Автор: Рудник Ирина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДООЦ "ОРИОН"
Населённый пункт: горд Ульяновск
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: Роль занимательного математического материала в подготовке детей к школе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детский оздоровительно – образовательный центр «ОРИОН»
Консультация для педагогов
«Роль занимательного математического материала
в подготовке детей к школе»
Разработала педагог
дополнительного образования
школы раннего развития «Звёздочка»
объединения «Умняша»
Рудник Ирина Николаевна
Ульяновск, 2018
Старший дошкольный возраст – это период активного познания мира,
творчества,
общения.
Но
самое
главное,
это
период
подготовки
к
новому этапу в жизни – школьному обучению.
За последние десятилетия в нашей жизни, в общественном устройстве
и в сознании людей произошли большие изменения. Это касается всех сфер
человеческой деятельности, и в частности,
развития детей дошкольного
возраста.
В советские времена при поступлении в первый класс от ребенка не
требовалось специальной подготовки. Иное дело теперь. Требования в школе
изменились.
В
первом
классе
хотят
видеть
подготовленных
детей,
обладающих
не
только
определённым
багажом
знаний,
но
умеющих
последовательно и логически мыслить, догадываться, рассуждать, грамотно
формулировать и не бояться высказывать свои мысли вслух.
Изменились и методики обучения в школе. Большинство программ
строятся
таким
образом,
что
детям
приходится
мыслить,
решать
поставленные проблемы, а не просто излагать заученный материал.
. Занимательный математический материал окажет помощь педагогам в
активизации мыслительных процессов детей и подготовит их к успешному
обучению в школе. Занимательность математическому материалу придают
игровые элементы, новизна, неожиданность, содержащиеся в каждой задаче,
упражнении, постановке вопроса.
Многообразие
занимательного
математического
материала
даёт
основание для его классификации по разным признакам: по содержанию и
значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на
развитие тех или иных умений.
Условно выделяют три основных группы:
- развлечения
(загадки, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические
фокусы;
«Танграм»,
«Пентамино»,
«Пифагор»,
«Колумбово
яйцо»,
«Гексатрион», «Монгольская игра» и др.).;
- математические (логические) игры, упражнения, задачи
(с блоками, кубиками; шашки и шахматы; словесные игры);
- дидактические игры и упражнения
(с наглядным материалом и словесные).
Занимательный математический материал можно включать в основную
часть занятия по блоку «Считалочка» или использовать в конце его, когда
наблюдается
снижение
умственной
активности
детей.
Так,
головоломки
целесообразны при закреплении представлений о геометрических фигурах.
Задачи – шутки, загадки уместны в ходе обучения решению арифметических
задач, при формировании представлений о времени, действий над числами.
Несложные
занимательные
задачи
хорошо
использовать
в
качестве
«умственной
гимнастики».
Для
старших
дошкольников
также
можно
проводить
математические
вечера
досуга,
игры
–
соревнования,
математические
КВН.
В
содержание
таких
досуговых
мероприятий
включается
разнообразный
художественно
–
познавательный
материал:
малые
формы
фольклора
-
считалки,
поговорки,
шутки;
задачи
в
стихотворной форме; логико - математические, дидактические, развивающие
игры;
математические
развлечения;
элементы
сюжетно
-
ролевых
и
подвижных игр, пальчиковая гимнастика.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических
упражнений. Задачи на смекалку, занимательные игры вызывают у них
большой интерес. Определённая умственная нагрузка чаще всего
замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, игровыми
элементами, необычность постановки вопроса. Ребята начинают осознавать,
что в каждом из занимательных заданий заключена какая – либо хитрость,
забава, выдумка. Они лучше запоминают увиденное и услышанное, потому
что эмоционально вовлечены в занятие.
Дети настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том
случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается
положительное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную
активность. При этом дети пользуются двумя видами поисковых проб:
практическими (действия в перекладывании, подборе) и мыслительными
(обдумывание хода, предугадывание результата, предположение решения). В
ходе поиска, выдвижения гипотез, решения дети проявляют и догадку, т. е.
как бы внезапно приходят к правильному решению. Но эта внезапность,
безусловно, кажущаяся. На самом деле они находят путь, способ решения
лишь на основании практических действий и мысленного обдумывания. При
этом дошкольникам свойственно догадываться только о какой-то части
решения, каком-то этапе. Момент появления догадки дети, как правило, не
объясняют:
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся
планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о
результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует
мыслительную деятельность ребёнка, развивает у него качества,
необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом
ни трудился. Подобные игры и упражнения помогут воспитать в детях ряд
полезных качеств: упорство, способность к длительному умственному
напряжению, находчивость, быстроту реакции, способность к
целеполаганию, следование правилам, умение анализировать, взвешивать
полученный результат, приводить доводы. Поиск путей решения
нестандартных задач способствует стимулированию творческой и
исследовательской активности. Можно сказать, что занимательный
математический материал поможет дошкольникам в дальнейшем
чувствовать более комфортно в процессе обучения в школе.
Для решения педагогических задач полезно познакомить родителей с
занимательным
математическим
материалом,
объяснить
его
роль
в
подготовке детей к школе, дать рекомендации по выполнению заданий дома
при соответствующем руководстве со стороны взрослого. Формы и методы
работы с родителями могут быть разнообразны: тематические родительские
собрания, беседы и индивидуальные консультации, оформление уголков для
родителей.
Знакомя родителей с приёмами руководства играми, методикой их
проведения, педагог может организовать открытые занятия по блоку
«Считалочка», математические КВН с использованием занимательного
математического материала.
Работа с родителями в этом направлении является одним из аспектов
педагогического всеобуча. У родителей, организующих для своих детей
дома игры с использованием занимательного математического материала,
формируется творчество, изобретательность, повышается их педагогическая
культура и обеспечивается разностороннее совместное со школой раннего
развития воздействие на детей, направленное на воспитание у них интереса к
занимательным заданиям, обучение их способам поиска решения, ответа.
Памятка для родителей по руководству играми занимательного
характера:
- Выбирать задания соответственно уровню развития и возрастным
особенностям ребёнка;
- Исходить из постепенного усложнения заданий;
- Не ограничиваться играми или упражнениями одного типа, а использовать
разнообразный материал;
- Если вдруг внимание ребёнка угасло, не нужно заставлять его заниматься
дальше;
- Если дошкольнику не удается выполнять все задания с первого раза, это
может иметь и позитивные стороны — если ребенок вынужден что-то делать
несколько раз, происходит развитие волевой сферы;
- Не сообщать каждый раз правильные ответы, возможна частичная подсказка
для удержания интереса ребёнка;
- Использовать средства наглядности для привлечения внимания детей
(яркие картинки, изображения любимых героев);
- Поощрять ребёнка, одобрять правильный путь поиска;
- Не допускать порицаний и высказываний недовольства.
Занимательный математический материал (примеры)
Загадки:
1.Кто в году 4 раза переодевается? (Земля);
2.Четыре братца под одной крышей живут. (Стол);
3.Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка. (Ноты);
4.У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня. (Светофор) и др.
Задачи – шутки:
1.Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое);
2.Росло 4 берёзы. На каждой берёзе по 4 большие ветки. На каждой большой
ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке – по 4 яблока. Сколько
всего яблок (На берёзе яблоки не растут);
3.У семи братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? ( Восемь) и
др.
«Обведи рисунок по точкам» («Соедини точки от 1 до 10»);
Ребусы.
Кроссворды.
Лабиринты.
Паззлы «Изучаем цифры и счёт».
Головоломки с палочками ( составление геометрических фигур,
преобразование одной фигуры в другую).
Математические фокусы:
1.Взрослый говорит: «Я могу отгадать число, которое ты задумал. Задумай
число, прибавь к нему 6, от суммы отними 2, затем ещё отними задуманное
число, к результату прибавь 1. У тебя получилось число 5.»
Игры на составление плосткостных изображений предметов:
1.«Танграм» (Квадрат 8*8 см разрезается определённым образом на 7
частей);
2.«Пифагор» (Квадрат 7*7 см разрезается определённым образом на 7
частей);
3.«Вьетнамская игра» (Круг разрезается определённым образом на 7 частей);
4.«Монгольская игра» (Квадрат 10*10 разрезается определённым образом на
11 частей);
5.«Колумбово яйцо» (Овал 15*12 разрезается определённым образом на 10
частей);
6.«Волшебный круг» ( Круг разрезается определённым образом на 10 частей).
Игры на составление объёмных изображений предметов:
1.«Уголки» (27 кубиков, склеенных по 3 в виде уголков и окрашенных в три
цвета: красный, зелёный и синий);
2.Блоки Дьенеша;
3.«Кубики для всех» (27 кубиков, склеенных между собой в виде 7
элементов);
4.«Куб – хамелеон» (8 одинаковых кубиков, окрашенных определённым
образом).
Наборы геометрических фигур.
Шашки, шахматы.
Логические задачи и упражнения:
1.«Какая фигура лишняя?»;
2.«Найди отличия»;
3.«Найди 2 одинаковых предмета»;
4.«Найди ошибку» ;
5.«Магические квадраты» (Поиск недостающей в ряду фигуры) и др.
Задачи в стихах:
1.Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (4);
2.Четыре сороки пришли на уроки.
Одна из сорок не знала урок.
Сколько прилежно
Трудилось сорок? (3) и др.
Математические рассказы, сказки:
1. «Очень голодная гусеница» Эрик Карл (Закрепление знаний о днях
недели, цветах, повторение количественного и порядкового счёта);
2. Русские народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок» (Повторение
количественного и порядкового счёта, сравнение героев по росту);
3. «Козлёнок, который считал до десяти» Альф Прейсен (Повторение
количественного и порядкового счёта, сравнение героев по росту);
4. «Сказка про нуль» В. В. Волина (Знакомство с числами и цифрами);
5. «Великое открытие» В. Голявкин ;
6. «Путешествия в Цифроград» Т. А. Шорыгина;
7. «Десять братьев» (Знакомство с числами) и др.
Дидактические математические игры:
1. «Математическое лото»;
2. «Геометрическая мозаика» (Собрать изображения предмета по образцу,
по собственному замыслу);
3. «Когда это бывает» (Закрепление знаний о временах года, частях суток,
днях недели);
4. «Расскажи про свой узор» (Обучение ориентированию на листе бумаги –
верхний правый угол, нижний левый угол и т.д.);
5. «Пляшущие человечки» (Рассмотреть за 1 минуту карту – схему с
изображением 16 «пляшущих» человечков и сосчитать за минуту тех, что
изображены неподвижно) и др.
Подвижные математические игры:
1.«Наперегонки парами» (По сигналу дети в парах, держась за руки, бегут
до противоположной стороны площадки. Побеждает пара, прибежавшая
быстрее всех);
2.«Три движения» (Педагог показывает три разных движения, дети
повторяют несколько раз, чтобы запомнить. Далее педагог называет номер
движения, играющие должны показать его правильно);
3.«Я знаю пять имён…» (Дети, ударяя мячом об пол, называют 5 имён
мальчиков или 5 названий цветов, животных и т.д.);
4.«Третий лишний» (Играющие распределяются по парам в кругу. Один
свободный игрок – водящий, бегая, может присоединиться к любой паре и
взять за руку крайнего игрока. Тот, кто оказался лишним, становится новым
водящим) и др.