Напоминание

" Телевидение в жизни ребенка и семьи"


Автор: Зуйкина Татьяна Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад п. Молочница"
Населённый пункт: Р.Мордовия,Зубово– Полянский район, п.Молочница
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: " Телевидение в жизни ребенка и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

ВОСПИТАТЕЛЬ: Зуйкина ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Вопрос, о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные

передачи, является актуальным. Не секрет, что большинство

родителей сажают ребенка перед телевизором чуть ли не с года,

чтобы он хоть на миг оставил их в покое. Телевизор заменяет

бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом…

экран становится главным воспитателем ребенка. В тоже время

многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов

подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит

ничего, кроме вреда. Длительный просмотр телепередач в этом

возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание

кадров, особенно в клипах, сопровождаемых громкой музыкой,

нередко провоцирует нарушение деятельности нервной системы,

вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не дает ребенку

возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия,

которые изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый

вред детской психике. Очень вредно для детей, если в квартире

постоянно работает телевизор: его вроде бы никто не смотрит, но и

не выключает. Ребенок постоянно находится в зашумленной среде:

играет, разговаривает с родителями, кушает, засыпает под звуки

телевизора. Следует помнить, что и взрослым и детям иногда

нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и с близкими.

В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных

детей» эти последствия становятся все более очевидными. Одно из

них – отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить,

мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна.

Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом

общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы

отмечают у детей неспособность к самоуглублению, отсутствие

заинтересованности делом. Появилось новое заболевание –

дефицит концентрации внимания. Это заболевание ярко

проявляется в процессе обучения и характеризуется

гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям

необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно

воспринимать на слух. Короткие предложения они не способны

удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые

интересные книги.

Еще один факт, который отмечают почти все педагоги и психологи

– это резкое снижение фантазии детей. Их ничего больше не

интересует и не увлекает. Дети предпочитают нажать кнопку

телевизора и ждать новых, уже готовых развлечений, не требующих

никакой внутренней работы ребенка. Но, пожалуй, самое явное

свидетельство нарастания внутренней пустоты – это детская

жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга,

потому что теряют всякое чувство меры, потому что на душе пусто

и хочется острых ощущений.

И всему виной телевизор, который совершенно поглощает

внимание малыша, подменяя собой любое общение с взрослым.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления

внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное

в этом возрасте практически невозможно. 6-7 лет – зарождение

фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент,

когда здание уже построено, уже нельзя. Следовательно, ранний

возраст является наиболее ответственным – он определяет

дальнейшее развитие человека.

Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в

интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми.

Никакие технические средства не способны заменить живого

человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.

Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние

на ребенка, как и полное его игнорирование.

Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне…

Современные дети превратились в телеманов. При включенном

телевизоре дети играют, общаются с друзьями и родителями, едят и

спят. Они зависят от мерцания голубого экрана почти в той же мере,

что и взрослые от алкоголя или сигарет. Последствия этого

пристрастия могут быть довольно серьезными. Дети, которые

много смотрят телевизор, обычно имеют избыточный вес, менее

подвижны, у них выше уровень холестерина в крови.

Советы родителям:

1. Откажитесь от привычки спихивать ребенка на

телевизор, как на электронную няньку, даже если вы

очень заняты. Вместе этого подыщите ему какое-нибудь

дело - пусть учится рисовать или лепить, слушать

музыку, развивайте интерес к книге.

2. Выберите достойные передачи. Просмотрите заранее

программу на неделю и отметьте те передачи или

фильмы, которыми, на ваш взгляд, следовало бы

ограничиться.

3. Назначьте один день без телевизора. Объясните, что

все, в том числе мама и папа, должны подыскать себе на

этот день более полезные занятия.

4. Не ставьте телевизор в детской, если только не

хотите окончательно потерять контроль над тем, какие

передачи и в какое время смотрит ребенок.

5. Не оставляйте телевизор включенным для создания

шумового фона. Если ребенок хочет услышать что-

нибудь, пока рисует или занимается, включите радио.

6. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни

родителей, иначе это станет для ребенка

положительным примером.

7. Помнить о том, что ребенок, который ежедневно

смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и

даже постепенно начинает испытывать от таких

эпизодов удовольствие.

Правила для родителей.

Если Вы считаете, что без телевизора вашему ребенку не обойтись,

соблюдайте следующие правила.

1. До 2 – 2,5 лет ребенку нельзя(!) смотреть телевизор, от 2 до 3 лет ( а

лучше и позже) - не более 15 минут в день, и только вместе с мамой.

Она должна проговаривать вслух все, что видит на экране, и объяснять

это ребенку: « Это девочка. Она несет шарик. Красивый, голубой! А вот

зайка пришел, просит шарик у девочки. Видишь, добрая девочка, дала

зайке шарик…» Такой пересказ необходим, потому что 2 – 3 – летний

малыш не успевает понять смысл происходящего на экране, так как

скорость его зрительного восприятия несравнима со скоростью

восприятия старших детей и тем более взрослых.

2. Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких

детей, лучше всего отечественные мультфильмы с четкой, ясной

картинкой, мелодичной музыкой, добрыми, нестрашными героями и

понятным, доступным малышу содержанием.

3. Желательно периодически просматривать одни и те же

мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует

лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному

предвосхищению уже известных событий. И в этом ребенку тоже

должна помочь мама: « Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно,

мышка. А кто это к ней сейчас прискачет? Лягушка – квакушка…»; для

этого полезно иметь любимые мультфильмы на кассетах, чтобы смотреть

их по нескольку раз ( не в один день, конечно).

4. Передача « Спокойной ночи, малыши!» может быть рекомендована

детям начиная с 3 лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в

сюжете передачи и переходить от беседы Хрюши и Степашки с

ведущим к мультфильму, для начала можно смотреть только первую

часть передачи, мультфильм записывать, а просматривать его в другой

день.

5. Если Вы заметили, что вечером ребенок перевозбуждается от

просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером

почитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о

том, как прошел день, что Вы с ним видели что делали, как играли, что

нового он узнал.

6. Никогда не оставляйте ребенка одного перед телевизором и не

разрешайте смотреть « взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом

переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит!



В раздел образования