Напоминание

Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка


Автор: Алтынбаева Галия Равильевна
Должность: учитель иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №30"
Населённый пункт: Энгельс, Саратовская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка
Раздел: полное образование





Назад




Алтынбаева Галия Равильевна

МБОУ «СОШ №30»

ЭЛЕМЕНТЫ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩ

ИХ

ТЕХНОЛОГИЙ

НА

УРОКАХ

ИНОСТРАННОГО

ЯЗЫКА

Педагогические исследования последних лет показывают, что уже в начальной школе возникают

такие проблемы, как неудовлетворительное здоровье учащихся, низкий уровень их

активности. На уроках иностранного языка для более эффективного достижения практических,

общеобразовательных и развивающих

целей, поддержания мотивации обучаемых необходимо

использовать элементы здоровьесберегающих технологий.

Прежде всего, необходимо учитывать физиологические и психологические особенности детей и

предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремиться к

тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, а тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы

приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаются зарядки-релаксации. По

времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать

положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами

релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем-

либо новым, необычным.

Но при ее проведении отрабатывается и языковой материал и механическая память.

На начальном этапе обучения иностранному языку использование различных песен и танцев.

Игра - одна из важнейщих видов релаксации Песня на уроке - хороший вид релаксации,

предоставляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования

фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но

целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение

активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету,

развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя

Аутогенная тренировка (AT).

Особенно сложны проблемы основной школы: большая перегрузка учащихся,

многопредметность, снижение мотивации учения, что введет к снижению интереса к получению

образования.

Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует

концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно порой настроить ребят на овладение

знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие из них не могут еще «отойти» от предыду-

щего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима

психологическая поддержка. Чтобы помочь им в этом, я использую элементы аутогенной

тренировки. Аутогенная (буквально «самородная») тренировка - это система приемов саморегуляции

функций организма. Она позволяет активно управлять высшими психическими функциями,

укреплять силу воли, улучшать внимание, регулировать частоту сокращений сердца, нормализовать

дыхательный ритм. Центральной задачей AT является регуляция собственных эмоций.

В средних и старших классах AT обычно провожу в течение трех-пяти минут, при необходимости в

начале или в середине урока. Затраты времени полностью окупаются состоянием релаксации, затем

повышением работоспособности.

Прежде чем приступить к AT, уменьшаю освещенность кабинета, включаю тихую, спокойную

музыку. После этого ребятам необходимо психологически настроить себя, принять удобную позу,

отрегулировать дыхание, расслабиться. Сидя на стуле, прошу их слегка наклонить туловище впе-

ред, голову чуть-чуть опустить, глаза закрыть, ноги при этом поставить на полную ступню, колени не

должны касаться друг друга, предплечья рук положить на переднюю поверхность бедер, кисти

свободно свесить. То есть принять позу «кучера»

Основным показателем адекватности учебной нагрузки психолого-педагогическим возможностям

учащихся является их хорошая работоспособность и активность во время занятий. И, наоборот,

очень чуткий индикатор их несоответствия - быстрая утомляемость детей.

К сожалению, с каждым годом уменьшается число первоклассников с сильным типом нервной

системы, для которых характерны высокая работоспособность, подвижность нервных процессов,

быстрая реакция на изменение ситуации, быстрый темп речи и действий. Все больше приходит в

школу детей, которые легко утомляются, медленно включаются в учебную деятельность и для кото-

рых характерно неустойчивое внимание.

Подобное развитие мыслительных процессов можно объяснить многими факторами. На первом

месте стоят хронические заболевания и морфо-функциональные отклонения со стороны ряда

органов и систем (нервной и сердечно-сосудистой), которые снижают работоспособность и

активность учащихся.

Как помочь ребенку в этой ситуации?

Необходимо вводить в учебный процесс валеологический компонент. В первую очередь это ряд

простых и приятных двигательных упражнений, предназначаемых для детей разного возраста.

Цель этих упражнений: развитие мотивации и побуждения, облегчение запоминания, активизация

мозговой деятельности, снятие напряжения центральной нервной системы и улучшение внимания и

реакции.

Предлагаемые ниже упражнения не требуют дополнительного места и времени. Они выполняются

на разных этапах, а наоборот, способствуют расширению словарного запаса и развитию понимания

лексики на слух, так как комментарии к упражнениям даны на немецком языке. Упражнения

включают в себя самомассаж ушных раковин, точечный массаж, упражнения на снятие напряжения с

наружных и внутренних мышц глаз, дыхательные упражнения и др. В течение урока для преду-

преждения утомляемости нужно проводить не менее двух физкультминуток, первую - через 15 минут

после начала урока, а вторую - на 25 минуте.

Упражнения на расслабление нервной системы и активизации мозговой деятельности.

1.

Упражнение «Раскачивание головой» (Nackenrollen).

Hange den Kopf locker nach vorne und rolle ihn langsam halbkreisformig hin und her. Mach das

Nackenrollen zuerst mit geschlossenen Augen, dann mit offenen.

2.

Упражнение «Энергетическое упражнение» (Energieubung)

Reibe energisch die Handflachen, dann lege sie schnell auf die Augen, damit die Energie in den

Augenbereich flieBt.

3.

Упражнение «Массаж ушных раковин» (Ohrmuschelnmassage).

Massiere energisch Ohrmuscheln.

4.

Упражнение «Массаж больших пальцев» (Daumenmassage).

Massiere den Daumen vom Fingernagel langsam und kraftig.

5.

Упражнение «Положительные точки» (Positive Punkte).

Mit den Fingerspitzen beider Hande beruhre leicht zwei Punkte iiber den Augen, etwa in der Mitte

zwischen dem Haaransatz und den Augenbrauen. Diese Ubung wird mit geschlossenen Augen gemacht.

6.

Упражнение «Сова» (Eule).

Bewege den Kopf ruhig durch das Mittelfeld hin und her, erst nach rechts, dann nach links und halte

dein Kinn dabei auf gleicher Hohe.

7.

Дыхательное упражнение (Bauchatmen).

Atme langsam ein, zahle dabei bis drei, halte den Atem an und zahle wieder bis drei, atme aus und

zahle wieder bis drei, dann halte wieder an und zahle bis drei.

8.

Упражнение «Энергичный зевок»

(Energiegahn Offne den Mund so weit, wie es moglich ist, tun so, als musstest du gahnen, dabei massiere

leicht die Muskeln vor den Gelenken.

Одним из важных направлений по предупреждению школьных болезней является работа по

профилактике нарушений осанки и близорукости. Во избежание ухудшения зрения учащихся следует

сменить позу «сидя» в положение «стоя». Детей можно без ущерба учебному процессу переводить в

положение стоя до трех раз во время урока (от трех до пяти минут).

Упражнения для выработки правильной осанки и профилактики близорукости

Lege ein Buch auf den Kopf. Steh gerade, damit es nicht runterfallt. Zuerst steh auf bei-den Beinen,

dann nur auf dem linken Bein und anschlieBend auf dem rechten Bein. Wenn deine Korperhaltung richtig

ist, fallt dein Buch nicht ranter.

Leichte Massage der Augenglieder mit den Fingerspitzen. Nur mit sauberen Handen machen.

Die Augen vertikal und horizontal bewegen.

Mit den Augen zwanzig Sekunden blinzeln.

Abwechselnd die Fingerspitze 5-8 Sekunden vor den Augen fokussieren und dann konzentriert die

Wandtafel auch 5-8 Sekunden anschauen.

Считаю, что в наш век стрессовых пере

грузок и малоподвижного образа жизни использование

подобных упражнений на уроке помогает учащимся снимать нервно-эмоциональное напряжение и

предупреждать нарушения в их здоровье. Дети учатся грамотно и бережно относиться к своему

здоровью.



В раздел образования