Напоминание

«Мы – будущие первоклассники»


Автор: Харламова Наталья Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДЕТСКИЙ САД № 18
Населённый пункт: город Изобильный, Ставропольский край
Наименование материала: Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
Тема: «Мы – будущие первоклассники»
Дата публикации: 12.06.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проектная деятельность в подготовительной к школе группе

«Мы- будущие первоклассники»

Срок реализации: долгосрочный (сентябрь – май).

Вид проекта : психолого-педагогический.

Возраст детей : подготовительная группа

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы,

родители, учитель начальных классов. Актуальность проекта:

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с

трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их

личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника.

Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом

неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и

помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и

способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет.

Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ

школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья»,

«Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем

самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В

действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную

деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду,

ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин

для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне

кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди

одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской

похвалы и др.

Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики

убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у

детей подготовительной группы положительного отношения к школе с

помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно

– развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей,

взаимодействие с учителями начальных классов.

Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и

познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них

интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в

школьную жизнь.

Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к

школьной жизни.

Задачи:

Для детей

1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения

2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной

мотивации, интеллектуальных качеств детей;

3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и

педагогом, произвольности поведения;

Для педагогов:

Формирование социальных черт личности будущего первоклассника,

необходимых для благополучной адаптации в школе;

Для родителей:

Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей

подготовительной группы

Ожидаемый результат:

- благоприятное течение адаптационного школьного периода.

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

- повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к

школе;

- снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего

перехода детей в школу.

Анализ работы:

Диагностика показала, что на конец учебного года у всех детей сформирован

учебно-познавательный мотив обучения; все дети группы готовы к школе.

Проективное рисование «Школа» представило эффективность проведённой

работы по формированию положительного образа школы в восприятии

будущих первоклассников – мотивация у всех детей приобрела оптимальный

характер (учебно-познавательный).

План реализации проекта

Подготовительный этап:

- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и

продуктивной деятельности;

- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую

информацию и оформить её;

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно –

печатных игр на школьную тематику;

- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов ;

- диагностика детей в начале года;

- индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической

готовности детей к школе.

Основной этап

Познавательное развитие

Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».

Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов, кроссвордов о

школе.

Рассказ воспитателя «История возникновения школы».

Экскурсия в школу (посещение урока, знакомство с учителем).

Экскурсия библиотеку (выставка книг школьной тематики).

Интеллектуальная викторина «Играем - развиваемся» (психолог).

Участие в межрегиональном турнире способностей «РостОК – UnikУм».

Игровые упражнения с кругами Луллия.

Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек»,

«Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Логические

бусы», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что

потом» и т.д.

Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», «Игры с

бисером», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек»,

«Найди клад по карте», пазлы, мозаика.

Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо»;

шахматы, шашки.

Речевое развитие

Беседы:

«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для

чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу»

Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».

Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.

«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ)

«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ)

Коррекционные занятия «Какая она школа?» (психолог)

Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой

друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши»,

«Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т.д.

Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные

принадлежности».

Чтение художественной литературы (указана ниже)

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевые игры:

«Детский сад»

«Школа»

«Магазин. Школьные товары»

«Библиотека»

Развлечение: «Встреча с учениками – выпускниками детского сада».

(Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)

Театрализованная деятельность: кукольный спектакль «Колобок»,

режиссёрская игра «Красная шапочка» (для малышей)

Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!»,

«Переменка», «Урок».

Ручной труд «Закладка для книги» (подарки ученикам 4 класса), тетради,

учебники для игры в школу, формуляры.

Ремонт книг для малышей.

Беседа «Люди знакомые и незнакомые», «Безопасное поведение на улице»,

«Правила обращения с опасными предметами».

Дидактическая игры «Опасно – неопасно», «Кто лишний», «Кто из этих

людей твои родственники», «Разложи картинки по порядку».

Ситуации ОБЖ «Я упал», «Один на улице», «Телефоны помощи».

Художественно-эстетическое развитие

Составление иллюстрированных книг для малышей «Книжки-малышки».

Коллаж: «Мой будущий портфель»

Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе»

Рисование «Картинки для азбуки», «До свиданья, детский сад», «Школа»,

«Букет для учительницы».

Лепка «Буквы», «Цифры».

Интегративное занятие (художественно-эстетическое, познавательное) «Я в

школе».

Конструирование: «Моя школа» - строительный материал (по

представлению)

Плоскостное моделирование - составление сюжетов из мозаики на школьную

тематику.

Физическое развитие

Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к

флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше

дойдёт до середины»

Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка

препятствий», «Мяч над головой» и т.д.

Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело»

Чтение «Я.Аким «Неумейка», С.Михалков «Я Сам». Н. Литвинова

«Королевство столовых приборов».

Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики рук.

Совместная деятельность родителей и детей

Ориентировка в пространстве: схема – маршрут «Я иду в школу»

(совместно с родителями);

составление генеалогического древа (3 – 5 поколений);

придумать и нарисовать герб семьи

подобрать фотографии родителей в школьные годы, семейные

фотографии для оформления портфолио детей.

Взаимодействие педагогов с семьёй

Родительское собрание: «Готовность детей к школе»

Тренинг «Мой будущий первоклашка»

Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок,

который собирается в школу».

Консультация психолога: « Какие стороны готовности к школе особенно

важны», «Советы для родителей, дети которых готовятся к школе»

Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

Практикум для родителей «Первые школьные трудности: как с ними

справится?» (психолог)

Оформление памяток:

«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».

«Мудрые советы».

Заключительный этап

Для детей

- Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».

Для педагогов

- Презентация проекта: «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной

работе)

- Диагностический рисунок «Школа»

- Диагностика детей в конце года.

Для родителей

- Оформить портфолио детей.

Используемые для реализации проекта пособия и художественная

литература.

1. В.Бардин «Подготовка ребёнка к школе».

2. Т.Н. Доронова « Из ДОУ - в школу».

3. Т.Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».

4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу

собирайтесь».

5. С.В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».

6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».

7. Справочник педагога-психолога 1, 2014г..

Художественная литература:

1. Н. Некрасов « Школьник».

2. Л. Толстой « Филиппок».

3. И. Лысцов « Как тетрадка родилась».

4. А. Барков, Р. Сурьянинов « Откуда книга пришла».

5. С. Маршак « Вчера и сегодня».

6. М.А. Панфилова «Школа».

7. А.Барто «Первоклассница»

8. Л.Толстой «Рассказы из «Азбуки».

9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».

10. Л.Барбас «Кому нужна пятёрка».

11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.

Иллюстративный и печатно-наглядный материал:

1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».

2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа. Прошлое и

будущее».

3. Фотоматериалы на тему «Наши выпускники», «Хроники семейного

альбома».

4. Картины художников:

5. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.

6. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.



В раздел образования