Автор: Харламова Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДЕТСКИЙ САД № 18
Населённый пункт: город Изобильный, Ставропольский край
Наименование материала: Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
Тема: «Мы – будущие первоклассники»
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
«Мы- будущие первоклассники»
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).
Вид проекта : психолого-педагогический.
Возраст детей : подготовительная группа
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы,
родители, учитель начальных классов. Актуальность проекта:
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с
трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их
личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника.
Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом
неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и
помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и
способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ
школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья»,
«Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем
самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В
действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную
деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду,
ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин
для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне
кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди
одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской
похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики
убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у
детей подготовительной группы положительного отношения к школе с
помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно
– развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей,
взаимодействие с учителями начальных классов.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и
познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них
интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в
школьную жизнь.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к
школьной жизни.
Задачи:
Для детей
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной
мотивации, интеллектуальных качеств детей;
3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и
педагогом, произвольности поведения;
Для педагогов:
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника,
необходимых для благополучной адаптации в школе;
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей
подготовительной группы
Ожидаемый результат:
- благоприятное течение адаптационного школьного периода.
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к
школе;
- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего
перехода детей в школу.
Анализ работы:
Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован
учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.
Проективное рисование «Школа» представило эффективность проведённой
работы по формированию положительного образа школы в восприятии
будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный
характер (учебно-познавательный).
План реализации проекта
Подготовительный этап:
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и
продуктивной деятельности;
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую
информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно –
печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов ;
- диагностика детей в начале года;
- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической
готовности детей к школе.
Основной этап
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о
школе.
Рассказ воспитателя «История возникновения школы».
Экскурсия в школу (посещение урока, знакомство с учителем).
Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).
Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся» (психолог).
Участие в межрегиональном турнире способностей «РостОК – UnikУм».
Игровые упражнения с кругами Луллия.
Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек»,
«Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические
бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что
потом» и т.д.
Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с
бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек»,
«Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»;
шахматы, шашки.
Речевое развитие
Беседы:
«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для
чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу»
Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)
Коррекционные занятия «Какая она школа?» (психолог)
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой
друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши»,
«Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные
принадлежности».
Чтение художественной литературы (указана ниже)
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад»
«Школа»
«Магазин. Школьные товары»
«Библиотека»
Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада».
(Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)
Театрализованная деятельность: кукольный спектакль «Колобок»,
режиссёрская игра «Красная шапочка» (для малышей)
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!»,
«Переменка», «Урок».
Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса), тетради,
учебники для игры в школу, формуляры.
Ремонт книг для малышей.
Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице»,
«Правила обращения с опасными предметами».
Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих
людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».
Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».
Художественно-эстетическое развитие
Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».
Коллаж: «Мой будущий портфель»
Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»
Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа»,
«Букет для учительницы».
Лепка «Буквы», «Цифры».
Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в
школе».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по
представлению)
Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную
тематику.
Физическое развитие
Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к
флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше
дойдёт до середины»
Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка
препятствий», «Мяч над головой» и т.д.
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»
Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова
«Королевство столовых приборов».
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.
Совместная деятельность родителей и детей
Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу»
(совместно с родителями);
составление генеалогического древа (3 – 5 поколений);
придумать и нарисовать герб семьи
подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные
фотографии для оформления портфолио детей.
Взаимодействие педагогов с семьёй
Родительское собрание: «Готовность детей к школе»
Тренинг «Мой будущий первоклашка»
Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок,
который собирается в школу».
Консультация психолога: « Какие стороны готовности к школе особенно
важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
Практикум для родителей «Первые школьные трудности: как с ними
справится?» (психолог)
Оформление памяток:
«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
«Мудрые советы».
Заключительный этап
Для детей
- Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Для педагогов
- Презентация проекта: «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной
работе)
- Диагностический рисунок «Школа»
- Диагностика детей в конце года.
Для родителей
- Оформить портфолио детей.
Используемые для реализации проекта пособия и художественная
литература.
1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».
3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу
собирайтесь».
5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
7. Справочник педагога-психолога 1, 2014г..
Художественная литература:
1. Н. Некрасов « Школьник».
2. Л. Толстой « Филиппок».
3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».
5. С. Маршак « Вчера и сегодня».
6. М.А. Панфилова «Школа».
7. А.Барто «Первоклассница»
8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».
11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и
будущее».
3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного
альбома».
4. Картины художников:
5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.