Напоминание

Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе


Автор: Рудник Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДООЦ "ОРИОН"
Населённый пункт: горд Ульяновск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детский оздоровительно – образовательный центр «ОРИОН»

Консультация для педагогов

«Роль занимательного математического материала

в подготовке детей к школе»

Разработала педагог

дополнительного образования

школы раннего развития «Звёздочка»

объединения «Умняша»

Рудник Ирина Николаевна

Ульяновск, 2018

Старший дошкольный возраст – это период активного познания мира,

творчества,

общения.

Но

самое

главное,

это

период

подготовки

к

новому этапу в жизни – школьному обучению.

За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве

и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер

человеческой деятельности, и в частности,

развития детей дошкольного

возраста.

В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не

требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе

изменились.

В

первом

классе

хотят

видеть

подготовленных

детей,

обладающих

не

только

определённым

багажом

знаний,

но

умеющих

последовательно и логически мыслить, догадываться, рассуждать, грамотно

формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.

Изменились и методики обучения в школе. Большинство программ

строятся

таким

образом,

что

детям

приходится

мыслить,

решать

поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.

. Занимательный математический материал окажет помощь педагогам в

активизации мыслительных процессов детей и подготовит их к успешному

обучению в школе. Занимательность математическому материалу придают

игровые элементы, новизна, неожиданность, содержащиеся в каждой задаче,

упражнении, постановке вопроса.

Многообразие

занимательного

математического

материала

даёт

основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и

значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на

развитие тех или иных умений.

Условно выделяют три основных группы:

- развлечения

(загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические

фокусы;

«Танграм»,

«Пентамино»,

«Пифагор»,

«Колумбово

яйцо»,

«Гексатрион», «Монгольская игра» и др.).;

- математические (логические) игры, упражнения, задачи

(с блоками, кубиками; шашки и шахматы; словесные игры);

- дидактические игры и упражнения

(с наглядным материалом и словесные).

Занимательный математический материал можно включать в основную

часть занятия по блоку «Считалочка» или использовать в конце его, когда

наблюдается

снижение

умственной

активности

детей.

Так,

головоломки

целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах.

Задачи – шутки, загадки уместны в ходе обучения решению арифметических

задач, при формировании представлений о времени, действий над числами.

Несложные

занимательные

задачи

хорошо

использовать

в

качестве

«умственной

гимнастики».

Для

старших

дошкольников

также

можно

проводить

математические

вечера

досуга,

игры

соревнования,

математические

КВН.

В

содержание

таких

досуговых

мероприятий

включается

разнообразный

художественно

познавательный

материал:

малые

формы

фольклора

-

считалки,

поговорки,

шутки;

задачи

в

стихотворной форме; логико - математические, дидактические, развивающие

игры;

математические

развлечения;

элементы

сюжетно

-

ролевых

и

подвижных игр, пальчиковая гимнастика.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических

упражнений. Задачи на смекалку, занимательные игры вызывают у них

большой интерес. Определённая умственная нагрузка чаще всего

замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, игровыми

элементами, необычность постановки вопроса. Ребята начинают осознавать,

что в каждом из занимательных заданий заключена какая – либо хитрость,

забава, выдумка. Они лучше запоминают увиденное и услышанное, потому

что эмоционально вовлечены в занятие.

Дети настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том

случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается

положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную

активность. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:

практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными

(обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В

ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е.

как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность,

безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения

лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При

этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части

решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не

объясняют:

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся

планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о

результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует

мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества,

необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом

ни трудился. Подобные игры и упражнения помогут воспитать в детях ряд

полезных качеств: упорство, способность к длительному умственному

напряжению, находчивость, быстроту реакции, способность к

целеполаганию, следование правилам, умение анализировать, взвешивать

полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения

нестандартных задач способствует стимулированию творческой и

исследовательской активности. Можно сказать, что занимательный

математический материал поможет дошкольникам в дальнейшем

чувствовать более комфортно в процессе обучения в школе.

Для решения педагогических задач полезно познакомить родителей с

занимательным

математическим

материалом,

объяснить

его

роль

в

подготовке детей к школе, дать рекомендации по выполнению заданий дома

при соответствующем руководстве со стороны взрослого. Формы и методы

работы с родителями могут быть разнообразны: тематические родительские

собрания, беседы и индивидуальные консультации, оформление уголков для

родителей.

Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их

проведения, педагог может организовать открытые занятия по блоку

«Считалочка», математические КВН с использованием занимательного

математического материала.

Работа с родителями в этом направлении является одним из аспектов

педагогического всеобуча. У родителей, организующих для своих детей

дома игры с использованием занимательного математического материала,

формируется творчество, изобретательность, повышается их педагогическая

культура и обеспечивается разностороннее совместное со школой раннего

развития воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к

занимательным заданиям, обучение их способам поиска решения, ответа.

Памятка для родителей по руководству играми занимательного

характера:

- Выбирать задания соответственно уровню развития и возрастным

особенностям ребёнка;

- Исходить из постепенного усложнения заданий;

- Не ограничиваться играми или упражнениями одного типа, а использовать

разнообразный материал;

- Если вдруг внимание ребёнка угасло, не нужно заставлять его заниматься

дальше;

- Если дошкольнику не удается выполнять все задания с первого раза, это

может иметь и позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать

несколько раз, происходит развитие волевой сферы;

- Не сообщать каждый раз правильные ответы, возможна частичная подсказка

для удержания интереса ребёнка;

- Использовать средства наглядности для привлечения внимания детей

(яркие картинки, изображения любимых героев);

- Поощрять ребёнка, одобрять правильный путь поиска;

- Не допускать порицаний и высказываний недовольства.

Занимательный математический материал (примеры)

Загадки:

1.Кто в году 4 раза переодевается? (Земля);

2.Четыре братца под одной крышей живут. (Стол);

3.Пять ступенек – лесенка,

На ступеньках – песенка. (Ноты);

4.У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня. (Светофор) и др.

Задачи – шутки:

1.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое);

2.Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой

ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько

всего яблок (На берёзе яблоки не растут);

3.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? ( Восемь) и

др.

«Обведи рисунок по точкам» («Соедини точки от 1 до 10»);

Ребусы.

Кроссворды.

Лабиринты.

Паззлы «Изучаем цифры и счёт».

Головоломки с палочками ( составление геометрических фигур,

преобразование одной фигуры в другую).

Математические фокусы:

1.Взрослый говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай

число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем ещё отними задуманное

число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5.»

Игры на составление плосткостных изображений предметов:

1.«Танграм» (Квадрат 8*8 см разрезается определённым образом на 7

частей);

2.«Пифагор» (Квадрат 7*7 см разрезается определённым образом на 7

частей);

3.«Вьетнамская игра» (Круг разрезается определённым образом на 7 частей);

4.«Монгольская игра» (Квадрат 10*10 разрезается определённым образом на

11 частей);

5.«Колумбово яйцо» (Овал 15*12 разрезается определённым образом на 10

частей);

6.«Волшебный круг» ( Круг разрезается определённым образом на 10 частей).

Игры на составление объёмных изображений предметов:

1.«Уголки» (27 кубиков, склеенных по 3 в виде уголков и окрашенных в три

цвета: красный, зелёный и синий);

2.Блоки Дьенеша;

3.«Кубики для всех» (27 кубиков, склеенных между собой в виде 7

элементов);

4.«Куб – хамелеон» (8 одинаковых кубиков, окрашенных определённым

образом).

Наборы геометрических фигур.

Шашки, шахматы.

Логические задачи и упражнения:

1.«Какая фигура лишняя?»;

2.«Найди отличия»;

3.«Найди 2 одинаковых предмета»;

4.«Найди ошибку» ;

5.«Магические квадраты» (Поиск недостающей в ряду фигуры) и др.

Задачи в стихах:

1.Подарил утятам ёжик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (4);

2.Четыре сороки пришли на уроки.

Одна из сорок не знала урок.

Сколько прилежно

Трудилось сорок? (3) и др.

Математические рассказы, сказки:

1. «Очень голодная гусеница» Эрик Карл (Закрепление знаний о днях

недели, цветах, повторение количественного и порядкового счёта);

2. Русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» (Повторение

количественного и порядкового счёта, сравнение героев по росту);

3. «Козлёнок, который считал до десяти» Альф Прейсен (Повторение

количественного и порядкового счёта, сравнение героев по росту);

4. «Сказка про нуль» В. В. Волина (Знакомство с числами и цифрами);

5. «Великое открытие» В. Голявкин ;

6. «Путешествия в Цифроград» Т. А. Шорыгина;

7. «Десять братьев» (Знакомство с числами) и др.

Дидактические математические игры:

1. «Математическое лото»;

2. «Геометрическая мозаика» (Собрать изображения предмета по образцу,

по собственному замыслу);

3. «Когда это бывает» (Закрепление знаний о временах года, частях суток,

днях недели);

4. «Расскажи про свой узор» (Обучение ориентированию на листе бумаги –

верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.);

5. «Пляшущие человечки» (Рассмотреть за 1 минуту карту – схему с

изображением 16 «пляшущих» человечков и сосчитать за минуту тех, что

изображены неподвижно) и др.

Подвижные математические игры:

1.«Наперегонки парами» (По сигналу дети в парах, держась за руки, бегут

до противоположной стороны площадки. Побеждает пара, прибежавшая

быстрее всех);

2.«Три движения» (Педагог показывает три разных движения, дети

повторяют несколько раз, чтобы запомнить. Далее педагог называет номер

движения, играющие должны показать его правильно);

3.«Я знаю пять имён…» (Дети, ударяя мячом об пол, называют 5 имён

мальчиков или 5 названий цветов, животных и т.д.);

4.«Третий лишний» (Играющие распределяются по парам в кругу. Один

свободный игрок – водящий, бегая, может присоединиться к любой паре и

взять за руку крайнего игрока. Тот, кто оказался лишним, становится новым

водящим) и др.



В раздел образования