Автор: Тропина Анастасия Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ЦВР "Галактика"
Населённый пункт: г.Новосибирска
Наименование материала: Статья
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут на занятиях в творческом объединении «Фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Индивидуальный образовательный маршрут на занятиях в творческом
объединении «Фортепиано»
Тропина А.В.
педагог дополнительного образования
МБУДО г.Новосибирска
«Центр внешкольной работы «Галактика»
Я
работаю
педагогом
дополнительного
образования
в
музыкальной
студии «Калейдоскоп» ЦВР «Галактика». К нам приходят обучаться дети с
разными
уровнями
одаренности
и
способностями,
у
каждого
свои
особенности личности и даже возможности здоровья. И нам нужно развить
творческие способности такого широкого круга учащихся.
Поэтому
все
педагогические
технологии,
применяемые
мной
в
образовательно-во спитательном
проце ссе,
имеют
л и ч н о с т н о -
ориентированный
характер,
и
ставят
в
центр
образовательной
системы
личность
учащегося.
Личностно-ориентированный
подход,
означает,
что
сложность
изучаемых
произведений
не
должна
превышать
возможностей
учащихся, при необходимости я могу вариативно подобрать репертуарные
требования для каждого учащегося. При работе с одаренными детьми я
подбираю репертуар, который помогает максимально эффективно развить
творческие
способности
учащегося,
при
этом
сложность
исполняемого
музыкального материала не пугает ребенка, а активизирует его творчество.
Основным
технологическим
приемом
осуществления
моей
образовательно-воспитательной
деятельности
является
составление
индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
учащегося
–
это
целенаправленно
проектируемая
дифференцированная
образовательная
программа,
обеспечивающая
учащемуся
позиции
субъекта
выбора,
разработки
и
реализации
при
осуществлении
педагогом
поддержки
его
самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П.
Тряпицина).
На
первом
занятии
по
обучению
игре
на
фортепиано
я
провожу
первоначальную
диагностику
музыкальных
способностей
учащихся.
Это
различные задания по следующим параметрам: звуковысотные и ладово-
регистровые ощущения, мелодический и гармонический слух, чувство ритма,
чувство
динамики,
эмоциональный
отзыв
на
музыку.
После
проведения
первоначальной
диагностики
для
каждого
учащегося
я
составляю
индивидуальный образовательный маршрут.
Вариативность
содержания
программы,
согласно
индивидуальному
образовательному
маршруту
(в
зависимости
от
индивидуальных
особенностей
учащегося)
заключается
в
выборе
определенного
типа
репертуара, объеме теоретических знаний, уровня освоения фортепианной
техники
и
степени
активности
учащегося
в
концертной,
конкурсной
и
досуговой деятельности.
Индивидуальный
образовательный
маршрут
учащегося,
который
я
составляю, выглядит так:
Шаблон индивидуального образовательного маршрута учащегося
Фамилия, имя учащегося:______________________
Год обучения:________________________________
Первоначальная диагностика музыкальных особенностей
Дата
Результат
Тип репертуара
Тип требований к техническому зачету
Участие в досуговых мероприятиях
Дата
Название мероприятия
Уровень
Концертная деятельность
Дата
Название мероприятия
Уровень
Конкурсная деятельность
Дата
Название
Уровень
Результат
Промежуточная диагностика
Дата
Результат
Итоговая диагностика
Дата
Результат
Так,
например,
учащимся
с
обычным
уровнем
музыкальных
способностей я подбираю типовой репертуар. Такие учащиеся исполняют 8-
10
произведений
в
год,
играют
4
гаммы,
участвуют
в
4-6
досуговых
мероприятиях,
в
2-3
концертах,
в
2
конкурсах
и
все
преимущественно
учрежденческого уровня (т.е. концерты, конкурсы организованные внутри
учреждения).
В
то
время
как
учащимся
с
высоким
уровнем
музыкальных
способностей я подбираю усложненный тип репертуара. Они исполняют 10-
15 произведений в год, играют 5-6 гамм, участвуют в 6-8 мероприятиях не
только учрежденческого уровня, но и районного. Концертная деятельность
увеличивается в количестве выступлений. Конкурсная деятельность также
увеличивается
в
количестве
и
уровнях
выступлений,
дети
выступают
не
только на уровне учреждения, но и района, также участвуют в конкурсах и
фестивалях регионального уровня и выше.
Индивидуальный маршрут учащегося может корректироваться по мере
музыкального
и
личностного
развития
учащегося.
Таким
образом,
индивидуальный
образовательный
маршрут
представляет
учащимся
возможность
развиваться
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
заложенных задатков и потенциалов. В результате использования данного
метода
построения
образовательно-воспитательной
деятельности,
каждый
учащийся
получает
возможность
для
полной
творческой
и
личностной
самореализации.