Автор: Зуйкина Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад п. Молочница"
Населённый пункт: Р.Мордовия,Зубово– Полянский район, п.Молочница
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: " Телевидение в жизни ребенка и семьи"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей:
ВОСПИТАТЕЛЬ: Зуйкина ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные
передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство
родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года,
чтобы он хоть на миг оставил их в покое. Телевизор заменяет
бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…
экран становится главным воспитателем ребенка. В тоже время
многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов
подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит
ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом
возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание
кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой,
нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы,
вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку
возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия,
которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый
вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире
постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и
не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде:
играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки
телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда
нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.
В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных
детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из
них – отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить,
мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.
Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом
общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы
отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие
заинтересованности делом. Появилось новое заболевание –
дефицит концентрации внимания. Это заболевание ярко
проявляется в процессе обучения и характеризуется
гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям
необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно
воспринимать на слух. Короткие предложения они не способны
удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые
интересные книги.
Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи
– это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не
интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку
телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих
никакой внутренней работы ребенка. Но, пожалуй, самое явное
свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская
жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга,
потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто
и хочется острых ощущений.
И всему виной телевизор, который совершенно поглощает
внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.
Детский возраст – период наиболее интенсивного становления
внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное
в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение
фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент,
когда здание уже построено, уже нельзя. Следовательно, ранний
возраст является наиболее ответственным – он определяет
дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в
интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми.
Никакие технические средства не способны заменить живого
человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние
на ребенка, как и полное его игнорирование.
Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне…
Современные дети превратились в телеманов. При включенном
телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и
спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере,
что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого
пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети, которые
много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее
подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.
Советы родителям:
1. Откажитесь от привычки спихивать ребенка на
телевизор, как на электронную няньку, даже если вы
очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь
дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать
музыку, развивайте интерес к книге.
2. Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее
программу на неделю и отметьте те передачи или
фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы
ограничиться.
3. Назначьте один день без телевизора. Объясните, что
все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на
этот день более полезные занятия.
4. Не ставьте телевизор в детской, если только не
хотите окончательно потерять контроль над тем, какие
передачи и в какое время смотрит ребенок.
5. Не оставляйте телевизор включенным для создания
шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-
нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.
6. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни
родителей, иначе это станет для ребенка
положительным примером.
7. Помнить о том, что ребенок, который ежедневно
смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и
даже постепенно начинает испытывать от таких
эпизодов удовольствие.
Правила для родителей.
Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись,
соблюдайте следующие правила.
1. До 2 – 2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет ( а
лучше и позже) - не более 15 минут в день, и только вместе с мамой.
Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять
это ребенку: « Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот
зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала
зайке шарик…» Такой пересказ необходим, потому что 2 – 3 – летний
малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как
скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью
восприятия старших детей и тем более взрослых.
2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких
детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной
картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и
понятным, доступным малышу содержанием.
3. Желательно периодически просматривать одни и те же
мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует
лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному
предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже
должна помочь мама: « Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно,
мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка – квакушка…»; для
этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть
их по нескольку раз ( не в один день, конечно).
4. Передача « Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована
детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в
сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с
ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую
часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой
день.
5. Если Вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от
просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером
почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о
том, как прошел день, что Вы с ним видели что делали, как играли, что
нового он узнал.
6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не
разрешайте смотреть « взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом
переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!