это изобразить? (нарисовать ствол дерево, и сверху полукруг).
Следующее слово снегом, как можем схематически нарисовать (снежинка).
Что такое серебро? Какого оно цвета? (Серебро-это драгоценный металл
серо-голубого цвета).
Как вы думаете, почему поэт сравнивает снег с серебром.
Какой снег бывает зимой? (Снег искрится, переливается, сверкает, блестит.)
Давайте повторим 2 строчку стиха.
(Принакрылась снегом, точно серебром.)
Послушайте дальше:
На пушистых ветках снежною каймой.
Что бывает пушистым?? (Шапка, кот пушистый.)
Чего много у кота? (Волосков, шерстинок) А у шапки? (Пушинок) А почему
Сергей Есенин говорит, что берёза пушистая? Посмотрите на картинку.
А чего у берёзы много? (Много маленьких, тоненьких веточек). Как мы
можем изобразить пушистые ветки (ветки, сверху нарисованы волнистые
линии)
А что такое кайма?
Давайте посмотрим на картинки.
Кайма - это край одежды, или обоев на стене.
Раз это край, то он обычно отличается по рисунку или по ткани. У меня на
фотографии вы видите разные виды каймы. Чаще мы говорим ласково –
каёмка, каёмочка. Как мы можем изобразить кайму (край ткани украсим
рисунком «ромбиками»)
Повторим 3 строчку.
(На пушистых ветках снежною каймой.)
Распустились кисти белой бахромой. Распустились (буква Р), Какие бывают
кисти?
(Кисти художника) (Кисти(гроздья) ягод)
Кисти рук. (Часть тела человека)
Кисти (нарисуем кисточки). Белый мы уже с вами рисовали. Как мы
изобразили? (буква Б в белом овале)
А что такое бахрома?
Бахрома-это тесёмка, один край у которой свисает в виде ниточек, или
кусочков ткани. Нарисуем кусочек ткани с длинными ниточками).
Давайте повторим следующую строчку.
(Распустились кисти белой бахромой.)
Физминутка. Давайте первую половину стихотворения нарисуем
движениями. Проговаривайте и показывайте каждое слово, придумывая свои
движения.
Продолжаем.
Слушаем стихотворение дальше.
И стоит берёза в сонной тишине.
Что может стоять? (Дерево, стол, стул)
Кто может стоять? (Стул, стол). Что мы нарисуем в следующей клеточке
(дерево берёза).
В сонной тишине. Как понимаете эту строчку?
Где можно встретить сонную тишину? (В спальне, когда все спят). Как мы
можем нарисовать (закрытые глазки).
А тишина ( пальчик к губам)
Давайте повторим эту строчку.
(И стоит берёза в сонной тишине.)
И горят снежинки в золотом огне.
Что может гореть? (Огонь, дом, дерево, костёр)
Как тогда получается, что горят снежинки? Что имел ввиду поэт? (Снежинки
переливаются разными цветами.)
А почему снежинки искрятся красным цветом? (Потому что это утро или
вечер.).
Горят что можем нарисовать (лампочку, и от неё линии, она ка бы горит). «и»
можем нарисовать букву. Снежинки? (снежинку). Заря - это яркое освещение
горизонта перед восходом или перед закатом солнца.
А что называет Есенин золотым огнём, как вы думаете? (Свет солнца.) В
золотом огне? Что можно нарисовать, чтобы мы поняли что горит огонь
(костёр)
Давайте повторим эту строчку.
(И горят снежинки в золотом огне.)
А заря, лениво обходя кругом.
Как заря обходит всё вокруг? В клеточке нарисуем букву «А», зарю можем
нарисовать полсолнца.
Лениво. Как вы понимаете?
А вы знаете самое ленивое животное? Самое ленивое животное - ленивец, он
очень мало двигается, и спускается с дерева всего лишь раз в неделю.
Ленивец живёт в жарких странах. Посмотрите, как он выглядит.
Что мы можем обходить лениво? (Лужу)
Заря лениво обходит? Что это значит? (Медленно, тихо.). Мы напишем слово
лень в таблице.
А как нарисуем обходя? (ноги). Кругом (по кругу спираль)
Давайте повторим эту строчку.
(А заря, лениво обходя кругом.)
Обсыпает ветки новым серебром.
Давайте посмотрим на картинки. Что здесь делают с песком? Да, но песок
обратно рассыпается на землю. А если мы хотим покрыть полностью какой-
то предмет, то говорим, обсыпать. Посмотрите, как обсыпали торт кокосовой
стружкой.
А как сказать наоборот слово новый?. Какой мишка новый? А какой старый?
Как догадались? Как нарисуем слово новым? (буква Н). Серебро мы уже с
вами рисовали (буква С)
Давайте проговорим последнюю строчку:
(Обсыпает ветки новым серебром.)
Физминутка. Давайте покажем эту часть стиха движениями. Проговаривайте
и показывайте каждое слово, придумывая свои движения.
Психорелаксационная игра «Дерево»
(включается музыка спокойная музыка.)
Встаньте, поставьте
ноги
широко,
руки
в
вдоль
туловища,
глаза
закрываем,
представьте,
что
вы
дерево.
Ноги-корни,
крепкие
и
устойчивые. Они прочно уходят в землю. Вы чувствуете себя уверенно,
спокойно. Ствол-тело,
ровен,
гибок
он
слегка
покачивается,
но
не
ломается. Ветки-руки, свободно колышутся над стволом; листья-пальцы
легко «шелестят», слегка задевают друг друга….
Посмотрите, какая таблица с рисунками у нас получилась. Кто попробует
рассказать это стихотворение по нашей нарисованной таблице? Слушаем 3-4
ребёнка.
Рассказывание стихотворения детьми.
Рефлексия. О чем мы сегодня с вами говорили?
А что Вам больше всего понравилось? (ответы детей)
А как Вы думаете, что
помогло нам так быстро
запомнить и прочесть
стихотворение Сергея Александровича Есенина "Береза"? (пиктограммы)
Запомнить стихотворение нам помогли ваши пиктограммы.
Спасибо ребята!